ПТО при электродепо «Красная Пресня». Каждый состав здесь моют дважды в день. Через 15 минут мокрый, с начищенными боками поезд спешит на следующую платформу, где его ждут двое рабочих с тележкой с диванными блоками на замену и около десятка женщин со скребками, вёдрами и швабрами. Сейчас будут приводить в порядок «внутренний мир» поезда.
Спецотряд по уборке рекламы был создан три года назад, когда расклейка частных объявлений в метро приняла размер стихийного бедствия. Это бригада по уборке рекламы, или, как они сами себя называют, «работники по рекламе». Хотя, конечно, их функции гораздо шире.
Скребите, девушки, скребите...
Дамы карабкаются в кабину водителя и идут по составу насквозь, настежь открывая двери между вагонами, по пути срывая объявления.
Их задача — убрать с глаз долой несанкционированные объявления, смыть следы клея (зачастую в ход идут ацетон и прочие сильные химикаты), вымыть стёкла и пол салона. Работа по приведению состава из шести вагонов в приличный вид занимает 50 минут. По ночам вагоны дезинфицируются специальным средством — хугуцидом, а бока поезда — керосином, заодно смывая слой жирной подземной пыли.
Галина Смирнова, хоть и освобождённый бригадир (то есть, командуя бригадой, она может уборкой не заниматься), но со скребком в руке — её руки при таком объёме загаженности вагонов здесь не лишние, да уже и хватательный инстинкт на листовки срабатывает.
За новыми разновидностями клея изобретатели моющих средств не успевают. В итоге если не от клея, то от скребков портится пластик и стёкла. Кстати, официальная реклама, которая размещается в вагонах, делается на такой клейкой основе, после которой следов не остаётся.
— Это раньше объявления на скотч приклеивали, а теперь и самоклейка появилась, и клеи новые. Просто так не отдерёшь. Только скребком соскабливать приходится, рассказывает Галина Ивановна.
До того как производители клея шагнули так далеко, за смену бригада собирала с вагонов до шести 120-литровых пакетов объявлений. Сейчас объёмы уменьшились, так как скомканные и соскобленные листки занимают гораздо меньше места.
Один клеит, другой на шухере
Смирнова вспоминает, что были времена, когда с объявлениями можно было расправляться и «на ходу» — пока поезд возит пассажиров.
А теперь, когда канцелярия так далеко шагнула, такой вид борьбы потерял всякий смысл — находиться со скребком в движущемся составе опасно для себя и окружающих. Однако бригада всё равно несколько раз в день появляется и в движущемся составе, которые сорвать объявления, что плохо приклеены, и хотя бы надорвать неприличные объявления.
Обступившие меня кольцом труженицы наперебой рассказывают, что листовки про автошколу, дипломы, регистрации и медкнижки — самые невинные, однако частенько приходится снимать объявления, предлагающие интимные услуги, подчас весьма специфические, например — «Мальчик на ночь».
Расклейщики и бригада борцов с рекламой уже давно знают друг друга в лицо. Несколько лет назад расклейкой промышляли студенты. Они и теперь иногда попадаются, однако это самый безобидный вид злоумышленников: поймаешь их за руку — они покраснеют, тут же тебе оставшуюся пачку объявлений отдадут, извинятся и выскочат на следующей станции. Сейчас интеллигентных нарушителей вытеснили мигранты...
Им есть за что бороться. Расклейщики даже как-то признались пытавшимся вести с ними дипломатические переговоры работницам, что доход самых сноровистых составляет порядка 40—50 тыс. рублей в месяц. А ежедневный заработок среднестатистического расклейщика — 600—700 рублей в день, из расчёта 1,5 рубля за бумажку, которую нужно намазать клеем, и 5 рублей за самоклейку — с которой, как ни странно, больше возни. Поэтому самоклейки доверяют только мигрантамвиртуозам.
Галина Ивановна отмечает, что в основном это парни высокие, спортивные, агрессивно настроенные. Работают они по двое. Один расклеивает, другой стоит на шухере и держит сумку с рекламой. Делать им замечания опасно.
Были случаи, когда пассажирка метро попыталась пристыдить расклейщика, так он тут же подошёл и прыснул ей в лицо клеем. Могут кинуться с кулаками и пригрозить физической расправой, например пообещать скинуть с платформы. А однажды расклейщик в ответ на замечание запрыгнул на сиденье, снял штаны и с первобытной непосредственностью продемонстрировал им свой зад.
Народ обнаглел: уже курят в метро!
Александр Пронин, начальник Отдела противодействий нарушениям правил пользования метрополитена, рассказывает, что работа расклейщиков организована профессионально.
— Они знают составы по номерам и в какое время вагоны выходят из депо. Орудуют в основном с 6 до 8 утра, — рассказывает Александр Львович.
Сотрудники метрополитена периодически устраивают рейды по ловле расклейщиков. Даже если удаётся поймать и передать в руки подземного правосудия, в лучшем случае хулигану выпишут штраф — меньше 200 рублей: по принципу 100 рублей с бумажки. Потому что доказать, что именно он расклеил по вагону ещё десяток объявлений, крайне сложно. Выскочив из милиции, нарушитель тут же несётся на следующий пункт.
Кстати, самый большой оборот нелегальной рекламы именно на «кольце» метро, — потому что адресована она, как правило, прибывающим с вокзалов столицы.
