Метки: дизайн; рисунок; трамвай; эскиз

Всего 78 голосов

За
quantum +5
МС +5
DopplerEffect +2
Spirit +4
Flar +1
goshpodarek +4
Сергей С. +1
Калужский +5
dars-dm +2
BatonMedved +2
metroman +3
Kardail +5
iMT +3
Карданный Вал +3
DBS +2
ramtamtager +1
Борис +1
Gareek +3
Tassadar +4
Kalan +2
AMIGO +2
Un4given17 +1
Dmitrij +1
ПК155+84 +4
Слайк +1
Lorenetz +2
Grid +3
Максим Ляденко +3
Маевец +1
vladimir +2
fatalerror +1
Мишбан +3
Figura +3
Шпекавыг +4
Metro2033 +2
SeaJey +1
Morty +3
VanHelsing.16 +3
den1101 +3
GIRF +1
trevias +1
Kent 13 +3
alti +2
TAXIST +4
mor17 +1
saroavto +4
Shustryj +1
Старый тип +3
scsiman +1
Narambug +1
msya +2
Jamis +2
Mr. Kornienko +4
kummel +1
Gvothdew +2
martovskiy +1
VolkoDuFF +2
mit9l +1
MetroBlogger.4 +1
Pal_Andrei4 +2
D-d-d +3
Slava +1
Ilya.Pro-Rock +2
kostik +4
Knuckles +2
Tenya +1
ИванИванов +4
Martin_Sqare +4
Mr.Den +2
DenisS +1
mindgame +1
DRV +1
classicisme +1
Rainywind +2
InDustReal +1
VlaDT +1
Dmitry +1
pym500 +1

Проект трамвая для Москвы

Почти год прошёл с тех пор, как я защитил свой дипломный проект по специализации общественного транспорта на дизайне транспортных средств в Строгановке.


Публичный транспорт и, особенно, трамвай мне всегда нравился, и за годы пользования получилось заметить массу проблем, связанных с его дизайном. Меня раздражало, что неудобно, непонятно, слишком низко, слишком высоко, слишком неприятно, слишком дует и т.п.

Короче говоря, колебаний в выборе специализации у меня не было, поэтому, поизучав в течение года вопрос, я спроектировал трамвай и наотличненько защитился. С тех пор с проектом ничего не происходило и, чтобы труды не пропадали попусту, я решил выложить свой трамвай в открытый доступ.

——


Cборная картинка с финальными чертежами и эскизами (1,9 МБ)


——

Иллюстрированная статья, доступно рассказывающая о компоновке и дизайне трамвайных вагонов (PDF, 10,8 МБ).

Рассказ о работе над проектом с кучей картинок (PDF, 11,1 МБ).

Составленное Д. Розалиевым и мной техническое задание (для особо искушённых).

——

Макет и рабочие эскизы:



















Ещё штук тридцать — по ссылке.

——

Буду рад, если мои находки окажутся кому-то полезными.
174
Написал nikitanikitin 2010.03.17 16:15:37
Рейтинг:
Статьи понравились, так что всем рекомендую. Дизайн лично мне не очень, но это дело вкуса. По крайней мере, сделано с душой.
25
Написал quantum 2010.03.17 16:17:15

Самое печальное в этой истории то, что больше с проектом ничего не происходило.
Проект очень любопытный, хотя в финальном варианте чувствуется, что мало внимания было уделено деталям: например, машинисту для выхода из трамвая обязательно нужно опускать один передних турникетов или выходить через вторую дверь, проходя через салон. Выделение дверей на входные и выходные, конечно, смотрится хорошо, но для Москвы в любом случае нужны будут две оттурникеченные двери для трамвая такого класса. Всё-таки скоростного трамвая с выделенными платформами у нас не будет ещё долго, а если и будет, то открывать на них лучше все двери. Ещё у меня есть сомнения по поводу радиуса поворота и боковым маршрутоуказателям: во-первых, их над дверьми сложно будет разместить, а во-вторых, на представленных картинках вообще непонятно, куда трамвай идёт.

Ну и деревянный салон, во-первых, не проходит по пожаробезопасности, а если это стилизованный под дерево пластик, то пожалейте спины и попы пассажиров!
13
Написал goshpodarek 2010.03.17 17:24:37

ну судя по картинке с синими сидениями, это действительно пластик. Хотя, честно говоря, нынешняя манера делать "псевдо-мягкие" сидения, где мягкость - это тонкий слой поролона, обтянутый материей (если там вообще есть поролон) сводит разницу между пластиком и такими сидениями к нулю.
но это всё мелкие придирки, а так проект очень даже приятный.
1
Написал Flar 2010.03.17 17:52:01

Flar, сиденье, сиденья, сиденьями.

