Метки: питер; спасская; узколаторы; эскалаторы

Эскалаторы «Спасской» встали. Пока на ремонт?



Прошло чуть более года с момента запуска пересадочного узла «Сенная» — «Садовая» — «Спасская», как эскалаторы, которые представляли как самые прогрессивные, дали сбой. В итоге, пассажирам придётся терпеть неудобства неопределённое время, пока сразу три подвижных лестницы будут ремонтировать.

1 апреля вечером был отключён один из эскалаторов на переходе со «Спасской» на «Садовую». Причина — плановый ремонт, который продлится с первого по десятое апреля. Однако утром второго апреля и без того загруженный узел превратился в людскую пробку. Пассажиры оказались поставлены перед фактом: не работают три из четырёх эскалаторов. Ещё две лестницы встали не по плану. Поэтому сказать, когда именно они заработают, в руководстве ГУП «Петербургский метрополитен» не могут: до окончания работ — сообщили в пресс-службе.

Теперь схема прохода пассажиров претерпела изменения в сторону неудобства: пока спуститься с «Садовой» на «Спасскую» напрямую будет невозможно, придётся обходить через «Сенную». Впрочем, тех, кто прибывает по оранжевой линии на «Спасскую», на «Садовую» всё же поднимут, но только одним эскалатором, оставшимся в работе.

В метрополитене признают, что недовольны новыми подвижными лестницами. Их постоянно приходится останавливать на текущий ремонт, поэтому на станции дежурит не только сотрудник эскалаторной службы, но и представитель завода. С одной стороны, действительно, эскалаторы «Универсалмаша» — новинка для петербургского метро: в стандартный тоннель установили четыре лестницы вместо привычных трёх, что должно было бы повысить пропускную способность. Но, с другой стороны, это новшество требует серьёзной «обкатки», и проходит она пока за счёт пассажиров.

О проблемных эскалаторах «Фонтанка» рассказала первой ещё год назад. Напомним, что открытие станции метро «Спасская» переносилось шесть раз. А между станциями «Волковская» и «Звенигородская» пришлось запустить поезд-челнок. Основной причиной отсрочек и была конструкция новых эскалаторов, которая вызвала много вопросов у организаций, отвечающих за приёмку. В конечном счёте, разрешение на эксплуатацию машин «выбили» в Москве, и эскалаторы приняли к работе, проведя испытания, в том числе с участием курсантов петербургского университета МЧС, которые несколько часов катались вверх-вниз, изображая пассажиров.

Эскалаторы «Универсалмаша» принципиально отличаются от тех, что поставляло ЗАО «ЭЛЕС» (наследник производства тоннельных эскалаторов завода им. И. Е. Котлякова — завода им. Козицкого, поставлявший все глубокие эскалаторы для Петербурга и Москвы на протяжении последних лет). В частности, специалисты ЗАО «РАТТЕ», проводившего экспертизу, обратили внимание на отсутствие в конструкции главного вала, а, следовательно, и аварийного тормоза на нём. Конструктор предусмотрел другие технические решения организации торможения, но изменения пришлось согласовывать на федеральном уровне.

В итоге 7 марта 2009 года станция открылась. И пассажиры сразу же отметили повышенный уровень шума, при этом из-под эскалаторов постоянно доносился звук инструмента и удары чего-то тяжёлого, похожего на кувалду. Тем временем, скорость эскалаторов значительно упала. Это стало заметно даже невооружённым взглядом: перед эскалаторами в час пик стали собираться толпы людей, несмотря на работу двух машин одновременно. По словам осведомлённых источников, скорость была снижена для уменьшения износа. Каждую неделю запчасти к новым машинам привозили «Газелями».

Естественно, что такие затраты не могли пройти для метро даром и уже спустя неделю после начала эксплуатации, 20 марта 2009 года, был объявлен конкурс на техническое обслуживание с 1 мая 2009 года по 28 февраля 2010 года. Исполнителю предписывалось выполнить работы, где первым пунктом стояло: «Исполнитель должен гарантировать работоспособность эскалаторов в период между выполнением технических обслуживаний». Но самое интересное, что стоимость этих работ была оценена в 17,5 миллионов рублей, что составило почти четверть от первоначальной стоимости эскалаторов — 75 миллионов рублей. Конкурс на такое обслуживание выиграл производитель машин — «Универсалмаш».

