Так уж устроен человек, что на какие-то аспекты своей жизни он обращает своё внимание, только когда с ними возникают те или иные проблемы. И эта непреложная истина относится не только к здоровью или материальной обеспеченности, но и к менее важным, но необходимым составляющим нашего существования. Например, к общественному транспорту.
Примерно такие мысли приходят на ум после знакомства с транспортной системой столицы Чехии. Работа пассажирского транспорта Праги устроена настолько грамотно и чётко, что он воспринимается как некая неотделимая от города часть, живущая с ним в одном ритме. И при этом украшающая его часть — Прагу уже невозможно представить без известных по всей Европе (и уж, тем более, в бывшем СССР) бело-красных трамваев «Татра», которые являются таким же символом чешской столицы, каким, например, для Лондона является знаменитый двухэтажный автобус-«даблдеккер».
Трамваи исполняют роль основного общественного транспорта Праги. Обширная сеть их линий (26 дневных и 9 ночных маршрутов) опоясывает весь город и служит каркасом транспортной системы. Дополняют трамвайные маршруты 3 линии метрополитена (57 станций), автобусы (182 дневных и 13 ночных маршрутов), 4 паромных переправы и фуникулёр. Таким образом, в чешской столице фактически работают 3 вида транспорта: внеуличный скоростной (метро), магистральный скоростной (трамваи) и подвозочный (автобусы, паромы, фуникулёр).
Общая транспортная схема города организована не менее грамотно, чем её пассажирская часть. В Праге есть и широкие транзитные магистрали, в т.ч. с многоуровневыми развязками, и небольшие улицы для местного сообщения. При этом все основные автомобильные потоки не проходят через центр города — он отдан на откуп пешеходам и общественному транспорту, преимущественно рельсовому. В спальных микрорайонах местные и транзитные потоки тоже разделены таким образом, чтобы минимизировать загрязнение воздуха жилых кварталов и избежать возникновения «пробок».
Организацией работы всех видов пассажирского транспорта в столице Чехии занимается Компания общественного транспорта г. Праги — Dopravni podnik hlavniho mesta Prahy (DPP). Это акционерное общество, 100% акций которого принадлежат городскому самоуправлению. На компанию возложены функции как управления, так и эксплуатации. Все депо (трамвайные, метро) и автобусные парки являются подразделениями (филиалами) компании.
Как уже было отмечено выше, качество работы пражского пассажирского транспорта близко к идеалу. Это не результат сравнения с современной российской действительностью, в ходе которого можно признать идеальными подавляющее большинство европейских транспортных систем, а просто констатация факта. Трамваи, автобусы и поезда метро ходят чётко по расписанию или по интервалам. Сами вагоны и машины внешне выглядят безупречно, интерьеры салонов также на высоком уровне. Иногороднему и даже иностранному пассажиру не составляет большого труда сориентироваться в городе и выбрать нужный маршрут движения, а также наиболее оптимальный вид проездного билета для поездки.
Каким образом достигается такая качественная работа общественного транспорта? Конечно, одним из главных факторов, влияющих на качество транспортной системы, является стабильное финансирование городского перевозчика, позволяющее покрыть те эксплуатационные расходы предприятия, которые не покрываются прибылью от основных источников дохода — продажи проездных билетов, размещения рекламы на станциях метро и транспортных средствах. Но важен и сам подход к решению различных проблем эксплуатации и работы пассажирского транспорта. О них мы и поговорим дальше.
Регулярность движения и информационное обеспечение
Главная задача общественного транспорта — доставить пассажира из пункта А в пункт Б за как можно меньшее время. Отсюда и основные показатели эффективности транспортной системы — маршрутная скорость и регулярность движения. Для их повышения в Праге оптимизированы схемы движения на многих улицах, а управление транспортными потоками организовано таким образом, чтобы избежать возникновения заторов или возможных преград на пути общественного транспорта.
На многих перекрёстках трамваям предоставлено право преимущественного движения с принудительным переключением сигналов светофора, благодаря чему исключается их стоянка у стоп-линии и достигается высокая скорость маршрутного транспорта. Все стрелочные переводы автоматизированы, переключение направления осуществляется с помощью радиосигнала, передаваемого специальным устройством из кабины водителя.
