Некогда одна из самых троллейбусных республик СССР сейчас представляет зрелище более чем печальное. Из некогда работавших на её территории двенадцати систем на данный момент осталось только две, а фактически вообще одна, т. к. вторая находится на неконтролируемой территории (Сухуми).
Сложно сказать, по какой причине этот вид транспорта стал таким популярным в советские годы. Но надо сказать, что рогатые очень органично смотрелись на фоне гор и ущелий. Особенной изюминкой стала проложенная в живописном ущелье междугородняя троллейбусная линия «Чиатура — Сачхере». Причиной же кризиса и упадка электротранспорта в стране стала банальная нерентабельность и дороговизна электроэнергии.
Основной подвижной состав в грузинских городах был, традиционно, Škoda-9Tr, а позже Škoda-14Tr, однако в некоторых городах имелись и ЗиУ-9. В 2004 году в страну поступила большая партия списанных ЗиУ-682 из Афин, где они уже отработали свой ресурс. Она разошлась почти по всем системам страны, однако это не сильно спасло положение.
В конце 2009 — начале 2010 я побывал в Грузии и собрал информацию о том, что ещё там осталось. Зрелище, надо сказать, на редкость угнетающее. Самое обидное, что целых три системы (Кутаиси, Рустави, Зугдиди) закрылось менее года назад, ещё в мае прошлого года там можно было прокатиться, а теперь остаётся только созерцать недорезанные остатки...
Но обо всём по порядку. Самой первая и самая большая троллейбусная система, разумеется, была в Тбилиси. Три депо, больше 20 маршрутов. Тбилисский троллейбус был одним из первых в СССР, открытие движения произошло в 1937 году. Меньше года не дожил он до своего 70-летия, когда в декабре 2006 года были закрыты последние маршруты.
Надо сказать, что в Тбилиси помимо троллейбусов было много других видов наземного электротранспорта: трамвай, фуникулёр, канатная дорога. И ни один из них больше не работает: трамвай закрыли вместе с троллейбусом, фуникулёр с канатной дорогой закрыты на ремонт уже много лет назад, и следов этого ремонта абсолютно не видно.
Впрочем, в отличие от большинства городов, где электрический транспорт был уничтожен ради повышения прибыли у коммерческих перевозчиков, и в которых основной вид транспорта — маршрутка, здесь не так уж всё и плохо. Организована удобная система автобусных маршрутов. Современные автобусы оборудованы световыми табло, и специальными электронными кассами для оплаты проезда.
На маршрутах действуют скидки, проездные, льготы. Особенность оплаты проезда заключается в том, что купить билет можно только в электронной кассе, или заранее, водитель билеты не продаёт. Стоимость проезда — 40 тетри, оплатить проезд возможно только монетами 5, 10, 20 тетри, разменять более крупные ни у водителя, ни в кассе невозможно.
Наиболее близкая троллейбусная система к Тбилиси располагалась в городе Рустави. По некоторым данным, существовал даже троллейбусный маршрут Тбилиси-Рустави. Система свежезакрытая, движение остановлено 24 сентября 2009 года. Машины стоят до сих пор на территории бывшего депо
Основной подвижной состав был шкоды-14тр
Некоторые из которых двухдверные
А также пришедшие в два этапа ЗиУ-682В из Афин (некоторые успели проездить перед этим в Тбилиси)
Некоторые из которых зарисовали человечками
А некоторые национальным флагом
Некоторые (а возможно и все) шкоды планируется передать в Гори, где троллейбусы ещё ходят, и тем самым спасти их от порезки. Бывшие водители и слесаря, оставшиеся без работы, занимаются теперь тем, что пьют целый день чачу.
Открыт был в Рустави троллейбус в 1972 году. В лучшие времена ходило 5 маршрутов. Последние годы ходил один 5-й маршрут, но вот остановился и он.
Следующий посещённый троллейбусный город, это была родина Сталина, город Гори. Это единственная последняя надежда Грузии, здесь троллейбус хоть и плохо, но ходит! Остался один маршрут, по которому ходит 5-6 машин. Длина маршрута не очень большая, около 4 км, посему интервалы довольно низкие.
Плохо то, что ходить троллейбус заканчивает в 16 часов, после на улицах остаются одни маршрутки. А 1 января на линии работала вообще одна машина (наверное надо радоваться, что хоть одна). Всего же в депо 12 машин, и ещё ожидается пополнение из Рустави (хотя не очень понятно где они будут ходить).
Вторым по размерам и возрасту в стране был троллейбус в Кутаиси. Открыт был в 1949 году, сеть достигала 10 маршрутов. Умирал троллейбус долго и мучительно — после того, как было закрыто депо и последний длинный маршрут, на обрывках сети ещё продолжала теплиться жизнь, и троллейбусы продолжали выходить на 2 коротеньких маршрута 6 и 7 (не связанных между собой). Длина каждой линии не превышала трёх километров, на каждую из них выходило по 3 машины. Продолжалось это больше года.
