Предлагаю посмотреть наиболее интересные аспекты этого документа, посвящённые вагонам метро и рельсовым автобусам.
Приоритетные направления
В 2008 году основные усилия ОАО «Метровагонмаш» были направлены на увеличение объёмов производства и выпуск новых видов продукции, в том числе:
— на организацию серийного выпуска рельсовых автобусов РА-2 (модификации 750.05-20 трёх вагонного формирования с гладкими бортами и улучшенными технико-эксплуатационными характеристиками);
— вагонов метро серии «Русич»;
Основным перспективным направлением в настоящее время и в ближайшие годы является увеличение выпуска подвижного состава нового поколения для метрополитенов и железных дорог. Важной задачей, которая была решена в 2008 году, явился переход на серийное производство новой модификации рельсовых автобусов с гладким бортом.
Управление главного конструктора
1. Метровагонная тематика
1.1. Вагоны модели 81-717.5М/714.5М и их модификации.
— Осуществлялось сопровождение производства в части внедрения конструктивных изменений, введённых в соответствии с техническим обликом вагона на 2008г. (композиционный брус токоприёмника, дверные цилиндры с дотормаживанием, системы УППС, АСНП, РПДП, монтаж под видеонаблюдение, быстродействующий выключатель SEHERON и т.д.);
— Разработана КД на установку и электромонтаж системы АСОТП «Игла» для вагонов Минского метрополитена.
1.2. Вагоны модели 81-717.6к/714.6к
— Поведены приёмочные испытания восьмивагонного состава;
— Проведено МВК по результатам испытаний;
— Произведена корректировка КД по результатам испытаний и замечаниям Московского метрополитена.
— Выпущена КД на переоборудование трёх вагонов с КЭО Динас-17 на серийное КЭО, прошедшее капитальный ремонт с модернизацией.
1.3. Вагоны модели 81-717.6/714.6
— Разработана КД на вагоны нового изготовления.
1.4. Вагоны модели 81-740.1/741.1
— Разработана КД на установку и электромонтаж системы кондиционирования кабины машиниста фирмы Мерак;
— Разработаны и проверены технические решения по снижению уровня помех, генерируемых силовым электрооборудованием вагона;
— Разработан ряд ремонтных бюллетеней по замечаниям эксплуатации;
— Постоянно обеспечивалось сопровождение изготовления вагонов на заводе и их эксплуатации в депо приписки.
1.5. Вагоны модели 81-740.2/741.2 (София)
— Откорректирована КД в части дополнительных требований Заказчика по цветовым решениям интерьера и экстерьера, а так же в связи с внедрением системы кондиционирования кабины фирмы «Мерак».
1.6. Вагоны модели 81-740.4/741.4
— Разработана КД;
— Обеспечено авторское сопровождение сборки пятивагонного состава в опытном производстве;
— Завершаются типовые испытания;
— Ведётся подготовка передачи КД в серийное производство.
1.7. Вагоны метро нового поколения модели 81-760/761
— Разработано и утверждено техническое задание;
— Подписан контракт с Московским метрополитеном на изготовление опытного трёхвагонного поезда.
2. Железнодорожная тематика
2.1. Изделие 750.05-20 (РА2 с «гладким» кузовом для ОАО «РЖД»)
Выполнены:
— Освоение и сопровождение серийного производства;
— Корректировка КД по результатам изготовления и эксплуатации;
— Отработка в эксплуатации систем АСОТП и ЦИК;
— Создание и актуализация рабочего архива КД;
— Проведение обучения работников Украинских железных дорог.
2.2. Изделие 750.05-20 (РА2 с «гладким» кузовом для Литовских железных дорог).
Выполнены:
— Согласование изменений;
— Корректировка КД;
— Освоение и сопровождение серийного производства;
— Обучение работников Литовских железных дорог.
2.5. Изделие 731.55 (РА2 с отечественной силовой установкой)
Выполнены:
— Доработка изделия по результатам заводских испытаний;
— Проведение контрольных испытаний совместно с ВНИИЖТ и ВНИИЖГ;
— Проведение МВК.
2.6. Изделие ДПСМ (дизель-поезд с силовым модулем)
Выполнены:
— Разработка эскизного проекта;
— Разработка и согласование Технического задания;
— Разработка технических заданий на системы.