Но каким бы быстрым и пунктуальным не был транспорт, без информационной поддержки ему не обойтись. Пассажир должен знать, какой маршрут будет оптимален для его поездки, сколько времени займёт его путешествие и сколько денег он на него затратит. Про информирование своих клиентов сотрудники DPP не забыли. На каждой пражской остановке установлен вертикальный стенд с её названием, перечнем маршрутов и расписанием движения транспорта.
Расписания выполнены на листах формата А4, при этом кроме времени прохождения транспортными средствами того или иного маршрута через данную остановку на листах указывается время движения до любой другой остановки маршрута. Таким образом, пассажир может спланировать всю свою поездку с точностью до минуты, что довольно важно при оплате проезда с помощью билетов с ограниченным сроком действия (об этом — ниже).
Вообще информационное обеспечение работы пражского общественного транспорта заслуживает отдельной похвалы. Подавляющее большинство трамваев и автобусов имеет электронные маршрутоуказатели блинкерного типа со светодиодной подсветкой, одинаково хорошо различимые как днём (за счёт блинкеров ярко-жёлтого цвета), так и ночью (за счёт подсветки). В пассажирских салонах работают светодиодные указатели остановок, а также звуковые автоинформаторы.
На основных остановочных пунктах размещены плакаты со схемой маршрутов, нанесённой на карту города, и описанием проездных билетов, применяемых в общественном транспорте. Кроме того, на нескольких центральных остановках (станциях метро) и в обоих терминалах пражского аэропорта есть специальные информационные центры DPP, в которых можно бесплатно взять многоязычные буклеты со схемой маршрутов и описанием способов оплаты проезда, а также приобрести более информативные справочные издания и абонементные билеты.
Сотрудники центра ответят на ваши вопросы, помогут выбрать нужный маршрут или проездной. В метро справочные буклеты можно также бесплатно взять в вестибюлях станций на информационных стойках. Всё сделано для того, чтобы пассажир легко сориентировался в транспортной системе города.
Комфорт и внешний вид
Если обеспечена доступность пассажирского транспорта, то на первый план выходят такие вопросы, как комфортность поездки и эстетическое восприятие подвижного состава. И они довольно важны — не секрет, что горожане зачастую предпочитают личный транспорт общественному по причине более низкой комфортности поездки в последнем. Пражским транспортникам удалось решить эти вопросы. Благодаря совершенной конструкции рельсового пути в трамвайных вагонах отсутствуют посторонние шумы и вибрации, а также поперечная качка.
На маршрутах с большим пассажиропотоком трамваи и автобусы ходят с минимальными интервалами, используется подвижной состав повышенной вместимости (сочленённые автобусы и трамваи, двухвагонные поезда по системе многих единиц), поэтому давка в салонах отсутствует. Сами пассажирские салоны чистые и опрятные, с удобными сиденьями. Есть специально выделенные места для людей с детскими и инвалидными колясками.
Довольно оригинально на сравнительно новых трамваях и вагонах метро (в т.ч. прошедших модернизацию) организован вход и выход пассажиров. Снаружи и в салоне транспортного средства установлены специальные кнопки. Водитель при подъезде к малозагруженной остановке не открывает двери сам, а производит их разблокировку. Двери при необходимости открывают пассажиры, нажимая на эти кнопки. Тем самым экономится электричество, увеличивается ресурс дверных приводов, а в холодные и жаркие дни сохраняется микроклимат салона.
За две-три секунды до закрытия дверей звучит зуммер и зажигаются красные лампочки над входом. Такая сигнализация служит заменой объявлению о закрытии дверей, которое иностранные гости, предположим, могут и не понять. Вообще адресное открытие дверей и сигнализация при их закрытии — довольно распространённый приём на общественном транспорте развитых стран, очень практичный и удобный, но почему-то у нас не применяющийся (за очень редкими исключениями).
