В темноте петербуржцы смогут издалека разглядеть нужный трамвай.
Обозначать маршрут определённым сочетанием цветов начали ещё в 1908 году, на заре истории трамвая. Тогда для удобства стрелочников над крышей моторного вагона рядом с обычным номером стали устанавливать два цветных треугольника. Когда становилось темно, на том же месте зажигали два прожектора со стёклами соответствующих цветов.
В Ленинграде, стоя в тёмное время суток на остановках, пассажиры заранее узнавали их ли трамвай на подходе. Над кабиной вагоновожатого всегда размещались лампочки разного цвета. Большинство пассажиров знали «цветовые номера» своих трамваев.
В годы перестройки было не до таких излишеств. Главное, чтобы вагоны вообще ездили. В 2007 году к 100-летию петербургского трамвая были возвращены цветные маршрутные огни, которые часто называют театральным словом «софиты».
Для обозначения маршрутов используется пять основных цветов: белый, жёлтый, зелёный, красный, синий. Этого вполне достаточно, чтобы маршруты с одинаковыми огнями не пересекались, причём значение имеет не только сочетание огней, но и их порядок. Теперь есть возможность использовать не тонкое цветное стекло, а обычное оконное, на которое наклеивается цветная плёнка.
На новых вагонах цветные маршрутные огни набираются уже из светодиодов, что позволяет оперативно менять сочетание цветов, если вагон переключают на другой маршрут. Приближающиеся цветные огни на трамваях на протяжении многих десятилетий были ещё и элементом городской иллюминации, действительно, с софитами трамвай выглядит празднично.
Блин, кто-то из тупоголовых ВНЕЗАПНО узнал, что есть такая фича перед его носом, а остальные "первооткрыватели" тупо её перепечатали с одной и той же ошибкой.
На Tr.ru я в своё время прочитал и запомнил, что в Санкт-Петербурге цифры в номерах маршрутов обозначались следующими цветами:
0 - белый;
1- красный;
2 - зелёный;
3 - синий;
4 - жёлтый;
5 - голубой;
6- оливковый;
7 - фиолетовый;
8 - коричневый;
9 - бело-лунный.
Так и следовало бы сделать, чтобы соблюсти традицию. А вообще стоит такие цветовые обозначения распространить и на троллейбусы, и на автобусы. И не только в Питере. На остановках можно устанавливать фонари с шариками разных цветов, обозначающих маршруты, которые эти остановки обслуживают. Если остановка обслуживается несколькими маршрутами, то можно несколько фонарей и поставить. Будет и информативно, и красиво! Цветные лампочки можно устанавливать также и на боках (особенно это актуально для левых боков, т.к. с левой стороны не ставят маршрутных табличек), и сзади.
Кстати, что-то подобное до сих пор ещё можно встретить на некоторых вагонах депо им. Русакова:
Разумеется, поскольку массовым (даже в пределах одного депо) это явление не стало, пассажиры на такую подсветку внимания не обращают, да и привязки у неё никакой нет — на разных маршрутах она может быть совершенно одинаковой.
Загадочная вещь традиция. Сначала её тщательно блюдут, стараясь выдерживать все нюансы, доводят до суеверия, потом вдруг обнаруживают, что она не оправдывает возлагаемых на неё ожиданий, не отвечает логике, не имеет научного обоснования - и с традицией порывают, а впоследствии с грустью замечают, что с её утратой ушло что-то красивое и нужное . . .