2.7. Вагоны 20.0017/0018
Выполнены:
— Проведение гарантийных работ на вагонах ДЖД в Казани;
— Обучение персонала.
2.8. Изделие 750.05 №001
— Подготовлено к отправке в депо приписки.
Управление главного технолога
За отчётный период подразделениями управления обеспечены технологическая подготовка производства новых изделий 750.05.20, 81-740.4/741.4, 81-717.6/714.6, а также технологическое сопровождение изделий (деталей) действующего производства.
Производственная деятельность
В 2008 году основное производство ОАО «Метровагонмаш» изготовило и сдало на сбыт товарной продукции на сумму 11 835 млн.руб., в том числе:
ПРТ — 7 449 млн.руб.
СП — 3 613 млн.руб.
В номенклатуре это выглядит следующим образом:
Вагоны метро 81-717/714
Отклонение от плана объясняется изменением выпуска по заказчикам на основании фактически заключённых договоров (изготовлено большее количество вагонов для Московского и Бакинского метрополитенов при уменьшении выпуска для метрополитенов Минска и Киева). Кроме того, осуществлена дооценка вагонов метро и проведены конструкторские доработки.
Капитальный ремонт вагонов метро
Проводился с привлечением услуг ОЭВРЗ (13 вагонов). При этом конечную реализацию осуществляло ОАО «Метровагонмаш».
Вагоны метро 81-740/741
В 2008 году выпущены дополнительные вагоны для Москвы в связи с отсутствием финансирования у Казанского метрополитена. Кроме того, изготовлен опытный состав вагонов новой модификации 81-740.4/741.4.
Рельсовые автобусы
План выполнен полностью.
Прочая продукция
Имеется перевыполнение плана в связи со значительными объёмами выпуска рам тележек, запасных частей, услуг по сервисному обслуживанию рельсовых автобусов и спецтехники.
Сервисная служба
ОАО «Метровагонмаш» осуществляет работы по вводу в эксплуатацию, гарантийному и сервисному обслуживанию всей выпускаемой продукции.
В 2008 году введено в эксплуатацию:
— 264 вагона метро, в том числе за рубежом 25 вагонов;
— 58 вагонов РА-2, в том числе за рубежом 13 вагонов.
На гарантийном обслуживании находятся (по данным на конец года):
— 735 вагонов метро, в том числе: 574 шт. в Московском метрополитене, 40 шт. — Метрополитены России и 121 шт. — за рубежом;
— 83 РА-2 в том числе за рубежом 10 вагонов.
Качество производства
По итогам эксплуатации продукции находящейся на гарантии в 2008 году по сравнению с 2007 годом наблюдается уменьшение неисправностей и отказов на единицу продукции по моделям: 81-717.5М/714.5М; 81-720/721; 81-740/741; 731 (РА-1). В 2008 году, по сравнению с 2007 годом, в пересчёте на один вагон количество отказов сократилось:до 55% (для вагонов модели 81-717.5М/714.5М); до 68% (для вагонов модели 81740/741).
Управление внешнеэкономической деятельности
В 2008 году был подготовлен и заключён контракт на поставку в Литовскую Республику 4-х рельсовых автобусов РА-2 для нужд Литовской железной дороги. Контракт выполнен в полном объёме, рельсовые автобусы введены в эксплуатацию, ведётся их гарантийное обслуживание.
В рамках заключённого с Софийским метрополитеном контракта на поставку вагонов была проведена работа по согласованию ТУ и заключению контракта на гарантийное обслуживание.
Специалисты «Метровагонмаш» при координации УВЭД ведут гарантийное обслуживание ранее поставленных в Софию, Варшаву и Литовскую Республику вагонов.
В стадии проработки совместно с ЗАО «Трансмашхолдинг» возможность поставки вагонов метро в Индию, Иран, Вьетнам, Египет. В связи с тем, что некоторым из этих стран требуется подвижной состав, принципиально отличающийся от выпускаемого нашим объединением, УВЭД и СКБ продолжают работу со швейцарской фирмой «Штадлер» по проектированию такого подвижного состава.
В 2008 году УВЭД был заключён ряд контрактов на поставку запасных частей в Болгарию и Литовскую Республику.
На регулярной основе ведётся работа по отправке в Варшавский, Софийский метрополитены и Литовской железной дороге запчастей и агрегатов для восстановления вагонов, находящихся на гарантии, работы по получению и таможенной очистке запчастей, направленных для проведения ремонта.
