Кто не знает, скажу, что контролёры в трамваях проверяют прокомпостированные абонементы, которые пассажиры покупают в киосках и у водителя. И в жару, и в холод эти доблестные сотрудники в синих жилетах шагают по грохочущему салону и выуживают проездные у горожан. Контролёров не любят все: и карманники, и безбилетники, и даже добропорядочных пассажиров они почему-то раздражают. Поэтому отборный мат в их адрес — дело привычное...
У нас текучка, поэтому берём всех
— Интересно, что требуется от контролёра? — размышляла я, набирая номер трамвайного депо.
Вспомнив, сколько подозрительного люда толпится в наших автобусах и трамваях, решила, что здесь нужны особые навыки. Например, физкультурное образование или курсы каратэ, чтобы утихомиривать буйных пассажиров. В крайнем случае, корочка психолога, чтобы брать не силой, а убеждением. На деле оказалось всё гораздо проще.
— К нам и студенты, и пенсионеры приходят. Берём всех, потому что работа сложная, — честно объяснили мне по телефону. — Текучка каждый месяц. Тут стрессоустойчивость нужна. Пассажиры, знаете ли, разные бывают — грубят и матов не стесняются. У нас даже шутка среди контролёров бытует: если мне с утра не нагрубят, я себя плохо чувствую. Приходите к нам завтра на стажировку — сами всё узнаете.
И оденьтесь потеплее — в салонах сейчас холодно, особенно утром.
Вообще— то работа любого нормального контролёра начинается с 7, а то и с 6 утра, ведь первый трамвай на линию выходит примерно в это время. Но мне как стажёрке разрешили прийти попозже. И вот в 9:00 я бодрым шагом подошла к проходной трамвайного депо.
— Так, обмундирование подходящее: куртка, тёплые штаны, шапка, — обсмотрев меня со всех сторон, одобрила начальник смены Татьяна Афонина. — В 6 часов я уже всех распределила по трамваям. Сейчас дождёмся единицы, определю тебя к Валентине Николаевне — она у нас работник со стажем, быстро тебя всему научит.
Татьяна Владимировна объяснила, что сейчас на все трамваи у них работает 85 проверяющих. Но в один день выходит только половина из них, потому что график работы 2 дня через 2.
— А зарплата? — поинтересовалась я, облачаясь в несоразмерно большой синий жилет. Прямо на груди красовалась табличка с грозной надписью «контролёр».
— От 8 до 15 тысяч, — сообщила начальник смены. — Ох, жалко мне тебя, бедняжка, — со вздохом добавила она. — Ты ж скоро с хамами-пассажирами один на один останешься. Водителям всегда некогда, им за движением следить надо, а персонального охранника, увы, у наших работниц нет. Конечно, теоретически можно вызвать милицию. Но на деле получается, что пока они доедут — много времени пройдёт, поэтому стражам порядка мы звоним редко.
Контролёрами работают в основном женщины. Мужиков мало — всего-то человек десять. Женщины тоже долго не задерживаются, мало кто выдерживает тряску и постоянные стычки с пассажирами. В итоге контролёры со стажем начинают страдать профессиональными заболеваниями: нервозами, давлением и хронической простудой.
Напоследок Татьяна Владимировна вручает мне марлевую повязку.
— Это ещё зачем? — охаю я.
— Как зачем? — удивляется та. — Против свиного гриппа и прочей заразы. Знаешь, сколько за день народу катается — нацеплять болезней проще простого!
Карманники и безбилетники — дело житейское
Через 15 минут в депо подъехал трамвай № 1. В нём-то мне и предстояло стажироваться. В дверях я заметила мою напарницу — немолодую улыбчивую женщину в розовой шапке. Звали её Валентина Бутусова.
— Смотри в оба, — предупредила меня она. — Зайцев сейчас много. Смотришь, женщине на вид лет тридцать, а она льготный проездной для пенсионера протягивает. Сразу требуй паспорт. Недавно я мужчину в дорогой дублёнке поймала, так он по школьному проездному сына пытался проехать. Проверяй билет с обратной стороны, на белой бумаге лучше видно пропечатанное число.
Всех безбилетников штрафуй на 100 рублей.
Печати на проездных мне моя товарка ставить не доверила.
— Просто рви билет и возвращай пассажиру, — учила меня она и тут же распорядилась. — Ты дежуришь в правой стороне трамвая, а я — в левой.
Не успела я и глазом моргнуть, как на остановке «Центральный рынок» наш салон заполнился пассажирами.
— Ваш абонемент, — с вежливой улыбкой обратилась я к мужчине с красным лицом. Он игриво подмигнул и послушно вытащил из кармана измятый билет.
— И ваш, — попросила я пожилую даму в шляпе.
— Вы ж спрашивали уже, — недовольно фыркнула она.
— Запоминай лица, — мгновенно пришла мне на выручку Валентина Николаевна. — Они раздражаются, когда к ним дважды подходишь. Ой, карманники...
В салон вплыла хорошо одетая девушка в кожаной куртке в окружении трёх парней.
— Да вы что, — прошептала я в ответ. — Выглядят прилично...
— Специально, чтобы подозрения не вызывать, — тихо ответила мне напарница и погрозила им кулаком. На следующей остановке воры «испарились» из трамвая. — Иногда мы по громкоговорителю объявляем, что карманники в салоне. Так они за это нам угрожать пытаются.
На железнодорожном вокзале в трамвай ввалился мужчина с огромным баулом.
— За багаж-то доплачивать надо, — не переставая улыбаться, сказала ему я.
— А это ручная кладь, — отпарировал мужик и взвалил стокилограммовую ношу себе на колени. При этом его соседка вжалась в окно.
Я решила не связываться с настырным пассажиром.
На обратном пути из «Студгородка» мне всё-таки удалось вычислить «зайца». Паренёк с бутылкой пива всучил мне подозрительно грубый на ощупь абонемент. Я его покрутила и показала Валентине Николаевне.
— Так это ж ксерокс, подделка, — охнула она. — А ну-ка штраф плати!
— Я лучше выйду, — заявил «заяц» и, покачиваясь, направился к двери.
В тот день я прокатилась на трамвае несколько кругов. Все лица путались, как в калейдоскопе, и я раздражала людей тем, что дважды, а то и трижды требовала билет. К концу дня от тряски кружилась голова, а бодрость и улыбчивость как ветром сдуло.
— Ничего, привыкнешь, — со смехом утешали меня коллеги. — Научишься «зайцев» различать и выучишь пару-тройку ругательств — и работа как по маслу пойдёт.
А ещё контроллёров не любят малолетние графитчики)
А вообще контроллер - должность не менее важная, чем вожатый. Контроллер - хозяин салона, вагона, он отвечает за то, чтобы салон остался чистым и неиспорченным после некоторых пассажиров, следит за порядком.
Корреспондент "КП" Ольга Буева видимо молодой корреспондент, опыта ещё не набралась писать красиво. Кстати и авторы со стажем пишут много "воды", но у них получается это скрывать красивым написанием.