17-го марта в Петербурге состоялся аукцион на закупку новых автобусов для города. Поставлять машины будут нефтекамский НефАЗ, волгоградский «Волжанин» и дилер группы компаний ГАЗ — ООО ТД «Спарз». Белорусские производители, которые также пытались принять участие в борьбе за тендер, не были допущены к ней. На финансирование программы будет потрачено более двух миллиардов рублей.
В этом году город решил потратить 2,198 млрд рублей на закупку трёх типов автобусов. По первому лоту предполагалось выделить 310 млн рублей на закупку двухосных автобусов с низким уровнем пола. На второй лот было заложено 619,5 млн рублей на закупку односекционных трёхосных автобусов с низким уровнем пола. Третий лот самый внушительный — 1,268 млрд рублей на закупку низкопольных трёхосных сочленённых автобусов.
В первой части аукциона поступило четыре заявки от предприятий, представляющих Нефтекамский автобусный завод (НефАЗ), Вологодский машиностроительный завод (ВМЗ), Ликинский автобусный завод (ЛиАЗ), и от дилера Минского автозавода (МАЗ) — ООО СП «ЛадогаМАЗсервис». Представителей последнего не допустили к борьбе по причине того, что в документе «Одобрение типа транспортного средства» указан производитель, находящийся в Белоруссии. В то время как в техническом задании требовалось, чтобы автор автобусов был российским. При этом составители технического задания ссылались на постановление правительства Российской Федерации от 31.12.2009 года № 1184, согласно которому автобусы для социальных перевозок должны быть произведены в Российской Федерации.
Надо заметить, что действительно существует перечень автотранспортных средств и коммунальной техники только российских производителей, при закупке которых субъект федерации может претендовать на субсидию в размере до 70 процентов покупки. Но никаких жёстких требований, что в 2010 году субъекты России должны закупать только отечественные автобусы, нет. Правда, прежде чем получить средства по этой программе, регион сначала должен выложить всю стоимость за технику, а уже потом подать документы на получение субсидии. Всего в 2010 году на эти цели выделено 10 млрд рублей, которые будут распределяться в зависимости от населённости региона и других параметров. Если бы комитет по транспорту не прописал требование о стране происхождения в техническом задании и победил иностранный производитель, то рассчитывать на субсидию от федерального бюджета было бы нельзя.
В результате в аукционе по первому лоту приняли участие три производителя: НефАЗ, ВМЗ и ЛиАЗ. Борьба за поставку развернулась нешуточная, и последнее предложение поступило от представителей Нефтекамска — 192,5 млн рублей. Таким образом, ценник упал больше чем на треть по сравнению с первоначально заложенным лимитом финансирования. Расчётная цена одного автобуса снизилась с 5,16 млн рублей за штуку до 3,2 млн рублей. Безусловно, такой контракт можно назвать выгодным для города. Впрочем, есть несколько «но».
В прайс-листе многих дилеров автобусы данной марки не стоят дешевле 4,1 млн рублей. На чём сэкономит производитель — неизвестно, и остаётся лишь уповать на объём заказа, который и позволит заводу скинуть цену без ущерба качества. Второе «но» заключается в том, что автобусы марки НефАЗ в количестве 15 штук есть лишь в одном автобусном парке города. А это значит, что ГУП «Пассажиравтотранс», который и так в последнее время критикуют за состояние и качество обслуживания техники, должен будет преобразовывать и рембазу, и службу снабжения, увеличивая номенклатуру запчастей.
Вторая часть аукциона не состоялась. На участие по этому лоту подали заявки лишь три участника — представители от Волжского автобусного завода («Волжанин») и два дилера МАЗа. ООО СП «ЛадогаМАЗсервис» и ООО Строительные и коммунальные машины» дисквалифицировали по той же причине, что и в случае с первым лотом — их транспортные средства производятся на территории Белорусии. Поэтому победителем признали одного участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в аукционе с автобусами марки «Волжанин». Производитель из города Волжский поставит в наш город 82 автобуса на сумму 619,5 млн рублей. Напомним, что на автобусы этой марки очень много нареканий от водителей.
В третьей части аукциона борьбы также не получилось. На государственный контракт претендовал только один дилер группы компаний ГАЗ — ООО ТД «Спарз» с автобусами Ликинского автобусного завода. В Ликино-Дулёво построят 142 «гармошки» марки ЛиАЗ-62132, которые уже знакомы петербуржцам и водителям ГУП «Пассажиравтотранс». Особых проблем с эксплуатацией этих автобусов не выявлено, да и альтернативы, как видно, представить никто даже не пытался.
Таким образом, в этом году город закупит российские автобусы и может рассчитывать на получение субсидии от федерального правительства в размере до 1,46 млрд рублей. Если город получит максимально возможную сумму, то местный бюджет потратит в этом году на закупку автобусов всего 630 млн рублей. Например, в прошлом году на закупку 42 автобусов город потратил около 372 млн рублей. То есть, массовая закупка автобусов для городских нужд, прежде всего, произойдёт за счёт федерального, а не городского бюджета.