В первые же месяцы работы в эскалаторах выявили множество технических недостатков. Например, отдельные элементы были скреплены между собой болтовыми соединениями, которые от вибрации механизма начали раскручиваться. В результате отдельные узлы в срочном порядке проваривали сваркой на месте. Количество же заменённых роликов уже не поддавалось подсчёту. Ступени закручивало в спираль, и всё это происходило на глазах пассажиров.

Между тем, ещё до запуска проблемных эскалаторов на «Спасской» в пассажирскую эксплуатацию, «Универсалмаш» выиграл ещё один конкурс — на поставку эскалаторов для станции «Нарвская». Конкурс провели в октябре 2008 года и уже к ноябрю 2009 года эскалаторы должны были быть отгружены получателю — ГУП «Петербургский метрополитен». Сумма контракта составляет 175 миллионов рублей. По информации из источников, заслуживающих доверия, заказ выполнен, но не до конца. Отчасти именно с этим связаны постоянные переносы сроков закрытия вестибюля «Нарвской».

Ксения Потеева, Андрей Верёвкин
«Фонтанка.ру», 02.04.2010
72
Написал D-d-d 2010.04.02 15:59:18
Рейтинг:
...что и требовалось доказать.
22
Написал quantum 2010.04.02 16:02:01

Не могу не напомнить, пожалуй, самую знаменитую фотку ЭТойХ...:



И не могу не напомнить, разумеется, что думает о них Дмитрий Владимирович:

«Я отвечу деликатно: таких эскалаторов в Московском метрополитене не будет, мы любим своих пассажиров».

Что и требовалось доказать.
39
Написал МС 2010.04.02 16:08:17

Возможно ли заменить эскалаторы лже-конструктора на нормальные?
13
Написал ScorpionMG 2010.04.02 16:43:20

ScorpionMG,
Возможно, но сейчас вряд-ли будут. Стоить это будет немалых денег.
1
Написал SHERIDAN 2010.04.02 16:48:57

ScorpionMG, возможно, поскольку модели аналогичного типа существуют — если всё будет нормально, их в этом году поставят на «Октябрьской» и в переходе между «Белорусскими».

SHERIDAN,

> вряд-ли
Дефис перед «ли» не пишется.
5
Написал МС 2010.04.02 16:52:47

Обалдеть :-(.
–5
Написал classicisme 2010.04.02 17:39:09

МС,
Спасибо за поправку, но голова за сегодня уже чугунная.
0
Написал SHERIDAN 2010.04.02 17:52:01

МС, это вовсе не "модели аналогичного типа". Для установки ЭЛЭСовских эскалаторов придётся ещё и расширять-углублять место под машинный зал, что существенно затянет работы. Надеюсь, что это, по крайней мере, технически возможно. Кроме того, насчёт Октябрьской и Белорусской ситуация вовсе не такая радужная: судя по техзаданию, на Белорусской планируется установка E25T, а на Октябрьской - E55T.
9
Написал Иона Новоясенев 2010.04.02 20:21:49

Скажите, кто-нибудь в курсе, почему речь идёт о трёх эскалаторах? Все три сломались или сломался один, а ещё два остановили потому, что сломанный невозможно починить, не останавливая соседние? Как вообще их ремонтируют? Только сверху, разбирая ступени, или снизу тоже, но только по ночам? Или же зазоры между эскалаторами достаточны для безопасной работы? Кому-нибудь это достоверно известно?
3
Написал kostik 2010.04.02 20:58:07

>...что и требовалось доказать.
Что нужно проводить полный цикл испытаний, а не то, что Христич - лжеконструктор.

Кстати, в Коммерсанте написано, что стоимость эскалаторов для Нарвской - 208 млн. Эскалаторы Адмиралтейской - обычные, элисовские.

http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1347182
5
Написал kummel 2010.04.02 21:20:11

kummel, Что нужно проводить полный цикл испытаний, а не то, что Христич - лжеконструктор.

