Метки: безопасность; ржд; электрички

Доедут не все

Более тысячи московских пригородных поездов охраняют всего девяносто пять милиционеров.



Наша газета уже писала о трагедии в ночной электричке Москва — Серпухов. Тогда неизвестный застрелил двух милиционеров, патрулировавших состав. После этого случая МВД пообещало усилить наряды. Мы решили проверить, сдержали ли стражи порядка слово и насколько в принципе безопасно ездить в ночных электричках.


На Курском вокзале всегда суматоха. Даже в полночь. Под парами последняя электричка до Захарова. Народ на платформе торопливо докуривает, готовясь к посадке. Некоторые заранее откупоривают пиво, любовно поглаживают сквозь пакет «мерзавчики».

«Страшно им, наверно», — думаю, вспоминая жуткие истории. И про банду малолеток, которые промышляли на Серпуховском направлении. Зайдут на полустанке, лупанут битой и оберут до нитки. И про случай с девчонкой, которая возвращалась в родной Ногинск в сентябре прошлого года. Её тело нашли в тамбуре — скончалась от побоев. Как позже выяснилось, попытки изнасилования не было. Кто и за что забил девушку ногами, до сих пор неизвестно. Преступника не нашли.

«До конечной доедут не все», — обречённо вздыхаю, запрыгивая в вагон. Народу немного. Одни увлечённо клацают телефонами, другие клюют носом или посасывают пиво. Едем уже минут сорок, вагон постепенно пустеет. Оставшиеся всё пьянее, гастарбайтеры в спецовках всё любопытнее.

А милиции всё нет.

— И не жди! — усмехается в ответ на мой вопрос попутчица Светлана. — Ты думала, они прямо бегают туда-сюда по составу? Я вот пять лет езжу и видела их всего трижды. Даже если в вагоне драка, машинист, бывало, орёт-надрывается по громкой связи: «Просьба к сотрудникам милиции пройти в такой-то вагон». А никто не приходит. Интересно, чего он орёт вообще?

Оказалось, машинист и сам не знает, есть ли в данный момент милиционеры в составе или их нет.

— У нас, к сожалению, мало людей, — говорит начальник отдела информации и общественных связей Московского УВД на железнодорожном транспорте Татьяна Агапова. — И милиционеры не сопровождают состав от конечной до конечной. Разработана система так называемого эстафетного патрулирования. То есть патруль заходит на одной из станций, проезжает несколько остановок и выходит.

— И в электричку тут же садится другой патруль? — уточняю.

— Нет, — объясняет Татьяна. — Какой-то участок она едет без сопровождения.

Кстати, милиция патрулирует не все направления, а наиболее криминогенные участки. Допустим, пошла серия краж на Серпуховском — всех туда, остальные районы оголены. Или начались изнасилования в Ногинском районе — в ту сторону перебрасывают основные силы. Словом, затыкают дыры. Без малого тысячу электричек у нас патрулируют всего 95 милиционеров.

Причём иногда наряды пускают в наряд, что называется, с колёс — без инструктажа и даже без оружия (в частности, у убитого старшего сержанта Вячеслава Дружина не было пистолета — парень недавно перевёлся, и оружие не успели оформить). Выходит, родная милиция даже себя защитить не может...


БЕЗОПАСНО, НО ДОРОГО

Впрочем, был и другой опыт: РЖД запустили экспериментальные электрички. В каждом вагоне несколько видеокамер, изображение выведено на монитор машиниста. Его помощник в режиме реального времени смотрит, что творится в вагонах (такую систему активно практикуют в Европе). Если в электричке ЧП, машинист просто гонит без остановок до ближайшей крупной станции. И там в вагон запрыгивает милиция.