Возможно, что возместив свои расходы за счёт федеральных денег, Санкт-Петербург вложит средства в закупку дополнительной техники. Ведь износ петербургских трамваев, троллейбусов и автобусов достиг уже критических значений. Кстати, 22 марта будет объявлен конкурс на закупку 9 троллейбусов для ГУП «Горэлектротранс» на сумму почти 58 млн рублей. Документация об этом аукционе уже размещена на сайте Государственного заказа Санкт-Петербурга. 8 марта был объявлен аукцион на поставку 15 трамвайных вагонов для нужд Санкт-Петербурга общей стоимостью не более 181,5 млн рублей. Результаты этого аукциона будут подведены 7 апреля.
Как заявили «Фонтанке» в комитете по транспорту, на сегодняшний день на балансе ГУП «Пассажиравтотранс» 1523 единицы подвижного состава, различного типа. Планируется, что большая часть из новых 284 автобусов пойдёт на смену самортизированному подвижному составу. В частности автобусам марки Икарус-280, находящимся в эксплуатации от 13 до 15 лет.
Владимир Фёдоров, Корней Петров
«Фонтанка.ру», 18.03.2010.
НефАЗы — кроме своей родины и её окрестностей почти нигде не хотят брать (и неспроста, судя по отзывам), ЛиАЗы — хоть и салон у них будет не тушинский, но всё равно приятного в них мало.
Всё это напоминает модернизированую модель совка - закупим дерьмо, зато своё. ИМХО такой подход со стороны государства не стимулирует производителей автобусов бороться за качество своей продукции, всё равно ведь купят!
Угу, и обязательно — у какой-нибудь фирмочки навроде упомянутого в статье ООО ТД «Спарз». Кто-нибудь, кстати, объяснит мне схему гешефта и прибыли от таких схем?
Spirit,
"По одёжке протягивай ножки".
Какие умеем делать-на таких и должны ездить.Хочется получше?Так надо лучше делать.
А то привыкли-гнать нефть,газ за рубеж,а на эти деньги закупать
за рубежом всё-вплоть до мешков для мусора.
Скоро в стране вообще делать что-либо разучимся-хвосты поотрастают.
ramtamtager, Тут как раз дело не в неумении, а в нежелании. Танки то с ракетами хорошо делают. Просто мы на рынке автобусов имеем крупного монополиста, в лице группы компаний ГАЗ, который поддерживается активно государством и прекрасно себя чувствует. Почему Connecto, взятые в лизинг "Мостансавто" практически не ломаются, а новые ЛиАЗы постоянно требуют к себе внимания? У нас же какая политика госзакакза: мы вам даём деньги, проводите конкурс, закупайте у тех, кто его выиграет, а потом сами ковыряйтесь. Пусть хоть под забором стоят эти машины с поломками, главное что они физически есть, а значит всё хорошо. По отчётам чинушей всё красиво: куплено 200 новых комфортабельных автобусов в этом году. А по факту они больше времени на яме проводят, а не на маршрутах.
Не надо на НЕФАЗы гнать - хорошие машины. И я их видел в массовом количестве в Рязани, Калуге, Великом Новгороде.
А лучше низкопольных ЛИАЗов (по салону) я видел только "Икарбусы" - построены на аналогичных комплектующих (Man & ZF), но салон намного продуманнее.
Spirit, Почему Connecto, взятые в лизинг "Мостансавто" практически не ломаются, а новые ЛиАЗы постоянно требуют к себе внимания?
Возможно потому, что для Conecto есть в изобилии качественные запчасти, а обслуживаются они в авторизованных сервисных центрах типа колонны 1417? В оной кстати мне лично было сказано, что 6212 это хорошая машина, и все проблемы возникают из-за комплектующих, которые в этом государстве делать не умеют.
> НефАЗы - кроме своей родины и её окрестностей почти нигде не хотят брать (и неспроста, судя по отзывам)
Смотря что называть окрестностями. Массово берут Екатеринбург, Кемерово, брал Омск, само собой Поволжье. А вообще автобус очень даже неплохой, менее капризный чем ЛиАЗ.
quantum: Возможно потому, что для Connecto есть в изобилии качественные запчасти, а обслуживаются они в авторизованных сервисных центрах типа колонны 1417?
Они действительно мало ломаются, запчасти это тоже не менее важный аспект, но они требуются намного реже, чем ЛиАЗам (расходники я здесь не имею в виду).
Конекто? Не ломаются? Ломаются да ещё как. Мне дословно сотрудник Раменского ПАТПа говорил: "Качество от нашемарок не отличается". Двери там с завода были не настроенные. Очень долго не было документации на них. Сейчас кондиционеры массово не работают. В общем, МТА с Конектами ещё успеет намучиться...
Максим Ляденко, я тоже так думаю, но совместная статья означает и совместную за неё ответственность. Хотя, это могла быть ошибка правившего текст редактора.
Кто-нибудь объяснит мне, что такое "Тушинский салон" и чем он так плох? (См.первый комментарий)
в прошлом треде тов.МС мой вопрос наверное не заметил))
BatonMedved, откройте для этого свой аналог нашего ТМЗ — у нас все новые автобусы формально выпущены на нём, благодаря чему есть возможность брать абсолютно любую технику.