С учётом его предыдущих попыток - и то и другое вместе.
13
Написал quantum 2010.04.02 21:55:12

http://blackjob.spb.ru/t3756.html

На ЭЛЭС тоже не молитесь. С учетом тамошней текучки, думаю, можно нарваться на суровый брак даже на обкатанных моделях эскалаторов.
17
Написал goshpodarek 2010.04.02 23:56:32

goshpodarek, ну и ну. Был несколько шокирован таким раскладом. Что же там выходит с производства при таком бардаке, и как это налаживают в метрополитене?..
0
Написал VanHelsing.16 2010.04.03 00:37:21

VanHelsing.16, goshpodarek,

С точки зрения общей логики, обкатанная модель (раз уж она обкатанная), даже если будет поставлена ультраговённого качества, с помощью напильника, лома и такой-то матери может быть приведена в нормальное рабочее состояние. Конструкционно ведь она работоспособная.

А вот Христич-машины с их особой конструкцией сомнительного свойства и содержания более похожи на заведомо неработоспособные.
5
Написал Петушков Илья 2010.04.03 01:02:03

kummel, Ха-ха.. Отлично написано про "Электронные системы" :) Они вообще-то не занимаются эскалаторами. Вот кто слопушил? Юлия Шавель или же Коммерсантъ?
0
Написал tu2-167 2010.04.03 01:45:14

Петушков Илья, посмотри с другой стороны. Вот Христич. Он делает жидкие стулья. Вот два директора Элэс, они когда-то делали хорошие твёрдые стулья, но от госзаказного раздолья стулья Элэс мягчают. А Христич в это время не спит, работает, не покладая отросших из ягодиц рук, посыпает жидкие стулья тальком...
Короче вы поняли - если ЭТХ исправить уже нельзя - туда им и дорога, но если на Нарвской уже будут стоять (сомнительно, конечно, но может такое произойти) годное изделие, то ЭЛЭС с таким отношением через несколько лет могут потерять большую часть петербургского рынка.
15
Написал kummel 2010.04.03 01:56:24

Эскалаторы киевского афериста калечат петербуржцев
http://www.apn-spb.ru/news/article7111.htm
"Некоторое время с грехом пополам эскалаторы отработали, но сегодня накрылись сразу три из четырёх. Один пассажир сломал голень, а несколько других чуть не погибли, когда под ними провалились ступеньки. Само собой Матвиенко с Гарюгиным никаких выводов не сделали, и станция «Адмиралтейская» получит именно недоделки Христича. Потому что начальнички наши и их детки на метро не ездят."
2
Написал ramtamtager 2010.04.03 12:30:00

ramtamtager, это какая-то желтая статья. Тем более что конкурс на поставку эскалаторов для "Адмиралтейской" только начался, поэтому что что она "получит именно недоделки Христича" это не более чем фантазии журналистов
5
Написал DBS 2010.04.03 14:02:20

DBS, в статье написано, что на оба наклона «Адмиралтейской» будет закуплено по четыре эскалатора. А чтоб знать, какая это будет модель, надо знать ширину этих наклонов. Кто-нибудь может её подсказать?
2
Написал МС 2010.04.03 14:30:12

Вот более правильный рассказ о случившемся: вместо трёх эскалаторов сломался только один (привет «Фонтанке»!), просто два других пришлось остановить для его починки. И делать так, разумеется, будут каждый раз, поскольку из-за узких балюстрад проходов для работников эскалаторной службы там нет, вот и приходится соседние машины отключать из-за этого. Короче, ситуация совершенно штатная.

Собственно:

Со второго апреля на неопределённый срок в Санкт-Петербурге закрыт переход с Садовой на Спасскую в связи с поломкой эскалатора № 2, который невозможно починить без остановки соседних эскалаторов № 1 и № 3. Таким образом, на переходе Садовая — Спасская работает только один эскалатор, использующийся для перевоза пассажиров со Спасской на Садовую. По информации пресс-секретаря петербургского метрополитена Юлии Шавель, в результате поломки эскалатора один пассажир получил травму голени.

http://www.tv100.ru/news/view/23093/
1
Написал МС 2010.04.03 17:00:42

вот и пихай после этого 4 эскалатора в узкий наклонный ход а когда такие же и на Нарвской поставят то что, для ремонта одного из них придется всю станцию закрывать чтоли??? нафиг-нафиг такие узколаторы
0
Написал DBS 2010.04.03 18:09:22

Когда эта история только начиналась, все настолько с самого начала стали настроены против Христича, что мне в душе наоборот захотелось, чтобы назло супостатам у его разработки всё сразу пошло как надо и без проблем. Жаль, что пока моя надежда не оправдалась, но я всё ещё надеюсь на его успех.
1
Написал Kardail 2010.04.03 19:50:40

МС,
> (привет «Фонтанке»!)

