Более тысячи московских пригородных поездов охраняют всего девяносто пять милиционеров.
Наша газета уже писала о трагедии в ночной электричке Москва — Серпухов. Тогда неизвестный застрелил двух милиционеров, патрулировавших состав. После этого случая МВД пообещало усилить наряды. Мы решили проверить, сдержали ли стражи порядка слово и насколько в принципе безопасно ездить в ночных электричках.
На Курском вокзале всегда суматоха. Даже в полночь. Под парами последняя электричка до Захарова. Народ на платформе торопливо докуривает, готовясь к посадке. Некоторые заранее откупоривают пиво, любовно поглаживают сквозь пакет «мерзавчики».
«Страшно им, наверно», — думаю, вспоминая жуткие истории. И про банду малолеток, которые промышляли на Серпуховском направлении. Зайдут на полустанке, лупанут битой и оберут до нитки. И про случай с девчонкой, которая возвращалась в родной Ногинск в сентябре прошлого года. Её тело нашли в тамбуре — скончалась от побоев. Как позже выяснилось, попытки изнасилования не было. Кто и за что забил девушку ногами, до сих пор неизвестно. Преступника не нашли.
«До конечной доедут не все», — обречённо вздыхаю, запрыгивая в вагон. Народу немного. Одни увлечённо клацают телефонами, другие клюют носом или посасывают пиво. Едем уже минут сорок, вагон постепенно пустеет. Оставшиеся всё пьянее, гастарбайтеры в спецовках всё любопытнее.
А милиции всё нет.
— И не жди! — усмехается в ответ на мой вопрос попутчица Светлана. — Ты думала, они прямо бегают туда-сюда по составу? Я вот пять лет езжу и видела их всего трижды. Даже если в вагоне драка, машинист, бывало, орёт-надрывается по громкой связи: «Просьба к сотрудникам милиции пройти в такой-то вагон». А никто не приходит. Интересно, чего он орёт вообще?
Оказалось, машинист и сам не знает, есть ли в данный момент милиционеры в составе или их нет.
— У нас, к сожалению, мало людей, — говорит начальник отдела информации и общественных связей Московского УВД на железнодорожном транспорте Татьяна Агапова. — И милиционеры не сопровождают состав от конечной до конечной. Разработана система так называемого эстафетного патрулирования. То есть патруль заходит на одной из станций, проезжает несколько остановок и выходит.
— И в электричку тут же садится другой патруль? — уточняю.
— Нет, — объясняет Татьяна. — Какой-то участок она едет без сопровождения.
Кстати, милиция патрулирует не все направления, а наиболее криминогенные участки. Допустим, пошла серия краж на Серпуховском — всех туда, остальные районы оголены. Или начались изнасилования в Ногинском районе — в ту сторону перебрасывают основные силы. Словом, затыкают дыры. Без малого тысячу электричек у нас патрулируют всего 95 милиционеров.
Причём иногда наряды пускают в наряд, что называется, с колёс — без инструктажа и даже без оружия (в частности, у убитого старшего сержанта Вячеслава Дружина не было пистолета — парень недавно перевёлся, и оружие не успели оформить). Выходит, родная милиция даже себя защитить не может...
БЕЗОПАСНО, НО ДОРОГО
Впрочем, был и другой опыт: РЖД запустили экспериментальные электрички. В каждом вагоне несколько видеокамер, изображение выведено на монитор машиниста. Его помощник в режиме реального времени смотрит, что творится в вагонах (такую систему активно практикуют в Европе). Если в электричке ЧП, машинист просто гонит без остановок до ближайшей крупной станции. И там в вагон запрыгивает милиция.
Средний интервал между крупными станциями — 20 — 25 минут. Конечно, за это время можно избить или ограбить, но у преступника нет шанса выскочить на полустанке. И он точно знает: натворил бед — сядешь. Это дисциплинирует. У фанатов, которые так любят в качестве забавы отметелить первого встречного, куража бы точно поубавилось. Но увы! Эксперимент был нерентабельным. Мол, электрички и без того убыточны. А тут ещё лишние траты...