Средний интервал между крупными станциями — 20 — 25 минут. Конечно, за это время можно избить или ограбить, но у преступника нет шанса выскочить на полустанке. И он точно знает: натворил бед — сядешь. Это дисциплинирует. У фанатов, которые так любят в качестве забавы отметелить первого встречного, куража бы точно поубавилось. Но увы! Эксперимент был нерентабельным. Мол, электрички и без того убыточны. А тут ещё лишние траты...

— В Европе пассажирские перевозки тоже нерентабельны, — говорит эксперт отдела исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Евгений Алексеев. — Но там убытки железнодорожникам возмещает государство. У нас же они в основном покрываются за счёт грузоперевозок. Грубо говоря, перевозчик платит за себя и «за того парня», который едет в электричке.

Понятно, что при таких раскладах перевозчикам транжирить на камеры не резон. Но тут всё зависит от позиции государства. Страны Европы сказали: «Надо». Перевозчики взяли под козырёк, но предупредили: себестоимость билета увеличивается на 20 процентов. По рукам. И пассажиры платят больше, и государство отстёгивает активнее. В России всё по-другому. У государства нет позиции по этому вопросу. Региональные власти тоже молчат.

В итоге пассажиры выкручиваются как могут. А могут по-разному, потому как жить-то охота.


САМООБОРОНА

— Главное что? — авторитетно спрашивала меня попутчица в ногинской электричке. — Держаться вместе. Если ты один сидишь в вагоне — считай, провоцируешь. Если бегаешь по составу в поисках более людного вагона — опять провоцируешь. Поэтому надо знать, куда садиться.

У полуночников все вагоны расписаны. Допустим, ты едешь до Электроуглей — заходишь во второй. Те, кто до Железнодорожного, — в пятый (номера выбирают по принципу: какой вагон останавливается ближе всего к переходу на нужной станции). Эти неписаные правила работают годами.

— Плюс мы тут друг за другом приглядываем, — продолжает Ирина. — Глаз-то намётан.

Речь о ворах и карманниках. Они обычно подсаживаются к спящей жертве. Тут момент тонкий: надо и воров спугнуть, и самому не подставиться. Потому разработана специальная схема. Идёшь в тамбур вроде как на перекур, по ходу дела толкаешь потенциальную жертву:

— Ленка, спишь? Просыпайся, скоро выходим!

Вообще никакая она не Ленка. Но это не важно. Если растолкал незнакомый человек, жертва сразу понимает, что воры взяли её в разработку. Значит, пора просыпаться и пересаживаться.

Впрочем, круговая порука заканчивается, как только запахнет жареным. Допустим, если в вагоне драка, народ потихоньку перебирается в соседний. И чутко прислушивается: ещё мутузят или убили? Такая вот радиопередача получается. Но в целом не смешно. Получается, что власти, декларируя заботу о людях и запрещая заменять дешёвые электрички на дорогущие экспрессы (а РЖД бы с радостью), гарантируют не проезд, а некий шанс. Мол, вот вам электричка, а там уж доедете — не доедете...

Облагодетельствовали по дешёвке. А ведь Москва — город небедный. Наверное, ждут, пока в электричке рванёт, и тогда федералы выделят денег на «антитеррористическую программу», в рамках которой усилят безопасность (по аналогии с метро, которое утыкано камерами за федеральный счёт). Хотя если такой ценой, то лучше не надо — сами отобьёмся.

Евгения Супрычёва


КОММЕНТАРИЙ МЖД

— Мы разумеется, думаем о безопасности пассажиров, — говорит начальник пресс-службы Московской железной дороги Владимир Мягков. — Для охраны электропоездов используем частные охранные предприятия (всего около 600 человек). Они сопровождают порядка 60% электропоездов. Но наиболее эффективным инструментом обеспечения безопасности считаем милицию. Для того чтобы милиционеры охватывали все электропоезда, необходимо расширять их штат. Другой действенный метод — оснащение электропоездов видеокамерами. Сейчас камеры установлены преимущественно на «Спутниках» и «Аэроэкспрессах», и эта работа будет продолжена в 2010 году.

