31 июля 1914 года, в полседьмого вечера, на Пушкинской случилось небывалое происшествие. Автомобиль, который «ехал зигзагом и не подавал сигналов», наскочил на переходившего улицу пешехода, да ещё и умудрился дважды переехать его. Пешеход, к счастью, не пострадал: автомобили столетней давности были лёгкими и тихоходными. Виновником этой нелепой аварии, конечно, был автомобилист, но её косвенным поводом, как писала газета «Крымская Ривьера», стали «вагоны трамвая, впервые появившиеся на улицах Симферополя и всецело завладевшие вниманием публики».
Вываливающиеся пассажиры
Трамвай тогда был настоящей диковинкой — увидев его, вышеупомянутый водитель автомобиля просто забыл, что он за рулем, и перестал управлять машиной. В день открытия трамвайного движения на улицы высыпали толпы зевак. Желающих прокатиться тоже было достаточно — 31 июля билет стоил целых 10 копеек (стоимость очень хорошего обеда), а накатались симферопольцы на 590 рублей! Затем билеты стали продавать по 3 копейки. Поначалу вагоновожатые (так до войны называли водителей трамваев) управляли трамваем стоя, но вскоре их снабдили своеобразными вращающимися табуретками.
Первые трамвайные вагоны, появившиеся в Симферополе, были открытого типа. Однако из-за некоторых особенностей поведения пассажиров их в первый же год работы пришлось заменить закрытыми. То, что многие норовили запрыгнуть в трамвай или выпрыгнуть из него на ходу, было ещё полбеды. Главная проблема заключалась в том, что из открытых вагонов время от времени вываливались граждане, ехавшие навеселе.
Не женское дело
Первое время к работе на трамвае допускали только мужчин — новая профессия была связана с электричеством и считалась ответственной и опасной. В 1915-м несколько симферопольцев, сев вечером в трамвай, заметили, что его ведёт женщина. Эта картина настолько возмутила добропорядочных горожан, что они не поленились на следующее же утро сообщить об увиденном директору общества симферопольских электрических трамваев господину Бернару-Борману. Директор вызвал к себе нарушительницу. Ею была Мария Литвиненко, недавно принятая на должность кондуктора (женщин стали брать кондукторами после того, как началась Первая мировая и мужчины-кондукторы ушли на фронт). Выяснилось, что Мария очень хотела водить трамвай и упросила своего вагоновожатого потихоньку обучить её этому искусству. Ученица оказалась очень способной, и это в итоге признал даже намеревавшийся её уволить директор — Мария Николаевна с блеском сдала устроенный специально для неё строжайший экзамен. В результате она стала первой женщиной-водителем и проработала на этой должности 40 лет.
Последняя осень
В 60-х в Симферополе было гораздо меньше транспорта, чем сейчас. Но пробки возникали уже тогда, и создавали их трамваи. Дело в том, что трамвайные пути были проложены прямо по центру и без того узких дорог, и когда трамвай останавливался, за ним выстраивалась вереница машин. Скажем, за трамваем, остановившимся на площади Куйбышева, шлейф автомобилей иногда тянулся до Института минеральных ресурсов — по тем временам чудовищный затор. Но неповоротливость трамваев была не единственной причиной, по которой город отказался от них. За полвека трамвайные пути полностью износились — срочно менять нужно было 1100 тонн рельсов. Выделять на это деньги сочли нецелесообразным: в городе уже работали троллейбусы — и трамвайные маршруты (их было четыре) стали закрывать один за другим. Последний трамвай прошел по Симферополю в последний день осени 70-го. Это был трамвай маршрута № 4, возивший горожан от железнодорожного вокзала до ул. Оборонной (51-й Армии).
Ул. Пушкина (перекресток с ул. К. Маркса), 1947 г.
Эта улица ещё в довоенную пору была любимым местом прогулок молодёжи. Водители трамваев жаловались, что после того как они проедут по Пушкина, у них немеет нога. Дело в том, что под ногой у водителя находилась пружинная кнопка трамвайного звонка. На неё нужно было с силой нажать, чтобы трамвай зазвонил, прося пешеходов посторониться. На ул. Пушкина водителям приходилось давить на кнопку звонка почти беспрерывно. Из-за этого в 1954-м трамвай отсюда перевели на Кирова, а Пушкина стала первой пешеходной улицей крымской столицы.
Вагоны открытого типа. Симферополь, 1915 г.
