В начале этого года в Перми принят новый генеральный план развития города. Теперь это официльный документ, имеющий силу закона.
В этом документе мало говорится о развитии автодорожной системы города. И много об общественном транспорте, велодорожках, пешеходном движении.
Я не ставлю своей задачей пересказать весь этот документ. Я лишь хочу остановиться на некоторых интересных моментах.
1. Развитие трамвайной сети.
В городском центре предлагается обеспечение общественным транспортом только экологического типа: трамваем и троллейбусом. Трамвай является преимущественным видом общественного транспорта.
Первый этап развития состоит в создании новой трамвайной инфраструктуры на улицах в центральной части Перми: ул. Революции, ул. Крисанова и ул. Куйбышева. Задача: соединить существующую трамсеть с вокзалом Пермь-II, достигнуть более плотного покрытия городского центра трамвайной сетью.
В дальнейшем предполагается развитие трамвая екак в центре, так в прилегающих к центру районах. Задача: проникнуть трамвайной инфраструктурой внутрь многофункциональных зон на перефирии центра, обладающих высокой плотностью как жилья, так и мест приложения труда, создать связующие звенья с линиями других видов транспорта, улучшить качество услуг за счёт сокращения длины пешеходного пути до остановки. Это касается районов: Крохалёва, Владимирский, Садовый, Парковый.
На втором этапе предполагается проложить трамвайные пути по всей главной улице города - улице Ленина со снятием трампутей с параллельной ей улицы. Это обусловлено статусом улицы Ленина как одной из наиболее представительных улиц города. Кроме того предполагается также строительство трамлинии по улице Крисанова и продолжение линии по улице Орджоникидзе и Революции, ликвидация разрывов сети за счёт добавления недостающих участков. За пределами центра предполагается строительство линий в плотно заселённые районы: Парковый, Нагорный, Владимирский, а также перенос линии в районе Садовый на более удобное место.
Также предполагается обеспечить трамвайный транспорт выделенными линиями на протяжении ВСЕЙ длины сети, за счёт чего уровень удобства этого вида транспорта значительно возрастёт.
Длина существующей сети: 50 км, в т. ч. выделенных полос: 40 км.
Запланированная длина сети: 80 км, в т. ч. выделенных полос: 80 км.
2. Сокращение троллейбусной сети.
Предполагается значительное сокращение троллейбусной сети с сохранением двух коридоров для этого вида транспорта на шоссе Космонавтов и Комсомольском проспекте.
Длина существующей сети: 94 км, выделенных полос нет
Запланированная длина сети: 21 км, в т. ч. выделенных полос: 10 км.
3. Развитие автобусной сети.
"Стратегия нулевого загрязнения", установленная для центра города, включает в себя удаление всех автобусных линий из центра Перми. Эта мера позволит снизить объём автомобильного движения и загрязнения воздуха в центре города. Автобусные линии должны пересекаться с трамвайными и троллейбусными на границе городского центра, позволяя совершить пересадку и соединяя центр с районами переферии и прилегающими к центру районами. Планируется предоставление выделенных полос на территории как минимум половины сети, начиная с главных общегородских улиц.
Длина новых выделенных полос: 40 км.
4. Создание линий движения электропоездов, обслуживающих внутригородские перевозки.
Предполагается существенное повышение уровня обслуживания пригородных электропоездов, обеспечение большей частоты их движения. Будут созданы три маршрута для внутригородских первозок. Это потребует строительства новой соединительной дороги протяжённостью 1,2 км и соединительной ветки. Радиус поворота на соединительной ветке 150 м, что потребует применения на ней специального подвижного состава.
Предполагается создание новых станций в густонаселённых районах в пределах 5-минутной пешеходной доступности. В пиковый период предполагаемая интервал движения составит 15 минут, в остальное время - от 30 минут до часа.
