Метки: история; проекты

Московское метро. Прошлые мысли о будущем



Каждый раз, когда в печати появляются очередные сообщения «о грядущем светлом будущем» нашего прекрасного города, я почему-то вспоминаю о прошлом. О прошлых мыслях, проектах и обещаниях. Ведь никогда не бывает ничего принципиально нового. Всё развивается постепенно. И очень многое повторяется.

Многие думают, что старые мысли забываются. В принципе так, но они сохраняются в печатной форме, и сейчас, в эру информационных технологий не так уж и трудно обо всём этом вспомнить. И, я думаю, интересно.



«Техника-молодёжи» №4, 1960

«Москва вчера, сегодня, завтра»


По-ленински — мечтатели.
По-ленински — творцы
Построили воздушные
Подземные дворцы!



Подземные мраморные дворцы Московского метрополитена имени В. И. Ленина поражают своим величием всех, кто впервые приезжает в нашу столицу. Его голубые экспрессы перевозят ежедневно примерно 1 млн. 800 тыс. пассажиров — это почти в четыре раза больше, чем берлинское метро, и в полтора раза больше, чем лондонское, самый старый метрополитен мира.

Протяженность московских подземных дорог сейчас составляет 80 км, а в 1965 году длина этих магистралей увеличится еще на 55 км. Они соединят центр Москвы с ее пригородами, самыми дальними районами новой городской застройки. Так. например, на Горьковском радиусе от станции «Сокол» линия метро протянется до Химок. Участок трассы от завода Войкова к Северному речному вокзалу пройдёт по поверхности земли.

Наиболее длинной магистралью будет Калининский радиус — 14,5 км. По одному из предложенных вариантов он начнется от станции «Таганская-кольцевая» и пройдёт до Новогиреева. По второму варианту направится в Вешняки. Какой из них будет осуществлен, пока еще неизвестно.

На Замоскворецком радиусе от станции «Автозаводская» магистраль продлится до села Коломенское. А Арбатский радиус соединится с Кунцевом. Начнется сооружение нового, Краснопресненского радиуса. Он свяжет центр столицы с Октябрьским Полем. К 56 станциям за семилетие прибавится еще 30 подземных дворцов с обилием света.

Строители решили сооружать большинство новых линий открытым способом. Это будет а два раза дешевле, чем при закрытой проходке.

В мае текущего года исполнится 25 лет работы столичного метрополитена. За эти годы красота его ничуть не померкла. Многое сделано и делается, чтобы еще больше создать пассажирам удобств.

В ближайшее время начнут курсировать новые легкие бесшумные экспрессы с еще большей скоростью.

Реконструируются старые станции: «Дзержинская», «Площадь Свердлова», «Курская-кольцевая». На них построят дополнительные наклонные ходы, оборудованные эскалаторами.

Все эти подземные сказочные дворцы и дороги создаются для блага советского человека.



«Техника-молодёжи» №10, 1961

«Транспорт большой Москвы»




Одна из важнейших задач развития города - развитие транспорта. В основу должен быть заложен принцип: быстрота сообщения между пунктами: «Труд — жильё — обслуживание — отдых».

С расширением границ Москвы кольцо метро очутилось в самом центре города, далеко от жилых и промышленных районов, построенных вдоль железнодорожных линий и автомагистралей. Радиусы метрополитена частично перешагнули за Окружную дорогу, однако подходят они далеко не ко всем новым жилым и промышленным массивам.

Когда будут удлинены шесть существующих радиусов и построены два новых — Калужский и Калининский, сообщение, конечно, улучшится. Но решить проблему скоростных перевозок может только единая сеть наземного и подземного транспорта. Для этого нужно соединить Рижский и Калужский радиусы, превратив их в диаметр, проходящий через центр города, электрифицировать Окружную железную дорогу, организовав на ней пассажирское движение и соединить некоторые пригородные железнодорожные линии. Общая протяжённость путей достигнет 435 км. Появится много межрайоннных связей в обход центра, а сам центр города в то же время станет доступным с любого участка. При правильном расположении и планировке станций (их проектируется 178) будет обеспечена удобная пересадка между железными дорогами, метрополитеном и другими видами городского транспорта. Загрузка линий станет равномерной.



«Техника-молодёжи» №6, 1972

С. Мишарин, директор Научно-исследовательского и проектного института генерального плана Москвы
«На подступах к XXI веку»


Увеличение скорости, уменьшение интервалов движения транспортных средств, сокращение пересадок и длины пешеходных подходов к остановкам приведут к тому, что затраты времени для большинства населения при передвижении на работу не превысят 30—35 мин.

Линии метрополитена удлинятся до 320 км. В ближайшее время намечается внедрить систему автоматической локомотивной сигнализации с регулированием скорости электропоездов. Частота их движения достигнет 50 пар в час.



«Техника-молодёжи» №4, 1996

В. Егоров, Ф. Аксёнов
«Три века российского метрополитена»




Наконец, парижане или нью-йоркцы могут позволить себе не строить новых линий, потому что старых достаточно. В нашей же столице, напоминаем, 250-километровый дефицит. Не говоря уж о том, что новые линии разгрузят старые и скученность автоматически уменьшится!