Внешний вид пражских автобусов, трамваев и поездов метро — безупречен. Создаётся впечатление, будто все вагоны и машины, даже «немолодые» высокопольные «Татры» и «Каросы», совсем недавно покинули заводские стены. Лакокрасочное покрытие кузовов — высококачественное, нанесённое с помощью профессионального оборудования, состояние поверхности бортов — идеальное. Реклама на вагоны и машины наносится только самоклеющейся плёнкой.
Можно сказать, что о таком состоянии подвижного состава (а нет сомнений, что его техническое состояние соответствует внешнему) большинству постсоветских эксплуатирующих предприятий, к сожалению, остаётся только мечтать. Изредка встречающиеся на бортах и в салонах «автографы» малолетних вандалов — исключение из правила.
Инфраструктура общественного транспорта Праги, также как и подвижной состав, вызывает исключительно положительные эмоции. Контактная сеть трамвая, на большинстве линий решённая в виде однопроводной подвески с гибкими поперечинами, «плавающими» держателями и термокомпенсаторами, навешена аккуратно и точно. Рельсовые пути имеют протяжённые бесстыковые участки и покрыты сверху бетонными плитами (или вмонтированы в них по специальной технологии, получившей у нас название чешской), либо искусственными газонами (что благоприятно сказывается на шумоподавлении). Ответвления и пересечения путей выполнены очень качественно, проход вагона по спецчастям почти незаметен, в том числе на вагонах с одноступенчатым подвешиванием.
Оплата проезда
Отдельно стоит рассказать об оплате проезда в пражском транспорте. Несмотря на появление во многих странах прогрессивных систем типа бесконтактных карт, в столице Чехии для оплаты проезда используются бумажные билеты, компостируемые в подвижном составе (в метро — при входе на станцию) при помощи специальных устройств, которые печатают на билете время и место гашения, а также служебную информацию. Разновидностей билетов довольно много, их классификация идёт по времени действия.
Самый дешёвый билет стоит 18 крон (около 30 руб.) и действует в течение 20 (наземный транспорт) или 30 (метро) минут. Билет на один день можно приобрести за 100 крон (около 160 руб.), на месяц — всего за 550 крон (около 880 руб.). Такие расценки — следствие грамотной политики транспортной компании, поощряющей приобретение долгосрочных проездных. В итоге пассажирам выгоднее регулярно пользоваться общественным транспортом и заодно фактически кредитовать компанию-перевозчика. Для справки: штраф за безбилетный проезд составляет 700 крон (около 1120 руб.).
Все проездные билеты унифицированы — ими можно пользоваться в любых видах общественного транспорта, и все они (кроме 20/30-минутного) позволяют совершать неограниченное количество пересадок в пределах своего времени действия. Этот довольно оригинальный приём позволяет уменьшить количество маршрутов транспорта, сосредоточив весь подвижной состав на основных направлениях, пересадка между которыми становится бесплатной.
Билеты можно приобрести в автоматах, установленных на основных остановках наземного транспорта и станциях метро, в табачных и газетных киосках. В подвижном составе автоматы по продаже билетов отсутствуют, и это, наверное, один из основных недостатков пражского общественного транспорта. Бывают ситуации, когда приобрести билет довольно сложно или невозможно. Например, при неработающем автомате на остановке или в позднее время, когда все киоски закрыты. В этом случае местным пассажирам помогает новый сервис — заказ билета по мобильному телефону с помощью СМС.
При заказе со счёта абонента снимается сумма, равная стоимости базового проездного билета (26 крон), а на телефон поступает подтверждающее сообщение-квитанция. «Мобильный» билет действует в течение 90 минут. К сожалению, его можно заказать, только имея сим-карту чешского оператора связи, поэтому для туристов, приезжающих в Чехию на несколько дней, этот сервис недоступен.
Ночные маршруты и метро
Ещё одно оригинальное пражское решение — ночные маршруты трамваев и автобусов, работающие с полуночи до 5 часов утра. Эти маршруты имеют свой отдельный диапазон нумерации (трамвайные — 51-59, автобусные — 501-513) и трассы движения. Основная их цель — охват как можно большей территории города, поэтому зачастую ночные маршруты проложены не самым коротким путём, зато позволяют как можно большему числу пассажиров доехать прямо до своего дома с минимумом пересадок.
