Донецк. Приготовьте билетики: на линии — контроль!
Наши люди (как «зайцы», так и законопослушные граждане) контролёров, мягко говоря, не любят. Свой «горький опыт» общения с ними имеется едва ли не у каждого. Я в виде эксперимента решила «попасться на горячем», чтобы на себе испытать весь арсенал контролёрских методов.
Дело было в троллейбусном маршруте № 2. По закону подлости, «нарваться» на контролёра, сжимая в руке только что купленный билет, — проблематично, но поездка выдалась интересной. Вот громко, на весь троллейбус кондуктор отчитывают студентку за «гривну мелочью». Неужели у нас десятикопеечные монеты деньгами не считаются?
В другом троллейбусе две женщины чуть не подрались из-за свободного места, причём обе бежали к нему из разных концов салона, и приземлившись на одно сиденье, начали делиться взглядами на жизнь, объясняя друг другу, в чём заключается наглость, и доказывая, что место — это не принципиально, главное — чтоб по-человечески!
Следующий троллейбус забит до отказа. В толчее и духоте женщине становится плохо — свободно только место кондуктора. На просьбу присесть, кондуктор отвечает: «Места для инвалидов в начале салона!». В общем, борьбу «за справедливость» лучше всего наблюдать в общественном транспорте: тут мы показываем себя во всей красе!
Я встретил вас...
Наконец в троллейбус вошёл Он. Точнее они — контролёры. Согласно «сценарию», я напрочь забыла, куда положила только что купленный билет... Перевернув вверх дном всю сумочку, я «так и не нашла» заветного талона. Как же так? Ведь я же покупала билет! Предлагаю обратиться за доказательством к кондуктору, которая сможет подтвердить мои слова, ведь всю дорогу я простояла у её сиденья. Но кондуктор заявила, что видит меня впервые, более того, никакого билета она мне не продавала.
После этого кондуктор быстренько ретировалась куда-то в конец салона, а контролёры полноценно взялись за меня. Я, в свою очередь, пыталась разыграть ситуацию реалистично. Ну чтобы «блюстители порядка» почувствовали себя в своей стихии. Немного обиды, немного слёз, немного уговоров... Но стою на своём: билет покупала.
Сколько грязи на меня вылилось! Начиная с того, что я такая-сякая «зажала рубль на проезд», и заканчивая тем, как вообще такая мерзкая личность может учиться в вузе! Грозили непомерными штрафами, которые я в своей жизни не уплачу, милицией и опять штрафами, и снова милицией... В конце концов последовала радикальная угроза: «Ну, я тебе устрою щас восьмое марта! Умная, да? Мы посмотрим, как ты с майором милиции будешь разговаривать. Там тебя быстро научат!».
После этого «главный» (так мне показалось) из контролёров стал звонить кому-то по мобильному. И всё бы ничего, да виртуальный собеседник, если бы это был действительно телефонный разговор, просто не успевал бы отвечать на реплики контролёра...
С «майором» мне так и не удалось встретиться. Незнакомый парень в троллейбусе действительно принял меня за жертву тиранов-контроллеров и уже собирался заплатить за меня штраф. Тут уж, естественно, чудесным образом отыскался мой билет...
Кто прав, кто виноват
Может быть, кто-то посчитает мой эксперимент хулиганством, но как иначе можно на собственной шкуре испытать типичные унизительные и унижающие методы работы донецких контролёров, а ведь мы, пассажиры, к ним привыкли как к должному! Мы чаще всего стыдливо отворачиваемся, когда хамят другими унижают других. И здесь самое время вспомнить о собственных правах, не только как человека, который попросту не заслуживает хамства, но и о правах и обязанностях пассажира.
Существует указ Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины № 329 «О правилах пользования трамваем и троллейбусом в городах Украины». В нём чётко закреплены права и обязанности как пассажиров, так и контроллеров.
Итак, контролёр обязан: иметь служебное удостоверение с личным номером, штрафные квитанции. Кроме того обязан: предварительно сообщить водителю о начале проведения контроля, по первому требованию пассажира предъявить своё служебное удостоверение, сообщить о месте работы, телефон и местонахождение предприятия. А ещё обязан сделать отметку о проведённом контроле в соответствующей дорожной документации.