Вагоновожатые, кондуктор и полицейский возле трамвая, август 1914 г.
Первые трамваи, ходившие по симферопольским улицам (Бетлинговская — нынешняя ул. Калинина), представляли собой один моторный вагон. Управление размещалось и на передней, и на задней площадках — когда трамвай доходил до конца маршрута, вагоновожатый переходил на противоположную сторону вагона и отправлялся в обратный путь.
Перекресток Кирова — К. Маркса, 1957 г.
Ремонт трамвайных путей, ул. Пушкина, 1939 г.
Между прочим
Симферополь — не единственный город Крыма, знакомый с трамваем. В Севастополе этот вид транспорта существовал с 1898-го по 1942-й, в Керчи — с 1935-го по 1942-й. Евпаторийский трамвай — ровесник симферопольского — работает и сегодня. В поселке Молочное, что под Евпаторией, с 1989-го действует одна из самых маленьких трамвайных систем в мире: по линии длиной полтора километра курсируют два трамвайных вагона, сцепленные так, что их кабины направлены в разные стороны. На маршруте всего две остановки, обе конечные — в курортный сезон трамвай возит пассажиров от пансионата «Береговой» до пляжа и обратно.
Сейчас уже все признали, что закрытие трамвая в Симферополе только усугубило транспортную проблему. И замена его "электроавтобусом" - троллем была далеко неполноценной. На Ленина и Курчатова никакого
тролля взамен не пустили. На Воровского дальше установки опор КС и расширения улицы до 4х полос дело не пошло. На месте бывшего депо
сейчас стройкомпания "Профессионал" построила новые высотки.
Наш город задыхается в пробках.
Но вспомните 50-70-е. Разгар антитрамвайной кампании. Трамвай исчез в Лондоне, Гамбурге. Стремительно сносились линии в Москве.
Но, надышавшись выхлопами и настоявшись в пробках, умные европейцы
поняли, что допустили техническую ошибку и трамвай стал возвращаться туда, где он исчез и появляться там, где его не было.
До войны у нас даже был междугородний трамвай Севастополь-Балаклава. Там сейчас ходит вонючий колченогий автобус ЛИАЗ №9.
А для трамвая есть все, только КС установить. Это неэлектрифицированая железная дорога и пустить по ней трамвай вполне реально.
Узкоколейный трамвай все равно негодился для разрастающегося Симферополя. Так замените на обычный. Нет... Потому что дураки!
Создаётся впечатление, что у власти сплошь фанаты автобуса. Везде он есть! А троллейбус и трамвай - не везде. Хоть один город вы знаете, где есть трамвай и троллейбус, но нет автобуса? Наших чиновников пора объединить в клуб любителей автобуса. Это самый плохой вид транспорта - говорю, как ежедневный пользователь. Вечная вонь и давка. Автобус пора изгнать с наших улиц как самый опасный и затратный вид транспорта и заменить его более чистыми - троллейбусо и трамваем. Как в свое время электролампочка заменила керосинку и свечу. Ведь даже из Симферополя в Севастополь лучше всего добираться электричкой - быстрее и безопаснее автобуса. Троллейбусную трассу Симферополь-Ялта не зря построили. Зная, что будет много отдыхающих. Троллейбус снизил количество своих дизельно-карбюраторных аналогов.
Трамвай уменьшит количество автотранспорта и пробки исчезнут.
На сайте "Московский трамвай" об этом подробно написано.
К стати, трамвай в Молочном, возник из-за высоких цен на топливо.
Автобус почил...
На маршруте работают те же модели трамвая, что и когда-то в Симферополе.
http://s016.radikal.ru/i335/1012/ed/9fd1d51e2521.jpg
Со стороны фотографа сюда выходит улица Севастпольская, но которой сейчас собирается пробка из автобусов. Но заменить их трамвайным поездом наши безмозглые руководы города не сообразят!
" за трамваем, остановившимся на площади Куйбышева, шлейф автомобилей иногда тянулся до Института минеральных ресурсов — по тем временам чудовищный затор".
Теперь - аж до Центрального рынка! Вместе с ней стоят Невская, Гоголя, Ленина, Самокиша. Самые сообразительные шоферы куролесят в обход через трущобы у вокзала и "старого города"- через Пролетарскую и Шмидта, матеря автобусников.
