Пресс-конференция Дмитрия Гаева о работе метро в условиях аномальной жары
Как метро справляется с жарой? Почему не будет кондиционеров в тоннелях? Когда заменят старые поезда? В этом посте — основные высказанные тезисы, и никаких глупостей из сегодняшних статей в прессе.
— В Москве уже 35 дней температура держится выше 30 градусов в дневные часы. Климатические условия работы Московского метрополитена (как и других систем советского типа) расчитаны на климат средней полосы России со среднемесячной максимальной температурой не выше 22,6 градусов, и, соответственно, максимально допустимой в метро температурой в 28 градусов. Сейчас на 6 единиц больше.
— В этом году была холодная зима, и тоннели набрали достаточно прохлады для того, чтобы справится с обычным, традиционным летом, но не таким пеклом, который мы наблюдаем. Первое превышение критических значений на станциях было зафиксировано 7 июля, и начиная с 16 числа стало жарко по всему метро, за исключением пары участков.
— Вся вентиляция в метро принудительная — это более 400 точек воздухозабора и воздуховыброса, ежечасно во всём метро происходит трёхкратная смена воздуха. (это на всякий случай, если кто технологию забыл)
— Вентиляция переведена на специальный режим работы, когда в дневное время снижается приток воздуха и увеличивается объём выброса воздуха из метро, тем самым обеспечивая проветривание. После 22 часов вся вентиляция переключается на максимальный приток, чтобы охладить перегретый метрополитен более прохладным вечерним и ночным воздухом.
— По отдельным станциям, которые нагреты больше всего, введён свой особый режим работы вентиляции, который меняется в течение всего дня.
— Всё это происходит под наблюдением Лаборатории контроля климата на Московском метрополитене, которая постоянно отслеживает изменения и даёт соответствующие рекомендации по изменению работы вентиляционной системы.
— Возникает вопрос — почему нельзя оборудовать метрополитен системой кондиционирования? Проблема в том, что метрополитены данного типа строятся по принципу открытой незамкнутой системы, где идёт свободный воздухоомен, поэтому на станциях, в переходах и вестибюлях охлаждать воздух бесполезно — он там не держится и гуляет в виде сквозняков, либо выходя сразу на улицу, либо уходя в тоннели, где нагревается обратно. Можно, конечно, утыкать гигантскими промышленными блоками все помещения метро квадратно-гнездовым способом, но это потребует размещения специальных охлаждающих станций где-то на поверхности города (а места там, разумеется, нет). Стоит ли добавлять про многомиллиардные затраты и гемор по обслуживанию всей этой красоты ради одного-трёх-десяти дней в году и ради одного аномального месяца, случающегося раз в 130 лет? Разумеется, никто в здравом уме это в СНиП'ы не закладывал и даже сейчас закладывать не собирается. Это из категории абсурда.
— Таким образом, единственным методом улучшить комфорт пассажиров остаётся оборудование подвижного состава (где человек проводит больше времени, чем на хорошо продуваемых станциях) системами принудительной вентиляции и климат-контроля. На сегодняшний день 20% составов (110 из 530), ежедневно выходящих на линию, оборудованы тем либо другим (как вы понимаете, это Яузы, Русичи и .6/.6К). 4% от всего подвижного состава имеют кондиционер. Начиная с этого года, идут закупки вагонов только с «такими системами» (.6 всё-таки покупать будут?). По итогам следующего года планируется довести количество вагонов с кондишеном до 10% от общего количества.
— В следующем году начинается программа по модернизации номерных на Калининской линии в 6К.
— В Москве смог от горящих торфяников. Опыт 1972 года (предыдущая аномальная жара) учит увеличивать воздухообмен — что в дневные часы нереально, поэтому, как уже сказано выше, вся вентиляция врубается на полную мощность ночью.
— В общем, всё, что заложено в метрополитене технически и всё, что регламентируется нормами — используется на 100%, и более того — даже применяются специальные методы, смягчающие весь этот ад. Пресловутый иск — бессмысленен, глуп и абсурден. Это попытка привлечь к себе внимание. Что-то типа «подать в суд на то, что в подмосковье горят торфяники. Это климатические явления, которые происходят вне воли человека. Давайте ещё подадим на солнце, что оно такое жаркое!»
— Усилен контроль за состоянием машинистов, на линейных пунктах увеличено число запасных бригад, проводится дополнительный выборочный медосмотр в течение смены.
— Дополнительные источники тепла в метрополитене — это пассажиры, каждый из которых эквивалентен постоянно горящей 100-ваттной лампочке, а также энергетические установки и выброс тепла через резисторы при торможении вагонов.
