Метки: архитектура; василеостровская; вестибюль; конфликт; питер; проекты; реконструкция

Семь этажей «Василеостровской»



Над станцией метро «Василеостровская» предлагают возвести семиэтажный торгово-деловой центр. Это, дескать, спасёт ветхий павильон от дальнейшего разрушения. Пассажирам обещают комфорт и во время, и после стройки. Во время — потому что закрывать станцию не будут. После — в связи с тем, что, по мнению инвестора, петербуржцы с пользой смогут пережидать час-пик в магазинах.

Общественные слушания проходили скромно: в зале собралось около тридцати человек. Объясняется столь невысокая активность довольно просто: и информацией администрация Василеостровского района предпочитает жителей не перегружать, и время было выбрано не самое удобное для работающих — 16:30. Присутствовали, главным образом, депутаты муниципальных образований и собственники прилегающих к станции метро земельных участков.

Подача была выполнена с размахом. На всю ширину зала развернули стенды, увешанные изображением будущего здания в различных ракурсах, на отдельных листах красовались разрезы торгово-делового центра и даже схема опор, которые будут установлены над наклонным ходом. В уголке скромно притулилась доска с документацией по проекту и парочка чертежей земельного участка. Как пояснил начальник отдела строительства и землепользования администрации Василеостровского района Николай Михеев, участок предназначен для размещения объектов транспорта, и застройщик желает изменить вид использования.



Первым выступил представитель метрополитена, отчётливо произнёсший свою должность — начальник отдела капитального строительства — и неразборчиво фамилию. «Станция метро «Василеостровская» не ремонтировалась с одна тысяча девятьсот пятьдесят девятого года», — начал он. В зале повисла тишина. Собравшиеся недоуменно переглядывались, потом робкий голос осторожно уточнил: «Простите, какой Вы год назвали?» «Одна тысяча девятьсот пятьдесят девятый», — налегая на слово «пятьдесят», ответил метрополитеновец.

«А ничего, что она была построена в тысяча девятьсот шестьдесят седьмом?» — поинтересовались из зала. «Да какая разница!» — заявил в ответ начальник капстроительства и продолжил рассказ о том, что павильон ветхий, козырёк над входом ненадёжный, но, к счастью, нашёлся инвестор, ЗАО «Торгово-деловой центр «Василеостровская», и теперь станцию можно реконструировать, не затратив ни копейки бюджетных денег.

Представитель инвестора, назвавшийся Андреем Лопатиным, сообщил, что проект не новый, уже проходил все согласования, но, поскольку изменилось градостроительное законодательство, то теперь надо ещё раз пройти через процедуру общественных слушаний. «Правильно, не новый, — откликнулись с заднего ряда. — Мы его обсуждали лет пять назад, и все высказались против строительства. Почему нам снова его предлагают?» В ответ оратор скороговоркой произнёс что-то о существующем постановлении правительства и инвестиционном договоре, после чего поспешил вернуться на своё место.

Слово взял архитектор Андрей Шаров, представлявший проектировщика — мастерскую «Рейнберг&Шаров». Он, не обращая внимания на протесты слушателей, неспешно начал повествование об истории застройки земельного участка. Из рассказа следовало, что участок всегда был застроен по периметру, здесь находились различные магазины, которые, по сути, были прообразом нового торгово-делового центра. Таким образом, историческая преемственность сохраняется. Правда, «Энциклопедия Васильевского острова» утверждает, что дом здесь был всего один — двухэтажный, но на подобных незначительных мелочах лектор внимание заострять не стал.



Само же будущее здание, как говорит Шаров, должно стилистически соответствовать сложившейся среде. При этих словах он указал на изображение то ли известного дома на Лубянской площади, то ли копии здания, в котором размещается станция метро «Технологический институт», то ли чего-то среднего между этими двумя постройками. Впрочем, из разъяснений выяснилось, что первые этажи ТДЦ выполнены «с элементами классицизма», а верхние — намеренно «заострены» и «выдержаны в современном стиле, с использованием стекла».