Пассажир, в свою очередь, обязан: иметь при себе документы, которые закрепляют право проезда и провоза багажа, оплатить свой проезд, сохранять разовые билеты до конца поездки, предъявлять билет в случае проверки и т. д.
В этом документе есть пункты, которые касаются штрафов. Так вот, штрфы должны взиматься непосредственно на месте (а не на остановке, например, как это обычно происходит). При взимании штрафов правонарушителям выдаются квитанции, установленного образца. В случае, если пассажир отказывается платить штраф, его должны высадить на ближайшей остановке. И только в случае злостного хулиганства нарушителя могут доставить в милицию.
А теперь почувствуйте разницу между указом министерства и суровой реальностью, которую мы, пассажиры, принимаем как должное.
Не так страшен контроллер, как его малюют!
Об особенностях работы проверяющих в Донецком транспорте мне рассказали заместитель директора предприятия «Донэлектроавтотранс» Раиса ОРЛЯНСКАЯ и начальник отдела контроля Татьяна НЕМЦЕВА.
— Большой ли у вас штат контролёров? У них ненормированный рабочий день или существует определённый график?
— У нас работает 35 человек в посменно-скользящем графике. В рабочую неделю входят суббота, воскресенье. Режим — с шести часов утра до девяти вечера, но бывает и так, что смены продлеваем, приходится выходить ночью. Проводятся рейды. Есть основной, утверждённый, график работы, но если возникает необходимость и нужно решить какую-то ситуацию, мы принимаем экстремальные меры. Это учит пассажиров платить за проезд.
— Проходят ли какой-то отбор претенденты на должность, может, есть особая подготовка?
— Специального отбора нет, но проводим беседу. Чтобы работать на предприятии, нужно пройти медицинское обследование. Должна быть справка от врача. Спрашиваем, как люди ведут себя в тех или иных ситуациях, как реагируют на оскорбления. Все, конечно, говорят, что нервы у них железные...
— А зарплата контролёра зависит от количества «пойманных зайцев»?
— Нет. Заработная плата контролёров зависит от общих доходов предприятия. У них есть определённый оклад, премия за хорошую работу и отсутствие жалоб. Если есть действительно обоснованные жалобы, то, конечно, наказываем и лишаем премии.
— Много обычно жалоб?
— Нельзя сказать, что много... В большинстве своём пассажиры привыкли, что правила висят в подвижном составе, и на это ориентируются. Но мы разбираем все случаи обращений граждан. Если ситуация действительно не в пользу контролёра, применяем дисциплинарное наказание, а заявителю даём ответ, что меры приняты. Обычно мы приглашаем и заявителей, и контролёров для личной встречи, чтобы выслушать обе стороны.
— А как в большинстве случаев решаются такие дела? В пользу контролёра или пассажира?
— Я скажу так, каждый контролёр действует по закону. Есть определённые правила, где чётко указано, на что имеет право пассажир и на что имеет право контролёр. Каждый выполняет свою сторону обязательств. Не нужно брать на себя ничего лишнего, надо только чётко выполнять правила. Тогда вообще не будет конфликтных ситуаций. Я, конечно, понимаю, что никому не хочется расставаться с двадцатью гривнами в виде штрафа. Начинают говорить разное: я задумался, в окошко засмотрелся, кондуктор не подошёл... Всё это неправильно. Есть закон, и каждая сторона должна чётко выполнять то, что в нём прописано.
— Но как быть в том случае, если прав пассажир?
— Прав он может быть только тогда, когда есть билет! В правилах сказано: пассажир должен войти и оплатить проезд. Мы не заинтересованы в штрафах, мы заинтересованы в оплате. Пассажиру нужно смириться, если он не выполнил свои обязательства, заплатить штраф и не устраивать театрализованное шоу.
— Обычно жалуются на то, что контролёры ведут себя грубо...