— Опробована система охлаждения тяговых подстанций, сейчас такие установки работают на 10 станциях, что снижает тепловыделение оборудования на 12 градусов. Такие установки приняты и рекомендованы к серийному выпуску, и метрополитен будет их закупать на постоянной основе.
— Также на двух линиях реализована (!) система рекуперативного торможения. Тепловыделение от вагонов снижено на 30%. Возможна установка накопителей — Дмитрий Владимирович уклончиво сказал, что это «следующий этап работы».
— Касательно жалоб на слишком зверскую работу кондиционеров на .4 — система расчитана на работу при нормальном климате с поддержанием внутри салона температуры 24 градуса. Судя по тому, что есть недовольные — надо будет ещё отрегулировать, чтобы сохранить прохладу, но максимально уменьшить число жалоб.
— Дмитрий Владимирович отслеживает тематические форумы, и считает, что высказываемые там мнения куда объективнее газет, которые гонятся за дешёвыми сенсациями.
— Эксклюзивная информация: в августе планируется выставить на общественные слушания проект линии метро в Жулебино. Будут две станции — одна в самом начале на Лермонтовском проспекте, и вторая в центре района. Это будет единый пусковой участок 5,4 километров. Молитвы помогли.
— О моде среди чиновников заводить себе блоги и недавнем появлении президента в Твиттере: «Я не чиновник, я — хозяйственный руководитель.»
"Сейчас подобными системами оснащено порядка 20 процентов подвижного состава, в ближайшие 5-6 лет будут модернизированы или заменены на новые, более прохладные, все вагоны подземки".
К 2016 году Гаев правда рассчитывает избавиться от всех номерных? Вообще странное интервью.
goshpodarek, Гаев сказал только то, что он сказал - поэтому в заголовке написано "В этом посте — основные высказанные тезисы, и никаких глупостей из сегодняшних статей в прессе."
Подразумевается, что все старые вагоны через шесть лет либо будут заменены, либо модернизированы.
Интервью, что называется, " на злобу дня".
Говориться то, что избиратели хотят услышать. Плюс немного "технических деталей".
И технических несуразностей )))
"Политик" городского масштаба.
Ого, рекуперативное торможение, оно оказывается уже реализуется!)
Вот это сюрприз, Гаев молодец, так держать :)
Про две станции в Жулебино тоже интересно, посмотрим что будет в августе)
Вот что меня бесит в Гаеве — это вот такие отмазки: «неее, туалеты на станциях мы не можем, это нереально» — «нее, лифты мы не можем» — «неее, кондиционеры мы не хотим».
Почему в других метро просто берут и делают? И туалеты на каждой станции, и лифты, и кондиционирование в вагонах и на станциях, и барьеры, которые не занимают места на платформе, но позволяют предотвратить множество смертей от падения на рельсы?
–15
Написал lao-hu 2010.07.27 06:43:27 Его комментарий скрыт
Да конференция ударила в самую точку.
Каждый человек хорош на своем месте, на месте Лужкова должен быть не он иначе потеряем метро - человек профессионально занят любимым делом, к которому тянулся всю жизнь, давайте не будем мешать. Будем молить, что бы он как Шойгу еще многие лета был с нами в полном здравии.
lao-hu, потому что другие метро новые, а нашему 70 лет. Сравните с Парижем, Лондоном.
Гаев специально для таких как вы не просто говорит "это нереально", но ещё и объясняет почему - в частности, здесь в посте научно-популярным языком показано, почему в метрополитене советского типа установка кондиционеров бессмысленна.
Давайте построим новый метрополитен по азиатской схеме, где будет всё вышеперечисленное - без проблем. Но существующий переделать без его полного закрытия надолго и астрономических вложений - невозможно.
quantum
> потому что другие метро новые, а нашему 70 лет. Сравните с Парижем, Лондоном.
А что, в Лондоне более молодое метро? Или они просто о людях больше думают?
Да бог с ними, с лифтами. Понятно, что на старых станциях их тяжело ставить. Но мне вот, например, интересно, долго ли еще на Комсомольской-кольцевой народ будет тяжеленные тележки и чемоданы таскать по лестнице на руках? ИМХО приделать пандусы слева (для спускающихся) и справа (для поднимающихся) не так уж и "нереально".
Если где-то есть обсуждение этого вопроса и комментарий Гаева, ткните, плиз.
lao-hu, отмазки его всё же обоснованы, а не из серии "А оно вам надо?"
Сделать можно многое, только где-то это будет очень дорого стоить и кто за всё это платить будет? За установку, за обслуживание придётся расплачиваться пассажирам.
quantum, спасибо, посмотрел.
Услышал совершенно [censored] разглагольствования про все что угодно (60-е, такси, радость, нормативы и проч), кроме ответа на прямой вопрос - почему не сделать пандусы?!