«Фонтанка», бесспорно, ангажирована против нынешнего правительства СПб. Но, тем не менее, читать их статьи стоит, т. к. «рациональное зерно» оттуда добыть можно.

Вот ещё ссылочка, кстати: http://www.fontanka.ru/2010/04/02/101/
0
Написал D-d-d 2010.04.03 20:35:34

А чтоб знать, какая это будет модель, надо знать ширину этих наклонов. Кто-нибудь может её подсказать?
МС, Такая же, как и на Обводном канале. т.е. под 4 обычных эскалатора.
2
Написал kummel 2010.04.03 21:32:41

МС, спасибо! Что и требовалось доказать! Эскалаторы плохи не потому, что плохо спроектированы. Порочна САМА ИДЕЯ установки большего количества эскалаторов в наклонный ход за счёт ликвидации пространств, необходимых для ремонта и техобслуживания. И никакие доработки эскалатора не приведут к решению этой проблемы.
Пропускная способность важна именно по критическому моменту: в час пик при поломке или плановых работах на одном эскалаторе. Вероятность поломки двух сразу минимальна. При применении узколаторов режим работы с одним эскалатором будет возникать достаточно часто. И ничего не сделаешь.
То есть, три нормальных эскалатора лучше, чем четыре узколатора по-любому. Даже при одинаковом качестве. И даже, если качество узколаторов будет выше, чем качество эскалаторов.
10
Написал kostik 2010.04.03 21:48:00

Kardail, ты бы бэкграунд истории изучил что ли. Симпатизировать Христичу можто только если не знать, что он придумал и как он это позиционирует.

А придумал он крайне сомнительную конструкцию, которую представляет как гениальнейший революционный прорыв. По стилю очень напоминает Юницкого и Петрика (не к ночи будь они оба помянуты).

И каждый раз когда у кого-то хватает мозгов вкладывать в изобретения таких "гениев" деньги, результат всегда один - фэйл, фэйл и ещё раз фэйл. И бабло на ветер. И добро если никто не пострадает (а уже страдает - см. выше про голень).
8
Написал quantum 2010.04.03 22:19:19

kostik,

> То есть, три нормальных эскалатора лучше, чем четыре
> узколатора по-любому. Даже при одинаковом качестве.
> И даже, если качество узколаторов будет выше,
> чем качество эскалаторов.


Ещё подумалось, что на той же «Белорусской» четвёртый эскалатор можно вставить, сократив слишком широкие сталинские балюстрады, а также сузив до одного человека ширину ступенек тех эскалаторов, которые будут на подъём — всё равно там почти никто не встаёт и место это реально пропадает зря.
–3
Написал МС 2010.04.03 22:58:19

МС, так вот именно эти широкие балюстрады и позволяют ремонтировать эскалатор, не останавливая соседние. Под ними находятся лестницы, которые обеспечивают удобный доступ практически ко всему механизму эскалатора. Первый раз слышу о том, что сталинские балюстрады шире современных. Их размер очень грамотно обусловлен технологическими требованиями. Сделаешь меньше, и тут же возникает опасность для рабочих, ремонтирующих эскалатор. Просто попытайтесь представить себе этот процесс "изнутри". Вам приходится разбирать механизм, который не всегда легко поддаётся разборке, может что-то и соскочить, и упереться куда-то надо, и локоть повыше поднять, а за спиной у вас механизм, задеть который - смерть или инвалидность...
А делать ступени уже в два раза, а в чём тогда смысл? Так на ступень вставали два человека, а так один. Эскалаторов больше, а пропускная способность та же. Если пассажиры не становятся по два - так их так приучили правилами. Сами и виноваты. А узкая лента небезопасна. Представьте себе, при сходе с эскалатора что-то случилось, кто-то замешкался. Эскалатор вовремя не остановился. Все начинают налетать на замешкавшегося человека вместо того, чтобы обойти слева...
8
Написал kostik 2010.04.04 11:32:52

kostik,

1. Сталинские балюстрады — слишком широкие. Последующие — функциональности не потеряли (из-за поломки одной машины соседнюю, если заметили, не останавливают), но лишнего места при этом не занимают.
2. Узкие ступени можно делать потому, что на подъём всё равно все встают с одной стороны. А проблемы безопасности при сходе пусть решают видеокамеры.
0
Написал МС 2010.04.04 11:45:52