Чоповцы сопровождают только «Спутники» и «Аэроэкспрессы». Здесь стоимость билетов выше и услуги охраны окупаются (как и установка видеокамер).


ТОЛЬКО ЦИФРЫ

За 9 месяцев этого года на пригородном транспорте произошло два убийства, 98 грабежей, 6 случаев нанесения тяжких телесных повреждений.


А КАК У НИХ?

Проблема с безопасностью в электричках существует во всех мегаполисах, но решают её по-разному.

ПАРИЖ

Ранее в электричках орудовали банды малолеток. И именно под лозунгом наведения порядка министром внутренних дел стал молодой Саркози. По его инициативе была создана транспортная полиция. Теперь в Париже и пригородах на рейды ежедневно выходят 160 патрулей (по 2 человека), многие со служебными собаками. Плюс ещё 150 полицейских в штатском. Итого в течение суток составы контролируют 470 полицейских. Плюс электрички оборудованы видеокамерами. За минувший год не зафиксировано ни одного убийства.

ЛОНДОН

Тут ситуация похлеще, чем в Москве. Если у нас в среднем в электричках происходит ежегодно 5 — 10 убийств, то в Лондоне не менее 30! В прошлом году 43 машиниста пригородных поездов отказались от своей работы, назвав её слишком опасной. Видеокамеры здесь устанавливают, но всего в трёх вагонах из всего состава. Полицейские патрулируют преимущественно станции. Как следствие — количество преступлений ежегодно увеличивается на 15 — 17 процентов.

СТОКГОЛЬМ

Все вагоны «под глазом», то есть оборудованы камерами слежения. В тёмное время на линиях работают патрули (по два человека). Несколько лет назад были закуплены новые вагоны. Длина каждого из них — 107 метров (по сути, электричка состоит всего из двух вагонов, а ночью — из одного). То есть в вагоне всегда есть люди. Наиболее частые из регистрируемых нарушений — громкое пение и драки подростков.

Олег Шевцов, Наталья Грачёва, Михаил Озеров

«Комсомольская правда», 09.10.2009.
64
Написал МС 2009.10.12 18:28:38
Рейтинг:
а вот вариант с укорачиванием поездов как в Стокгольме мне понравился. И народу в вагонах больше, и экономия энергии. у нас так делают?
0
Написал DimAS ColD 2009.10.12 19:32:56

DimAS ColD, Да просто сочлененные вагоны делают со сквозным проходом без тамбуров. Да и пассажиропотоко опять же меньше, чем в Москве.

А вообще, действительно стремно ночью на электричке ездить. Я последний раз ночью году эдак в 2003 ездил. И как-то не по себе было... Пока вагоны не начнут палить на ходу, РЖД не почешется.
0
Написал Spirit 2009.10.12 20:45:12

С РЖД в общем всё давно ясно-пока не сменится руководство так и будет продолжаться.
2
Написал ramtamtager 2009.10.12 21:02:08

>Его помощник в режиме реального времени смотрит,
>что творится в вагонах (такую систему активно практикуют в Европе).
>Страны Европы сказали: «Надо».

И в конце:
>Тут ситуация похлеще, чем в Москве.
>Если у нас в среднем в электричках происходит ежегодно 5 — 10 убийств,
>то в Лондоне не менее 30!

То есть, сначала убедили, что во всей Европе, кроме немытой России, всё просто супер и криминала нет вообще, а потом привели пример одного из самых больших городов Европы, где ещё большая жопа. Где логика?
0
Написал KVentz 2009.10.13 02:31:12

