Самые внимательные пассажиры московского метрополитена наверняка успели увидеть новые информационные экраны, появившиеся на платформе и возле эскалаторов станции «Охотный Ряд». Увидеть и, наверное, удивиться: зачем дублировать модными светодиодными панелями старые добрые подвесные указатели с названиями станций, тем паче расположены эти элементы практически рядом? Неужели только затем, что на «обновке» время от времени появляются ролики на тему безопасности на транспортных объектах?
Но не торопитесь со скоропалительными выводами об очередном умело провёрнутом освоении бюджетных средств. Панели не простые, а с секретом. Внутри — небольшой, размером с человеческую ладонь, датчик трёх химических веществ: хлора, аммиака и угарного газа. Говоря точнее, размещён он не во всех светящихся элементах, а только в некоторых. В каких именно — и есть тот самый секрет.
Работу эту МЧС России начало в рамках выполнения программы комплексной безопасности на транспорте, утверждённой президентским указом после терактов в московском метро 29 марта прошлого года. В соответствии с ней все российские метрополитены предполагается оснастить специальными устройствами по выявлению взрывчатых и химически опасных веществ уже через три года. Конфигурацию будущей системы представить пока сложно: столь масштабное решение подобных задач прецедентов в мире не имеет. Пилотный же проект в рамках этой программы стартовал в прошлом году на двух станциях московского метро.
— Сначала датчик разместили на станции метро «Белорусская» Кольцевой линии, — рассказывает завотделом координации и контроля деятельности общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей Департамента гражданской защиты МЧС РФ Владимир Мирочицкий. — Правда, летом, когда всё только разворачивалось, углекислота в городском воздухе и безотносительно всяких экспериментов пребывала в избытке. Поэтому прибор постоянно зашкаливал, и «угарную» опцию пришлось отключить. Затем после некоторых необходимых доработок (например, фирма-изготовитель по нашей просьбе «одела» изделие в антивандальный корпус) стартовал второй этап опытной эксплуатации — на станции метро «Охотный Ряд».
Сейчас здесь в ночные часы продолжаются натурные испытания детекторов химически опасных веществ. Как показывают опыты, приборы улавливают их в концентрациях, соответствующих следам на коже или одежде человека, на расстоянии 10–15 метров. При срабатывании детектора сигнал тревоги раздается в дежурной смене по метрополитену и в Главном управлении МЧС по Москве на ул. Пречистенка.
Все ближние подступы к прибору сканируются видеокамерами (причем работающими постоянно, а не только при обращении «клиента-абонента», как это устроено на метрополитеновских колоннах экстренного вызова), сигнал откуда непрерывно записывается и архивируется. Эта часть отлаживаемой системы натолкнула авторов ещё на одно возможное использование разработки в антитеррористических целях. Какое именно — пусть общей пользы ради пока останется тайной...
— Уже в феврале мы расчитываем завершить опытную эксплуатацию, после чего сформируем наши предложения по запуску аналогичной системы в серию, – говорит Мирочицкий. — Естественно, не надо думать, будто МЧС намерено опутать все восемь российских метрополитенов датчиками, улавливающими химически опасные вещества.
Наша задача — оснастить этими устройствами в каждом из городов по одной-двум зонам, включающим в себя по несколько станций. А дальше пусть региональные власти решают, где конкретно и в каких объемах применять эту технологию.
Планируем мы разместить похожие компоненты и на терминальных комплексах других видов транспорта. Так, в Нижнем Новгороде они уже в середине года должны появиться на железнодорожном, автомобильном и речном вокзалах.
Тестированием датчиков химически опасных веществ исполнение упомянутой комплексной программы отнюдь не исчерпывается. В конце прошлого года на том же «Охотном Ряду» появился опытный образец пункта досмотра пассажиров и их багажа. Комплект, состоящий из металлической «рамки», ленты для досмотра багажа, взрывозащитной камеры и герметичной кабины для рентгеновского просвечивания людей, впрочем, пока не работает, а от его «кураторства» все заинтересованные ведомства публично открещиваются.
В пресс-службе Московского метрополитена, правда, заявили, будто оборудование доставлено в метро по заказу городского Департамента транспорта и связи (эта структура, наряду с МЧС, отвечает в Москве за реализацию вышеназванного президентского Указа), аналогичную информацию «ВМ» передал и пресс-секретарь УВД по охране метрополитена Алексей Мышляев. Однако пресс-служба Департамента транспорта и связи официально отвергла эти сообщения.
Осмелимся высказать предположение, кажущееся в свете всего сказанного самым разумным вариантом: не иначе, к весьма специфичному компоненту антитеррористической программы приложила руки «фирма» с названием из трёх букв, в чью прерогативу данный вид деятельности входит, что называется, по определению.
Как недокументированую возможность этой системы надо сделать распознавание бомжей и "чурко-фильтр" :-))))
Кроме шуток - полезная штука. Но искренне надеюсь чтоб не пригодилась.
Говоря точнее, размещён он не во всех светящихся элементах, а только в некоторых. В каких именно — и есть тот самый секрет.
<...>
Эта часть отлаживаемой системы натолкнула авторов ещё на одно возможное использование разработки в антитеррористических целях. Какое именно — пусть общей пользы ради пока останется тайной...
<...>
Осмелимся высказать предположение, кажущееся в свете всего сказанного самым разумным вариантом: не иначе, к весьма специфичному компоненту антитеррористической программы приложила руки «фирма» с названием из трёх букв, в чью прерогативу данный вид деятельности входит, что называется, по определению.
Боже, какая фимозная статья! Дмитрий Анохин, убейся об чёрную экстренную колонну.
немного оффтоп, но меня на этих экранах очень заинтересовало написание Юго-Западной на транслите: Ugo-Sapadnaya
хотя в вагонах на схемах: Yugo-Zapadnaya.
Скорее всего москвичи должны были увидеть и удивиться - за какие такие грехи надо было уродовать так "Охотный Ряд". Всё понимаю - безопасность превыше всего. Но отчего только "безопасность" (читай нововведения и прогресс) и "соблюдение общего стиля" для России понятия просто несовместимые?
- информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей при угрозе и возникновении кризисных ситуаций;
- контроля за радиационной и химической обстановкой;
- профилактики чрезвычайных ситуаций и правонарушений, а также сбора информации о предпосылках возникновения кризисных ситуаций.
В течение двух последних лет в г. Москве и г. Санкт-Петербурге созданы пункты уличного информирования и оповещения населения, которые совмещены с подсистемами наблюдения и сбора информации, звукового сопровождения и информационной безопасности.