Павильон станции метро реконструируют, входную зону расширят и сделают более широкий вход. Саму же станцию трогать не будут — количество эскалаторов останется прежним, вместимость подземного вестибюля тоже не изменится. «Станция вполне справляется с нагрузкой», — вставил слово представитель метрополитена, но от предложения прогуляться в час пик по «Василеостровской», которое немедленно поступило из зала, уклонился. Зато, как поведал Шаров, с появлением торгово-делового центра пассажиропоток не только не увеличится, а, наоборот, снизится. «Теперь люди, вместо того, чтобы ломиться в переполненное метро, пойдут по магазинам», — заявил он, величественно не обратив внимания на громовой хохот зала.

Пришедшие на слушания красоты замысла авторов проекта не оценили и начали задавать коварные вопросы. Депутат ЗакСа Алексей Ковалёв заинтересовался, почему в зоне регулируемой застройки максимальную высоту определяют по правилам землепользования и застройки, а не по режимам зон охраны, как того требует градостроительное законодательство. Ответа он не добился и предложил свою версию.

«Построенное здание не должно превышать соседние дома ни по карнизу, ни по коньку кровли, а у вас целых два этажа лишних», — заявил он, но и на этом не успокоился. Депутата заинтересовало, почему до сих пор не разработан проект планировки и межевания квартала, и на каком основании в этом случае вообще проходит обсуждение будущего строительства. На эту тему инвестор и проектировщик тоже не пожелали говорить.



С мест посыпались ещё более неприятные вопросы — том, как будут организованы пешеходные потоки, когда вся свободная площадь будет застроена, как застройщик намерен спланировать подъезд строительной техники, на какую сумму застрахуют имущество собственников соседних участков и как быть с нарушенной инсоляцией. Ответы разнообразием не отличались.

«Проект ещё будет дорабатываться, все расчёты проверят специалисты, и нормы будут соблюдены», — с подкупающей искренностью сообщали, чередуясь, Шаров и Лопатин. Правда, застройщик намерен приступить к строительству уже осенью этого года, поэтому, когда специалисты будут проверять, а проект дорабатываться с учётом их замечаний, а потом проходить экспертизу, осталось неясным. Не удалось залу понять, и каким образом строительство не помешает работе станции метро — закрываться на этот период она не будет.

«Слушания показали, что проект не доработан. Его надо привести в соответствие с законодательством, потом обязать застройщика разработать проект планировки и межевания квартала, определить направление транспортных и пешеходных потоков и разработать проект строительства подземного перехода под Средним проспектом», — подвела итоги слушаний Галина Калинина, главный специалист по благоустройству муниципального совета №7. «Прежде чем создавать новые проблемы, надо решить старые», — добавила она.

Напомним, проект реконструкции станции метро «Василеостровская» по праву может войти в десятку самых затянувшихся долгостроев. Соответствующее постановление правительства было подписано ещё в конце 2002 года, с 2003 года инвестор приступил к разработке проекта — закончить строительство планировалось за 6 месяцев. В 2004 году, в разгар борьбы с ларьками, инвестиционные условия были изменены — будущий торговый центр вошёл в концепцию реконструкции торговых зон у станций метро, а срок реализации увеличился до 36 месяцев.

В начале 2007 года губернатор Валентина Матвиенко заявила, что инвестор нарушил все свои обязательства, поэтому права на застройку будут переданы ГУП «Петербургский метрополитен». Одновременно увеличилась и площадь застраиваемой территории. Однако в итоге участок был оставлен за ЗАО «ТДЦ „Василеостровская”», и в июне того же года начальник Петербургского метрополитена Владимир Гарюгин сообщил журналистам, что «наконец-то на объект пришёл серьёзный инвестор».

