Почему на «Спасской» вместо эскалаторов поставили «мясорубки»?
Самый крупный пересадочный узел в городе стал самым проблемным и нелюбимым для петербуржцев. «Только бы не ехать через «Спасскую»!» — такое мнение постепенно становится всеобщим. Практически новые эскалаторы, связывающие станцию с «Сенной» и «Садовой», в очередной раз вышли из строя и работают только на спуск. Специалисты убеждены — они смертельно опасны для пассажиров.
Не прошло и года, как открыли переходы через станции «Сенная», «Спасская» и «Садовая», а эскалаторы «нового поколения», которые были поставлены «Универсалмашем» — дочерней компанией Кировского завода, уже несколько раз выходили из строя. Если громыхание и дребезжание, на которое пассажиры стали жаловаться с самого их запуска, можно отнести к мелким неудобствам, то обрушение нескольких ступенек, произошедшее 13 мая, уже по-настоящему опасная ситуация. К счастью, никто не пострадал. Но руководство метрополитена «до выяснения обстоятельств» пустило эскалаторы только на спуск.
— Сейчас работают шесть из восьми эскалаторов, — рассказала пресс-секретарь ГУП «Метрополитен» Юлия Шавель. — До какого времени это будет продолжаться — пока не известно. Было принято решение закрыть эскалаторы на подъём, потому что уже несколько раз случались поломки машин именно в этом режиме. Сотрудники завода-изготовителя сейчас выясняют, в чём проблема. Пока они не дадут метрополитену гарантию устранения причины поломки, вверх эскалаторы идти не будут.
Ходят слухи, что постоянные поломки поставили под сомнение качество эскалаторов «нового поколения», поэтому договор с «Универсалмашем» может быть расторгнут.
Пока метрополитен и Комитет по транспорту решают, что делать, петербургские специалисты бьют тревогу.
— Эта конструкция для специалистов просто смехотворная, — рассказал эксперт из петербургской фирмы «Латрэс», специализирующейся на производстве эскалаторов (свою фамилию и должность он попросил не указывать. — Прим. авт.). — Её создатель — Виктор Христич — носится с идеей машины «нового поколения» уже лет тридцать. Свой проект он пытался реализовать два раза. Впервые эскалатор «по Христичу» создали на Украине. Тогда он назывался «Першим украинским», был изготовлен на киевском заводе «Большевик» и даже смонтирован на одной из станций Киевского метрополитена. Но… не работал. В итоге его просто вырезали, поменяв на обычную лестницу, благо там неглубоко. С этими же «мясорубками» Христич вернулся в родной Петербург и предложил их Кировскому заводу. В Петербурге есть эскалаторный центр на Васильевском, где ещё работают опытные специалисты, устанавливавшие эскалаторы по всему СССР. Но, вводя в эксплуатацию новые машины на «Спасской», их мнения никто даже не спросил.
По словам специалиста, вся идея конструкции нетехнологична.
— Вместо четырёх бегунков на ступени их поставлено восемь, — говорит эксперт. — К ним доступа никакого нет, если слетает бегунок, то надо надолго останавливать эскалатор — очевидно, что Христич совсем не думал об эксплуатации. В результате лестничное полотно стало хаотично подёргиваться, ролики ступеней выходят из строя…
Наш анонимный источник просит петербуржцев внимательно смотреть под ноги и крепко держаться за поручни.
— Тревожит, что подряд пошли недопустимые случаи, когда вместо привычных ступеней к ногам пассажиров выезжает голый каркас, образуя в эскалаторе «дыру», — говорит конструктор. — Причём аварийная блокировка не сработала, и эскалатор продолжал движение. А если бы в дырку попала нога пассажира? В Москве ежегодно устанавливается до 30 новых эскалаторов, но там никому и в голову не может прийти ставить такое опасное новшество. А у нас хоть и устроили тендер, в котором якобы участвовали российские и ведущие зарубежные производители, но — вот странность — в техническом задании необходимая ширина эскалаторов оказалось до миллиметра такой же, как у детища «Универсалмаша». Естественно, все другие конторы участвовать в тендере не смогли. Одна надежда: чиновники опомнятся и осознают опасность для горожан.
Как бы угрожающе ни звучали подобные опасения, нельзя забывать, что они высказаны представителем фирмы-конкурента. Сам конструктор Виктор Христич считает, что всё это — лишь «злопыхательство».
— За мою идею американский журнал Elevator World («Лифты мира») присудил мне первую премию «Проект года — 2010», — гордо рассказал Виктор Христич. — Это эксперты мирового уровня, а не местные конкуренты. Они увидели в моём проекте перспективу и новизну. А поломки эскалаторов происходят из-за того, что их сборка шла в авральном режиме, там выявился целый ряд отступлений от документации главного конструктора [в прошлый раз Христич обвинил просадки тоннеля — Cypok]. Сейчас всё починят, я надеюсь, что больше они не будут ломаться. У них же 50 лет срок годности!