Сеть, кроме этих линий, уже была снята везде, даже в депо, предприятие как таковое было ликвидировано, однако маршруты ходили (6-ка, правда, закрылась раньше). Лишь в середине 2009 года движение по 7-ке остановилось, как изначально предполагалось, временно. Но через какое-то время сеть была снята и закрытие было признано окончательным. На данный момент машины ещё стоят в депо, а те, что ходили по 7-ке — на улице Табукашвили, там где и ходил маршрут.
Как можно видеть, что в Рустави, что в Кутаиси, погода очень соответствовала обстановке...
Ну и конечно следует упомянуть самую красивую систему Чиатура — Сачхере. Пожалуй эту систему жальче всего, она была невероятно красивой. Троллейбус тут ходил с 1967 по 2008 год. Подвижной состав — Skoda 9Tr. Сейчас одна из них стоит на территории депо, а ещё две на порезке, где мне их удалось отыскать
Уже сбросил рога, прямо как олень
Ещё несколько Шкод-14Tr было передано из Тбилиси, когда там движение закрыли. Но здесь они так ни разу на маршруты и не вышли
Местами на трассе даже сохранились растяжки. А где-то и контактная сеть
Впрочем, электротранспорт в Чиатуре остался. Это многочисленные канатные дороги, опоясывающие практически весь город.
Ну и последний город, который мне довелось посетить — это Зугдиди. Здесь был самый молодой троллейбус, открыт в 1995 году. Закрыт был совсем недавно, в мае 2009 года. Но уже ничего не осталось в городе, напоминающего о том, что тут когда-то ходил троллейбус. Ни улицы с полным отсутствием контактной сети и растяжек, ни место, где было депо, а теперь пасутся коровы и свиньи.
И вот всё, что мне удалось найти
Помимо вышеупомянутых городов, троллейбусы в Грузии ходили в Батуми, Озургети, Поти, Самтредиа, Цхинвали. Планировалось строительство в Зестафони, Кобулети. Также троллейбус продолжает ходить в Сухуми, но поскольку Абхазия фактически независима от Грузии, то считать эту систему грузинской уже никак нельзя.
В общем, большинству систем желать чего-либо уже поздно (разве только что возродиться заново), хочется надеяться, что хотя бы в Гори троллейбус сохранится и электротранспорт Грузии таким образом не исчезнет окончательно.
Очень интересная и поучительная статья об отношении зажравшихся американских шпионов с собственному народу. Занимательно бы было посмотреть, что делается с троллями в независимом Сухуме?
А в России кто трамвай и тролли уничтожают? Тоже американские шпионы?
Такие же коррупционеры как и в Грузии в угоду маршруткам и еще бог знает кому.
Так что в Росии положение не намного лучше.
Кончился совок, кончилось финансирование, кончилась халява... Грузины сами доказали свою несостоятельность, сами у себя всё разворовали и живут в помойке. Я смотрю по фоткам - в разы хуже хохлов живут! Зато понтов-то сколько!
Тролли если сохранить, то потом можно будет их продавать богатым странам в качестве музейных экспонатов. Много интересных экземляров.
зы. А вообще вопрос стоит шире: во что вообще превращается Грузия? Рано или поздно американцы оттуда уйдут и Саакашвили уедет на ранчо в Америку, с чем останутся грузины? С голимой демократией, судя по всему.
ldo, вы сравните ситуацию в России и Грузии: если у нас где то и закрывают трамвайную линию, то на другом конце страны обязательно появится что то новенькое, дающее планы на будущее...
Да... Очень печальная картина.
Боюсь даже представить, что происходит в Азербайджане, если в Грузии такое - мне рассказывали очевидцы, что если в Грузии всё-таки жить приятно, и народ нормальный, то Азербайджан окончательно превратился в жутко провинциальную страну мусульманского Востока.
tirl,
Вот великолепная статья. http://www.apn.ru/publications/article21261.htm
"Была ли Грузия союзником России? Политическая модель выживания грузинского государства".
Если попытаться прикинуть будущее Грузии,исходя из провала "американского проекта",то....вот цитата.
"Простое математическое экстраполирование показывает, что длина нынешнего грузинского цикла будет около 25 - 30 лет. При этом 10 лет уже пройдено. Значит, при естественном ходе событий лет через 15 – 20 Грузия неминуемо отвернется от США и... начнет звать нового покровителя.