Тип подвижного состава: поезд из 3-4 вагонов, максимальная длина поезда - 100 м. Станции рассматриваются как интермодальные центры, связанные с другими видами транспорта и перехватывающими парковками.
5. Развитие системы велосипедного движения.
Предусмотрено создание сети велодорожек, охватывающих всю территорию города. Велосипедная сеть должна плотно и глубоко пронизать ВСЮ городскую структуру. Основные велодорожки предполагаются обособленными от автомобильного движения, второстепенные - выделенными разметкой.
Преполагаемая протяжённость маршрутов велосипедной сети: 750 км
в т. ч. главных маршрутов: 310 км, включая рекреационных маршрутов: 26 км - вдоль набережной 15 км и в пределах Зелёного кольца 11 км
в т. ч. второстепенных маршрутов: 400 км
в т. ч. возможное дальнейшее расширение: 40 км
Предполагается также создавать перехватывающие велосипедные стоянки, пункты проката и обмена велосипедов, велосипедные станции у обоиж ж/д вокзалов, включающие в себя бесплатную охраняемую стоянку велосипедов и мастерские по их ремонту.
6. Изменение принципов размещения автостоянок
Предполагается создание сети перехватывающих парковок у главных городских транспортных узлов и железнодорожных станций. В городской зоне предполагается создать два пояса перехватывающих автостоянок: внутреннее кольцо на границе центра города, связанное с транспортно-пересадочными узлами городского общественного транспорта, внешнее кольцо на границах города.
Центр города предполагается разделить на несколько зон, в каждой из которых будет разрешён ограниченный период парковки автомобилей и применён соответствующий тариф. Данная политика ориентирована на защиту напряжённых транспортных зон и рекреационных и общественных пространств от бессистемного и неразрешённого паркования автомобилей. Это позволит высвободить пространство для общественного транспорта, пешеходной и велосипедной инфраструктуры.
Взамен ликвидированных стояночных мест в центре города предполагается строительство многоуровневых паркингов.
Полностью с документом можно ознакомиться на сайте http://www.permgenplan.ru/. Также советую ознакомиться там с мастер-планом. Это не такой официальный документ, как генплан, зато более интересный и подробный.
Меня в этих планах пока настораживает несколько вещей: отсутствие связи электротранспорта с Большим Савино, хотя Проспект Космонавтов и дальше - зона достаточно активного строительства. И еще электротранспортом совершенно не охвачены периферийные связи, а Балатово и все что за ним висит на единственной линии, в случае ЧП на которой трамвайное движение сразу парализуется. Мне лично непонятно, почему даже на дальнюю перспективу не нарисовали дублеры и гипотетическое полукольцо.
Но это всего-лишь вероятное развитие транспорта. Как обычно могут недовыделить денег, и планы могут так и остаться красивыми картинками. Чиркунов конечно отличный губернатор, но он не вечен и не всевластен...
goshpodarek, дак сейчас итак если авария всё движение встаёт если это только не после горького то трамваи едут через белинского, а так стоят. Что касается Большого Савина так это наврядли никто не будет делать скоростной трамвай. А переферийные зоны как раз начинают охватываться по новому Генплану
Мне тут нравится:
1. Продуманность, скажем так, переносов трамвайных линий
2. Наличие новых линий для усиления связи в центре
3. Реальность выполнения этих планов, не по 150 км за один год, а действительно небольшими участками. И если будут проблемы с деньгами то можно реализовать не все, но польза от любого введенного в строй участка уже будет.
План города очень даже не плохой, акцент сделан на трамваи - это как мы знаем, экологически чистый вид транспорта. Очень приятно, что хотя бы где - то заботятся о велосипедистах.
Выглядит всё перспективно и удачно. Вопрос в том, сколько из этого будет выполнено. Если всё, то это просто счастье!)