МС, так насколько они шире? Сантиметров на десять, не больше, иначе было бы заметно. 30 см погоды не сделают. Насколько уменьнать ступени? Если до 50 см - это жесть, не встать с сумкой, чемоданом. Кроме того, при остановке эскалатора должна сохраняться возможность прохода, если что-то случилось, например, каблук застрял в гребёнке. На таком эскалаторе - всем развернуться и идти вниз со скоростью самой медленной бабушки. Если 75 см, обойти бочком будет можно. Но тогда выигрыш 25 см. Теперь считаем: 30+2х25=80 см. Лестницу то поставить можно, а вот балюстраду - нет. Но на двух эскалаторах пропадает возможность становиться в два ряда. Так что, ничего не выигрываем.
Здесь также, как и со скоростью движения эскалаторов. Её пытались увеличивать больше, но люди не успевают вставать через одну ступеньку, встают через две. Или с увеличением парности поездов. Увеличить можно, но на остановке поезда будут стоять слишком мало времени и уезжать полупустыми. То есть, провозная способность от этого не возрастёт.

А чтобы люди становились в два ряда, нужно просто некоторое время, пока все помнят старые правила. Их слишком старательно вдалбливали дежурные по эскалаторам. В советское время стояли в два ряда на подъём, я это помню. Надо просто пропагандировать другое, это гораздо дешевле, чем менять по всему метро эскалаторы. Может быть, надо поставить что-то вроде светофоров: "в два ряда / в один ряд / вход запрещён". Народ унас, на самом деле, достаточно дисциплинированный. Просто нафига была нужна многолетняя пропаганда "становитесь в один ряд".?
13
Написал kostik 2010.04.04 12:05:40

kostik,

> так насколько они шире?
> Сантиметров на десять, не больше, иначе было бы заметно.


Я бы померил специально для Вас рулеткой, да только чересчур сознательные товарищи не поймут. Плюс, не только балюстрады, но и сами эскалаторы (ступеньки такие же, но расстояния между поручнями больше). Посмотрите, например, на «Павелецкой», сколько из-за этого места по бокам наклонного хода высвободилось, когда новые машины с другими габаритами поставили.


> Насколько уменьнать ступени?
Как в «Детском мире», к примеру.

> Лестницу то поставить можно, а вот балюстраду - нет.
> Но на двух эскалаторах пропадает возможность становиться
> в два ряда. Так что, ничего не выигрываем.


Короче, надо на месте смотреть.


> А чтобы люди становились в два ряда, нужно просто некоторое
> время, пока все помнят старые правила. Их слишком старательно
> вдалбливали дежурные по эскалаторам. В советское время стояли
> в два ряда на подъём, я это помню. Надо просто пропагандировать
> другое, это гораздо дешевле, чем менять по всему метро эскалаторы.


Народ у нас — стая баранов, которое сразу отобьёт желание вставать на обе стороны — кому-то всё равно приспичит там проходить. Из-за чего я и становлюсь слева довольно редко. Не очень приятно, знаете ли, спешащих недовольных мужчин пропускать.
–2
Написал МС 2010.04.04 12:19:00

