О сроках подготовки новых проектов общественного транспорта
Многие посетители транспортных форумов и блогов жалуются, что в России и в Москве в частности очень медленно претворяются в жизнь новые транспортные проекты, такие как новые станции метро, скоростной трамвай. Чаще всего, причинами такой черепашей скорости называются нехватка финансирования и бюрократические проволочки.
Я сейчас живу в городе Ахен (Германия). Так вот, как не покажется странным, здесь то же самое.
У нас сейчас планируется построить «campus»: новые здания университета и примыкающий к ним технопарк в двух ареалах на западе города. Возникла идея провести туда какой-нибудь технически продвинутый вид транспорта, то ли монорельс, то ли трамвай без верхнего токосъема, то ли вообще канатную дорогу. Вот как всё происходило:
март 2008: на заседании городского совета фракция «Зелёных» вносит предложение внести в общий проект технопарка положение о том, что необходимо рассмотреть возможность строительства линии «рельсового» транспорта.
июнь 2008: городской совет своим решением поручает городской администрации изыскать финансирование для проведения технико-экономического обоснования (ТО) такого проекта (анализ выполнимости).
июль-декабрь 2008: администрация выполняет поручение. Своих денег нет (городской бюджет давно уже дефицитный), поэтому, как это водится, лезут в европейскую казну. Находят там подходящий межгосударственный проект и под соусом того, что Ахен — город на границе трёх государств проталкивают финансирование на 2009 год.
апрель 2009: объявляется конкурс на проведение ТО.
июль 2009: определяется победитель конкурса, одна компания из Дюссельдорфа.
август 2009: начинают делать ТО
март 2009: срок сдачи ТО
Потом, в течение как минимум полгода будут принимать решение «на политическом уровне». Потом объявят конкурс на сам проект, но так как бюджет 2010 года уже будет готов, начать проектирование удасться только в 2011-м. Добавляем полтора-два года на проектирование, 3 года на строительство. Итого: 2008-2016, 7-8 лет на проект линии длиной около 5 км.
А вы говорите, в Москве медленно.
P.S. Для интересующихся подробностями: ссылка (на немецком). Если будет интерес, то в ближайшие месяцы могу рассказать об общественном транспорте Ахена (с фотографиями).
А разве это секрет, что немцы те еще бюрократы? Но это не мешает развитию и адекватной работе ОТ. Да и в данной ситуации как раз некуда спешить. Сам технопарк ещё строится. Да и я уверен, что в небольшом Ахене нет таких пасспотоков, как в Москве. У нас же любят поддерживать критическую ситуацию. Сначала строят большие спальные районы пачками, а как вывозить оттуда людей это вопрос второй. Вот и получается, что жопа по всем направлениям. Вот сейчас активнейшим образом развиваются Северный, Некрасовка, Щербинка. А вот почему-то скоростной внеуличный транспорт туда не подтягивают такими же темпами, и еще хрен знает когда подтянут. Пусть жители как хотят, так и добираются до ближайшего метро на автобусах через пробки. И маршруткам рай. По-моему всё просто, строительство жилья приносит неплохие бабки, а вот строительство и эксплуатация транспортных объектов только отбирает. Вот и строят то, что выгоднее.
Меня не удивляет эта история.
Я живу в Брауншвейге (Германия). Здесь еще в 1997 (если память не изменяет) году решили сделать междугородний трамвай (Regiostadtbahn). В 1998 и 1999 году даже обновили некоторые участки (проложили 3-ю рельсу, т к колея городского трамвая 1100 мм). И с тех пор то проект задвигали, то снова реанимировали, потом пересматривали, пересчитывали, потом опять забрасывали, затем опять взялись за него. То денег не хватало, то не могли договориться с главами соседних областей о доле в проекте.
Сейчас вроде договорились, финансирование от гос-ва и земли застолбили и еще раз все пересчитали. И хотят в следующем году серьезно взяться за строительство и к 2012 закончить. Хотя изначально планировали первые поезда уже в 2006 году.
ПыСы. Эх, так и не нашел пока времени для обещаного пол года назад репортажа о трамвае города. :( Хотя фотоматериал уже большей частью собрал.
Я могу как проектировщик сказать, что именно проектировать надо не осбо много времени. Гораздо больше уходит на согласование.
У меня есть живой пример, когда проект делался 1 месяц, а согласования идут вот уже 3 года.
BatonMedved, да что вы говорите!)) Значит и бюрократизм, долгостой на Западе и тот лучше.)) Какие вы право смешные, вам люди уже пишут, очевидцы, а вы все талдычите эти мантры советских времен. Так тогда хоть железный занавес был, а теперь-то чего.
Вам рассказать, например, как в Италии хозяйничает мафия практически в любом транспортном проекте и какие деньги отмываются? В южных регионах и на Сицилии там, вообще, трудно найти нормально достоенную дорогу, полно брошенных на полпути мегапроектов, потому что деньги все уже оприходованы. Или вы может сами погуглите про "корректность и точность западных бюрократов".
Скажу, вам больше, в силу советского прошлого, в России, например, такие проекты, как метро даже сегодня делаются намного четче, внятнее, стандартизированее, планомернее, чем в любой западной стране. Сказывается советская система. И хотя, мы имеем некоторое отставание по техническому оснащению (в силу опять-таки советских болезней прошлого), это не значит, что из-за чисто технических моментов их бюрократы и мафиози тоже лучше. Новые технологии достаточно легко купить и освоить, что показали китайцы, а вот, чтобы построить такое метро, как в Москве нужны десятилетия, а их не купишь.
ЕС пытается только застантизировать Европу по типу СССР, но получается весьма топорно и даже комично, лишь порождает новые армии евробюрократов.