У нас в Тамбове тоже генплан приняли, который транспортную структуру должен улучшить просто в миллионы-миллиарды раз, но на то, что хоть какую-то часть его выполнят даже надеяться сложно. =(
Но если в Перми с этим лучше,то будет неплохо - развитие электротранспорта: трамваев, троллейбусов и городских электричек - это есть очень хорошо. Да и разгрузить центр - основная задача при планировании транспортных потоков в любом городе!
Mixa, Троллейбусная сеть Перми в значительной степени уже сейчас дублируется трамваем. Действительно самостоятельных трасс три: шоссе Космонавтов, Комсомольский проспект, улица Пушкина - все они сохранятся. http://transphoto.ru/photo/398893/
По мере строительства трамвайных линий степень дублирования возрастёт. В то же время, все трамлинии будут обособленными. Возникает проблема: оставить троллейбус идти рядом с выделенкой в общем потоке = стоять в пробке или заниматься созданием сложных выделенок для троллейбуса и трамвая (но нужны ли такие сложности при почти полном дублировании трассы).
В принципе, решение о снятии троллейбуса с дублирующих трамвай маршрутов, на мой взгляд, при таком подходе, оправдано.
Не обманут ли, как всегда? При Чиркунове вряд ли. Что будет потом, если он уйдёт: я думаю, и генплан перепишут.
Сейчас в Перми трамваем всерьёз занимаются: чинят пути, создали выделенку на важнейшем центральном участке, покупают ПС, заботятся об имидже (даже Артемия Лебедева для этого пригласили).
Scratch, к сожалению, в сети генплан Тамбова я не нашёл. В обсуждении где-то проскочило, что "развязок на нём чуть ли не больше, чем в Москве".
Если это так, то разница принципиальная. Ибо генплан Тамбова настолько дорог, что вряд ли будет реализован. А в частично реализованном виде (а может и в полном), он вряд ли решит транспортную проблему. Генплан же Перми дёшев: 30 км трамвайной сети без каких-либо эстакад и тоннелей, это цена одной развязки. При этом он создаёт цельную транспортную систему в городе, которая сможет функционировать в том числе и при пробках, правда при одном условии: контроле за перекрёстками. Именно поэтому он реалистичен и эффективен.
Других генпланов такого уровня в нашей стране нет! И это неспроста. Разработкой данного генплана занимались исключительно квалифицированные иностранные специалисты, а не совковые "проектанты".
Пролистал мастер-план, очень понравилось, всё что предлагается сделать имеет обоснование. Сразу видно что была проделана колоссальная работа! Нам бы такой мастер-план для Москвы, было бы интересно почитать...
Я давно наблюдаю за Пермью, то же думал выложить сюда и генплан и мастер-план, но не стал этого делать.
Мастер-план и Генплан Перми обращен на жителей, а не как Московский.
Кстати где-то был ролик про генплан Перми, найду выложу))) Он очень интересный...
Kent 13, Нам бы такой мастер-план для Москвы
В Перми Чиркунов начал с того, что послал на ... местных архитекторов. И стал приглашать самых крутых и именитых из-за границы. В том числе Лернера... И не только крутых, приглашал и студентов из Европы, проводил "штудии" на предмет иного видения города.
У нас пока нет никаких оснований считать, что что-то подобное происходит. А в то, что те, кто проектировал "Большую Ленинградку" и уродовал исторический центр, создадут генлан такого высокого уровня, я никогда не поверю. Даже, если их будут ежедневно пинать ногами, они просто не будут понимать, что от них требуют.
Генплан Перми создавали люди, которые реально живут в нормальных европейских городах, понимают, что и для чего в каком случае делается. Они не рисовали трамвайные линии и велодорожки потому, что так приказал "хозяин". Они создавали прежде всего иной город. Город, в котором приятно пройти вечером пешком по главной улице, посидеть в тихом уютном дворике, прокатиться на велосипеде по набережной. Город, в котором захотят жить нормальные люди: инженеры, учёные, а не те, кто вчера освободился из зоны. У них не было идеи, которая витает в головах наших "специалистов": "всё ради транспорта, а людям то, что останется". А трамвай для них - это всего-лишь инструмент создания города.