Ещё совсем в недавнее время существовала традиция давать трамвайным маршрутам не только цифровое, но и цветовое обозначение - маршрутные огни зажигались по обе стороны от номера маршрута, спереди и сзади вагона. Улицы с трамвайным движением отличались особой, праздничной нарядностью, по маршрутным огням ориентировались в трамвайном потоке водители, пассажиры, путевые рабочие, диспетчеры и стрелочники, многие не представляли себе трамвая без цветных огней. Московская система маршрутных огней был построена на однозначном соответствии цифры и цвета. "1" - всегда красный цвет, "2" - зелёный, "5" - оливковый, "7" - голубой и так далее. А вот в Ленинграде огни "говорили" на другом языке, и их чтение "по-московски" чаще всего приводило к бессмыслице, так как огней было не 10, как в Москве, а только пять. Они хорошо различались, а их сочетания выглядели всегда очень красиво. Однако из пяти огней возможны 25 разных сочетаний по два, в то время как маршрутов в Петербурге-Ленинграде со временем стало около 70, поэтому знаки маршрутов могли повторяться. Например, два белых - 9, 43; красный и жёлтый - 1, 51, 64; синий и красный - 33, 52, 54; два красных - 5, 36, 39, 45, 47. И только маршрут N 20 обозначался по московской и питерской системе одинаково: зелёный и белый.
Бывало, что маршрутные огни в Петербурге менялись. Если случалось так, что после изменения одного из маршрутов он работал на достаточно протяжённом участке с другим маршрутом, имеющим такие же цвета, то у одного из этих маршрутов приходилось изменять состав огней.
Маршрут N 4 раньше ходил от острова Декабристов до Волкова кладбища и обозначался двумя жёлтыми (оранжевыми) огнями. Потом маршрут закрыли и под тем же номером открыли в другом месте с другими огнями: синий + синий, поскольку он имел общий участок с 35-м трамваем (два жёлтых).
Маршрут N 43 изначально имел огни: красный + белый. При продлении в порт в 1985 году огни изменились: белый + белый, так как маршрут стал иметь общий участок с трамваем N 28 (красный + белый). 3-й маршрут обозначался зелёным и белым цветами. При восстановлении огней в 2007 году сочетание заменено на жёлтый + зеленый. Тогда же изменились сочетания и на ряде других маршрутов: 48 (было: белый + белый, стало: синий + синий); 61 (было: белый + белый, стало: белый + желтый) и т.п.
Петербургская система маршрутных огней, такая простая внешне и такая запутанная, связана с традицией прежде всего европейских трамвайных городов. Так, уже в 1907 году в письме в газету "Новое время" содержится просьба от "обывателей Васильевского острова" ввести на трамваях цветные фонари, "как за границей, в частности во Франкфурте-на-Майне". В настоящее время сохранились остатки былых систем в виде цветной подсветки по диагонали на маршрутных указателях трамваев в Амстердаме. Эта традиция, в свою очередь, вероятно, восходит к огням морской навигации. Почему именно к морским, а не, скажем, к железнодорожным? Да потому, что маршрутные огни, как и морские, никому ничего не запрещают, не заставляют, а просто помогают сориентироваться в тёмное время суток.
Огни морской навигации расшифровываются в специальных морских книгах - лоциях морей. Так же и маршрутные огни описываются в городских путеводителях. Первым из них был "Передвижной путеводитель санкт-петербургских трамваев", выпущенный издательством Э.И. Маркуса (1910).
Состав цветов, применяемых в петербургских маршрутных огнях (белый, красный, оранжевый или жёлтый, зеленый, синий), мало отличается от цветов морских огней (белый, красный, оранжевый, зеленый, синий, фиолетовый).
Присмотревшись, можно найти и другие черты сходства, но гораздо важнее понять, почему в расчётливом Петербурге прижилась такая нестрогая система маршрутных огней, требующая постоянной корректировки. Ответ прост: ведь Петербург - приморский город, и ему в равной степени свойственны и строгость архитектурных форм и легкомыслие карнавала, а значит, и весёлое разноцветье маршрутных огней.
В 2007 году традиция вышла на новый виток. Теперь на вагонах устанавливают светодиодные лампы для маршрутных огней. Они будут светить не только в вечерних сумерках, но и при свете дня.
Нашел у себя таблицу маршрутных огней, кажется, с сайта "Омнибус". Есть ссылка, но сейчас почему-то она не работает, http://www.omnibus.ru/N10.2007/page5.html
наверное я сам что-то напутал.