Дикий Кот
> Теперь - аж до Центрального рынка! Вместе с ней стоят Невская, Гоголя, Ленина, Самокиша.
Ну, не все так страшно. Я покатался и по Крыму вообще, и по Симферополю в частности на машине (Симф у меня практически вторая родина) - после Москвы там тишь, гладь да божья благодать. Пробки из маршруток перед ключевыми остановками, действительно, есть, но они либо в правом ряду и никому не мешают, либо вообще на выделенке на проспекте Кирова (парадокс - невыделенка на параллельной Севастопольской при этом едет совершенно нормально).
Говорить о восстановлении в Симфе трамвая на данный момент глупо - как средство борьбы с пробками он не будет актуален лет еще так ...дцать (не такие там огромные автомобильные потоки), а капиталовложений придется сделать хренову тучу. Что надо сделать - вывести, наконец, из предсмертного состояния Крымтроллейбус для обеспечения нормального выпуска на городские маршруты, а частников заставить переходить со средней вместимости на большую с сокращением числа маршрутов и ввыпуска на них. Все это вполне осуществимо, и многие частники - только за (СимСитиТранс, к примеру - http://sct.co.ua ), но решение тут должно быть централизованным.
>Ведь даже из Симферополя в Севастополь лучше всего добираться электричкой - быстрее и безопаснее автобуса. Троллейбусную трассу Симферополь-Ялта не зря построили.
Не хочу разводить холиваров, но электричка и междугородный троллейбус в Крыму подчистую проигрывают по качеству перевозок (основные показатели которого - комфорт и скорость) автобусам с маршрутками. И если с электричкой еще можно теоретически что-то придумать "малой кровью" (хотя, выписываемые ей фортеля в Севастополе и однопутка со всеми вытекающими - серьезные негативные факторы), то у тролля надо заменить КС на скоростную на всем протяжении от Симфа до Ялты (а это 75 км все-таки, треть из которых - кривые) и абсолютно весь парк ПС на подходящий для таких маршрутов. Учитывая финансовое состояние Крымтроллейбуса, задачка, мягко говоря, не из легких.
Никто и не говорит о восстановлении той трамвайной сети, что была до 1970 г. Я же отметил, что узкоколейка уже не годилась, так как для растущего города были нужны уже более скоростные и вместительные вагоны.
Крымтроллейбус сам загнал себя в угол. Не хотел жить по законам рынка, по которым живут и маршрутки и железная дорога. Полное отсутствие пунктуальности и культуры обслуживания погубили Крымтроллейбус и дальше он в таком виде существовать не может.
Было заново сделано несколько "Шкод-14тр", куплено шесть немецких тачек белорусской сборки АКСМа, три "Антонова" и несколько "НеоЛАЗов". И все!
Ситуацию это не исправит. И город стоит в пробках довольно часто.
Наличие большого числа автобусов на магистральных направлениях говорит о неразвитости транспортной системы.
Всего две линии трамвая ГРЭС-Марьино и Хошкельды-Чистенькое уже значительно разгрузят город и уменьшат загрязнение атмосферы.
Говорие - хренова туча капвложений. Так хорошие вещи никогда не стоили дешево. А мы не такие богатые, чтоб покупать дешевые вещи.
Производители автобусов, чтоб скорее расхватывали их продукт, сознательно идут на снижение качества и без того недолговечного автобуса. Максимум три года и автобус можно сдавать на слом, так как он становится неремонтопригодным. Качество дорог вносит сюда тоже свой значительный вклад.
Наш советский автопром показал себя с наилучшей стороны. РАФы, КАВЗы ("дрестуны" - так прозваны за характерный физиологический звук выхлопа), горбатые ЛАЗы плюс венгерские "паровозы" - Икарусы прожили у нас довольно долго. На протяжении всего периода 90-х они исправно старались заменить нежелающий работать Крымтроллейбус, полностью рабочие и на ходу троллейбусы которого пылились под полуденным Солнцем в своих отстойниках... У Крымтроллейбуса были все шансы, но он их про... Но всему приходит конец и советские автобусы не выдержали нещадной каждодневной гонки.
Рельсовый электрический транспорт имеет существееные преимущества и по скорости и по экологичности и технико-экономические показатели тоже говорят в его пользу. На мельбурнской конференции в конце восьмидесятых это было оглашено во всеуслышание. Посмотрите сайт "Московский трамвай". Там об этом рассказано подробно.