У нас пока главенствующая идея: "Ну ладно, пусть будут эти чёртовы выделенные полосы, но надо же сделать их так, чтобы они не мешали водителям. Ну разве можно в таком огромном городе, как Москва, с его колоссальным траффиком делать такие вещи. Собянин просто не понимает, что делает..." Я не верю в какое-либо "перерождение" нынешних "специалистов". И никогда не поверю...
И Чиркунов был прав, что не верил!
Очень надеюсь что это все будет выполнено. В сравнении с генпланом Архангельска который имеет связь с реальностью чуть меньше чем никакую. Так как чтобы его реальизовать нужно продать весь Архангельск и окрестности.
Кстати, нашел ролик про Генплан)))
Вот ссылка Ролик про генплан Перми, внимание ролик весит 40 mb, ролик в формате флеш-презентации.
Вот еще ссылка на большие схемы Перми, которые выложены здесь в миниатюре. ссылка
Дикий Кот, есть две пробемы:
1. Троллейбус - транспорт инфраструктурный. И поэтому значительная часть эксплуатационных расходов идёт на содержание инфраструктуры. Перефирийная сеть разветвлённая, но пассажиропоток на ней маленький. Значит расходы будут выше, а доходы ниже, чем у обычного троллейбуса. У автобуса расходы более чётко зависят от количества рейсов, и могут пропорционально сокращаться вместе с падением пассажиропотока. Конечно, можно сказать: мы хотим жить в чистом городе, и готовы вкладывать в это некоторое количество лишних денег, и это нормально. Но есть вторая проблема:
2. Автобус - транспорт автономный. А следовательно, он может работать в условиях чрезвычайных ситуаций. Во время сбоев в подаче электроэнергии автобусы обеспечивают функционирование маршрутов электротранспорта, кроме того они необходимы для обеспечения срочной эвакуации населения за пределы города.
Поэтому полностью отказываться от них, наверное, не стоит.
kostik, а в случае перебоев с поставками нефтепродуктов троллейбус лучше. Подобные риски плохо предсказуемые, требуют расчета и иследований на уровне государства и региона, чего ради выбора троллейбус/автобус проводить не будут. Соответственно как аргумент "ой, а вдруг электричестов отключат" или "ой, а вдруг ГСМ кончится" не проходят.
GAS, спасибо за ссылки. Московской мэрии генплан вообще нужно отдать на растерзание жителям города - они его просто порвут... хD Хочу добавить, в Виннице (Украина) городской транспорт представлен трамваями и троллейбусами, автобусы только в пригород и удалённые части города ездят. Маршрутки только по популярным маршрутам троллейбусов гоняют. Город прекрасно обеспечен транспортом, даже в те времена когда маршруток не было - троллейбусы и трамваи хорошо обслуживали внутреннюю часть города... Так что обслуживание троллейбусного парка (расширяющегося и поныне) может быть выгоднее автобусного.
XAN, я не утверждаю, что ОТ, построенный на автобусе, сильно надёжнее электротранспорта. Но, система, которая сочетает в себе разные виды транспорта, в общем надёжнее, чем построенная только на одном виде. Перебои с электроэнергией скорее всего не совпадут по времени с перебоями в поставке нефтепродуктов, а значит автобус придёт на замену электротранспорту. Так было в Москве во время блэкаута. Ещё пример: когда в Праге затопило метро, город выезжал на трамвае.
Понятно, что такие проблемы возникают редко, но вот должен ли быть общественный транспорт готов противостоять им - вопрос интересный.
Автобусы можно поставить где нибудь и пусть стоят. Не надо ничего в мартен кидать.
Ведь не пустили в лом паровозы в свое время. Их по сию пору хранят на разных стоянках. Вместо них давно электрички гоняют.
Вот так если действительно грянет отключение электричества, то можно задействовать автобусы и паровозы...