Все ночные трамвайные маршруты проходят через центр Праги, при этом на любой из них можно сесть на остановке Lazarska — она является центральным пересадочным узлом ночного города. Автобусные маршруты проложены в основном по периферийным районам, но при этом также имеют протяжённые трассы. Средний интервал работы ночных маршрутов — 20-30 минут, расписание их движения размещено на всех городских остановках вместе с аналогичным для дневных маршрутов.
Краткие впечатления автора о пражском метрополитене. «Подземка» столицы Чехии (местами, кстати, превращающаяся в «надземку» — линию на эстакаде, полностью закрытую пластиковым коробом) представляет собой не привычную для нас галерею «подземных дворцов», а скорее утилитарное транспортное сооружение, которое, тем не менее, в основном приятно на вид.
Архитектурное оформление станций присутствует, но среди применяемых в отделке материалов лидируют различные пластики и другие современные материалы, отчего станции выглядят более просто. У пассажиров соответствующее к ним отношение — периодически на стенах подземных переходов встречаются граффити, различные рекламные наклейки и прочий визуальный «мусор». Поезда же выглядят безупречно внешне и только иногда немного подпорчены теми же граффити и наклейками внутри.
Конечно, есть в системе общественного транспорта Праги и определённые недостатки и недоработки. Например, неприглядность остановочных пунктов и стендов, на которых некоторые пассажиры также как и в метро оставляют свои бумажно-художественные «следы», или упомянутое выше отсутствие автоматов по продаже билетов в салонах автобусов и трамваев. Вероятно, есть и ещё какие-то нюансы — просто всего за 3 дня знакомства с транспортной системой города они не попались на глаза. В общем и целом же, от работы пражского пассажирского транспорта остались преимущественно положительные впечатления. Надеемся, автору материала удалось их донести до читателей без искажения.
Возможно, у кого-то из наших читателей встанет вопрос о цели этих «путевых заметок». Это ни в коем случае не сочинение на тему «Как я провёл свой отпуск» и не очередная попытка восхваления образа жизни развитых европейских стран. Ни для кого не секрет, что постсоветские системы общественного транспорта, скажем мягко, далеки от совершенства. В мире же довольно много удачных находок и решений в этой отрасли, которые можно и даже нужно использовать нашим транспортникам. Об этих «ноу-хау» мы и хотим рассказать вам.
Опыт Праги можно назвать одним из наиболее показательных — этот восточноевропейский город по многим параметрам близок к российским городам-«миллионерам», а чешский менталитет во многом схож с российским. Про пражскую транспортную систему не скажешь «У богатых (читайте — развитых стран) свои причуды»: налицо трезвый расчёт и более оптимальная схема финансирования городских расходов. Ну и, конечно, желание и возможность работы на благо клиента — Пассажира.
Лично для меня очень в тему, посколько я на эти новогодние каникулы отправляюсь в Прагу. :) В принципе принципиально нового я ничего не узнал, потому что давно интересовался этой транспортной системой, но некторые моменты весьма познавательны. Так что однозначно "+" от меня.
«Подземка» столицы Чехии (местами, кстати, превращающаяся в «надземку» - линию на эстакаде, полностью закрытую пластиковым коробом) представляет собой не привычную для нас галерею «подземных дворцов», а скорее утилитарное транспортное сооружение, которое, тем не менее, в основном приятно на вид.
Тем не менее, ещё в 80-е станции метрополитена, гордящегося своими дворцами, начали строить точно в стиле именно этого самого «утилитарного транспортного сооружения» :D См. Ясенево, Марьино, Битцевский Парк (как вы говорите? нет больше такого названия? и слышать об этом не хочу). И этот стиль мне очень нравится.
Ну и Пражская, конечно, офигенна, но с ней и так ясно, откуда ноги растут.