Дикий Кот
>куплено шесть немецких тачек белорусской сборки АКСМа
Почему немецких? И не 6, а 5.
>и несколько "НеоЛАЗов"
Глюки у Вас, нет в Крымтроллейбусе НеоЛАЗов.
Да, последняя поставка 61 Богданов Т701 (как городских, так и трассовых) с чешским электрооборудованием - крупнейшая со времен СССР, и не исключено, что вообще за всю историю Крымтроллейбуса, должна серьезно стабилизировать ситуацию с подвижным составом.
>И город стоит в пробках довольно часто.
Ни разу в жизни вообще не попадал в Крыму в пробку. Либо они там случаются крайне редко, либо то, что Вы называете пробками, по сути - ерунда. Второе вероятнее.
>Всего две линии трамвая ГРЭС-Марьино и Хошкельды-Чистенькое уже значительно разгрузят город и уменьшат загрязнение атмосферы.
Как Вы предлагаете вести линию ГРЭС - Марьино от бульвара Ленина до Ялтинской ул.?
А Хошкельды - Чистенькое, от пл. Куйбышева до Центрального рынка?
Там без сноса домов не обойтись. Стоит это все соответствующих денег...
>Говорие - хренова туча капвложений. Так хорошие вещи никогда не стоили дешево. А мы не такие богатые, чтоб покупать дешевые вещи.
Утверждаю, что на данный момент в Крыму есть, куда вложить деньги, помимо гипотетического трамвая в Симферополе.
>Производители автобусов, чтоб скорее расхватывали их продукт, сознательно идут на снижение качества и без того недолговечного автобуса. Максимум три года и автобус можно сдавать на слом, так как он становится неремонтопригодным.
Все зависит от того, что это за производители и как эксплуатируются автобусы. За примерами далеко (от Вас) ходить не надо - Отойолы в СимСитиТрансе за 8-9 лет накрутили по полтора миллиона километров и продолжают исправно работать.
>Наш советский автопром показал себя с наилучшей стороны. РАФы, КАВЗы ("дрестуны" - так прозваны за характерный физиологический звук выхлопа), горбатые ЛАЗы плюс венгерские "паровозы" - Икарусы прожили у нас довольно долго.
По поводу "с лучшей стороны" долго ржал. Следуя Вашей логике, в условиях отсутствия денег на обновление ПС, а также в условиях крымского климата, где техника практически не гниет и может эксплуатироваться сколь угодно долго (основная причина долголетия троллей - "девяток"), так вот, в таких условиях любая техника себя типа с лучшей стороны проявит. На любительский взгляд человека, не знакомого с ее реальной эксплуатацией, разумеется.
>полностью рабочие и на ходу троллейбусы которого пылились под полуденным Солнцем в своих отстойниках...
Откуда данные про "полностью рабочие и на ходу"? По моей информации, машины начали вставать где-то с середины 90-х по причине нехватки денег на дорогие чешские запчасти. Многое, правда, тогда начали производить сами силами симферопольских ЦТРМ, что-то удавалось перебрать после замены - но не все. Вторая причина - как ни странно, но в Крымтроллейбусе только недавно научились как-то обслуживать и ремонтировать ТИСУ, и то не во всех парках. По этой причине наблюдается парадоксальная картина, когда "четырнадцатые" Шкоды стоят в парках в ожидании то ли ремонта, то ли реконструкции, то ли непонятно чего, а древние "девятки" с РКСУ рассекают на маршрутах.
>Рельсовый электрический транспорт имеет существееные преимущества и по скорости и по экологичности и технико-экономические показатели тоже говорят в его пользу. На мельбурнской конференции в конце восьмидесятых это было оглашено во всеуслышание. Посмотрите сайт "Московский трамвай". Там об этом рассказано подробно.
Я в теме.
Однако, повторяю, денег в Крыму пока есть очень много, куда потратить - соответственно, говорить о строительстве трамвайной системы сейчас - это из разряда "лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным". Разумеется, лучше, кто ж спорит-то?
Именно низкопольне НеоЛАЗы. Их пока, кажись, около трех.
А один АКСМ - в Севас передали. Там вообще ЗИУ окончательно заезженые.
То что машины в Крымтроллейбусе начали вставать с середины 90-х -
так красть надо меньше. Запчасти с успехом выпускал наш завод "Фиолент".