Вероятность этого не измеряется в процентах. Она - абсолютна. Никакого другого выбора история Грузии за последние 500 лет нам не предоставляет. И очень возможно, что через какие-нибудь 20 лет мы с вами станем свидетелями того, как в центре Тбилиси с помпой откроют музей американской оккупации и увидим, как изрядно постаревший Михаил Саакашвили выйдет на трибуну и с болью в голосе начнет рассказывать о тяжёлом наследии НАТО и об искреннем стремлении Грузии к России. "
Мда... заметили, как это контрастирует вот с этим?? Сразу ясна цена и реконструкции тбилисского метрополитена, да и всей тамошней власти - банальная мелочная показуха. Как бы мы не "любили" наше государство, но до такого, я надеюсь, оно пожалуй не опустится, кто бы ни был у власти. Зато большего, чем в Грузии, почёта и уважения к транспортным фотографам и представить трудно - ещё бы, специально для них посреди таких говн отшарили целый метрополитен)))
Как у человека, весьма слабо разбирающегося в сохатых возник вопрос такой: "поступила большая партия списанных ЗиУ-682 из Афин, где они уже отработали" - это я правильно понимаю, что ЗиУ-682, продукт энгельсской троллейбусной фабрики, сферический в вакууме совковый тролль, эдакий "жигуль с рогами", работал в Афинах, тех что столица Греции??
Мда... Мрачнейшая убийственная картина... Спасибо за статью, не знал, что в Грузии так плохо с электротранспортом... А ведь они вроде построили новую гидроэлектростанцию, даже какое-то время экспортировали электроэнергию в южные российские регионы, а здесь говориться о дороговизне...
Сердце кровью обливается, когда видишь такую разруху, грязь, запустение. Это же надо.. Но ещё больше гибнущего железа жаль людей, честное слово, они в этом всём живут. Я и понимаю, и одновременно их не могу понять... Какого черта, терпят там Саакашвили ведь народ грузинский более горячий чем наш... А Жириновский по демагогии и близкого не стоял...
Значит, чтобы поднять транспорт, у Сааки денег нет, а чтобы армию отхреначить - так тут и не один миллион зелёных тут же нашлось...пусть и американских...
Старался не трогать политику, но уму непостижимо, как можно было докатиться до такого кошмарного состояния...
А я-то думал, что в Абхазии совсем швах, понятно почему никто в Абхазии не желает идти туды, под "патронаж" Саакашвили...
duke4, вот Перу, Эквадор - тоже страны третьего мира, но там такого бардака нет и в помине
На самом деле, в России ситуация не во много раз лучше. Отъедьте на несколько сотен километров от Москвы, будет тоже сборище ржавых автобусов. Просто у кого-то есть много денег, а у кого-то их нет. Коррупции в Грузии вроде не намного больше.
Всё закономерно. Ничто не появляется ниоткуда.
В советские годы за счёт русских грузины имели всё — Волги у школьников, двухэтажные дома, немыслимый в СССР бизнес и уровень благосостояния.
Независимая же Грузия за свой счёт имеет то, что имеет.
Вот бы ещё прекрасных и, вах, очень гордых обитателей Северного Кавказа заставить жить за свой счёт.
Всё верно, конечно акценты расставлены не так, но факты верны. Единственное, что могу сказать в «защиту» закрытия троллейбусов в Тбилиси — они создавали катастрофические пробки. Не знаю, если бы они до сих пор ходили бы, как бы мы передвигались бы по дорогам.
Дело в том, что когда их вводили машин было мало, но с тех пор количество машин выросло в сотни раз (как минимум), а улицы остались в прежнем размере, узкими, и их не расширить, т.к. вокруг дома. Если в Сухуми в 19 веке, когда проектировали город, сделали все кварталы квадратными, то тут всё извилистое. И прикинь, идет сохатый, на дороге остановилась машина, и не едет, он её не может обойти, или обходит, но выдавливая поток на противоположную полосу.
Такое бывало у ТВС банка в ваке, по себе знаю. А в районе вокзала был просто ужас. На Плеханово одна сторона была только для тролей. Но машины выезжали на эту полосу и упирались в них часто, и пробка была — не дай Бог.
В общем, что их убрали в городе — хорошо. Для большинства запчасти нужны были из России — щас не достать было.
С трамваями другое дело. В принципе, трассы были проложены там, где были новые трассы и дороги были широкие. Но сам парк настолько раздолбанный был, что на ходу разваливался.
Метро реконструируют, станции чинят, вагоны на ТЭВЗ модернизируют, так что тут есть подвижки. Ещё бы пару станций прибавить, вообще класс было бы.
То что тролей сняли не в пользу маршрутных такси — факт, т.к. паралельно с ними было отменено много маршрутов маршруток. Про другие города не знаю, ничего правда не могу сказать.
VanHelsing.16, Простите, азеры очень даже классное метро открывают, станция за станцией. Да и Эльхам Алиев нормальный прагматичный политик, в отличие от пидоров шеварнадзе и сУКАшвили.
Вообщем-то, Сухум (а не Сухуми, потому что так столицу Абхазии называли грузины), уже не фактически, а полностью независима от насильной приклейки к Грузии Сталиным в начале ХХ века и подконтрольна сама себе.