Владимир Якунин: «Комфорт для пассажиров — уже сегодня!»
Президент ОАО «Российские железные дороги» отвечает на вопросы «Комсомольской правды». В основном, про перспективы. И немного по другим темам.
«...И НАЧАЛЬНИК ПОЕЗДА НАРЕЗАЛ МНЕ КОЛБАСЫ»
— Алло, Владимир Иванович, а давайте с вагона-ресторана начнём!
— Пожалуйста, я вас слушаю.
— Это вам звонит Игорь из Москвы. Ехал я как-то в поезде Москва — Саратов. С утра пошёл поесть в вагон-ресторан, но мне там грубо ответили, что у них учёт. Ну ладно, я — к начальнику поезда, объяснил ситуацию, он меня усадил в своё купе, достал из холодильника батон колбасы, нарезал, мы с ним позавтракали, поговорили по душам. Я говорю: почему так получается, что у вас, у начальника поезда, нет управы на этих людей? Тот же вопрос я задаю и вам...
— Игорь, дело в том, что ещё задолго до реформирования МПС сложилась система, при которой вагоны-рестораны были арендованы частными предпринимателями. И они работают вроде как самостоятельно. Мы сейчас в РЖД рассматриваем проект, в котором будут сформулированы требования к организации сервиса в пассажирских поездах, в том числе и в вагонах-ресторанах. Возможно, придётся заключить договоры с кем-то из крупных частных предпринимателей. Надеюсь, это всё позволит нам улучшить качество обслуживания пассажиров, в том числе и в вагонах-ресторанах.
ВОПРОСЫ ОТ «КП»:
— Ровно два месяца назад, 27 ноября 2009-го, террористы взорвали «Невский экспресс», следовавший из Москвы в Питер. Погибли люди, многие пассажиры получили ранения. На днях прошла информация, что на участке дороги между Москвой и Питером, где ходят высокоскоростные поезда «Сапсан», появятся специальные ограждения и там буквально через каждые два километра установят камеры наблюдения. Так ли это?
— Думаю, не стоит обсуждать в прямом эфире те меры, которые мы предпринимаем для противодействия потенциальным террористическим нападениям. Но, поверьте, мы вместе со специальными органами делаем всё необходимое, чтобы обеспечить безопасность наших пассажиров.
— Бытует мнение, что, чем больше лесов, топей и болот окружает железнодорожные пути, тем безопаснее.
— Но мы же не можем из этого исходить... Железнодорожный транспорт — это не какой-то бронепоезд, и он безопасно функционирует только в нормальных условиях. И проблема тут не только в террористических угрозах. Мы часто сталкиваемся с элементарным воровством, когда с железнодорожных путей пропадают кабель, оборудование... Это тоже создаёт большую угрозу для пассажиров. И к этому нельзя относиться снисходительно. Это недопустимо.
Глава РЖД Владимир Якунин всерьёз надеется на то, что в ближайшие годы пассажиры в поездах будут чувствовать себя как дома.
— Говорят, для того чтобы почувствовать пульс российской экономики и оценить её состояние, надо заглянуть в график загрузки РЖД. Как у вас с этим? Наша экономика выходит из кризиса?
— То критическое падение объёма перевозок, которое шокировало экономику России в первом квартале прошлого года, мы, конечно же, постепенно преодолеваем.
— А сильно снизились объёмы перевозок?
— Под конец 2009 года мы были в минусе на 15 процентов. Это несколько меньше, чем предполагалось, когда мы верстали свои планы. В этом году уровень загрузки железнодорожного транспорта будет выше, чем в предыдущем году, на 3,7 процента.
— У РЖД было много проектов по модернизации железной дороги. Вы от них не отказались?
— Несмотря на кризис, мы не остановили ни один ключевой проект. По-прежнему строится дорога в Якутии к новым месторождениям. Прорабатывается вопрос о строительстве железнодорожной линии в рамках проекта «Урал полярный — Урал промышленный». Продолжаются работы на Кузнецовском тоннеле на Дальнем Востоке. В этом же регионе мы ввели в эксплуатацию два больших железнодорожных моста. Руки мы не опускаем и на месте не стоим.
ПРО БАМ
— Когда мы вместе с вами два года назад отмечали 35-летие БАМа, вы сказали, что в 2009-м загрузка магистрали должна достичь более 80 процентов. Вот это удалось, несмотря на кризис?
— Некоторые участки БАМа и в 2009-м, и в 2008-м были загружены на 80 и более процентов. К концу прошлого года прирост грузовых потоков в направлении дальневосточных портов составил около 23 процентов по отношению даже к весьма хорошим, «хлебным», как мы их называем, годам. Это порядка 5 миллионов тонн дополнительных грузов.
Произошла некоторая переориентация грузовых потоков — часть из них пошла на новые рынки сбыта в Азию. Отсюда и дополнительная загрузка, в том числе и по БАМу.
Что касается этой магистрали, вы также могли бы вспомнить, что мы брали обязательства отремонтировать ветхое жильё ветеранам-бамовцам. Я уже начал получать коллективные письма с благодарностью за то, что это обещание выполнено.