— В Европе пассажирские перевозки тоже нерентабельны, — говорит эксперт отдела исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Евгений Алексеев. — Но там убытки железнодорожникам возмещает государство. У нас же они в основном покрываются за счёт грузоперевозок. Грубо говоря, перевозчик платит за себя и «за того парня», который едет в электричке.
Понятно, что при таких раскладах перевозчикам транжирить на камеры не резон. Но тут всё зависит от позиции государства. Страны Европы сказали: «Надо». Перевозчики взяли под козырёк, но предупредили: себестоимость билета увеличивается на 20 процентов. По рукам. И пассажиры платят больше, и государство отстёгивает активнее. В России всё по-другому. У государства нет позиции по этому вопросу. Региональные власти тоже молчат.
В итоге пассажиры выкручиваются как могут. А могут по-разному, потому как жить-то охота.
САМООБОРОНА
— Главное что? — авторитетно спрашивала меня попутчица в ногинской электричке. — Держаться вместе. Если ты один сидишь в вагоне — считай, провоцируешь. Если бегаешь по составу в поисках более людного вагона — опять провоцируешь. Поэтому надо знать, куда садиться.
У полуночников все вагоны расписаны. Допустим, ты едешь до Электроуглей — заходишь во второй. Те, кто до Железнодорожного, — в пятый (номера выбирают по принципу: какой вагон останавливается ближе всего к переходу на нужной станции). Эти неписаные правила работают годами.
— Плюс мы тут друг за другом приглядываем, — продолжает Ирина. — Глаз-то намётан.
Речь о ворах и карманниках. Они обычно подсаживаются к спящей жертве. Тут момент тонкий: надо и воров спугнуть, и самому не подставиться. Потому разработана специальная схема. Идёшь в тамбур вроде как на перекур, по ходу дела толкаешь потенциальную жертву:
— Ленка, спишь? Просыпайся, скоро выходим!
Вообще никакая она не Ленка. Но это не важно. Если растолкал незнакомый человек, жертва сразу понимает, что воры взяли её в разработку. Значит, пора просыпаться и пересаживаться.
Впрочем, круговая порука заканчивается, как только запахнет жареным. Допустим, если в вагоне драка, народ потихоньку перебирается в соседний. И чутко прислушивается: ещё мутузят или убили? Такая вот радиопередача получается. Но в целом не смешно. Получается, что власти, декларируя заботу о людях и запрещая заменять дешёвые электрички на дорогущие экспрессы (а РЖД бы с радостью), гарантируют не проезд, а некий шанс. Мол, вот вам электричка, а там уж доедете — не доедете...
Облагодетельствовали по дешёвке. А ведь Москва — город небедный. Наверное, ждут, пока в электричке рванёт, и тогда федералы выделят денег на «антитеррористическую программу», в рамках которой усилят безопасность (по аналогии с метро, которое утыкано камерами за федеральный счёт). Хотя если такой ценой, то лучше не надо — сами отобьёмся.
Евгения Супрычёва
КОММЕНТАРИЙ МЖД
— Мы разумеется, думаем о безопасности пассажиров, — говорит начальник пресс-службы Московской железной дороги Владимир Мягков. — Для охраны электропоездов используем частные охранные предприятия (всего около 600 человек). Они сопровождают порядка 60% электропоездов. Но наиболее эффективным инструментом обеспечения безопасности считаем милицию. Для того чтобы милиционеры охватывали все электропоезда, необходимо расширять их штат. Другой действенный метод — оснащение электропоездов видеокамерами. Сейчас камеры установлены преимущественно на «Спутниках» и «Аэроэкспрессах», и эта работа будет продолжена в 2010 году.
Чоповцы сопровождают только «Спутники» и «Аэроэкспрессы». Здесь стоимость билетов выше и услуги охраны окупаются (как и установка видеокамер).
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
За 9 месяцев этого года на пригородном транспорте произошло два убийства, 98 грабежей, 6 случаев нанесения тяжких телесных повреждений.
А КАК У НИХ?
Проблема с безопасностью в электричках существует во всех мегаполисах, но решают её по-разному.