Автобусы Отойол начали выходить из строя тоже лет пять назад, после того, как действительно откатали года по 3-4. По нормативам пусть даже ремонтопригодный автобус гонять невыгодно. Затраты превышают отдачу.
Ехал на работу в Научный на Отойоле. Проехали Трудолюбовку. Что - то харкнуло в чреве мотора и автобус замер. Навсегда...
Автобус списали на слом - водила пересел на Богдан. Который тоже стал сбоить - особено на остановке "База МГУ" перед крутым подъёмом к Обсерватории. Был случай возгорания мотора. В общем -
тоже троллейбусом надо заменить.
Автобус - устаревший вид транспорта. Потому что затратный и неэкологичный. Говорю как инженер.
P.S. Снова ехал с работы через "автосвалку" на площади Советской.
Стояло ВСЕ! Бросил тролль и пошел пешком вдоль Салгира домой.
Именно низкопольне НеоЛАЗы. Их пока, кажись, около трех. http://transphoto.ru/show.php?t=2&cid=126
Ну и где же они? Покажите пальцем!
А один АКСМ - в Севас передали.
Во-первых, никого никуда не передавали (в Крымтроллейбус изначально пришло пять АКСМов, сейчас один с глюками временно стоит в симферопольском ТП-1, остальные на линии). Во-вторых, никаких НеоЛАЗов в Крымтроллейбусе нет и никогда не было (в т.ч. на испытаниях). Ну и в третьих, немцы к разработке АКСМов никакого отношеня не имеют, и называть их "немецкими тачками белорусской сборки" в корне неправильно.
Автобусы Отойол начали выходить из строя тоже лет пять назад, после того, как действительно откатали года по 3-4. По нормативам пусть даже ремонтопригодный автобус гонять невыгодно. Затраты превышают отдачу.
Постараюсь передать это ребятам из СимСитиТранса, пускай почитают, посмеются. Особенно над последним предложением - ну прям герои, шутка ли - пять лет в убыток работать!
Ехал на работу в Научный на Отойоле. Проехали Трудолюбовку. Что - то харкнуло в чреве мотора и автобус замер. Навсегда...
Автобус списали на слом - водила пересел на Богдан.
Отойол чей был? ССТ в обсерваторию не ходит, да и Богданов у них нет. А раз так - сдуру можно сломать не только орган, описываемый в поговорке, но и самую современную и надежную технику, да хоть тот же трам Bombardier или Siemens.
В общем -
тоже троллейбусом надо заменить.
Куда, в Научный? Жжоте напалмом...
Автобус - устаревший вид транспорта. Потому что затратный и неэкологичный. Говорю как инженер.
Бред полнейший, все виды транспорта хороши при адекватном их применении. Говорю как ведущий инженер аппарата управления крупнейшего автобусного перевозчика Европы ;)
ЗЫ: И если уж Вы крайне поверхностно вледеете обстановкой с транспортом в Крыму вообще и в Симферополе в частности (примеры я привел в начале этого сообщения) - не делайте далеко идущих выводов. Если кому-то кажется, что кругом одни идиоты, а один ты знаешь, что надо делать - скорее всего, имеет место незнание или непонимание всех обстоятельств.
>Ни разу в жизни вообще не попадал в Крыму в пробку.
Не знаю, как зимой, но летом пробки в крымских городах — не редкость. Не такие, как в Москве, конечно, но имеются.
Электрификация - необратимый процесс и в цивилизованых странах
автобус считают "второсортным" по отношению к более современному
трамваю или троллейбусу.
И если вы не местный, то и не судите. Я каждый день пользуюсь этим дурацким автобусом - и не скажу, чтоб был доволен. Вонючие, медленые, аварийноопасные и портящие атмосферу и внешний вид города. В общем - вновь отсылаю вас на сайт "Московский трамвай" и
"Петербургский трамвай".
А "трамвай" Симферополь-Севастополь теперь вместо 01:50 или 2:10
долетает по стальной трассе до Города-Героя за 1:20 - 1:30.
Чистого хода - минут 40... Остальное - стоянки на станциях.
Летишь - чай пьёшь и сочувствуешь пассажирам "душегубки" пылящей по асфальту сомнительного качества. Особено летом.
Пора автобус отправлять на отдых в музей.
Электротехника победно шествует по планете, становясь более удобной, экономичной и дешевой. Ведь электричество можно добыть из чего угодно. Все крымские ТЭС обязали работать на газе. Иногда
к нашим берегам подходит и АЭС - атомоход.