Борис, Я тоже там хочу жить и даже хочу водить трамвай и даже буду к этому стремиться. У меня там тётя и был я там уже 2 раза. Я не знаю как и за счёт чего, но даже 40ка летние Татры не гремят и не стучат. Почему мы так не можем жить?
Молодцы чехи, что сказать... Но у меня вот такой вопрос: почему у нас не кладут рельсы, как описано выше? Нам неизвестна эта технология, или она уж настолько дорогая?
Gareek, технология эта заключается в том, что воровать надо меньше. Везде в Европе (в том числе, в Риге) пути в отличном состоянии. Если своевременно менять рельсы, класть их на нормальную подушку или шпалы и шлифовать их - трамваи и у нас гонять будут (слышал, в Ижевске с этим хорошо дела обстоят, но сам не бывал - не знаю).
goshpodarek, я просто сужу по 17-му маршруту московского трамвая. Когда трамвай разгоняется на том же проспекте Мира или Полярной улице хотя бы до 30-40 км/ч, то усидеть очень сложно, тебя швыряет взад и вперед, не говоря уже о том, как устоять. Слышал, что в Коптево положили новые пути, не знаю, как там сейчас с комфортом поездки.
))) Morty, а вы не маркетолог? У вас рекламные буклеты должны хорошо получаться.))
Чо-то все пафосно, а когда словесную шелуху сольешь, то как бы не сильно радостная картина.
Три ветки метро - как вы говорите "утилитарные".
Если сказать нормально то отделанные кафелем и пластиком не очень светлые и не очень опрятные станции. Со старым подвижным составом советского производства.
Трамвай... Ну и что нового? Я тоже люблю старые Татры, но как бы мир идет вперед...
Странная система продажи билетов на полчаса, да еще и не всегда купишь, типа по мобиле заказывать надо. Неопрятные остановки. Движение трамваев по средине улиц.
Нет, ну я готов восхищаться чешскими замками, архитектурой старого города и чешским пивом, но как бы довольно странные ориентиры вы задаете для развития транспорта. Это все инфраструктура советской Чехословакии, в основном 70-80-х годов
прошлого века, построенная на дармовых энергоресурсах СССР.
Трудно представить, количество какашек брошенных в наши власти, если б вдруг они начали брать за образцы пражский общественный транспорт.
Вообще, как бы наверное будет полезнее все-таки более критически подходить к иностранным транспортным системам. Много приходится ездить - редко где в мире есть действительно образцы хорошей организации транспортных систем. И Прага к ним не относится, хотя, повтоорюсь, старый город красив, а Карловы Вары - вообще лучшее место, чтобы встретить старость, как и многие европейские городки.)) Но все-таки форум о другом...
ps/ Самым утилитарным помещением является армейская казарма.
–25
Написал tirl 2009.12.21 19:10:44 Его комментарий скрыт
Morty, Спасибо за отличный пост!!!!
Меня вообще всегда интересовала Прага, заманивая своей магией, размереностью, архитектурой...эх, ну а уж ТРАНСПОРТ и ПРАГА- это для меня верх наслаждения...на несколько минут я перенесся в то место о котором так много читал и которое я так хочу увидеть в ближайшем будущем...
+1000
Три ветки метро - как вы говорите "утилитарные".
Если сказать нормально то отделанные кафелем и пластиком не очень светлые и не очень опрятные станции.
И что? Оно выполняет хорошую транспортную функцию. Это транспортная артерия города и её достаточно. Давок там не бывает.
Со старым подвижным составом советского производства.
Красная ветка на новых СИЕМЕНСах ездит.
От остальных - там нечего советского. Там бесшумные двери с антизажимом и такая шумоизоляция, которую вы в Российском метро не найдёте.
Трамвай... Ну и что нового? Я тоже люблю старые Татры, но как бы мир идет вперед...
Вы просто на них не ездили. Подписан договор на 200 ШКОДА-15Т
Странная система продажи билетов на полчаса, да еще и не всегда купишь, типа по мобиле заказывать надо. Неопрятные остановки.
Купите себе пачку в 200 штук и они у вас будут всегда. Я не видел местных с билетами. У всех проездной за 550 крон (давально дёшево) и вы можете ездить полностью на всём транспорте Праги.