— А будет ли новый БАМ? Сейчас в России высокая безработица, ударные стройки очень пригодились бы.
— В последние годы в России большое внимание уделяется возрождению студенческих строительных отрядов. Мы тоже к этому подключились, у нас нет отбоя от желающих. И есть неплохие перспективы. В ближайшее время могут возникнуть и международные студенческие стройотряды, которые будут заняты на наших объектах.
«КАК БЫСТРЕЕ ДОБРАТЬСЯ ДО СОЧИ?»
— На связи Александр Георгиевич Прыскунов из Санкт-Петербурга. Лето не за горами, и я хотел бы узнать: будут ли переоборудованы курортные поезда? Меня интересует поезд Петербург — Анапа, почему там нет кондиционеров?
— Вы говорите о плацкартных вагонах?
— О купейных — летом в них невозможно было ездить, такая духота...
— Ну это тогда безобразие. Это брак в работе. Все купейные вагоны должны быть с кондиционерами. За исключением поездов 500-й серии — устаревших моделей, которые выходят на линию в пиковые периоды. Но там и цена билетов должна быть на 15 — 20 процентов ниже, чем обычно.
— В нашем поезде билеты стоили столько же, как и на новых поездах.
— Александр Георгиевич, я приношу вам свои извинения. А на поезд Петербург — Анапа мы обратим внимание. Вы правы — лето не за горами. В ближайшее время мы обязательно обсудим все эти вопросы.
— Вам звонит Ирина Валентиновна. Скажите, будет ли как-то в этом году обновляться железная дорога из Москвы до Сочи? А то 32 часа в пути — это слишком много... И через какие города будут проходить поезда?
— Модернизация этой дороги у нас в программе предусмотрена. Мы даже рассматривали возможность создания здесь абсолютно новой линии, чтобы обеспечить движение высокоскоростных поездов. Но потом, когда посчитали... На дистанции в полторы тысячи километров обязательно должны быть остановки.
Мы приняли решение создать скоростные участки — время в пути несколько уменьшится. Что касается городов, через которые пройдёт модернизированная дорога... Возможно, это Курское, Орловское направления. Окончательное решение в ближайшее время будет принято.
Ирина Валентиновна, вы увеличили время в пути — поезд от Москвы до Сочи идёт 24 часа 40 минут. Пока мы поставили перед собой задачу сократить продолжительность поездки на 2 часа. И ещё работаем над графиком движения — чтобы пассажир, который, например, выезжает из Москвы вечером, прибывал бы в Сочи до 12 часов, до начала регистрации в гостиницах и санаториях. Чтобы у отдыхающих не пропадали дни.
ВОПРОСЫ ОТ «КП»:
— Кстати, о Сочи. РЖД ведь тоже готовятся к Олимпиаде-2014?
— Мы готовим пять олимпийских объектов. Самый сложный — это совмещённая автомобильная и железная дорога от Сочи к горнолыжным курортам на Красной Поляне. А ещё — реконструкция сочинских вокзалов. Работы на всех объектах идут строго по графику.
Особое внимание мы уделяем экологии. Во всяком случае, мэр Сочи хвалил наших строителей за то, что они не выпускают со стройплощадок машины до тех пор, пока у них не вымоют колёса, — чтобы не разносить грязь по всему городу. Там, говорят, даже термин такой появился — «железнодорожная культура».
— Но в целом к РЖД это пока не относится...
— Мы к этому стремимся.
— Вы имеете в виду комфортабельные скоростные поезда, которые пока ходят в Питер и обратно, а скоро помчатся в Нижний Новгород, Хельсинки...
— Не только их. Сейчас на РЖД более 100 фирменных поездов с высокой степенью комфорта. Число таких пассажирских составов и дальше будет увеличиваться. Мы даём им зелёный свет.
ПИСЬМА С САЙТА KP.RU
«Меня зовут Андрей. Это правда, что все вагоны, в том числе и фирменных поездов, будут перекрашиваться в фирменный цвет РЖД?»
— Да, Андрей, мы будем продолжать перекрашивать вагоны в цвета нового корпоративного стиля ОАО «РЖД» — они будут серебристыми с красной эмблемой РЖД. Одинаковая окраска вагонов позволяет нам более эффективно использовать подвижной состав без ущерба для эстетики. Например, если требуется увеличить длину состава категории «Премиум», дополнительные вагоны будут выглядеть точно так же, как и все остальные.
«Пишет вам Наталья из Мурманска. Я по поводу комфорта в поездах. Есть поезд Мурманск — Москва, где можно увидеть вывалившиеся оконные рамы, а занавески на окнах примерзают к стёклам».
— На днях на оперативном совещании как раз был поднят этот вопрос по жалобе пассажиров. Мы проводим расследование. К сожалению, хоть и редко, но подобные случаи встречаются. И мы строго спрашиваем с тех ответственных железнодорожных руководителей, которые выпускают на линию вагоны, не приспособленные к перевозке пассажиров. Таких руководителей мы строго наказываем — вплоть до увольнения.