Сейчас по заказу метрополитена независимая организация «Эскомстроймонтажсервис» готовит официальное техническое заключение по проблемным машинам. Пока что сотрудники отказались рассказывать журналистам, действительно ли эскалаторы на «Спасской» представляют угрозу для людей. Заключение будет готово к 30 июня — тогда и станет понятно, что такое «эскалатор Христича»: технология XXI века или «бред изобретателя». Главное, чтобы до тех пор никто из пассажиров не пострадал.
Теперь уже поздно... Надо эти узколаторы как-то чинить и приводить в нормальный вид. Альтернатив нет... не закрывать же станцию. Всё-таки многие спорные решения в мире и имеющие кучу проблем в младенчестве со временем от них избавлялись... будем надеяться что и с узколатарами всё наладится...
andreev, дело не в пассажирах, а в заезженности темы: три почти одинаковых поста на главной за весьма небольшое время. А достаточно было бы лишь одного. Хуже только во время массового сапсаносрача было. Я лично за разнообразие.
> только вот ПМ ничего предпринимать не хочет
Вполне возможно, что задержка начала реконструкции «Нарвской» связана не с отказом от ЭТХ, а с желанием «довести их до ума», но давайте, всё же, будем надеяться на лучшее.
–16
Написал МС 2010.05.21 23:33:22 Его комментарий скрыт
МС, всё идёт к тому что их допустят к работе только на спуск. пройдёт ещё год и они откажут окончательно. поэтапно закрывать переходы и демонтировать ЭТХ -- вот что необходимо
а сейчас их тупо "чинят и тестируют"
на лучшее естественно надеемся, во только пока ПМ будет говорить что всё шоколадно и мы скоро починим этого не будет
Там нет места под машинное отделение обычных эскалаторов.
Если же менять их - то, видимо, только на поэтажные для торговых комплексов, но они, мне кажется, не выдержат.
На Ладожском вокзале стоит на подъём к дальнего следования один ОТИС, так его ремонтируют/обслуживают каждые полтора месяца. С другой стороны, скрученных ступеней рядом я что-то не замечал.
Максим Ляденко, DBS, те эскалаторы, что на Невском и Маяковской, - стандартной компоновки, с машинным залом. Здесь места под машинный зал тупо нету, поэтому придётся либо строить его, что в условиях действующего метро очень сложно и дорого, либо пытаться найти приемлемые для метро эскалаторы, по компоновке соответствующие ЭТХ, но сделанные на западе. За соответствующие деньги.
Иона Новоясенев: Максим Ляденко, DBS, те эскалаторы, что на Невском и Маяковской, - стандартной компоновки, с машинным залом. Здесь места под машинный зал тупо нету, поэтому придётся либо строить его, что в условиях действующего метро очень сложно и дорого, либо пытаться найти приемлемые для метро эскалаторы, по компоновке соответствующие ЭТХ, но сделанные на западе. За соответствующие деньги
Может это дорого и затратно, но я бы на месте властей Питера все же переделал наклон под обычные эскалаторы. Мне почему-то кажется, что проще один раз вложиться, чем годами мучаться с этим говном. В конце концов в былые времена гермозатворы устанавливали на станциях и перегонах, а это наверняка посложнее, чем сделать машзалы для эскалаторов!
Spirit, не совсем, разница есть. Одно дело - в ночное окно что-то понемногу делать, и другое - попросту закрывать пересадку, причем оочень надолго.
Я очень надеюсь, что мои прогнозы не оправдаются, но по-моему, пока не случится что-то реально плохое, никто и не почешется, будут тянуть до последнего эти поделки.
Хочется ещё и ещё раз сказать спасибо генералу Гаеву да и Лужкову тоже (хотя обоих я не люблю, но уж что есть то есть за что благодарить!), что не купились на это.. г..но..
Найти чинуш, которые заключили договора. Поднять подноготную конкурса, вскроется много чего интересного. Стоит только захотеть. Видимо, СКП не хочет ничего заводить, а заводить надо, потому что если принята в эксплуатацию техника, опасная для жизни, это, извините, уже пахнет уголовным преступлением, или пока ещё покушением на преступление )))
Fedor81, на счёт чинуш, которые "купились" на это говно - вспомните Петрика с Грызловым попилившим 15 ТРИЛЛИОНОВ!!!! рублей (выделено на "проект" "чистая вода" до 2020 года!!!!) Христич на их фоне выглядит как вокзальный напёрсточник...
Flar: Spirit, не совсем, разница есть. Одно дело - в ночное окно что-то понемногу делать, и другое - попросту закрывать пересадку, причем оочень надолго.
Я очень надеюсь, что мои прогнозы не оправдаются, но по-моему, пока не случится что-то реально плохое, никто и не почешется, будут тянуть до последнего эти поделки.
Ну за год можно уложиться, это точно. У нас станции закрывают на капремонт, и ничего, как-то терпят люди. С другой стороны, как бы не печально это звучало, пока узколатор не превратится в мясорубку, менять его не будут...
Ситуация с "эскалаторами только на спуск" уже вошла в городской фольклор: некий банк рекламирует свои услуги как "вклады работают на подъём" и пририсовывает эскалатор.
Этот же чудо-конструктор спроектировал тягач для плавающих ворот судопропускного сооружения на дамбе и шаровую опору для них же. Как это все будет работать думаю всем понятно.