KVentz, Так видимо Лондон не считается Европой. Вот тоже ездил на дачу на последней (ну не буду врать - предпоследней) электричке - в 23 из Москвы - где-то в районе 1 часа ночи - на даче. Так там просто как будто один криминал ехал (правда почему-то только в одном вагоне), машинист обматерился уже на сотрудников милиции, чтоб они прошли таки в вагон, но никого не было... Хотя направление Довольно-таки нормальное (Рязань) достаточно много народу едет до конца ночью... Так что более менее спокойно все. А ситуация с Лондоном меня просто мягко говоря сильно удивила.
Вот у нас сейчас ставят турникеты на станциях например, цель - ловить "зайцев", за турникетами обычно стоят несколько сотрудников охраны. На днях было дело - Ленинградский вокзал 16:13 (прям перед отправлением электры одной). Парень лет 25 спер сумку (на вид дорогущую), перепрыгнул через турникеты и бегом в электру запрыгнул. Я шел достаточно далеко. Когда прошел турникет - спросил, мол, а че так, не побежали за ним? Ответ был потрясающим - Да не наша, говорят, работа, пусть менты ловят!
Вот такая у нас охрана.
14
Написал iMT 2009.10.13 10:30:40

iMT,
А что удивляться про охрану?
Туда идут самые тупые,трусливые,не на что не годные-кто вообще никуда пристроиться не смог.
3
Написал ramtamtager 2009.10.13 14:28:37

<<Если в электричке ЧП, машинист просто гонит без остановок до ближайшей крупной станции. И там в вагон запрыгивает милиция>>. Ебать-копать, а мужики-то не знают!
5
Написал 5yr 2009.10.13 16:01:19

 
–22
Написал Солнцевский 14465 2009.10.13 16:20:30
Его комментарий скрыт

Солнцевский 14465,
> перебегаю от контролеров

постыдился бы хоть писать-то об этом…
–4
Написал D-d-d 2009.10.13 17:28:08

D-d-d, Знаете, если посмотреть по некоторым направлениям, то по-моему цена точно не соответствует качеству.
19
Написал Калужский 2009.10.13 17:54:03

Не по некоторым, а по всем без исключения. Но ведь PID'у, как известно, пригородные перевозки не нужны, они бы с радостью от них отказались, вот и делают, что хотят...
–4
Написал Шпекавыг 2009.10.13 18:39:43

 
–11
Написал D-d-d 2009.10.13 19:36:39
Его комментарий скрыт

D-d-d, Вы забыли про качество услуг, а про воровство я ничего не писал.
1
Написал Калужский 2009.10.13 21:16:28

я аж не удержался, зарегестрировался.
не надо начинать дискуссию здесь о ценах на билеты и турникетах, как минимум на одном форуме на этой теме стооолько копий сломали...
а по теме - несколько раз на Киевском направлении ехал предпоследней электричкой, всё нормально было... даже охранники пару раз проходили по составу. может, повезло.
11
Написал Flar 2009.10.13 22:25:58

 
–8
Написал Солнцевский 14465 2009.10.13 22:30:10
Его комментарий скрыт

>>быдло кассиров ( и в кассах и поездах) поганых вонючих электричек
но-но, поосторожнее! как минимум нескольких кассиров в поездах уже знаю - милейшие люди, причем со своим юмором. поднять настроение могут только так. правда, если ты с билетом едешь =P
14
Написал Flar 2009.10.13 22:42:32

 
–12
Написал D-d-d 2009.10.14 12:37:08
Его комментарий скрыт

 
–9
Написал Солнцевский 14465 2009.10.14 15:33:49
Его комментарий скрыт

Солнцевский 14465,
> мне 14,
Дети сидят по Интернетам, вместо того, чтоб учиться… мда.
Как же хорошо, что в наши времена его не было.

> но мозги имеются
Это ты сейчас так думаешь. Когда будешь хотя бы раза в 2 постарше, будешь думать иначе.
–3
Написал D-d-d 2009.10.14 15:45:48

 
–9
Написал Солнцевский 14465 2009.10.14 15:59:04
Его комментарий скрыт

 
–8
Написал Калужский 2009.10.14 16:34:57
Его комментарий скрыт

Пишите письма: metronews@mail.ru