К 2013 году в Бурятии не должно остаться маршрутных микроавтобусов. Им на смену придут автобусы большой вместимости. Такую глобальную задачу поставило правительство республики. Путём изменения требований к перевозчикам предпринимателей будут подталкивать к смене автопарка. И хотя кажется, что 2013 год очень не скоро, многие уже задумались: что будет с городскими пассажирскими перевозками?
Остановка надолго
Сейчас на маршрутах Улан-Удэ «стоит» свыше двух тысяч автомобилей. Только десятая часть из них — автобусы большой вместимости. Это количество общественного транспорта обеспечивает настолько интенсивное движение, что жители Улан-Удэ попросту забыли, как это — стоять на остановке дольше пяти-десяти минут. Система пассажирских перевозок справляется со своей задачей весьма эффективно. И цены при этом вполне приемлемые. Всё это изменится в худшую сторону, если планы чиновников будут реализованы.
При переходе от небольших «микриков» к автобусам сохранить такое же число транспортных средств на маршрутах не получится. Автобусы стоят дороже раза в два-три, то есть автоматически поменять один «микрик» на один автобус не выйдет. Кроме того, на такое количество мест просто не будет пассажиров. Получается, что парк общественного транспорта в Улан-Удэ после 2013 года сократится, как минимум, в два раза.
По объективным арифметическим причинам это приведёт к увеличению интервала движения — нынешние пять-десять минут стояния на остановке превратятся в десять-двадцать. Время ожидания будет расти ещё и по экономическим причинам. Автобус большой вместимости сжигает больше топлива, чем «микрик». И рентабельной поездку сделает лишь полный салон пассажиров. Водители будут вынуждены накапливать людей на остановках, удлиняя интервалы движения, — иначе они разорятся.
В приказном порядке регулировать интервалы движения не получится. Во-первых, это очень сложно сделать технически, во-вторых, заставив перевозчиков ездить по невыгодному графику, мы их через какое-то время лишимся совсем. И тогда интервалы станут вообще бесконечными.
Вперёд, в прошлое
20 лет назад пассажирские перевозки в Улан-Удэ осуществлялись исключительно на больших автобусах. Работало крупное автобусное предприятие, которое обеспечивало равномерное и ритмичное транспортное сообщение по всему городу. Нельзя сказать, что система работала как часы, но на твёрдую «четвёрку» — точно. Однако добиться такого же результата в нынешних условиях не получится.
Работа Улан-Удэнского ПАТП-1 экономически не зависела от числа перевезённых пассажиров. Плата за проезд была символической и не покрывала расходов даже на четверть. Её даже и не собирали толком — в салоне стоял автомат, в который нужно было бросить монету и самостоятельно открутить билетик. Делали это лишь крайне ответственные граждане. Все расходы покрывал бюджет: система общественного транспорта являлась «планово убыточной». Автобус мог хоть весь путь следования ехать пустой, это никого не волновало. Но как только над страной сгустились рыночные отношения и государство прекратило субсидирование пассажирских перевозок, система моментально развалилась. Автобусы стало не на что чинить и нечем заправлять.
Многие помнят, как сложно было доехать в Улан-Удэ хоть куда-нибудь в начале 90-х. Автобусы и трамваи ходили раз в два часа, и то не каждый день. Чтобы на них сесть, приходилось натуральным образом драться. Примерно то же самое будет происходить и после 2013 года, если чиновники заставят город вновь пересесть на автобусы. Причём платить за это пассажирам придётся во много раз больше, чем в 90-е. Причина проста: на реформу ни у кого нет денег, поэтому их возьмут из нашего кармана.
Замёрзните за ваши деньги
Последние несколько лет городская администрация только и делает, что административным способом насаждает укрупнение транспортных предприятий. Это, по словам чиновников, приведёт к порядку на маршрутах — отрегулирует интервалы движения, разгрузит дороги, поставит под контроль водителей.
Главной надеждой городских властей на этом пути является созданное мэрией на паях с акционерами «Байкалфарма» ОАО «Городские маршруты». По заявлениям, которыми сопровождалось создание этого акционерного общества, предприятие должно было стать неким современным аналогом советского автобусного парка. Только вот слова разошлись с делом.
Для создания автопредприятия, сопоставимого по масштабам с одним ГАП, нужны даже не десятки, а сотни миллионов рублей. Необходим парк автобусов в несколько сотен единиц, нужна соответствующая база с гаражами, ремонтными мастерскими и т.п. Нужны, наконец, тысячи сотрудников. Ничего этого у ОАО «Городские маршруты» (да и ни у кого в Улан-Удэ, в принципе) нет. Прошло уже несколько лет как создано это предприятие, и становится понятно, что никто и не собирался вкладывать сюда сколько-нибудь достаточные средства. Задача, видимо, заключалась в том, чтобы «перекроить» рынок под себя, а не в его реформировании.
На данный момент работа предприятия сводится к эксплуатации нескольких десятков собственных автобусов и «микриков». И к собиранию денег всё с тех же частников. Схема элементарная. При моральной поддержке городской администрации выигрывается конкурс на маршрут. Затем заключается договор с теми, кто там ездил ранее, и с них собирается плата. Вот и все нововведения. Других крупных игроков или инвесторов, готовых хотя бы на словах вкладываться в городские пассажирские перевозки, нет и не предвидится.
Получается, что единственным источником перевода Улан-Удэ на большие автобусы будут всё те же мелкие предприниматели. Их поставят в ситуацию, когда они или покупают автобус, или ищут себе другое место работы. А откуда предприниматель возьмёт деньги? Только у своих пассажиров. В итоге мы получим динамичный рост цен на проезд и увеличение интервала движения. За наши деньги нас заставят мёрзнуть на остановках.
В любом случае БВ лучше пазиков, вот только автобусы должны муповскими, а не частными. Насчёт один трамвай в два часа это сказки какие-то, стабильно работает недавно замкнувшееся трамвайное кольцо по всему городу. Там же где трамвая нет, можно пустить автобусные маршруты, которые наверняка раньше были. Получится отличная транспортная сеть без маршруток.
Видно же, что статья на заказ.
Ни четких примеров, ни показания вместимости, ни оценки уровня безопасности.
Все банально сведено к быстрее уехать с остановки, быстрее доехать и подешевле.
Статья не спорная, просто либо банальная заказуха, либо банальное непонимание ездящего только в маршрутках журналиста. Собственно, тут и обсуждать нечего — здесь нам всем и так всё понятно, а остальные всё равно останутся при своих мнениях: кто на трамвае ездит, от прочтения этой статьи в микроавтобус всё равно не пересядет, а фанаты маршруток всё равно будут от них фанатеть по-прежнему.
Автобус-это автобус, а маршрутное такси-это такси, которое осуществляет перевозки пассажиров по утверждённому маршруту с остановками по требованию. Поэтому, оба вида транспорта нужны горожанам, и не надо ничего ни чем менять. Дайте людям выбор- кому на чём ездить, и не лезте с совковыми административно-командными методами в чужую жизнь. Лучше схемы движения транспорта отрегулируйте.