Метки: борьба с безбилетниками; иркутск; контролёры; оплата проезда; трамвай

Как я ловила зайцев в иркутском трамвае



Кто не знает, скажу, что контролёры в трамваях проверяют прокомпостированные абонементы, которые пассажиры покупают в киосках и у водителя. И в жару, и в холод эти доблестные сотрудники в синих жилетах шагают по грохочущему салону и выуживают проездные у горожан. Контролёров не любят все: и карманники, и безбилетники, и даже добропорядочных пассажиров они почему-то раздражают. Поэтому отборный мат в их адрес — дело привычное...


У нас текучка, поэтому берём всех

— Интересно, что требуется от контролёра? — размышляла я, набирая номер трамвайного депо.

Вспомнив, сколько подозрительного люда толпится в наших автобусах и трамваях, решила, что здесь нужны особые навыки. Например, физкультурное образование или курсы каратэ, чтобы утихомиривать буйных пассажиров. В крайнем случае, корочка психолога, чтобы брать не силой, а убеждением. На деле оказалось всё гораздо проще.

— К нам и студенты, и пенсионеры приходят. Берём всех, потому что работа сложная, — честно объяснили мне по телефону. — Текучка каждый месяц. Тут стрессоустойчивость нужна. Пассажиры, знаете ли, разные бывают — грубят и матов не стесняются. У нас даже шутка среди контролёров бытует: если мне с утра не нагрубят, я себя плохо чувствую. Приходите к нам завтра на стажировку — сами всё узнаете.

И оденьтесь потеплее — в салонах сейчас холодно, особенно утром.

Вообще— то работа любого нормального контролёра начинается с 7, а то и с 6 утра, ведь первый трамвай на линию выходит примерно в это время. Но мне как стажёрке разрешили прийти попозже. И вот в 9:00 я бодрым шагом подошла к проходной трамвайного депо.

— Так, обмундирование подходящее: куртка, тёплые штаны, шапка, — обсмотрев меня со всех сторон, одобрила начальник смены Татьяна Афонина. — В 6 часов я уже всех распределила по трамваям. Сейчас дождёмся единицы, определю тебя к Валентине Николаевне — она у нас работник со стажем, быстро тебя всему научит.

Татьяна Владимировна объяснила, что сейчас на все трамваи у них работает 85 проверяющих. Но в один день выходит только половина из них, потому что график работы 2 дня через 2.

— А зарплата? — поинтересовалась я, облачаясь в несоразмерно большой синий жилет. Прямо на груди красовалась табличка с грозной надписью «контролёр».

— От 8 до 15 тысяч, — сообщила начальник смены. — Ох, жалко мне тебя, бедняжка, — со вздохом добавила она. — Ты ж скоро с хамами-пассажирами один на один останешься. Водителям всегда некогда, им за движением следить надо, а персонального охранника, увы, у наших работниц нет. Конечно, теоретически можно вызвать милицию. Но на деле получается, что пока они доедут — много времени пройдёт, поэтому стражам порядка мы звоним редко.

Контролёрами работают в основном женщины. Мужиков мало — всего-то человек десять. Женщины тоже долго не задерживаются, мало кто выдерживает тряску и постоянные стычки с пассажирами. В итоге контролёры со стажем начинают страдать профессиональными заболеваниями: нервозами, давлением и хронической простудой.

Напоследок Татьяна Владимировна вручает мне марлевую повязку.

— Это ещё зачем? — охаю я.

— Как зачем? — удивляется та. — Против свиного гриппа и прочей заразы. Знаешь, сколько за день народу катается — нацеплять болезней проще простого!


Карманники и безбилетники — дело житейское

Через 15 минут в депо подъехал трамвай № 1. В нём-то мне и предстояло стажироваться. В дверях я заметила мою напарницу — немолодую улыбчивую женщину в розовой шапке. Звали её Валентина Бутусова.

