Метки: видное; троллейбус; юбилей

Первый юбилей Видновского троллейбуса



9 сентября 2000 года в небольшом подмосковном городке Видное свершилась транспортная революция: первых пассажиров перевезли местные троллейбусы. Не так уж много в России систем электротранспорта в городах с населением менее ста тысяч человек, а предприятия ЭТ, построенные с нуля в «голодные девяностые» и вовсе можно пересчитать по пальцам одной руки, поэтому Видновский троллейбус во многом уникален. И это не мешает ему быть очень востребованным и любимым пассажирами транспортом, устойчиво стоящим на ногах предприятием и просто гордостью самого благоустроенного маленького города в России 2006 года.

Город Видное, который на этой неделе отметит своё сорокапятилетие, вырос из рабочего посёлка построенного после Войны при Московском коксогазовом заводе. Это оказало серьёзное влияние на развитие города, в частности, привело к тому, что он расположен достаточно далеко от железной дороги. Видновчанам было предоставлено сомнительное удовольствие идти два километра и более до станции (ныне - остановочный пункт) Расторгуево. Ситуация усугубилась в середине 90-хх годов, когда было начато строительство автомагистрали «Дон», ставшей дополнительным препятствием на пути между Видным и платформой Расторгуево. К тому же крупная автотрасса обещала изрядно подпортить и без того не слишком благополучную (не забываем про коксогазовый завод!) экологическую ситуацию в городе. Чтобы хоть как-то улучшить транспортное сообщение города с железной дорогой и скомпенсировать ухудшение экологической обстановки, было решено заменить ходившие из Видного до Расторгуева автобусы троллейбусами.

Строительство системы началось в 1996 году, курировала его контора «Мособлэлектротранс», впоследствии передавшая троллейбусное хозяйство на баланс муниципалитета. В декабре 1999 г. были совершены первые пробные рейсы, а ровно десять лет назад началась регулярная эксплуатация системы.

Первая очередь Видновского троллейбуса представляла собой линию, шедшую от платформы Расторгуево сначала на юг вдоль Павелецкого направления МЖД до моста через автотрассу Дон, с которого начинался проспект Ленинского Комсомола, по которому она шла в основную, жилую часть города Видное, где переходила в большую закольцовку по Заводской, Школьной и Советской улицам, образовывавшим между собой параллелограмм. Закольцовка была целиком «однопутной» и проходилась против часовой стрелки.



Видновский троллейбус в 2000 году. Схема с сайта «Московский троллейбус»

В 2002 г. по Советской улице была повешена контактная сеть во втором направлении. На пересечении со Школьной улицей был обустроен разворот и запущен второй маршрут: Расторгуево — Советская улица. 11 сентября 2005 года было открыто движение к Московскому коксогазовому заводу. Новая линия пролегла от пересечения проспекта Ленинского Комсомола с Заводской улицей по Белокаменному шоссе через деревню Таболово в промзону, заканчиваясь закольцовкой вблизи Видновского ПАТП, достаточно далеко от самого завода. По новой линии проложили два маршрута: №3 «Советская улица — МКГЗ» и №4 «Расторгуево — МКГЗ». Тогда маршрутная сеть Видновского троллейбуса приобрела свой нынешний вид.



Схема с сайта «Троллейбусные города России»

Конечный пункт троллейбусной сети около платформы Расторгуево с достаточно разветвлённым разворотом и посадочной площадкой пассажиров находится... под мостом. А точнее - под эстакадой автомагистрали «Дон», которая в этом месте вплотную подходит к железной дороге.



Обратите внимание на конструкции моста: на них практически нет копоти, ведь автомобили бывают под ним нечасто, в отличие от экологически чистого троллейбуса. Не видно и традиционного для более-менее крупных железнодорожных станций столпотворения автобусов: от станции в Видное людей возит почти исключительно троллейбус. Надо сказать, троллейбусная остановка никак не оборудована: нет ни навеса, ни платформы, ни даже таблички. Зато прямо к этому «месту остановки» подходит лестница надземного перехода платформы Расторгуево. В то время, когда я попал на остановку (время среднего пассажиропотока) троллейбусы приходили на неё, стояли несколько минут и уезжали как только на кольцо приходил следующий троллейбус. В вечернее время, по всей видимости, расписание троллейбусов согласовано с расписанием электричек из Москвы.



ЗиУ съезжает с Донбасской улицы под эстакаду. Эта двухполосная улица идёт несколько сотен метров между железной дорогой и автотрассой «Дон» до моста через неё.



После моста, за остановкой «Проспект Ленинского Комсомола» есть разворот, используемый в служебных целях. В этом месте «сохатые», идущие в сторону Расторгуева подходят к остановке не по прямой, а по довольно извилистой крокозябре, обходя небольшую клумбу по съезду с проспекта Ленинского Комсомола на «Дон».



По проспекту ЛенКомсомола троллейбусная линия входит в жилой район Видного, состоящий из унылых домов 70-80-хх. гг. постройки,



На пересечении с Советской улицей первый и третий троллейбусы идут прямо, дальше по проспекту Ленинского Комсомола. Причём первый в конце концов придёт на Советскую улицу кружным путём



Ну а маршрут №2 заворачивает на Советскую сразу. Как и №3, подходящий к перекрёстку со стороны МКГЗ.



Недалеко от перекрёстка находится съезд в депо. Съезд «трёхпутный», две пары проводов уходят в сторону Расторгуева, одна - в сторону МКГЗ.



