В понедельник на перекрёстке улиц Профсоюзной и Республики троллейбус № 7 распахнул перед пассажирами двери: конечная остановка! Водитель и кондуктор посмотрели в сторону сквера Немцова: «Наши провода снимают... Никакой надежды не оставили!».
До октября последние троллейбусы будут курсировать по усечённому маршруту — от Рабочего посёлка до улицы Профсоюзной. После чего данный транспорт по областному центру ходить перестанет.
Маршрут «семёрки» укоротился в эти выходные — провода сняли от железнодорожного вокзала вплоть до улицы Орджоникидзе. Изменения в пути следования сократили и без того скудный пассажирский поток: в сентябре в «рогатых» полно свободных мест...
Мы садимся в полупустой осенний троллейбус, знакомимся с его обитателями: водитель Женя и кондуктор Ольга. В августе, как и многие работники ТМУ «Троллейбусное предприятие», Женя получила уведомление о сокращении. При этом водителей и кондукторов звали переходить в ПАТП № 1 или 2.
«Часть девчат имели права категории D и уже перешли в автопарк, — поясняет Евгения, — другие только начали учиться на водителей автобусов. А я не хочу туда идти — мне здесь нравится! Вожу троллейбусы 12 лет, на этой машине (Женя показала рукой на панель управления) работаю пятый год, знаю её как облупленную.
Кстати, это один из тех самых троллейбусов, которые около семи лет назад Собянин подарил городу. Не такая уж и старая, работает исправно. Так что... Буду ездить на ней, пока не уволят. А потом начну искать новую работу. Какую? Ещё не решила. Но уж точно не связанную с автобусами...».
...Сегодня на маршруте «семёрки» курсирует чуть более десяти троллейбусов. Водители и кондукторы работают четыре дня в первую восьмичасовую смену, затем день отдыхают. После этого выходят на четыре дня во вторую смену, а после законно отдыхают два дня. Если посчитать, в сентябре троллейбусы № 7 ежедневно обеспечивают заработком сорок водителей и кондукторов (не считая работников депо). А ещё совсем недавно по городу было проложено восемь троллейбусных маршрутов...
На начало этого года в ТМУ «Троллейбусное предприятие» числилось 320 человек. Под сокращение попали все, за исключением лиц, обслуживающих имущественный комплекс здания. Порядка 80 человек перешли в ПАТП, некоторые ещё переучиваются на водителей автобусов. Но многие не хотят работать в автопарке, объясняя это тем, что там совсем другая специфика.
«Я в ПАТП не пойду! — кондуктор Ольга категорично машет руками. — Здесь я отработала три года, очень привязалась к коллективу. Я с Женей всё время езжу, не могу представить себе другой работы, и уж тем более в автобусе...»
Как нам объяснили в управлении по транспорту, ТМУ «Троллейбусное предприятие» было решено закрыть из-за его нерентабельности: при стоимости разового проезда на троллейбусе в семь рублей себестоимость билета получается около 22 рублей. Выходит, оставшуюся сумму покрывают бюджетные деньги, а их можно было бы тратить более рационально.
Основные причины, по которым предприятие закрывают, — небольшой пассажирский поток и ограничение манёвренности движения данного вида транспорта. Одно повреждение на линии может на время вывести из строя все троллейбусы, которые, в свою очередь, создают заторы на дорогах. Именно поэтому в своё время были закрыты маршруты, пролегающие через путепроводы.
Тогда, с прекращением движения троллейбусов по улицам Мориса Тореза и Мельникайте, появилась идея проложить новые маршруты по микрорайонам. План был, а вложений — нет. Вот и приехали! Конечная остановка. В октябре предприятие закрывается, работников сокращают, а что делать с машинами — пока не решили.
Возможно ли возрождение троллейбусного движения в нашем городе? В управлении по транспорту такую перспективу не исключают, но для этого нужно прокладывать новые маршруты и иметь очень большие средства: прокладка километра контактной сети обойдётся в сумму свыше 4 миллионов рублей, а стоимость одной подстанции выльется в 25-30 миллионов рублей. Понятно, что город в ближайшее время такие расходы не потянет. Остаётся надеяться на помощь инвесторов или на лизинговые условия. Но и эти варианты весьма маловероятны в новой экономической обстановке.