Посему давайте обратимся к будущему наших метрополитенов, а не станем ниспровергать очевидное.

Начнем со столицы. Как сообщил нам Сергей Юрьевич Лубоцкий, начальник одного из отделов Метрогипротранса, на их улице маленький, но праздник. Ныне действующее постановление правительства Москвы № 564 от 27 июня 1995 г. «О схеме развития Московского метрополитена до 2010 г.», принятое по рекомендациям группы специалистов Москомархитектуры, Метростроя, Метрополитена и Метрогипротранса, наконец-то разрешило давний спор между последним и Институтом генерального плана. Вероятно, большинство москвичей слыхали о Большом кольце — его бледный призрак реет уж лет 20. Неуступчивые генплановцы никак не соглашались признать полезность внешней кольцевой магистрали и ратовали за четыре высокоскоростные «хорды»: Митино — Бутово, Куркино — Жулебино, Мытищи — Солнцево и Тёплый Стан — Балашиха.

Что мы могли выиграть от такого насилия над сложившейся веками радиально-кольцевой структурой Москвы? Сотрудники Института генплана приводили в пример 47-километровую экспресс-«подземку» Сан-Франциско — Оукленд в США, но ведь там другая ситуация.

Между упомянутыми городами нет застройки, так что линия по существу пригородная, а тут — непосредственно через Москву, да как-то наперекосяк, игнорируя планировку и объективно существующие пассажиропотоки ... Скажите, читатель, вам надо из Митина в Бутово через Парк Победы? !
И вот, наконец, после долгих и малосодержательных дебатов, после темпераментных столкновений в Госстрое и инстанциях поскромнее, — предпочтение законодательно отдано Большому кольцу. Его длина составит примерно 80 км; нынешние его эмбрионы — участок от «Черкизовской» до «Улицы Подбельского» и участок «Каховская» — «Каширская», недавно изолированный от Замоскворецкого диаметра Сокольническая линия будет продлена от новой станции «Черкизовская-радиальная» вдоль Щелковского шоссе до Гольянова, а от «Каширской-кольцевой» поезда, обогнув стороной фундамент Коломенской церкви и изящно нырнув на максимальном уклоне под Дьяковские овраги и далее под Москву-реку, устремятся в Марьино.

Новых диаметров и радиусов, кроме давно анонсированных линий к Солнцеву, Митину и Лихоборам (см. схему), не планируют. Зато многие из имеющихся продлят за Московскую кольцевую автомобильную дорогу. Заслуживает особого упоминания участок от «Медведково» до Мытищ. По словам С. Ю. Лубоцкого, первоначально понадобился он лишь затем, что Калужско-Рижской линии стало не хватать двух депо. Предложили выстроить третье близ деревни Челобитьево почти соприкасающейся с Мытищами. Но она не относится к территории столицы, и пришлось согласовывать вопрос с областными властями. А те заявили: будет нам от вас станция метро в Мытищах — будет и вам от нас депо в Челобитьеве На чем и порешили.

И еще о кольцевых линиях. На приведенной схеме их не две, а три. Внутренняя — собственно Кольцевая, вокруг Садового. Внешняя — грядущее Большое кольцо. А средняя? Это Третий пересадочный контур (название, естественно, рабочее), значительная часть которого пройдёт вдоль Окружной железной дороги. Только не лучше ли быть до конца последовательными — не строить подземную «Окружную-бис», а обжить существующую, электрифицировав ее полностью, пустив по ней электрички и организовав удобные пересадки с пересекающих ее радиусов и диаметров метро? Да не будет предложение сие расценено метростроевцами как наша щелкоперская самонадеянность... (Кстати, по сообщениям прессы, вопрос о возрождении Окружной железной дороги как пассажирской уже обсуждается в московском правительстве)

Остается добавить, что постановление № 564 предусматривает уточнение планов каждые 5 лет, так что изложенное есть не догма, но руководство к действию.
88
Написал kostik 2011.05.08 12:02:04
Рейтинг:
Спасибо! Очень интересный экскурс в историю... Узнал для себя немного нового.
3
Написал Metro2033 2011.05.08 13:06:36

Забавно, уже 50 лет планируется электрифицировать МК МЖД, а воз и ныне там.
15
Написал Nigilist 2011.05.08 14:13:50

Мне понравилось. Интересно и познавательно
0
Написал Scheer 2011.05.08 21:29:27

Мне наиболее интересной показалась последняя карта. Всё, что на ней обозначено сплошной линией, должно было быть введено в строй до 2010 года.
2
Написал kostik 2011.05.09 11:32:40

Сколько же оптимизма всё-таки было в советских журналах...
2
Написал Spirit 2011.05.10 10:58:23

Здорово как в схеме Техники Молодёжи перегон Каховская - Зюзино - Калужская попал в раздел действующих =) Очень бы был этому рад, так как сам живу на Зюзинской (проект.) =)
0
Написал Zatwornik 2011.05.13 09:11:09

Как это в 1961 году угадали, что Филёвка в Кунцево будет примыкать к АПЛ и там и останется, а сама АПЛ выйдет за МКАД?
0
Написал АЛС-АРС 2011.05.16 01:14:39

Пишите письма: metronews@mail.ru