Метки: автобус; конфликт; опять эти маршрутки; улан-удэ

Перевод транспорта Улан-Удэ на большие автобусы

К чему это приведёт?



К 2013 году в Бурятии не должно остаться маршрутных микроавтобусов. Им на смену придут автобусы большой вместимости. Такую глобальную задачу поставило правительство республики. Путём изменения требований к перевозчикам предпринимателей будут подталкивать к смене автопарка. И хотя кажется, что 2013 год очень не скоро, многие уже задумались: что будет с городскими пассажирскими перевозками?


Остановка надолго

Сейчас на маршрутах Улан-Удэ «стоит» свыше двух тысяч автомобилей. Только десятая часть из них — автобусы большой вместимости. Это количество общественного транспорта обеспечивает настолько интенсивное движение, что жители Улан-Удэ попросту забыли, как это — стоять на остановке дольше пяти-десяти минут. Система пассажирских перевозок справляется со своей задачей весьма эффективно. И цены при этом вполне приемлемые. Всё это изменится в худшую сторону, если планы чиновников будут реализованы.

При переходе от небольших «микриков» к автобусам сохранить такое же число транспортных средств на маршрутах не получится. Автобусы стоят дороже раза в два-три, то есть автоматически поменять один «микрик» на один автобус не выйдет. Кроме того, на такое количество мест просто не будет пассажиров. Получается, что парк общественного транспорта в Улан-Удэ после 2013 года сократится, как минимум, в два раза.

По объективным арифметическим причинам это приведёт к увеличению интервала движения — нынешние пять-десять минут стояния на остановке превратятся в десять-двадцать. Время ожидания будет расти ещё и по экономическим причинам. Автобус большой вместимости сжигает больше топлива, чем «микрик». И рентабельной поездку сделает лишь полный салон пассажиров. Водители будут вынуждены накапливать людей на остановках, удлиняя интервалы движения, — иначе они разорятся.

В приказном порядке регулировать интервалы движения не получится. Во-первых, это очень сложно сделать технически, во-вторых, заставив перевозчиков ездить по невыгодному графику, мы их через какое-то время лишимся совсем. И тогда интервалы станут вообще бесконечными.


Вперёд, в прошлое

20 лет назад пассажирские перевозки в Улан-Удэ осуществлялись исключительно на больших автобусах. Работало крупное автобусное предприятие, которое обеспечивало равномерное и ритмичное транспортное сообщение по всему городу. Нельзя сказать, что система работала как часы, но на твёрдую «четвёрку» — точно. Однако добиться такого же результата в нынешних условиях не получится.

Работа Улан-Удэнского ПАТП-1 экономически не зависела от числа перевезённых пассажиров. Плата за проезд была символической и не покрывала расходов даже на четверть. Её даже и не собирали толком — в салоне стоял автомат, в который нужно было бросить монету и самостоятельно открутить билетик. Делали это лишь крайне ответственные граждане. Все расходы покрывал бюджет: система общественного транспорта являлась «планово убыточной». Автобус мог хоть весь путь следования ехать пустой, это никого не волновало. Но как только над страной сгустились рыночные отношения и государство прекратило субсидирование пассажирских перевозок, система моментально развалилась. Автобусы стало не на что чинить и нечем заправлять.

Многие помнят, как сложно было доехать в Улан-Удэ хоть куда-нибудь в начале 90-х. Автобусы и трамваи ходили раз в два часа, и то не каждый день. Чтобы на них сесть, приходилось натуральным образом драться. Примерно то же самое будет происходить и после 2013 года, если чиновники заставят город вновь пересесть на автобусы. Причём платить за это пассажирам придётся во много раз больше, чем в 90-е. Причина проста: на реформу ни у кого нет денег, поэтому их возьмут из нашего кармана.


Замёрзните за ваши деньги

Последние несколько лет городская администрация только и делает, что административным способом насаждает укрупнение транспортных предприятий. Это, по словам чиновников, приведёт к порядку на маршрутах — отрегулирует интервалы движения, разгрузит дороги, поставит под контроль водителей.