— Мы проводим работу с контролёрами. Да, иногда есть грубое обращение, но мы разбираем, кто в этом случае прав, кто виноват. Тем не менее, ни один контролёр подходя к пассажиру, не сказал ему: «Эй, ты, давай сюда...». Они просят предъявить билет. Да и сами пассажиры разные бывают — будто нарочно задерживают, билет есть, а они просят то удостоверение посмотреть, то ещё что-то... Мы настраиваем контролёров на цивилизованную работу.
— Иногда бывает, что контролёры заходят на какой-либо остановке вместе с пассажирами, и тут же начинают проверять билеты. Как можно расценивать такие действия?
— Такого не может быть. Как же они могут проверить подвижной состав, если не узнают, какие билеты у кондуктора. Нужно ведь узнать серию. Обычно они входят в салон, подходят к кондуктору и говорят ей: «Пройдите по салону». И только после того, как она пройдёт до задней площадки, начинают проверку.
— Правда ли, что вместе с контролёром ездит наряд милиции?
— Бывает и такое. Ездит патрульно-постовая служба. Она просто помогает доставить в милицию...
— Безбилетных пассажиров?
— Нет, безбилетный проезд ещё не повод оказаться в милиции! Сейчас очень много случаев подделки документов. Вот за такие нарушения можно попасть в отделение.
— Как вы оцениваете указ «О правилах пользования трамваем и троллейбусом в городах Украины» 2006 года?
— Я считаю, всё же правила не до конца продуманы. Хотя права и обязанности всех сторон: и пассажира, и кондуктора, и контролёра остались прежними. Нужно просто стараться их выполнять, и тогда не будет возникать никаких конфликтных ситуаций.
P. S. Теперь вы знаете, что и как должен делать контролёр в общественном транспорте. И можете сравнить с тем, что и как контролёры делают в донецком общественном транспорте. Как говорится, почувствуйте разницу! Я так очень почувствовала!
Действие контролёров на себе проверяла Юлия Яновская
Ссылку куда-нибудь под руку и метко втыкать её в каждую дискуссию о том, насколько контролёры лучше турникетов.
В этой стране и во всех соседних (СНГ) я не желаю общаться с людьми - кассирами, контролёрами, водителями и всеми прочими. Пусть на моём пути будут только железные друзья человека, и неважно, что у них тупые электронные мозги, зато не обхамит.
–9
Написал quantum 2009.10.28 18:29:41 Его комментарий скрыт
Степан, ты так в этом уверен? Как минимум раз в месяц я нарываюсь на "подождите 3 минуты". А как тебе тот факт, что в один прекрасный день 1 июня ВЕСЬ ГОРОД остался без проездных?
Figura, меня зато выбешивает регулярное "отсутствие" сдачи или её переизбыток в форме 10-копеечных монет. Попробуй как-нибудь купить одну поездку с 5000 купюры - узнаешь о себе столько нового, сколько тебе ни один астролог не скажет. И про всех своих родственников. Хотя эти жабы всегда сидят с полными кассами купюр и монет всех достоинств.
Поскольку никакие методы борьбы с данным явлением в метро не действуют, то остаётся лишь поувольнять и заменить на железных дровосеков. Начальство и знакомые производители в накладе не останутся, опять же.
Степан, ну не знаю... не только в метро, а и вообще у меня крайне редко возникают проблемы со сдачей, да и те решаются в момент. А вот то, что оплатив услуги МГТ сразу за год оптом не можешь войти в автобус/троллейбус - наверное, не есть хорошо? Раньше ведь такого не было?
quantum: Поскольку никакие методы борьбы с данным явлением в метро не действуют, то остаётся лишь поувольнять и заменить на железных дровосеков. Начальство и знакомые производители в накладе не останутся, опять же.
При всех плюсах автоматизированной оплаты, есть одно но: сунешь 5 косарей, а автомат заглючится. Вот и ходи доказывай, что не осел. Россия как-никак.
Боже!!! Да не так всё страшно! Вот... Сколько раз я попадал на контролёра. Показал билетик и всё. :) А вот таким девушкам, как Юлия Яновская, не советую терять билетики. Потому, что если чека нет, ты уже никак не докажешь, что он у тебя был. Поэтому проще всего, заплатить штраф.