А с экстремальной жарой тоже можно бороться разными способами, а не только "оптимизировать щелканье вентиляторами". И дежурство медиков организовать с медикаментами и льдом (как раз сегодня видел молодую женщину в обмороке), и полы мыть чаще. И, возможно, поставить временные точки по продаже бутылок с питьевой водой в переходах.
dDIMA, кроме ответа на прямой вопрос - почему не сделать пандусы?!
Отвечено вполне прямо - Гаеву пассажиры с чемоданами не нужны, он их перевозить не обязан.
А с экстремальной жарой тоже можно бороться разными способами, а не только "оптимизировать щелканье вентиляторами". И дежурство медиков организовать с медикаментами и льдом (как раз сегодня видел молодую женщину в обмороке), и полы мыть чаще. И, возможно, поставить временные точки по продаже бутылок с питьевой водой в переходах.
Это работа городского депортамента здравоохранения, а не метрополитена. Также как милиция метрополитену не подчиняется, она самостоятельная.
quantum,
> Гаеву пассажиры с чемоданами не нужны, он их перевозить не обязан.
Если посмотреть на правила московского метро, то обязан. Вот если бы там было написано "запрещается проход пассажиров с вещами больше дамской сумочки - тогда согласился бы :)
Чувачки, у вас беседа технократического директора (Квантум), который не петрит, что такое интеграция и клиентоориентированность, и не пассагера, который не петрит в технических частностях.
quantum: Отвечено вполне прямо - Гаеву пассажиры с чемоданами не нужны, он их перевозить не обязан.
Мне лично, как пассажиру не нужны пассажиры с чемоданами и баулами. Надо уважать окружающих людей. Поймай тачку и езжай себе спокойно, или попроси кого-нибудь из знакомых, если вещей много. А если человек едет с одним чемоданом на колёсиках, то он и так в состоянии его в какой-то момент поднять и пронести по лестнице. Ну а если чемодан неподъёмный - то это уже трудности его владельца, надо думать головой и рассчитывать свои силы. И не надо говорить, что в Европе прям каждая лестница оборудована подъёмником или пандусом, не везде так.
Spirit, В Токио - все оборудовано. По крайней мере всегда со станции есть хотя бы один выход с лифтом.
Ещё у нас никому в метро не нужны инвалиды, слепые и пожилые люди - типа всё равно они только и делают, что побираются или места наши заменяют. Какая страна, такое и отношение к инвалидам и старикам.
goshpodarek: Ещё у нас никому в метро не нужны инвалиды, слепые и пожилые люди - типа всё равно они только и делают, что побираются или места наши заменяют. Какая страна, такое и отношение к инвалидам и старикам.
Я ни слова не писал про инвалидов и стариков, заметьте! В Москве сейчас идёт программа по адаптации городской среды для инвалидов, если не заметили. А ещё (это как водится) это красивая программа отмывания денежек. Например, в Северном Бутово я видел установленый подъёмник в подъезде и дорогущий автоматический доводчик двери. Доводчик пока ещё жив, а вот подъёмник красуется в подъезде, но выключен - милости просим, дорогие инвалиды. А вы говорите! По бумагам то всё красиво!
Spirit, это повод для того, чтобы сворачивать всю программу? К сожалению, в Японии процесс создания безбарьерной среды начался ещё в 80-е годы, когда большинство посетителей этого форума ещё пешком под стол ходили, и рассказать о том, как там это происходило я не могу. Но думаю, что там тоже наверняка этот процесс начинался с трудом: исполнители не понимали, зачем всё это делается, делали неправильно. И тоже, почти уверен, кто-то со связями с ЛДПЯ получил неплохой контракт на дорожные, проектные и прочие работы. И на изготовление желтых плиток-дорожек для слепых. Надеюсь, что хотя бы в Москве лет через 15 инвалиды и пожилые люди, которые из-за возраста могут передвигаться только на инвалидных креслах, смогут без посторонней помощи выбираться на улицу, ездить по магазинам, навещать друзей-стариков в больницах или в их квартирах. Т.е. сейчас Гаев может недвусмысленно намекать, что метрополитен приспособлен только для здоровых крепких людей, которые готовы взбегать по лестничным пролетам в сороконожках низкого залегания и не помирать от духоты на севере Замоскворецкой линии, но скоро такие заявления будут подвергнуты остракизму не только обществами инвалидов, но и большинством простых горожан.
goshpodarek, я понял к чему идёт. Типа надо заставить Гаева поставить хотя бы один кондиционер, и тогда общественное сознание среди чиновников изменится, наступит мир и благоденствие, все начнут улыбаться и водить хороводы.