ПАРИЖ
Ранее в электричках орудовали банды малолеток. И именно под лозунгом наведения порядка министром внутренних дел стал молодой Саркози. По его инициативе была создана транспортная полиция. Теперь в Париже и пригородах на рейды ежедневно выходят 160 патрулей (по 2 человека), многие со служебными собаками. Плюс ещё 150 полицейских в штатском. Итого в течение суток составы контролируют 470 полицейских. Плюс электрички оборудованы видеокамерами. За минувший год не зафиксировано ни одного убийства.
ЛОНДОН
Тут ситуация похлеще, чем в Москве. Если у нас в среднем в электричках происходит ежегодно 5 — 10 убийств, то в Лондоне не менее 30! В прошлом году 43 машиниста пригородных поездов отказались от своей работы, назвав её слишком опасной. Видеокамеры здесь устанавливают, но всего в трёх вагонах из всего состава. Полицейские патрулируют преимущественно станции. Как следствие — количество преступлений ежегодно увеличивается на 15 — 17 процентов.
СТОКГОЛЬМ
Все вагоны «под глазом», то есть оборудованы камерами слежения. В тёмное время на линиях работают патрули (по два человека). Несколько лет назад были закуплены новые вагоны. Длина каждого из них — 107 метров (по сути, электричка состоит всего из двух вагонов, а ночью — из одного). То есть в вагоне всегда есть люди. Наиболее частые из регистрируемых нарушений — громкое пение и драки подростков.
DimAS ColD, Да просто сочлененные вагоны делают со сквозным проходом без тамбуров. Да и пассажиропотоко опять же меньше, чем в Москве.
А вообще, действительно стремно ночью на электричке ездить. Я последний раз ночью году эдак в 2003 ездил. И как-то не по себе было... Пока вагоны не начнут палить на ходу, РЖД не почешется.
>Его помощник в режиме реального времени смотрит,
>что творится в вагонах (такую систему активно практикуют в Европе).
>Страны Европы сказали: «Надо».
И в конце:
>Тут ситуация похлеще, чем в Москве.
>Если у нас в среднем в электричках происходит ежегодно 5 — 10 убийств,
>то в Лондоне не менее 30!
То есть, сначала убедили, что во всей Европе, кроме немытой России, всё просто супер и криминала нет вообще, а потом привели пример одного из самых больших городов Европы, где ещё большая жопа. Где логика?
KVentz, Так видимо Лондон не считается Европой. Вот тоже ездил на дачу на последней (ну не буду врать - предпоследней) электричке - в 23 из Москвы - где-то в районе 1 часа ночи - на даче. Так там просто как будто один криминал ехал (правда почему-то только в одном вагоне), машинист обматерился уже на сотрудников милиции, чтоб они прошли таки в вагон, но никого не было... Хотя направление Довольно-таки нормальное (Рязань) достаточно много народу едет до конца ночью... Так что более менее спокойно все. А ситуация с Лондоном меня просто мягко говоря сильно удивила.
Вот у нас сейчас ставят турникеты на станциях например, цель - ловить "зайцев", за турникетами обычно стоят несколько сотрудников охраны. На днях было дело - Ленинградский вокзал 16:13 (прям перед отправлением электры одной). Парень лет 25 спер сумку (на вид дорогущую), перепрыгнул через турникеты и бегом в электру запрыгнул. Я шел достаточно далеко. Когда прошел турникет - спросил, мол, а че так, не побежали за ним? Ответ был потрясающим - Да не наша, говорят, работа, пусть менты ловят!
Вот такая у нас охрана.
<<Если в электричке ЧП, машинист просто гонит без остановок до ближайшей крупной станции. И там в вагон запрыгивает милиция>>. Ебать-копать, а мужики-то не знают!
Помню один раз круто попал на позднюю электричку из Голутвина в Москву( но время не так уж и поздно было около 20-00 отправление и прибытие на Косино в 21-50, но уже темно, народу лишь один таджик, одна бабка с сумками и 4 девки. Входят 2 алкаша и начинают приставать к девкам, бабка делает им замечание, они её посылают, на ближайшей остановке как раз входит милиция и они...не обратили внимание на алкашей и пошли к таджику проверять документы, проверили, за это время алкаши смылись в другой вагон. Бабка сказала им про алкашей на что был ответ "Они воняют, мы их знаем уже." Менты сели. тут входят контролеры, таща за уши этих алкашей, пришлось таки им с ними возится, они сдали их ментам, а сами начали обилечивать девок, мы с бабкой за это время улетели в другой вагон, потом перебегаю от контролеров я ещё помогал ей её сумки переть.
