«Альстом» (Alstom) и «Сименс» (Siemens) схлестнулись в конкурентной борьбе за нового крупного покупателя, РЖД, несколько лет назад. Одно время казалось, что победа будет за французами, которые сулили нашей монополии локализацию в России производства высокоскоростных поездов. Однако РЖД, судя по некоторым высказываниям её менеджеров, оказалась недовольна итоговыми условиями локализации: они не предусматривали ни передачи технологий, ни производства ключевых агрегатов скоростного состава (двигателей, асинхронных преобразователей и прочего). В итоге поставку небольшого количества скоростных поездов (сейчас они курсируют по линии Москва—Санкт-Петербург под брендом «Сапсан») РЖД отдали «Сименсу».
Но в перспективе спрос РЖД на высокоскоростной состав будет весьма велик. Железнодорожная монополия уже давно нашла площадку для их производства в России — «Трансмашхолдинг», объединяющий лучшие советские локомотиво- и вагоностроительные заводы, — и даже вошла в капитал этой компании, купив блокирующий пакет акций. Владельцы ТМХ в обмен на гарантированные заказы со стороны РЖД были готовы уступить и околоконтрольный пакет. Но в РЖД справедливо посчитали, что гарантированно обеспеченный её заказами ТМХ станет выступать самостоятельно не только как реципиент иностранных инвестиций, но и как переговорщик с западными донорами технологий. А недостаточность опыта ТМХ в этих делах может привести к высокому риску неполноценной локализации этих технологий в России.
Такая тактика РЖД в переговорах с «Альстомом» и ТМХ оказалась оправданной. В «Альстоме» поняли, что псевдолокализация не пройдет, и теперь готовы сотрудничать в менее комфортных для себя условиях. И «Трансмашхолдинг» может оказаться центром новых локализационных переговоров.
В присутствии Дмитрия Медведева, Николя Саркози и Владимира Якунина «Альстом» и «Трансмашхолдинг» подписали три соглашения: договор купли-продажи 25% плюс одной акции ТМХ, соглашение о взаимоотношениях между акционерами и генеральное соглашение о сотрудничестве. Последнее заключено между ТМХ и компанией «Альстом Транспорт» (Alstom Transport) о совместной деятельности в области разработки и производства нового подвижного состава и компонентов для железнодорожной техники.
Особенно важно последнее соглашение. «К концу 2010 года компании планируют представить опытный образец пассажирского электровоза ЭП20, способного развивать скорость до 200 километров в час», — сообщил Владимир Якунин. Подтверждает это и президент «Альстома» Патрик Крон, заявивший, что обе компании будут сотрудничать в создании локомотивов, высокоскоростных поездов и городского транспорта.
А если «Альстом» вновь проявит гонор и откажет в приемлемой для РЖД локализации, у российской монополии есть рычаги давления на строптивого поставщика. Проиграв битву за ТМХ, «Сименс» переключил своё внимание на уральскую компанию «Синара — Транспортные машины» (СТМ), в которую входят Уральский завод железнодорожного машиностроения и Людиновский тепловозостроительный завод. «Сименс» и СТМ на прошлой неделе подали в Еврокомиссию заявку на создание СП по производству электровозов с асинхронным тяговым приводом и комплектующих к ним. В РЖД курируют и этот проект, так что в случае чего могут сделать ставку на него.
«Эксперт», 08.03.2010
На картинке эскиз электровоза ЭП20
На картинке выглядит красиво. А вот о проблеме электромагнитной совместимости приобретаемого подвижного состава и отечественных систем обеспечения безопасности движения поездов не думают.