Не выйдет. Представьте себе дом, у которого вместо окон и стен дыры - есть ли смысл ставить там кондишен?
Хотите пенять на отсутствие пандусов - сколько угодно, только не надо сюда приплетать перегретые станции - мне уже надоело распинаться и объяснять на пальцах, почему у нас нельзя сделать так, как в Шанхае.
Кстати, как в Шанхае обещано сделать на Третьем контуре. Ой, постойте, ведь его же Гаев и продвигает!
quantum, я где-то говорил про кондиционеры на станциях? Достаточно модернизации и усиления существующей системы вентиляции. А вот в поездах уже нужны кондиционеры. Речь уже о другом зашла.
А вот насчет существующей жары, если бы метрополитен не был в корне совковой организацией, они бы не ждали пока к ним попросятся из департамента здравоохранения, а сами бы пригласили медиков на станции. И начали бы ставить дефибрилляторы. И не колоннами-монолитами с мониторами с несвежими схемами развлекались, а устанавливали киоски с бесплатной холодной питьевой водой из диспенсеров (в токийском метро фонтанчики с питьевой водой не просто так стоят).
>А что, в Лондоне более молодое метро? Или они просто о людях больше думают? dDIMA, в Лондоне нет кондиционеров на большинстве линий ни на станциях, ни в вагонах. На старых узких линиях вообще кондиционеры в вагоны некуда вставить, там люди еле помещаются. Может быть на DLR есть, не был, не знаю. Step-free есть далеко не на всех станциях. На станциях в кривых промежуток между платформой и поездом настолько огромен, что никакой колясочник самостоятельно не заберётся. Лифты есть, но далеко не везде. Да и то, как правило потому что экономили и не ставили эскалаторы в своё время. Так что о людях там думают, может даже и больше, но в пределах технических возможностей. А не требуют оснастить весь метрополитен кондиционерами за месяц.
>а сами бы пригласили медиков на станции. И начали бы ставить дефибрилляторы.
>И не колоннами-монолитами с мониторами с несвежими схемами goshpodarek, ко врачам — это в Департамент здравоохранения. Врачи не подчиняются метрополитену. Понятно, что вам лично насрать кто кому подчиняется, но реальность устроена несколько иначе, чем вы себе представляете. А игры в ОКСИОН — это вообще непосредственно в МЧС к Шойгу. Метрополитен свои колонны поставил давно, а теперь МЧС решило добавить к ним ещё и собственные. На вопрос что это и зачем Гаев послал журналиста на три буквы: в МЧС. Дважды причём. :)
Зачем менять поезда на Калининской ветке, где и так вентиляция хорошая, каждый день на работу по ней езжу. Почему не поменять составы на Калужско-Рижской линии, где просто невозможно ездить! Гаев хочет отмахаться от всех. Калининская ветка, которая достаточно прохладная, имеет всего 7 станций, включая ту с которой поезд отправляется, следовательно там составов мало, а это значит денег не много нужно будет потратить.
Ещё читал где-то что он сказал что один поезд закупили на кольцевую ветку, потом закупят когда-нибудь ещё. На кольцевой нормальная вентиляция!
–14
Написал Mr.Hunt 2010.07.29 15:00:08 Его комментарий скрыт
На этот вопрос ДВГ дал чёткий и ясный ответ: заменяются те поезда, срок эксплуатации которых подошёл к концу. На КРЛ ходят достаточно новые номерные. А менять вагоны, купленные годом ранее никто не будет, потому что это неэффективное расходование средств и уголовщина.
KVentz,
>Врачи не подчиняются метрополитену. Понятно, что вам лично насрать кто кому подчиняется, но реальность устроена несколько иначе, чем вы себе представляете.
И менты не подчиняются. Никто никому не подчиняется.
Константин, но согласись, что реальность хреноватая. Вообще, межведомственная и межрегиональная разобщенность есть причина многих российских гадостей, громко аукающаяся на гражданах. И это, ясное дело, касается не только данного топика. Не хочу углубляться, дабы не флудить.
По-хорошему, правильный Городской Голова, у которого было хотя бы малейшее желание повернуться "лицом к городу", уже давно создал бы что-то типа, назовём это условно "межведомственной комиссией", чьи полномочия были бы исключительны, которой подчинялись бы все, и которая занималась бы координацией действий тех же департаментов в условиях хронически сваливающихся на наши непутёвые головы неприятностей. Будь то жара (и связанные с нею последствия), или запуск "Сапсана" (к примеру).
Но ведь лень... Чего огород городить, ежели ничто не вечно, и жара - тоже?
>Константин, но согласись, что реальность хреноватая. KnownWho, три варианта:
а) исправить существующую реальность;
б) расслабиться и жить;
в) найти себе другую реальность.