Депо рассчитано на 25 машин при нынешнем парке в 21 троллейбус. Эксплуатируются «классические» ЗиУ-682Г-012, 016 и 017, парочка рестайлинговых ЗиУ-682Г-016.02 и ещё парочка ВМЗ-5298.00. Последние на линии замечены не были...



...зато были замечены в депо



А вот судя по вывеске депо, видновские электротранспортники мечтают о «Мегаполисе», раскрашенном «под 71-623» =))



Но вернёмся же пассажирскую линию. Остановки на ней, в отличие от химкинских, например, увы, не балуют основательной конструкцией или приятным дизайном



Линия по проспекту Ленинского Комсомола доходит до второго угла «параллелограмма» - пересечения с Заводской улицей. На эту улицу здесь поворачивают троллейбусы первого маршрута. Троллейбусы же, несущие трафареты с номерами 3 и 4 едут дальше в сторону МКГЗ. «Трёшка» на Заводскую поворачивает при движении в обратную сторону.



Троллейбус 05 поворачивает на Заводскую, показывая нам не самую привлекательную часть видновского электротранспорта, а именно тот факт, что штангоуловителями видновчане пренебрегают



К МКГЗ троллейбус идёт через частный сектор. Но, увы, картинки «сохатый в деревне» Вы здесь не увидите - частные дома отгорожены от шоссе высоким металлическим забором.



Рельеф на Белокаменном шоссе не из простых. Контактная сеть здесь состоит из четырёх пар проводов - на подъёме с внешней стороны зачем-то добавлены провода, никак не соединённые с теми, что используются в маршрутном движении.



Ближе к концу подъёма троллейбусные линии расходятся: начинается закольцовка



Конечная троллейбусов, идущих к МКГЗ расположена в тихом, чистом месте, рядом с довольно красивым домиком «под старину», церковью, Видновским ПАТПом. О близости вредного химического производства здесь ничто не напоминает.



Немного хотелось бы сказать о рекламе на троллейбусах Видного. Её много. Рекламируют местные магазины разных масштабов, местных же интернет-провайдеров. Очень смешно смотрится реклама «Такси Видное» - действительно видное, не поспоришь. Никакой социальной рекламы на троллейбусах нет, а о юбилее самой троллейбусной системы напоминает лишь маленькая наклейка на лобовом стекле. Троллейбусов без рекламы мне попалось два: 03 и 08 - они аккуратно окрашены по схеме «белый верх - синий низ»



Заводская и Школьная - маленькие, чистые и тихие улочки со старыми двух-трёхэтажными кирпичными домами и деревьями по бокам дороги. Троллейбусы здесь идут только в сторону Расторгуева - разъехаться двум машинам здесь было бы нелегко.



А вот пересечение этих улиц можно назвать историческим центром Видного: большая площадь где три красивейших здания сталинской архитектуры (среди них Администрация и Дом Культуры) неплохо сочетаются с современными газонами, клумбами, фонариками и флажками. Что особенно радует: здесь, как похоже и во всём Видном, нет ни одного безвкусного фонтана, каковых в обилии понатыкали практически в каждом подмосковном городе.



А вот на пересечении Школьной улицы с Советской старая малоэтажная застройка встречается с «бетонными коробками». Несочетаемости при этом не ощущается, скорее преемственность. По Советской улице провода висят в обоих направлениях, в конце неё заканчивают свои маршруты разворотом вокруг клумбы с загадочной ландшафтной композицией троллейбусы второго и третьего маршрутов.



Собственно, этим видновская троллейбусная сеть и исчерпывается. Вряд ли городу с населением 54000 человек нужно больше - Видное итак самый маленький в России город с троллейбусом. Хотя перспективы дальнейшего развития электротранспорт в Видном всё же имеет - это строительство линии до Москвы, по той самой автотрассе «Дон», которая невольно помогла Видновскому троллейбусу появиться. Существует несколько проектов «московской» линии: до метро Каширская или Кантемировская, или до района Загорье (последний имеет наибольшие шансы реализоваться, как наименее затратный), однако пока дальше проектов дело не идёт. Впрочем и без связи с Москвой троллейбусы ходят совсем не пустыми. Это позволяет видновским транспортникам с оптимизмом смотреть в будущее. Закончу я своё маленькое путешествие тем же, чем и начал, но в других декорациях: в темноте (хотя под открытом небом ещё было вполне светло) троллейбус под эстакадой смотрится очень загадочно.

127
Написал ПК155+84 2010.09.09 10:52:25
Рейтинг:
Видное - весьма приятный город. Всех благ и дальнейшего развития троллейбусам!
29
Написал Spirit 2010.09.09 17:47:54

Работников "ВИТ" с праздником!
9
Написал Garyok 2010.09.09 20:25:32

Спасибо, очень интересный обзор. Красивые фотографии и вообще виды в целом. Желаю, чтобы линия дошла до Москвы.=)
И напоследок - С ПРАЗДНИКОМ!
14
Написал Metro2033 2010.09.09 20:38:21

Спасибо! Интересный репортаж. Давно знал о видновском троллейбусе, но всё равно радостно увидеть и прочитать о троллейбусе в небольшом городе. Пожелаем же достройки линии до Кантемировской, успешного сотрудничества с "Мосгортрансом" и поменьше наездов от автобусников/маршруточников!
12
Написал classicisme 2010.09.09 23:00:23

Автору -- спасибо, видновскому троллебусу -- удачи. Вот как-то примерно так и должно быть во многих наших "малых" ;-) городах. Молодцы.
13
Написал scsiman 2010.09.10 10:22:17

Пишите письма: metronews@mail.ru