Не знаю, как зимой, но летом пробки в крымских городах — не редкость. Не такие, как в Москве, конечно, но имеются.
Вот как раз летом. Повторяю, то, что в провинции с какой-то непонятной гордостью называют пробками (типа - смотрите, у нас теперь тоже они есть), при сравнении с Москвой выглядит просто смешно.
Один-два перекрестка в самом центре, проезжаемые в самый жесткий час-пик минут за 5 каждый (при том, что можно чигирями объехать и вообще не стоять) - это типа пробки, да? Ну-ну...
Это касается далеко не только Симферополя, а подавляющего большинства провинциальных городов.
Бахчисарайцы, Белогорчане и Феодосийцы действительно говорят,
что у них пробки летом. Но это - провинциальные города и им ещё можно избежать той автосвалки, что творится у нас в столице.
Если грамотно спланировать реконстукцию этих городов. Т.е. развивать
сеть трамвая, которая будет работать не сугубо в городе, но и соединять с городом крупные районные поселки. Такая проблема давно назрела - народ не хочет покидать свои Зуи-Укромные-Гвардейские, но очень хочет работать в городе! И как каждый день ездить? Это ещё что! Наши сельчане - не такой простоватый народ. Интересуются и театром и кино, и ездят из своих "Кукуевок" в стольный Симферград в Русский драмтеатр или цирк. Пассажиропотоки очень велики, а автобус не тянет их.
Только собран под "ником" Богдан. Есть с чем сравнивать - в аэропорт
ходит служебный автобус НеоЛАЗ.
Ну да, ну да, а то, что конструкция совершенно другая - это так, фигня. Если проводить аналогию
Аналогии можно проводить какие угодно, но что-то весь цивилизованный мир не стремится заменять все автобусы троллейбусами. Что, в общем, и понятно - для всего есть свои условия и экономическое обоснование - в том числе, для строительства троллейбусной линии. В первую очередь, это пассажиропоток. На конкретном примере - троллейбусная линия в Симферополе по Героев Сталнграда и Маршала Жукова оправдана (хотя все упирается в отсутствие нормальной дороги от центрального рынка - более-менее прямой и без ж/д переездов). А вот из Симфа в обсерваторию - тролль на фиг не нужен, т.к. там автобус несколькими рейсами в день справляется. По-моему, это очевидно для любого транспортника. Если для Вас - нет, ну что ж, се ля ви. Есть любители транспорта, а есть безбашенные транспортные фанаты. И если вы не местный, то и не судите.
Не местный, но в определенных вопросах специфику организации первозок, как видно выше, знаю лучше некоторых местных. Я каждый день пользуюсь этим дурацким автобусом - и не скажу, чтоб был доволен. Вонючие, медленые, аварийноопасные и портящие атмосферу и внешний вид города.
Ваше личное мнение - не более того.
В общем - вновь отсылаю вас на сайт "Московский трамвай" и
"Петербургский трамвай".
Вновь повторяю, что я в теме, и первый раз себя отослал на сайт "Московский трамвай" лет этак 10 назад.
А "трамвай" Симферополь-Севастополь теперь вместо 01:50 или 2:10
долетает по стальной трассе до Города-Героя за 1:20 - 1:30.
Экспресс штоль запустили? Если так - поздравляю, конкуренция еще никогда потребителю не вредила. Вот только с каким интервалом он там ходит? На автобусе можно уехать с интервалом в 5-30 минут в любое адекватное время суток (т.е. не в 3 часа ночи).
Нет, обычная электричка. Просто изменили сетку расписаний. И все!
Второй путь по территории города - не в счет, его и так планировали.
Просто "разогнали" где ехал 60 км\ч едет теперь 80 км\ч, где 80 - там теперь за "стольник". И все! Ничего больше, кроме плановых работ
"по поддержанию штанов" не делалось. Дружбан там работает и говорит, что можно, и будет ещё быстрее, так как направление пользуется спросом, трассу потихоньку спрямляют. Генплан Севастополя
предполагает строительство нового вокзала.
Автобусы - как радилампы, никак не выйдут из употребления, так как кое где они действительно необходимы. Работаю с аппаратурой и радиолампы еще пока в ходу, несмотря на микросхемы.
Но все равно их век прошел...
Троллейбус - электрический автобус, т.е. автобус нового поколения.