МС, на Павелецкой по бокам наклонного хода всего-то сантиметров 60-70, то есть как раз для обслуживания. По-моему, и раньше так было.
Эскалаторы в Детском мире могли быть 60 или 80 см. Наверное 60. Но ситуация в Детском мире принципиально иная, чем в метро. В случае остановки никаких проблем пройти вниз на один этаж и подняться по лестнице. Представьте, что будет в метро. В 60 сантиметрах не разойдёшься... Ситуация с несчастной девушкой с застрявшей шпилькой будет напоминать массовое узаконенное изнасилование.
Ну, вот как раз, если проходишь, а кто-то стоит - не пройдёшь, а если стоишь, а кто-то идёт - так и фиг с ним. Одного человека можно подвинуть, а десять-двадцать нет.
Самое главное, сколько по времени займёт переоборудование? Ведь для этого придётся полностью закрывать наклонные ходы.
В общем, надо искать простые и эффективные решения. Кстати, сейчас на загруженных станциях, когда объявляют "вставайте на обе стороны" - так и встают. Много раз наблюдал. И на той-же Павелецкой, и на Киевской.
В нашей стране просто идиотская идеология - если что-то чуть чуть надо подправить, так легче составить программу переламывания всего и вся на сто лет вперёд, лишь бы сейчас ничего не менять. Это особенно хорошо чувствуется после Лондона, Рима, Венеции... Только у нас и в Америке города почти целиком переламывают каждые 100-200 лет, чтобы расширить дороги. При Екатерине Великой все города перемололи, затем при Сталине. При том, что всё можно решить гораздо проще и в 100 раз дешевле. К сожалению, это общая направленность мышления, основой которого является постулат о том, что народ - стадо баранов, и должен им оставаться. А сама мысль о какой-бы то ни было организации жизни звучит как крамола. В таком случае, ОТ вообще умрёт, уступив место маршруткам, ездящим по тротуарам.
0
Написал kostik 2010.04.04 12:56:18

kostik, таки у ЭМ балюстрады действительно шире, чем у ЛТ, это видно невооружённым взглядом.
0
Написал Иона Новоясенев 2010.04.04 13:02:35

Здесь и ниже, сразу видно, что конструктор эскалаторов из вас ещё хуже, чем из Христича. А расчёты на пальцах очень напоминают аналогичные расчёты при попытке обывателем доказать, что метро не может быть убыточным (а после того как оно им быть перестало - что цены билетов на проезд многократно завышены).
4
Написал quantum 2010.04.04 13:23:25

Иона Новоясенев, короче, надо всё мерить, без этого ничего не решить. Может быть, конечно и шире, но вот насколько.
0
Написал kostik 2010.04.04 13:23:53

кстати, а в переходе "Невский проспект" <-> "Гостиный двор" уже несколько десятков лет используются 4 узкобалюстрадных эскалатора. Интересно как их на ремонт останавливали, тоже по 3 штуки сразу чтоли?
0
Написал DBS 2010.04.04 19:41:41

При замене эскалаторов закрывают весь наклонный ход. Там есть дублирующий переход.
0
Написал Иона Новоясенев 2010.04.04 20:01:09

DBS, на Невском - боюсь соврать, но на Маяковской - широкие балюстрады перемежаются с узкими.
0
Написал kummel 2010.04.05 10:43:53

Отмыли деньги, молодцы! И продолжают отмывать, заключив договор на обслуживание с производителем! Меньшенство в шоколаде, остальные в говне...
3
Написал Spirit 2010.04.05 11:16:58

На переходе Сенная-Спасская в час-пик просто жуть. Узкие коридоры, толпа людей и вероятность быть раздавленным, если вдруг что-то случится
0
Написал mindgame 2010.04.06 14:54:42

МС, я глубоко извиняюсь. Сегодня посмотрел и сравнил эскалаторы на Павелецкой-кольц. и Парке Культуры-кольц. Разница в ширине балюстрады существенная, на глаз сантиметров 30 на балюстраду. Правда, по краям балюстрады узкие и убавить там не удастся.
Но, заметил я и другую вещь. При большом количестве пассажиров на эскалатор встают с обоих сторон, даже без напоминания. Один раз вообще просили дежурную объявить, чтобы становились с обоих сторон. Но, на левую часть встают с пропусками, заполняемость примерно 50%. С чем это связано? Оказывается, люди не успевают вставать на эскалатор через одну ступень. Обязательно кто-то мешкает и образуются пропуски. Это связано с высокой скоростью движения ленты. Заполняемость правой стороны примерно 70-80%. Но, одновременно с теми, кто встаёт справа, проходят люди по левой стороне, но встают справа в пропуски. Таким образом, заполняемость справа приходит к 100%, а слева получается 50%. То есть, даже оставаясь свободной, левая сторона работает на повышение заполняемости правой.
Две широкие ленты это 2х150=300%, а три узкие 3х80=240% / одна широкая 150%, а две узкие 2х80+160%, где 100% - полная заполняемость ленты по одной стороне. Получается, что существенного эффекта не будет.
Хоть нас и обсмеял QR, но вопрос, мне кажется, Вы затронули интересный.
0
Написал kostik 2010.04.07 22:22:09

Пишите письма: metronews@mail.ru