> (если там вообще есть поролон)

Есть. Например, в автобусах с новым тушинским салоном — толщиной аж в один сантиметр.
1
Написал МС 2010.03.17 18:06:24

Очень интересно, спасибо!
4
Написал Карданный Вал 2010.03.17 18:43:13

Концептуально и красиво, например с рейками - это хорошо, потому что такой материал использовался для внутренней отделки первых трамваев, например Бреш или МС.

Но есть много нареканий к конструкции. Например, огромные свесы по концам или спорные моменты со столь мелкими ящиками над телегами, стекла в потолке - выходит что пантограф и основная часть ЭО только на стекле и держатся, на стекла будет сыпаться графит со вставок, они быстро станут грязными и т.д.

Кстати, идее с цветом маршрута уже 110 лет - в Петербурге маршруты давно кодируют 5 цветами софитов.

16
Написал BatonMedved 2010.03.17 18:47:25

МС, а можно поподробнее про "Тушинский салон"? =)
3
Написал DopplerEffect 2010.03.17 21:19:54

Мне кажется сейчас, с модой на экологичность, деревянный салон - уместно вспомненное старое. Думаю, скомпенсировав опасность пожара продуманной системой пожаротушения, можно добиться пересмотра этих правил конкретно для данного проекта.
Касательно стёкол в потолке - я всеми руками за, но за тем лишь исключением, что их следует, наавеное, делать не прозрачными, а или матовыми, или белыми - так не будет видна грязь, и солнце не будет слепить.
Идея выделить визуально вход и замаскировать выход - просто отличная, и турникеты, кстати, можно установить на каждом входе.
Поручни, мне кажется, не очень удобны. Удобные поручни - это когда за них можно не держаться, а облокотиться ягодицей и не соскальзывать пока трамвай едет прямолинейно и равномерно.
Ну и, разумеется, расположение тележек неправильное. У трамваев вынос задниц на 1 метр, а здесь на все 2-3.
10
Написал kummel 2010.03.17 22:51:08

Один из наиболее интересных постов на Метроблоге, определённо!
10
Написал Петушков Илья 2010.03.18 01:35:14

Старина стариной, но на маломальски мягком сиденье ехать много приятнее чем на деревянном (в начале 90-х по 59 маршруту ходил один троллейбус с деревянными сиденьями, так вот не комфортно в нём было ехать, не комфортно), трамвай, и тем более новая модель, должен разрабатываться для перевозок, а не для музея. Можно ли дерево применять сейчас в отделке, мне кажется можно, существуют пропитки делающие дерево не горючим, или как минимум заметно менее горючим материалом, использование этих пропиток вполне решит проблему излишней горючести дерева. Систему пожаротушения в салоне ставить практически бесполезно, потому что к тому моменту как она сработает автоматически тушить будет нечего, да и место для неё нужно.
Стёкла на потолке это здорово, так как заметно улучшает освещённость в дневное время, но стёкла имеют минусы:
1 (уже сказали) грязь на этих стёклах (на матовых стёклах грязь всё равно заметна);
2 (уже так же сказали) способность держать нагрузку;
3 через стёкла на потолке в зимнее время будет уходить драгоценное тепло заметно быстрее чем через крышу;
4 летом от палящего солнца на другой стороне вагона не спрячешься;
ну и 5, а что будет при столкновении (крупной аварии), пассажиров обдаст осколками бьющихся потолочных стёкол.
Что бы поставить в потолок стёкла нужно серьёзно укрепить раму, и использовать атермальные триплекс стёкла, что дорого, такие ставят в качестве лобовых стёкол автомобилей и то далеко не всегда, чаще всего просто триплекс, а боковые бывают атермальными, но триплексом нет. Такие решения увеличат вес трамвая и его стоимость, что сделает его приобритение и эксплуатацию экономически не эффективной.

4 рисунок - фонарь в пантографе,... не надо, чем выше фонарь тем больше народу он слепит, электрички здесь не аргумент, они не ездят по городским улицам.

Но несмотря на не существенные недостатки работа выполнена на высоком уровне и заслуживает высокой оценки.
Ваши бы идеи да в умы производителей (и их дизайнерских бюро), сразу бы уровень отечественных производителей НОТ стал бы выше.
7
Написал alti 2010.03.18 02:03:12