...ПРО УЗКОКОЛЕЙКУ И ЕВРОСТАНДАРТЫ
— Владимир Иванович, мы когда-нибудь «приравняем» нашу железнодорожную колею к евростандартам? Или она так и останется широкой?
— Железные дороги СССР, а до этого и Российской империи, развивались иначе, чем на Западе. Кстати, в Испании колея тоже шире, чем общеевропейская.
А мы, так же как и страны СНГ, работаем по своим стандартам, они всех устраивают, и мы считаем, что они должны сохраняться.
Хотя мы уже рассматриваем проект создания нового транспортного коридора с широкой колеёй, по которому грузы можно было бы доставлять без перестановки колёсных пар до Вены. В этой работе вместе с нами участвуют компании из Австрии, Украины и Словакии.
— Как это будет выглядеть? Вот идёт узкая колея — европейская, а мы должны рядом, что ли, прокладывать широкую?
— Да, именно так всё и планируем сделать.
...ПРО ДОРОГУ НА САХАЛИН
— А вот ещё были фантастические проекты: построить железнодорожные мосты с материка на Сахалин и Аляску. Что с этим?
— Мост на Сахалин — проект не коммерческий, а социально-политический. А это означает, что его реализация напрямую зависит от позиции правительства и наличия ресурсов. Лет восемь назад, когда я только что перешёл на работу в МПС, этот проект оценивался примерно в 150 млрд. рублей. Сейчас эту цифру можно смело удвоить. Это очень дорогой проект. Но я уверен, что рано или поздно наш бюджет позволит его реализовать.
Что касается железнодорожного перехода на Аляску... Такая идея родилась ещё в середине XIX века. А во времена СССР был даже такой проект. В принципе он и сейчас есть, но его нужно подработать. Буквально на днях представитель одной американской компании передал мне бизнес-предложение по поводу строительства железной дороги, соединяющей Россию, через Аляску, с переходом через Берингов пролив, с Америкой.
— А когда всё это может быть реализовано?
— Ой, вот это я не берусь предсказывать. Но полагаю, если нашей цивилизации удастся справиться с финансово-экономической дурью, которая привела к нынешнему кризису, в принципе этот проект может стать реальностью уже в нынешнем десятилетии.
Впрочем, мост прямиком на Аляску — это только перспектива. Сегодня же для нас самое главное — комфорт для пассажиров...
А тут коментарий интересный. http://allan999.livejournal.com/7236196.html
Это еще цветочки...
Сейчас из-за сапсанов отменено 7 электричек и 12 поездов. К лету эржыды™ планируют запустить еще немножко сапсанов - и сколько-то еще электричек будет отменено под них. Так что дачники и грибники, оставшиеся без привычного транспорта, получат взамен неплохое развлечение типа "на чью жырную харю бог пошлет".
Сапсан все-таки великий поезд. Камень какой-то дебил кинул и вся страна обсуждает. В моем детстве дворовые плохие парни камни и проч. в поезда кидали чуть ли не ежедневно, рядом Белорусская дорога шла и хоть бы кто обсудил.))
Подгонку дверей уже два месяца трут... Ну уже подогнали, дальше, что? "А наверное летом они не закроются совсем".)) "Наверное".
Пиар у "Сапсанов" мощный. Если какая-нить проводница Сапсана забеременеет, то можно будет предположить, что "наверное" ветром на скорости занесло.
Короче, сколько существует мир, столько все новое пугает людей. На первый паровозы в 19 веке много дерьма вылили желтая пресса и тупые обыватели, но он пробил себе дорогу, думаю и Сапсан пробьет дорогу через стену обывательского непонимания. Верю во фрицев.))
А интервью Якунина не понравилось, ничего нового из него не почерпнул, впрочем, может вопросы не те от читателей...
Может и глупо проводить параллели, но мне вот порою кажется (особенно после прочтения подобных интервью), что Якунин - полная противоположность Гаеву в вопросах своей компетентности. Очень жаль.
Вот например по этому интервью. Якунин заявил о 100 составах с новыми вагонами повышенной комфортности. Я так понимаю, речь идёт о вагонах серии 61-4440 и иже с ними. Это замечательно, конечно, но я никак не могу узнать в большинстве случаев на какой поезд я всё-таки покупаю билет (именно на вагон какой серии). Т. е. информативность сайта РЖД не очень высока (и самое главное - почти не меняется) в этом плане. Да вся организация работы РЖД подстать их сайту.
Почему "тов." Якунин ничего не рассказал про второе за год повышение ставок на проезд в электричках по Московской области?
Или услужливые журналисты "не спрашивали"?
p.s. Тут на форуме tr.ru была тема про то, как на буклетах Сапсана схемы метрополитенов и Москвы и Питера сделаны так коряво и плохо, что на московской ещё нет не только Митино, но даже станции Строгино и пересадки Кунцевского узла, а на питерской столько ошибок, что непонятно, какую траву курили в издательстве и собственно в пресс-службе РЖД...
Жаль, что никто не спросил, почему из-за Сапсанов отменили поезд "Юность" и электричку ЭДМКу, почему в час-пик сделали окно между электричками в 40 минут. И еще много "почему". Хотя и так всем все понятно....