Движение трамваев по средине улиц.
Без трамваев центр не жил бы. Это стиль жизни выбранный старинным городом и он в этом выборе не один!
Это все инфраструктура советской Чехословакии, в основном 70-80-х годов
прошлого века, построенная на дармовых энергоресурсах СССР.
Мало чего там такого осталось. Опять же: Вы там не были.
Трудно представить, количество какашек брошенных в наши власти, если б вдруг они начали брать за образцы пражский общественный транспорт.
Да что вы? Вы там небыли. Вы ходите сказать у нас можно добраться в 23:30 на трамвае+автобус? Ага! Щас!
Вообще, как бы наверное будет полезнее все-таки более критически подходить к иностранным транспортным системам. Много приходится ездить - редко где в мире есть действительно образцы хорошей организации транспортных систем. И Прага к ним не относится, хотя, повтоорюсь, старый город красив, а Карловы Вары - вообще лучшее место, чтобы встретить старость, как и многие европейские городки.)) Но все-таки форум о другом...
Покажите мне хоть один сегмент в Праге, который делает транспорт неудобным.
Morty, впредь, пожалуйста, указывайте. Одна ссылка, тем более, ведущая только на главную, это не совсем корректно как по отношению к автору, так и по отношению к аудитории. А за хороший подбор иллюстраций — большое спасибо.
Местные пражане уже не особо пользуются проездными за 550Kc, некоторое время назад пражские власти ввели муниципальную карту "Open Card", которая представляет из себя proximity-карту с фото. На нее можно зарядить городской проездной P0 (зона Праги в черте города) и проездные на зоны. Да, кстати, которые действуют еще и в поездах пригородного и местного сообщений. Также, эта карта предоставляет пражанину доступ к муниципальному интернет-порталу, где с помощью нее можно много чего сделать без посещения госучреждений.
Не понимаю апелляцию к размерам.
Каким образом транспорту в Алтуфьево мешает то обстоятельство, что в 45 километрах отсюда в Бутово — административно тот же самый город?
статья замечательная! спасибо. прочитал с удовольствием!
люди, что вы так критично относитесь ко всему? да, уже так сложилось, что за бугром жизнь лучше чем у нас. то, что тот же транспорт организован лучше, нежели у нас... сам после финляндии и швеции долго не мог поверить в какой баржак я вернулся. но тем не менее, Россия - наша родная страна. мы в ней живем.да, пусть она у нас не совместима с умом, но она наша! она уникальна! вдумайтесь. Я не говорю про государство, я говорю про страну.
Каждый второй из вас ловил себя на мысли переехать в другой город/страну. я в том числе. но вы все равно спустя некоторое время поймете, что в Россию вас тянет. то, что есть здесь - этого не будет хватать там.
Объездийте все Золотое кольцо и поймете насколько красива душа нашей страны...
Был в Праге 3 года назад и тоже был приятно удивлен, как оказывается может хорошо работать наземный транспорт. Правда, это была моя первая турпоездка, в которой пришлось активно пользоватся общественным транспортом. Поэтому многое было в диковинку. Например то, что автобус может по специально выделенной полосе домчать 3 остановки от гостиницы до метро всего за 2-3 минуты. Или билет, позволяющий доехать из пункта A в пункт B на любом виде транспорта и с любым кол-вом пересадок. А также то, что трамваи могут ездить не хуже метро.
Кстати, тема оплаты проезда в статье освещена как-то криво, из-за чего тут у некоторых сложилось ложное впечатление, что надо покупать билеты каждые 20-30 минут. На самом деле основным является как раз вышеописанный мною билет на 90 минут с любым кол-вом пересадок, тогда стоивший 20 крон (сейчас вроде 26). Если поблизости нет точек продаж, то (если ничего с тех пор не поменялось) этот билет можно спокойно купить у водителя, но как и у нас дороже (3 года назад - 25 крон). А описанный в статье более дешевый билет на 20 минут предназначен для редких коротких поездок и не предусматривает пересадки. Тогда он стоил 14 крон.