— Смотри в оба, — предупредила меня она. — Зайцев сейчас много. Смотришь, женщине на вид лет тридцать, а она льготный проездной для пенсионера протягивает. Сразу требуй паспорт. Недавно я мужчину в дорогой дублёнке поймала, так он по школьному проездному сына пытался проехать. Проверяй билет с обратной стороны, на белой бумаге лучше видно пропечатанное число.

Всех безбилетников штрафуй на 100 рублей.

Печати на проездных мне моя товарка ставить не доверила.

— Просто рви билет и возвращай пассажиру, — учила меня она и тут же распорядилась. — Ты дежуришь в правой стороне трамвая, а я — в левой.

Не успела я и глазом моргнуть, как на остановке «Центральный рынок» наш салон заполнился пассажирами.

— Ваш абонемент, — с вежливой улыбкой обратилась я к мужчине с красным лицом. Он игриво подмигнул и послушно вытащил из кармана измятый билет.

— И ваш, — попросила я пожилую даму в шляпе.

— Вы ж спрашивали уже, — недовольно фыркнула она.

— Запоминай лица, — мгновенно пришла мне на выручку Валентина Николаевна. — Они раздражаются, когда к ним дважды подходишь. Ой, карманники...

В салон вплыла хорошо одетая девушка в кожаной куртке в окружении трёх парней.

— Да вы что, — прошептала я в ответ. — Выглядят прилично...

— Специально, чтобы подозрения не вызывать, — тихо ответила мне напарница и погрозила им кулаком. На следующей остановке воры «испарились» из трамвая. — Иногда мы по громкоговорителю объявляем, что карманники в салоне. Так они за это нам угрожать пытаются.

На железнодорожном вокзале в трамвай ввалился мужчина с огромным баулом.

— За багаж-то доплачивать надо, — не переставая улыбаться, сказала ему я.

— А это ручная кладь, — отпарировал мужик и взвалил стокилограммовую ношу себе на колени. При этом его соседка вжалась в окно.

Я решила не связываться с настырным пассажиром.

На обратном пути из «Студгородка» мне всё-таки удалось вычислить «зайца». Паренёк с бутылкой пива всучил мне подозрительно грубый на ощупь абонемент. Я его покрутила и показала Валентине Николаевне.

— Так это ж ксерокс, подделка, — охнула она. — А ну-ка штраф плати!

— Я лучше выйду, — заявил «заяц» и, покачиваясь, направился к двери.

— Ох, бесстыдники, — покачала головой моя коллега.

В тот день я прокатилась на трамвае несколько кругов. Все лица путались, как в калейдоскопе, и я раздражала людей тем, что дважды, а то и трижды требовала билет. К концу дня от тряски кружилась голова, а бодрость и улыбчивость как ветром сдуло.

— Ничего, привыкнешь, — со смехом утешали меня коллеги. — Научишься «зайцев» различать и выучишь пару-тройку ругательств — и работа как по маслу пойдёт.

Ольга Буева
«Комсомольская правда» Иркутск, 21.10.2009.
46
Написал МС 2009.10.21 13:12:48
Рейтинг:
Где-то подобный рассказ я уже читал. Но, все равно, очень интересно.
3
Написал Gaudi 2009.10.21 17:03:18

А ещё контроллёров не любят малолетние графитчики)

А вообще контроллер - должность не менее важная, чем вожатый. Контроллер - хозяин салона, вагона, он отвечает за то, чтобы салон остался чистым и неиспорченным после некоторых пассажиров, следит за порядком.
0
Написал BatonMedved 2009.10.21 23:37:23

BatonMedved, будьте внимательнее, контроллер — это, если так можно выразится, хозяин кабины, а не салона.
6
Написал МС 2009.10.21 23:40:12

в начале статьи очень много повторов. читать тяжело, когда много воды налито. общего смысла я так вообще и не понял.
6
Написал den1101 2009.10.22 02:55:12

Корреспондент "КП" Ольга Буева видимо молодой корреспондент, опыта ещё не набралась писать красиво. Кстати и авторы со стажем пишут много "воды", но у них получается это скрывать красивым написанием.
0
Написал Kent 13 2009.10.23 18:11:37

Пишите письма: metronews@mail.ru