А вот город Бийск находится почти у слияния рек Катунь и Бия, в результате которого образуется всем известная река Обь. Недалеко от этого знаменательного места затесалась одна из интереснейших трамвайных систем России. О ней и пойдёт здесь речь.
В промышленном Бийске население не очень-то то и большое — 230 тысяч человек, не очень бишь густо. Однако ж город раскинулся достаточно широко вдоль Бии, будучи рассечённым напополам Чуйским трактом. Здесь делают котлы, даже Котлы — вот так. А ещё химию разную. И здесь же находится одна из крупных сибирских ТЭЦ, я лично видел там гигантскую гору угля, а то!
На правом берегу Бии много панельных домов, промышленности, вокзал и столовые. А на левом в основном частный сектор и монастырь. Соединяет их довольно узкий Коммунальный мост.
Трамвайные линии здесь уложены весьма капитально — это сразу бросается в глаза. Железнодорожные рельсы, многополосные развязки, трамвайные улицы, рассекающие частный сектор. И сплошной КТМ-5, усть-катавский «гроб» или «холодильник». Хотя есть самое малое и КТМ-8:
Что дают суровые КТМ-5, помноженные на монументальные линии? Суровый монументальный бийский трамвай!
Основная линия идёт по правому берегу от трамвайного депо до лесозавода с центром на пересечении с Чуйским трактом. Схему и замечательное сухое описание всех линий можно почитать здесь. Интересно, что в ходу циферно-буквенные обозначения маршрутов, т.к. есть несколько вариантов прохождения трассы.
Но начну я не с центральной линии, а вообще с левого берега. Там среди частного сектора и зелени, дыма из труб и огородов идёт к конечной «Льнозавод» 5й маршрут. Как будто по дачам едешь.
...
Это хороший способ увидеть окраины городов - поехать туда на трамвае. В Бийске помимо обычных жилых домов на окраине стоит монастырь, но он пока находится в стадии реконструкции. А также сосновый лесочек и пятиэтажка. Удивительно, конечно, после Москвы не видеть ни одной толковой автомобильной улицы. Сплошные проезды и трамвайная стрит.
И так проходит почти вся линия на левом берегу вплоть до поворота на Чуйский тракт.
Так что трамвай здесь самый удобный транспорт для передислокации на другой берег Бии.
Дальше линия поворачивает на Чуйский тракт и взбирается на Коммунальный мост, где 2 пути сливаются в один. Интересно, что мост изначально не был рассчитан на движение трамваев, но при реконструкции его приспособили под эту задачу. Какой пример городам, где убирали трамвайные линии и с более крепких мостов. И это при том, что на мосту автомобилям остаётся по одной полосе в каждую сторону, что часто создаёт заторы.
Самым прекрасным местом в бийской сети, на мой взгляд, является кольцо «Коммунарский проспект», где через две колеи, пересекая их, идёт разворотное кольцо с небольшим тупичком, а чуть далее идёт ответвление на Чуйский тракт. Рядом с кольцом находится небольшой колхозный рынок с домашним молоком и цветами. Здесь можно одновременно лицезреть 3-4 вагона, настоящий трамвайный бум.
Справа тупичок, налево уходит линия 5 маршрута, а прямо — это к вокзалу и «Западному кольцу». Сзади кольцо.
Вообще КТМ-5 здесь поддерживаются в хорошем состоянии, больше то ездить не на чем. Порой разгоняются до весьма солидных скоростей.
Проехав от Коммунарского кольца на запад, мы оказываемся у трамвайного депо. Перед ним на пересечении улиц Васильева и Социалистической очередная вакханалия трамвайных путей. Перекрёсток со съездами впечатляет.
В депо стоит один модернизированный КТМ-5 и один КТМ-8, остальные самизнаетекто.
Дальше две линии идут на запад через лесные чащобы и окраинные жилые массивы, сливаясь практически в лесу.
Линия по промзоне востребована только в будние дни по утрам и вечерам. Но зато здесь КТМы развивают самую большую скорость, рассекая пыльный угольный воздух.
Наполняемость вагонов держится на высоком уровне в центре города. Хотя мы были в выходной день, и многие вагоны шли почти пустыми на окраинах города. Но тем не менее трамвай явно пользуется если не пиететом местных властей, то хотя бы поддерживается на должном уровне — ведь здесь не разобрана ни одна линия, а по городу развешаны агитплакаты за трамвай. На остановках висят расписания, которые довольно точно соблюдаются.
Так что желаю тебе долгой жизни, бийский трамвай.
____________________________________________
спасибо за внимание
Да.. то как в Бийске любят трамвай характеризует такая картина из личного опыта. Потребовалось нам найти там площадь Ленина, так что сидя в машине на светофоре спросили у водительницы стоящей в соседнем ряду машины "как до площади Ленина доехать". На что получили ответ: "А это вам три трамвайных остановки по ... маршруту, а там рядом" (уже и не помню какому).
Что-то последнее фото не открывается.
В принципе интересно и радостно, спасибо. Депо радует количеством вагонов. Но есть недочёты с точки зрения создания отчёта: нет толковых фото ни колец, ни моста (судя по описанию, интересные путевым развитием и вообще).
Спасибо за очередной репортаж. classicisme, а я вот особой радости не разделяю. Т. е. разветвлённая трамвайная сеть в городе - это отлично, но то, на чём приходится ездить по этим путям... И самое ужасное, что лишь недавно губер кажется подарил более-менее единственный современный трамвай 619. Ну и плюс пародия, о которой написано выше.
Спасибо за рассказ! Действительно бийский трамвай производит положительное впечатление. Хорошее качество путей (выше среднего по стране), КТМ-5 содержатся очень хорошо учитывая их немолодой возраст. Сама конфигурация города (он вытянут вдоль Бии) располагает к тому, чтобы развивать трамвайное сообщение. Плохо только то что как и в соседнем Барнауле обновления парка - 0. О 71-619 так ничего и не слышно, кроме того, что он сошел с рельсов в день первого выхода на линию...
Да, красиво. Спасибо за фото отчёт, очн хорошо что на постсоветском пространстве сохраняются трамваи. Плохо что в Бийске не обновляется парк подвижного состава.