Не так давно в защиту троллейбусного парка был проведён митинг. Наверняка многим тюменцам будет жалко потерять этот экологически чистый вид транспорта. Он исчезает так же постепенно, как ушли в небытие прошлого столетия деревянные тротуары и брусчатая мостовая. С одной лишь разницей: когда-нибудь троллейбусы могут снова появиться на улицах нашего города. А пока у нас в запасе половина сентября, ещё можно успеть прокатиться на городском троллейбусе, уходящем в Лету.
320 человек числилось на начало года в ТМУ «Троллейбусное предприятие».
Это что то новенькое для областных центров России. Видимо в Тюмени все так хорошо, что они понимают что троллейбус не особо маневренный транспорт, и им больше нужно пространства для машин.
–7
Написал eugen 2009.09.09 13:10:36 Его комментарий скрыт
"Поздравляю" тюменцев... Ещё в одном городе ЭТ пал в неравном бою с коррупированным местечковым правительством и бобиколобби... Несколько лет назад можно было сказать:"Выбирайте дальше тех же лиц, будет и не такое"... А сейчас всё назначается сверху официально, поэтому не скажешь... :)
В североосетинской столице будут закрыты последние троллейбусные маршруты. В современных условиях данный вид транспорта стал убыточным. Об этом сообщил сегодня градоначальник Владикавказа Сергей Дзантиев.
По словам мэра, в муниципальном предприятии по эксплуатации электрического транспорта осталось всего 4 троллейбуса, которые работают с перебоями. Техника отслужила свой срок, всё время выходит из строя — нет больше смысла за счёт бюджета города компенсировать убытки. В трудной ситуации оказались и трамваи, но мэрия дотирует предприятию разницу в проезде.
«Первый трамвай в нашем городе начал курсировать 105 лет назад. До сих пор услугами экологически чистого вида транспорта в основном пользуются пенсионеры и малоимущие граждане. Учитывая это, стоимость проезда остаётся на уровне 4 рублей. Такой цены давно уже нет в соседних регионах. Специалисты подсчитали и определили, что при стоимости билета 14 рублей можно улучшить работу трамвайного парка. Однако на это мы не можем пойти и увеличить стоимость проезда. Необходимо всё время ремонтировать трамвайные пути. Учитывая всё это, пока воздерживаемся от приобретения новых трамваев», — подчеркнул мэр Владикавказа.
А вот ссылка на отчеты ОАО ТТП (троллейбусы) и на отчеты автобусных предприятий за 2008 год: http://t-avto-t.ru/docum.html
Ну так вот, себестоимость 1 поездки на троллейбусе ОАО ТТП в 2008 году была 10,44 руб. при тарифе в 7 рублей за поездку.
А себестоимость 1 поездки на автобусе ОАО ПАТП-2 в 2008 году - 13,5 руб при тарифе в 12 рублей за поездку.
Про то, что в Тюмени много нефти и поэтому бензин там дешевле - бред, т.к. Тюменская область - хоть регион и нефтедобывающий, но нефтеперерабатывающих заводов своих нет, бензин везут из других областей.
Да и цифры наглядно показывают, что троллейбусы дешевле автбусов.
Другое дело, что частных автобусов много... Маршруток по 14 руб. много... А троллейбусы - они же по самым центральным улицам проложены были и по самым рентабельным маршрутам ходили. Вот в том направлении и надо искать "откуда ноги растут".
Буквально за пару лет умудрились систему убить. Сначала заморозили тариф на уровне 2005 году - автобусники 3 раза уже после этого поднимали - в результате видим разницу по тарифу чуть ли не в 2 раза, потом начали самые рентабельные маршруты закрывать. А сейчас вообще пол-маршрута осталось идущего из ниоткуда в никуда.
Все по Воронежскому варианту с Трамваем... Только он там сам развалился от старости, а тут еще есть парк из 55 машин, 15 из которых 2002 года, относительно новые, но даже все те, которые старше - все на ходу.
BeetleJuice, воронежский трамвай «развалился от старости» лишь лет через пять после закрытия почти всей сети, порезки всех «Татр» и продажи под застройку двух депо из трёх — не было бы этого, была бы замечательная система до сих пор.
МС, все правильно, только тут троллейбусу и развалиться не дают. Закрывают сразу всю сеть и все. В городе 1 депо всего. Подвижной состав по бух. документам - уже можно резать, последние 15 машин 2002 года только поперек горла стоят, но и там заявляют что износ 80% и типо, в нем ездить небезопасно.