Андрей Хламов — старший мастер. Он занимается ремонтом составов. Он подсчитал, что в месяц из-за неотмывающегося клея приходится менять по 120 стёкол, это не считая разбитых. Стоимость одного дверного стекла — 120 рублей. Оконного — немного дороже. Регулярно режут диваны.
— Если разрез — порядка 10 см, диван меняют полностью, — говорит Андрей Хламов, — потому что его могли разрезать, например, чтобы что-нибудь туда засунуть. То же самое лезвие, например.
Работы по очистке поезда подходят к концу, женская бригада намывает окна и пол. Рабочие поменяли 5 сидений и 5 спинок. Состав обходит Евгений Лисовцев, заместитель начальника электродепо «Красная Пресня» по безопасности.
— Среднестатистический по испорченности вагон, констатирует Лисовцев, — самые экстремальные случаи вандализма: когда сиденья сжигались. Огнетушители рассыпают периодически.
Как-то раз двери все лохматые от рекламы были. Поручни выдирают, потому что просто на них висят. Люди начали курить в вагонах метро, причём совершенно спокойно, с чувством полной безнаказанности. Я работаю в метрополитене с 1990 года и могу сказать, что раньше вандализма в таких масштабах не было. Правда, дермантин сидений аккуратно срезали на сумки, но тогда времена были трудные.
По мнению Евгения Лисовцева, сейчас лезет хулиганить в метро та молодёжь, чьё детство пришлось на 90годы, когда детский досуг перестал быть организованным. С тех пор они не научились развлекаться по-другому. А тут ещё к вандалам и новая беда добавилась: расклейщики.
Кстати
За первое полугодие 2009 года в метрополитене совместно с сотрудниками милиции были задержаны 568 расклейщиков. 349 из них были оштрафованы на общую сумму в 192 190 рублей. Изъято более 300 тыс. объявлений.
Практикуется автодозвон на телефоны фирм, по чьей милости вагоны засоряются подобными листовками. Благодаря этой «пытке» из 405 поставленных на дозвон абонентов расклейку прекратили 256.
Также ежедневно с расклейкой в метро борется и дополнительный штат сотрудников из 180 человек. А пассажиров по громкой связи предупреждают о том, что такая реклама может содержать недостоверную и опасную информацию.
спасибо этим дамам, отряду по рекламе, за их труд. как-то даже не могу представить, какой бы был свинарник, не будь их или выполняй они свою работу спустя рукава
а для расклейщиков, имхо, надо вводить более жесткие штрафы, а не эти, чисто символические 100-200 р., с такими "убытками" им явно ничего не страшно. ну или, за повторное - давать 15 суток, может тогда одумаются...
Всё просто: вместо депортации на историческую родину и 101-го километра — принудительные работы по чистке вагонов от рекламы, мусора и блевотины. Плюс, разумеется, неотвратимость этого нехитрого, но полезного наказания.
В Праге (что в Чехии) внутренние стенки вагонов изготовлены из шершавого материала (по моим субъективным ощущениям - из специально прессованного алюминия). Выглядит, кстати, очень эстетично, да и рекламу приклеить сложно, так как снижается площадь соприкосновения клеящего слоя с поверхностью. Всю санкционированную рекламу вешают внутри специальных рамок и закрывают тонким плексигласом. Мне кажется - очень эффективное решение. Но у них теперь другая беда общенационального характера - граффитчики с маркерами и баллончиками (если метро еще более-менее чистое, то вагоны электричек зачастую очень сильно разрисованы).
> из шершавого материала... и рекламу приклеить
> сложно, так как снижается площадь соприкосновения
> клеящего слоя с поверхностью
Году в 93-м или 94-м Мытищи делали вагоны с такого рода пластиком, при желании найти их можно на КРЛ, депо «Свиблово». И, плюс, некоторые ранние «Яузы» имеют шершавый пластик.
Я думаю, метрополитену надо учесть это при выдаче техзаданий на создание новых вагонов и при капитальном ремонте существующих.
МС, Я думаю, метрополитену надо учесть это при выдаче техзаданий на создание новых вагонов и при капитальном ремонте существующих.
Плохой вариант. Этот шершавый пластик только грязь собирает, его хрен отмоешь. А разновидностей клея очень много, поэтому не поможет. Зато нормально оттереть его нереально будет.
Я почти каждый день сдаю какого-нить расклейщика ментам когда еду на работу. А толку-то? Опять клеить начинают.. Причем некоторые имеют пецифическую тактику: меняют поезда, выходят на кажой станции, делают вид, что идут в другую сторону и назад.. ЛОВИТЕ и сдавайте этих ублюдков, красная кнопка в зале есть. просто просите соединить с милицией и сообщаете маршрут, номер вагона, описать диблоида и не забудьте представиться.
Мих@N(model 81-740.1), почему нету ? Есть: просто привлекать к жесточайшей ответственности заказчиков подобной рекламы; тем более, что многие из них занимаются откровенно криминиальной деятельностью. Даже не нужен специальный закон, достаточно тех, что есть, было бы желание у государства навести правовой порядок.
Но есть и друга сторона проблемы: официальная реклама. На мой взгляд: или метрополитен должен перевозить пассажиров, и назначать цену за это, или уйти из транспортного бизнеса и заняться рекламной деятельностью. Ведь те же офицальные самоклейки, все равно ведь изрядно портят лоск вагона: после них остается тертый пластик, просто провоцируя туда чего-нибудь наклеить.