Не по некоторым, а по всем без исключения. Но ведь PID'у, как известно, пригородные перевозки не нужны, они бы с радостью от них отказались, вот и делают, что хотят...
я аж не удержался, зарегестрировался.
не надо начинать дискуссию здесь о ценах на билеты и турникетах, как минимум на одном форуме на этой теме стооолько копий сломали...
а по теме - несколько раз на Киевском направлении ехал предпоследней электричкой, всё нормально было... даже охранники пару раз проходили по составу. может, повезло.
D-d-d, мне не стыдно совершенно. Более того платить полностью за проезд считаю извращением хотя-бы из-за быдло кассиров ( и в кассах и поездах) поганых вонючих электричек, торгашей нелегальных, огромных интервалов ( попробую отстоять в очереди на Выхино и успеть на Рязань-поезд в 8-57, помнюкак не успел, придя на Выхино в 8-22( а выехать мне овообще в 6-30 пришлось т.к. живу далеко) было очень обидно. Маршрут пришлось сократить до Коломны. Так же помню как вместо справки предъявил копию паспорта, такие вопли пошли из окошка, что я уже был согласен на билет за 14 рублей, но она выбила за 7 рублей, долго ругаясь на меня за то что копию я нашел время сделать а справку нет( а возможности получить у меня не было)
Охранники - отдельная песня. Но их можно понять т.к. если им быть вежливыми - то съедят. Но у меня благо с ними сильных проблем не возникало.
После многих неприятных ситуаций и после того как стал часто пользоваться электропоездами я убедился что в них нет смысла полностью оплачивать проезд. Лишь иногда могу взять билет на вход\выход.
>>быдло кассиров ( и в кассах и поездах) поганых вонючих электричек
но-но, поосторожнее! как минимум нескольких кассиров в поездах уже знаю - милейшие люди, причем со своим юмором. поднять настроение могут только так. правда, если ты с билетом едешь =P
Калужский, Солнцевский 14465(особенно последний) –
ну детский сад, чесслово. (сколько вам лет, что вы так рассуждаете – если не секрет, а?))
И минусуете, ребята, вы самих себя, просто не понимаете ещё ;)
> про качество услуг, а про воровство я ничего
Ещё раз.
Вы пришли в магазин, а там невкусный (просроченный, испорченный) товар по завышенной цене. Вы «в знак протеста» заберёте его бесплатно? :О Ещё и ругаясь, какая гадость, но тем не менее пользуясь??
С электричками то же самое. Не нравится/не устраивает – не пользуйтесь. Пользуетесь – платите. Иначе именно воровство.
Надеюсь, когда-нибудь дорастёте и поймёте.
–12
Написал D-d-d 2009.10.14 12:37:08 Его комментарий скрыт
D-d-d, мне 14, но мозги имеются. Я пользуюсь почти бесплатно т.к. сумма в 7\11 рублей вполне соответствует качеству услуг. А контролеры в основном наглые и хамливые. и что бы с ними не пересекаться можно бегать. К электричкерам себя не причисляю, в тамбурах не ссу, имущество ржд не ворую.
А какое твое дело где мне учится? Может я экстерном учусь, или выходной сегодня, или пришел рано. Ведь не зря сейчас говорят, что молодежь плохая пошла, все правильно, потому-что от таких как ты старших и набираемся плохого
D-d-d, Мне 16 лет. Однако я не понимаю ваших выводов, причём тут несоответствие цены качества, и воровство? А никаких рассуждений с моей стороны толком не было. Я о другом написал, не надо, пожалуйста, выдёргивать из моего сообщения отдельные фразы, а потом подстраивать это под совершенно другое.
–8
Написал Калужский 2009.10.14 16:34:57 Его комментарий скрыт