Главной надеждой городских властей на этом пути является созданное мэрией на паях с акционерами «Байкалфарма» ОАО «Городские маршруты». По заявлениям, которыми сопровождалось создание этого акционерного общества, предприятие должно было стать неким современным аналогом советского автобусного парка. Только вот слова разошлись с делом.

Для создания автопредприятия, сопоставимого по масштабам с одним ГАП, нужны даже не десятки, а сотни миллионов рублей. Необходим парк автобусов в несколько сотен единиц, нужна соответствующая база с гаражами, ремонтными мастерскими и т.п. Нужны, наконец, тысячи сотрудников. Ничего этого у ОАО «Городские маршруты» (да и ни у кого в Улан-Удэ, в принципе) нет. Прошло уже несколько лет как создано это предприятие, и становится понятно, что никто и не собирался вкладывать сюда сколько-нибудь достаточные средства. Задача, видимо, заключалась в том, чтобы «перекроить» рынок под себя, а не в его реформировании.

На данный момент работа предприятия сводится к эксплуатации нескольких десятков собственных автобусов и «микриков». И к собиранию денег всё с тех же частников. Схема элементарная. При моральной поддержке городской администрации выигрывается конкурс на маршрут. Затем заключается договор с теми, кто там ездил ранее, и с них собирается плата. Вот и все нововведения. Других крупных игроков или инвесторов, готовых хотя бы на словах вкладываться в городские пассажирские перевозки, нет и не предвидится.

Получается, что единственным источником перевода Улан-Удэ на большие автобусы будут всё те же мелкие предприниматели. Их поставят в ситуацию, когда они или покупают автобус, или ищут себе другое место работы. А откуда предприниматель возьмёт деньги? Только у своих пассажиров. В итоге мы получим динамичный рост цен на проезд и увеличение интервала движения. За наши деньги нас заставят мёрзнуть на остановках.

Андрей Аносов, «Номер один в Бурятии».
21
Написал evgen-i 2010.03.12 15:02:35
Рейтинг:
В любом случае БВ лучше пазиков, вот только автобусы должны муповскими, а не частными. Насчёт один трамвай в два часа это сказки какие-то, стабильно работает недавно замкнувшееся трамвайное кольцо по всему городу. Там же где трамвая нет, можно пустить автобусные маршруты, которые наверняка раньше были. Получится отличная транспортная сеть без маршруток.
7
Написал дмитрий из нн 2010.03.12 17:45:08

Видно же, что статья на заказ.
Ни четких примеров, ни показания вместимости, ни оценки уровня безопасности.
Все банально сведено к быстрее уехать с остановки, быстрее доехать и подешевле.
20
Написал Tmrp2m 2010.03.12 18:23:46

Статья не спорная, просто либо банальная заказуха, либо банальное непонимание ездящего только в маршрутках журналиста. Собственно, тут и обсуждать нечего — здесь нам всем и так всё понятно, а остальные всё равно останутся при своих мнениях: кто на трамвае ездит, от прочтения этой статьи в микроавтобус всё равно не пересядет, а фанаты маршруток всё равно будут от них фанатеть по-прежнему.
10
Написал МС 2010.03.13 10:39:01

 
–10
Написал Дикий Кот 2010.05.11 23:06:31
Его комментарий скрыт

Автобус-это автобус, а маршрутное такси-это такси, которое осуществляет перевозки пассажиров по утверждённому маршруту с остановками по требованию. Поэтому, оба вида транспорта нужны горожанам, и не надо ничего ни чем менять. Дайте людям выбор- кому на чём ездить, и не лезте с совковыми административно-командными методами в чужую жизнь. Лучше схемы движения транспорта отрегулируйте.
0
Написал Герой дня 2012.08.21 09:17:42

Пишите письма: metronews@mail.ru