Что касается идеальной системы гор. транспорта, то из посещенных мною городов (Прага, Париж, Каир, Александрия, Рим, Барселона, Будапешт, Малага, Севилья) больше Праги понравилась система транспорта Будапешта. В столице Венгрии не так много линий метро, но в остальных местах его с успехом заменяет трамвай, проложенный на выделенных полосах вдоль всех основных городских магистралей. И самое главное это интервалы - почти по всем маршрутам автобусы, троллейбусы и трамваи ходят с интервалом максимум в 10 минут, а в основном даже 5-7 минут. Это уж не говоря о такой уже теперь привычной для любой цивилизованной заграницы мелочи, как висящее на каждой остановке расписание всех маршрутов, которое неукоснительно соблюдается.
Еще в Будапеште было очень полезным было висевшее в любом даже самом старом Икарусе или советском вагоне метро по настоящему информационное табло, на котором отображались не только название остановки, но и номера всех маршрутов прочего транспорта, на которые можно здесь пересесть. В Праге, к слову, табло было было далеко не во всех трамваях, а только новых моделей. А в классических Татрах, коих там подавляющее большинство, отсутствовало.
Главная же ложка дегтя в бочке будапештского транспорта, это отсутствие билетов на 1 поездку с неограниченным кол-вом пересадок. К сожалению, как и у нас при пользовании одноразовыми билетами необходимо в каждом транспортном средстве компостировать новый билет. Вроде даже до недавних пор пересадки между линиями метро были платными :) Но покупка недельного проездного за 4000 форинтов избавляет от этих заморочек. Билет на 1 поездку в январе этого года стоил 270 форинтов, что примерно равно 1 евро.
В Будапеште мы вообще еле купили билеты. Сначала хотели взять на день, но как всегда, в метро на станции киоск не работал.
Ом, был в Праге летом, и могу сказать, что мне только одна Татра ночная попалась без табло. Наверное мне повезло.
В Праге выгоднее всего купить билет на 24 часа. При четвёртой поездке оправдывает себя, а катался я много.
Люди, Вы можете не верить тому, что пишут остальные про Европу, но оно так и есть. А если не верите, то съездите и сами убедитесь в этом, чего вам и желаю. И не нужно надрываться изо всех сил и писать фразы: Да ну.. говно эта Прага - уездный городок.. Москва лучше!!! Скукотища..., пан Alexgeo.
Ом, вопрос к вам. Вы жили не в ТОП-отеле? Я там жил и до метро "Ходов" ходил автобус каждые 10 минут. Ехать нужно было несколько минут. Остановки: Отель - ул .... - пид Ходовом - Ходовець - Ходов, пшеступ на метро. :)
Morty, гы, практически угадали. Я жил в том же районе, но в одноименном отеле "Ходов". И до метро Ходов было чуть поменьше остановок, а интервал у автобуса был побольше - минут 15-17.
Что касается Будапешта, то у нас на станции Стадионок касса работала чуть ли не до закрытия метро в 23.15, что для Европы огромная редкость (в Париже например они только до 20 работают и только по будням). Нам по крайней мере спокойно удалось купить билеты в 22 с чем-то. Может правда по воскресеньям кассы там не работают. Но автоматы на станциях также имеются.
А вот в Праге наоборот в первый раз с трудом удалось купить билет. Т.к. на дворе было 1 января и касса естественно не работала, а автоматы принимали тока железные деньги, а у меня были тока бумажные кроны. И разменить их тоже нигде нельзя было, т.к. ни один магазин на пресловутом метро Ходов не работал в тот день. С трудом отыскалась только одна маленькая палатка со сникерсами, в которой какая-то китайка наотрез отказылась что-либо понимать по-английски и по-русски и тем более обменивать. Пришлось ради размена купить сникерс :))
Прага - чудесный город. Был там уже 6 раз и поеду еще :) Отлично организованный транспорт.Удобно расположенные пересадочные узлы. Вот к чему надо стремиться российскому транспорту. Германию уже не догнать, а вот Чехию можно, и нужно