В декабре 2007 года проект будущего торгово-офисного комплекса, разработанный ООО «Антрани-А», представили на Градсовете, где он был подвергнут жесточайшей критике и по предложению архитектора Никиты Явейна снят с обсуждения как нарушающий законодательство.



Сейчас площадь застраиваемой территории объединяет два земельных участка и составляет 5 тысяч квадратных метров, общая полезная площадь здания — около 23 тысяч квадратных метров. По проекту первые три этажа будут отданы под торговые помещения, на одном расположится фуд-корт, а на двух последних разместятся офисы. Развлекательной составляющей не предусмотрено. Примерный пул будущих арендаторов не определён, на вопрос, кого инвестор видит в качестве «якоря», Лопатин ответить не смог.

Своим конкурентным преимуществом представители ЗАО «ТДЦ „Василеостровская”» считают удачное расположение будущего комплекса. Планируемый срок окупаемости — десять лет, но на каком основании он установлен, корреспонденту «Фонтанки» узнать не удалось.

Кира Обухова,
по материалам Фонтанки.ру
66
Написал Cypok 2010.03.12 02:35:53
Рейтинг:
Смотрится красиво. Вот только не проще ли отремонтировать "ветхий павильон", чем строить над нём 7 этажей?
0
Написал дмитрий из нн 2010.03.12 10:01:33

дмитрий из нн, уверен, что если эти семь этажей строить не будут, то быть «ветхим» павильнон тотчас же «перестанет».
14
Написал МС 2010.03.12 10:09:58

дмитрий из нн, К сожалению у нас так не принято.Ремонтировать жутко не выгодно по сравнению с постройкой чего либо нового. Тем более торговый комплекс - который будет приносить постоянную стабильную прибыль - от обычного выхода метро такой прибыли никогда не будет. А то что это здание будет по сути в 2 раза выше - ну куда деваться - иначе туда не поместятся все желающие.Я думаю они бы вообще предпочли чтобы на этом месте выхода метро не было - он отнимает кучу полезного места которое можно было использовать с большей денежной отдачей- а так приходится выкручиваться и говорить что всё это на благо пассажира - чтобы ему было где погулять во время час пик.
0
Написал Феликс 2010.03.12 10:29:52

На вид вроде не особо страшный, более-менее сочетается с окружающими постройками. С "Атриумом" не сравнится... Раз там присутствовал начальник метрополитена, то всего скорее построят.
0
Написал Spirit 2010.03.12 11:23:38

Архитектура здания действительно не особо страшная, могло быть гораздо хуже. Что-то в духе сталинского классицизма у них, пожалуй, получилось. И тот факт, что верхние этажи решены как мансарда, отделённая от фасада карнизом и парапетом, мне нравится. Тенденция строить базарно-офисные комплексы , отнимая полезную незастроенную площадь у пешеходов, затемняя соседние здания и т. п., конечно, плоха, но в данном случае, на мой взгляд, хотя бы с точки зрения архитектуры нет того уродства, который Петербург получил в виде комплекса "Финансист", например. Т. е. по сравнению с другими подобными случаями этот проект содержит на один недостаток меньше.
–2
Написал classicisme 2010.03.12 13:54:58

Spirit,

> На вид вроде не особо страшный,
> более-менее сочетается с окружающими постройками


Угу, могло быть и хуже — например, как на «Звенигородской»:

4
Написал МС 2010.03.12 14:53:17

МС, Это бесспорно! Здание на "Звенигородской" похоже на сервант!
1
Написал Spirit 2010.03.12 16:37:44

Фонтанка.ру достаточно красиво как всегда описала заседание. мало предоставив аналитической информации. а именно:
сейчас павильон выглядит так:


на фотографии не видно фасадов близлежащей застройки, выходящих непосредственно на улицы, но ясно, что существующий вестибюль - воспринимается как настоящее совковое УГ, среди всего прочего.
но у него свои плюсы:
1) площадь перед ним - вышел из автобуса и пошёл по достаточно свободной площади ко входу в метро - потоки не пересекаются, удобно, всё видно - движению пассажиров ничего не мешает - а это важно, потому что в час пик концентрация людей на этой площади достаточно крупная.
2) его простота - в нём очень простая организация движения (сейчас с этим плохо, потому что этому учат мало, а это обязанность архитектора)
3) имея вполне нормальные габариты он своей совковостью не слишком досаждает всему, что вокруг.