BatonMedved, классно, что в Питере это сохранилось, я видел только в музее на КМ/КП. Два фонаря десяти оттенков кодируют двузначное число. Изначально — для неграмотных стрелочников.
0
Написал nikitanikitin 2010.03.18 09:19:01

kummel, держание попой за такие поручни возможно, не знаю, правда насчет спины — упустил из виду. Ещй в моем проекте можно опираться попой на подоконники (левый нижний эскиз):
7
Написал nikitanikitin 2010.03.18 09:25:51

nikitanikitin, Подоконники, кстати не очень удобны. Во-первых у всех на разной высоте попа. Во-вторых, при резких остановках за него не удержаться должным образом. В-третьих, если сделать подоконник на уровне среднестатистической попы (или поясницы), то откидывающиеся сиденья будут, наверное, или очень низкими, или с очень низкой спинкой (нужно считать, и привлекать эргономистов).
Кстати, следует учесть, например, что часто те, кто опираются спиной в метро на поручни диванов, возле дверей, если там большая дырка, вместо пластиковой стенки тычут своим задом в плечо там сидящего. Т.е. если делать стоячие места, то их обязательно нужно отделять от сидячих стеклянными или пластиковыми перегородками.
На последнем рисунке справа внизу - поручень, выходящий из середины сиденья. Это не очень удобно. Зимой иногда сидят по пять человек на диванах в метро, а так им будет тесновато и не удобно, а наличие такого поручня сомнительно в плане удобства стоящих.
Дерево, кстати, не столь удобно, как виниловые подушки, но оно иногда более приятно - не сильно нагревается, не сильно охлаждается, не прилипает к штанам, проводит к ним воздух, что помогает отводить влагу. То, что оно твёрдое человек начинает замечать через где-то полчаса, а винил может прилипнуть за 5 минут, но опять же нужны натурные эксперименты :)
Насчёт стёкол - раму, мне кажется, не будут ослаблять круглые, или овальные окна, вклееные в потолок. Грязь же на рассевающих стёклах хоть и заметна, но не так сильно. Нужно очень долго их не мыть, чтобы они заросли грязью, видимой снизу.
Насчёт тележек, то у вас не уданое решение. Самое оптимальное - использование 4 тележек на три вагона: одна под кабиной машиниста, одна под площадкой в хвосте, и две под гармошками. На новых татрах (или где там? недавно тема была) именно так они и стоят. В русичах, наконец, тележка, правда обычная, под гармошкой.
2
Написал kummel 2010.03.18 11:19:25

nikitanikitin, что-то не так в этой версии о безграмотных стрелочниках.
Одно дело не уметь читать, тут вполне вероятно, что часть стрелочников читать не умела.
Совсем другое дело - цифры. Их всего 10. И ведь как-то разбирались безграмотные люди в рублях и копейках.
0
Написал Gvothdew 2010.03.18 12:11:02

kummel, Про поручни и высоту подоконников — финальный вариант в большой картинке. Сидим попой к окну, как в торце вагона метро (у которого стоячая площадка, а не у которого сиденья) — там похожие выступы.

Про тележки — на Комбино сделано примерно как у меня — никаких повышений и лестниц в салоне.
0
Написал nikitanikitin 2010.03.18 12:41:18

Gvothdew, эксперного заключения не дам. Мне так объяснил директор музея о/транспорта на ТРЗ.
0
Написал nikitanikitin 2010.03.18 12:42:57

nikitanikitin, думаю, дело не в безграмотности. Цвет огней различим с гораздо большего расстояния, чем цифры номера маршрута, особенно во время дождя/снега и в тёмное время суток.
2
Написал InDustReal 2010.03.18 12:50:43

КТМ-19 убил
–4
Написал VarS 2010.03.18 13:20:59

Не совсем понятны параллели с вазой в рабочих эскизах. По-моему верхняя часть борта вагона наклонённая вниз придает вагону массивности. Та же ошибка и с боковым окном кабины водителя, помимо того что оно выбивается из общей стилистики, большое пространство никак не решенного борта вагона тоже играет на утяжеление общего восприятия дизайна вагона.
P.S. Тема обозначенная как вагон для Москвы не раскрыта. Я бы сделал несколько эскизов вагона в городской среде.
0
Написал ИванИванов 2010.03.18 13:35:14

А в целом работа конечно потрясающая, внимание к компоновке салона, проичм важным мелочам - крайне похвально. Видно что работа сделана с душой!
1
Написал ИванИванов 2010.03.18 15:52:05

Очень понравилось. Сам сейчас занимаюсь разработкой нового желездорожного симулятора, пусть таких трамваев и нет, но я все равно их занесу...
Надеюсь и в реале когда нибудь мы что-то увидем))
1
Написал HighEnd 2010.03.18 16:39:26

>По-моему верхняя часть борта вагона наклонённая вниз придает вагону массивности.
По мне, так больше похоже на военную фуражку, а фуражки массивность не придают.

>Про тележки — на Комбино сделано примерно как у меня — никаких повышений и лестниц в салоне.
Дело не в самих тележках, а в том, что у вашего трамвая будет огромный вынос головы и хвоста (Да что вынос! Как его будет раскачивать, как он будет на горки заезжать вы не подумали?). Расстояние между тележками, вынос вагона при повороте, габариты, габариты при повороте - всё это, мне кажется вы не учли хотя бы на глаз.
Макет, который у вас представлен в сообщении вообще сделан с трамваем на кривой радиуса куда большего используемых, и оценить его поведение на дороге невозможно. Может он опрокинется в повороте из-за электроприборов в крыше?
1
Написал kummel 2010.03.18 19:45:58

kummel, вынос — 1,5 метра на радиусе 16 (см. схемку «Компоновка монообъемного...»). Консультанты сказали, что это ок. Горки сейчас не найду, но тоже вроде вписывалось всё в норму. На бумаге.

