Недавно возобновилось строительство самого короткого метрополитена Украины — в Днепропетровске (всего 6 станций). 26 февраля начались взрывные работы в 14 стволе под площадью им. Ленина. Впереди (по плану) ещё два года строительства — станцию обещают закончить в конце 2013 года. А к 2015 году введут в эксплуатацию станции «Театральная» и «Музейная». В настоящий момент метропоезда курсируют от жилмассива «Коммунар» до ж/д вокзала, что не решает транспортные проблемы мегаполиса. Продление линии метрополитена до центра города разгрузит главный проспект. Пуск новой станции метро «Центральная» повысит рентабельность метрополитена, который является сейчас убыточным.
Губернатор Днепропетровской области Александр Вилкул решил возобновить строительство Днепропетровского метрополитена и попросил поддержки у Президента. После года отсрочек и задержек все-таки выделили из бюджета 30 млн. гривен на начало работ и 120 млн. гривен на закупку современного тоннелепроходческого оборудования.
Строительство метрополитена в Днепропетровске имеет давнюю историю. Началась она в конце 70-х годов ХХ столетия, когда город вышел на уровень миллионного. В СССР городов с таким количеством жителей было не так уж и много, мегаполис имел право на строительство подземки. Тогдашние руководители Украины и области воспользовались особым расположением Генсека Л.И. Брежнева к дорогому сердцу Днепропетровску. Но со смертью в 1982 году нашего знаменитого земляка финансирование проекта сократилось. Дальнейшие политические события превратили строительство метрополитена в Днепропетровске в безнадежный долгострой.
С большими трудностями в 1995 году шесть станций метрополитена были всё же пущены, но с тех пор дальнейшие работы велись вяло из-за отсутствия нормального финансирования. Станции Днепропетровского метрополитена глубокого заложения. Во времена проектировки в разгар Холодной войны планировалось использовать станции как бомбоубежище на случай ядерного удара. Условия проходки очень сложные из-за сочетания твердых гранитных пород и плывунов. Всё это требует больших капиталовложений.
На данный момент выполнено только 16% от всего объема работ. Первый этап работ — это взрывные работы в стволе №14. Маршрут вывозки гранитной породы уже определили — направо от площади Ленина и по ул. Героев Сталинграда на ул. Шинную. Изъятую породу будут использовать для укрепления потенциально оползневых участков (при условии, что в породе не будет строительного мусора).
Интересна история самой станции «Центральная». Она была спроектирована в 1982 году. За прошедшие с тех пор годы развитие проходческой техники не стояло на месте. Если первоначально упор делался на взрывные работы, но в наше время буровзрывными работами будут строить стволы, а тоннели — тоннелепроходческим комплексом, для чего необходима закупка соответствующего оборудования.
Не хватает также и рабочей силы. За годы фактического бездействия, 14-месячной задолженности по зарплатам, в метрострое осталось всего 222 человека, немалая часть из которых пенсионного возраста. К концу года планируют увеличить персонал до 2000 человек. Им обещают платить по 5 тысяч гривень в месяц.
По проекту станция «Центральная» она будет пилонной станцией глубокого заложения. Проекты внизу:
О других станциях я могу сказать, что «Музейная» будет тоже пилонной, а «Театральная» — односводчатой глубокого заложения. Кстати, если «Театральная» откроется в 2015 году, то она станет первой в Украине станцией такого типа. Такие станции уже есть в Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге и Тбилиси.
Остаётся надеяться на то, что проект всё-таки будет выполнен в срок.
Как мне кажется, станцию в ряд ли оформят в ампирном стиле как на первой фотке проекта. Скорее всего будет реализован второй вариант, да и название Центральная больше подходит к такому дизайну.
а «Театральная» — односводчатой глубокого заложения. Кстати, если «Театральная» откроется в 2015 году, то она станет первой в Украине станцией такого типа.
4 из 6 станций днепропетровского же метро как раз и являются глубокими односводами.