в то время как:

красным отмечен периметр будущего здания (видно во сколько раз он больше существующего). по карте видно что здание нависает над улицами, в то время как существующая площадь даёт визуальное свободное пространство.
с возведением здания усложняется ситуация с расположением остановок НОТ + движения пассажира от них к вестибюлю.
неясно и как можно будет попасть из метро в ТЦ, ведь их объединение ставится инвестором в плюс, а судя по плану - надо выйти на улицу, обойти по тротуару и зайти с другой стороны.

образ нового эрмитажа архитектура этого комплекса вызывает так же много вопросов, хотя с учётом проектов реконструкции Васильевского острова одно здание большой проблемой не является.
в целом на рендере смотрится неплохо, но любой кто хоть сколько-то относится к архитектуре/визуализации знает как любое что-то представить в лучшем свете. и уж хотя бы пилястры сверху не закрывали какими-то штуками, как будто автор пытается ими что-то прикрыть...
15
Написал Brunellesky 2010.03.12 19:58:30

До 2020г. Василеостровская станет пересадочным узлом. И чё делать-то будут? Всё на 1 вход, в который заходить 5-7 минут в час пик..
Думается, что 1 вход и 2 выхода лучше, чем как планируется. Проект вообще не айс
0
Написал Tefalka 2010.03.12 22:52:58

ТЦ является точкой притяжения, при удобстве расположения и наличии интересных магазинов, кинотеатра, салонов всяких он привлечет дополнительный поток на эту станцию. В условиях тесноты питерского метро, это не есть гуд.
Хотя ТЦ в общем симпатичный, если там будет предусмотрена большая, просторная парковка, то можно рискнуть. Но вообще осложенения для жителей соседних домов, работы общественного транспорта при строительстве любого ТЦ очевидны. А вестибюль, пардон, можно спасти закрыв его на реконструкцию, сделать что то типа как на Горьковской, украсить район. Транспорт - это функция, не надо осложнять его базарами и ТЦ. Все ТЦ максимально далеко должны быть от метро.
0
Написал eugen 2010.03.13 16:43:14

eugen,
>наличии интересных магазинов, кинотеатра, салонов всяких
>ТЦ в общем симпатичный, если там будет предусмотрена большая, просторная парковка, то можно рискнуть.

парковку сделать трудно, ибо конструкции вестибюля метро, машинный зал эскалаторов и т.д., а делать парковку под ними - геморой великий, а если эти площади (объёмы если хотите) убрать - то остаётся слишком мало места для размещения гаража, от силы 20 машиномест получится, да ещё рампу/пандусы куда-то деть надо + пресловутый питерский грунт.
в тексте сказано, что кинотеатров не будет.

>А вестибюль, пардон, можно спасти закрыв его на реконструкцию, сделать что то типа как на Горьковской, украсить район.

Васильевский остров обслуживают две станции метро (и то одна из них как бе на другом острове), при этом Приморская в первую очередь обслуживает спальные районы на т.н. острове Декабристов.
так что центральную (большую) часть обслуживает только Василеострвская, и жителей и рабочие места. Рядом с островом есть станция Спортивная - связанная одним мостом, на котором как правило пробка - НОТ встанет. По этому не надо сравинивать Горьковскую (где рядом есть Петроградская той же линии) с Василеостровской, её закрытие, даже временное, парализует остров.
7
Написал Brunellesky 2010.03.13 17:44:13

Пишите письма: metronews@mail.ru