Насчет опркидывания — скользкий момент. Как вы понимаете, точных инженерных рассчетов не было — одному столько не осилить было. В этом смысле — на глаз.
6
Написал nikitanikitin 2010.03.18 23:05:02

Автору диплома БОЛЬШОЙ респект! Однако. Вариант модернизации 619 весьма спорен: вроде цельно и даже изящно, но тяжело, сильно смахиват на бронепоезд из-за выведенной практически в линию всей нижней линии окон, однородной окраски и зашытого фальшпола (при том, что в целом закрытая ходовая-это, безусловно, хорошо). фары в нижнем вырезе морды - неудачное, на мой взгляд, решение, т.к.будут загрязняться, кроме того, возможно повреждение сцепкой и затрудненный доступ. Боковые габаритные огни внизу размещать нельзя - это до первого сугроба. В проекте много интересных решений, все очень со вкусом и душой сделано, хотя отчасти ряд конструктивных и компоновочных решений и не очень продуман. Окна в потолке - непрактично и неудобно для обслуживания - вспомнить хотя бы историю вагонов ЛМ-68 с фальш-окнами в потолочных скосах: их оказалось почти невозможно мыть в условиях деповских моек. Кроме того, указанные выше проблемы при аварии. Опять же, на низкопольном вагоне нужна свободная крыша под аппаратуру. О длинных свесах тоже сказано все. Мотать на плохих путях будет - смерть. Почему-то особо понравился вариант серо-зелено-желтый с бионическими окнами и опять же непрактичным застекленным потолочным скосом. Идей много, их бы еще в практику на тот же УКВЗ или в Питер!
0
Написал Острiе Бреwна 2010.03.18 23:11:20

Идей много, их бы еще в практику на тот же УКВЗ или в Питер!
В Питер уже поздно. Пять лет и трамваи - итальянцы рисуют, вагоны метро - чехи.
0
Написал kummel 2010.03.19 10:33:23

Почитал техзадание, там несколько удивило вот это:

Обязательны традиционный сцепной прибор и места крепления межвагонной сетки на случай соединения с более старыми вагонами. <...> Низко- и высоковольтные разъемы в соединительном модуле и лобовой части головного вагона расположены аналогично наличествующим в эксплуатации вагонам (внизу и вверху соответственно), для возможности стыковки с более старыми вагонами по СМЕ в экстренных ситуациях.

Работа по СМЕ подразумевает соответствие электрооборудования вагонов, поэтому если такая возможность и будет реализована, то только для небольшой части эксплуатируемых вагонов. Сцеплять по СМЕ разнотипные вагоны для эксплуатации с пассажирами практически не имеет смысла, а для экстренных случаев достаточно буксира. Длинные сочленённые "гусеницы" вообще практически никогда не сцепляют друг с другом по СМЕ.

Резервный пульт управления под запирающейся крышкой в салоне (рядом с «тамбуром») прицепного вагона (для маневрирования в депо самоходом, без головного). <...> Сзади вагон должен иметь дверь, закрывающуюся при отцеплении заднего вагона, тем самым, образуя его заднюю стенку. В постоянных составах эта межвагонная дверь не нужна, следовательно, должна сниматься.

Как правило, узлы сочленения не расцепляются при эксплуатации вагона, составы постоянны. Поэтому подоные устройства не слишком необходимы.
У трамвая с подобным расположением тележек будут проблемы с продольной устойчивостью. Число тележек при такой длине трамвая выглядит недостаточным, нагрузка на рельсы будет большой, а значит и их износ тоже. На мой взгляд, расположение тележек под сочленениями было бы оптимальным.
В целом же, проект выглядит очень интересно, много интересных дизайнерских решений, производителям трамваев есть что взять на заметку. Основная концепция вполне жизнеспособна, а над технической составляющей работать уже производителям.
0
Написал Lorenetz 2010.03.19 18:47:10

HighEnd, не увидЕм , а увидим, одноко. Русский язык велик и могуч! Чёрт возьми, а?
–2
Написал mitek 2010.03.19 19:23:08

В Воронеже были трамваи с деревянными рейками вместо сидушек :) Это было не то чтобы очень красиво...
0
Написал mymaster 2010.03.22 16:07:12

Проект - супер! Множество интересных идей. Пусть кто нибудь из правительственных дубов почитает!
0
Написал Дикий Кот 2010.05.03 00:55:18

Пишите письма: metronews@mail.ru