В области импорта УВЭД осуществлялись поставки комплектующих для обеспечения плана производства от 16 фирм-производителей различных стран.
Перевыполнение плана реализации достигнуто по вагонам метро серии 81717/714, капитальному ремонту, спецпродукции и прочей продукции.
Вагоны метро серии 81-717/714
Основная причина перевыполнения плана — изменение реализации по контрагентам в соответствии с фактически заключёнными договорами. Планировалось реализовать 48 вагонов для Московского метрополитена, по 15 вагонов для Минского и Бакинского метрополитенов, а также 12 вагонов для Киевского метрополитена.
Фактически реализовано 48 вагонов для Московского метрополитена, 36 вагонов для Бакинского метрополитена и 4 вагона для Новосибирского метрополитена. На увеличение объёма реализации также повлияло проведение конструкторских доработок вагонов для Московского метрополитена.
Капитальный ремонт вагонов метро
Перевыполнение плана реализации объясняется проведением дополнительных работ по просьбе заказчика.
Вагоны метро серии 81-740/741
Невыполнение плана в денежном выражении обусловлено сменой структуры реализации по основным контрагентам. Планировалось реализовать 105 вагонов для Мосметро и 15 вагонов для Казанского метрополитена, фактически реализовано 120 вагонов для Мосметро (не заключён договор с Казанским метрополитеном). Несмотря на победу в тендере, подписание контракта с Казанским метрополитеном не состоялось в связи с отсутствием финансирования.
Рельсовые автобусы
Невыполнение плана реализации объясняется недопоставкой 6 вагонов на экспорт (не заключён договор на поставку РА-2 с Украинскимим железными дорогами).
Всего за 2008 год было реализовано 60 рельсовых автобусов модели РА-2, в том числе:
— ОАО «РЖД»: 47 вагонов (бизнес-план — 47 шт.);
— Литва: 10 вагонов (бизнес-план — 10 шт.);
— Украина: 3 вагона (бизнес-план — 9 шт.).
Перспективы развития
По вагонам метро подписан долгосрочный контракт с Московским метрополитеном. Планируется развитие за счёт выхода новых образцов техники, а именно вагона метро нового поколения модели 81-760/761, и значительного усовершенствования вагона модели 81-710/741, что, безусловно, явится значительным конкурентным преимуществом.
Ведутся переговоры со строящимися метрополитенами для распространения вагонов серии 81-740/741, которые в настоящее время закупаются лишь метрополитенами Москвы и Софии. Запланировано создание вагона метро нового поколения модели 81-760/761.
Основные факторы риска
Значительная доля продукции, производимой Обществом, потребляется заказчиками-монополистами, что порождает зависимость Общества от них и связанные с этим риски. Финансирование предприятий-заказчиков осуществляется, как правило, из бюджетов различных уровней, как государственных, так и муниципальных.
В связи с этим Обществом принимаются меры по развитию рынков сбыта и созданию новой продукции. Так, например, в 2008 году рельсовые автобусы поставлялись не только на российский рынок, а также в Литву, на Украину, заключён контракт на поставку в Казахстан.
Другим фактором риска является повышение цена на материалы и комплектующие, что может влиять на показатели конкурентоспособности, рентабельности производства. Кроме того, Общество находится под действием ограничительных мер Федеральной антимонопольной службы, ограничивающей возможность роста отпускных цен выше определённого порога.
В целях минимизации данного риска заключаются долгосрочные контракты, а также имеется развитая сеть поставщиков большинства материалов и комплектующих, позволяющая не допустить бесконтрольного повышения цен.
Есть какая-либо информация о вагонах 81-760? Слышал только, что вроде бы как собираются делать новый бюджетный состав т.к. Русичи слишком дорогие. Возникает вопрос, для чего тогда разрабатывался модернизированный 81-717.6к и почему не попытаться удешевить производство Русичей, например, наладив производство пока импортных комплектующих (те же двери к примеру)? Большой модельный ряд получается, так ли он нужен?
–8
Написал Бизон 2009.07.17 13:02:35 Его комментарий скрыт
Бизон, Русичи давно отечественная сборка, двери вроде у финов брали и то только для образца, сейас сами всё делают. 81-760 это на самую отдалённую перспективу, замена 81-717, пока и понятия никто не имеет как это будет выглядеть. А сейчас 81-717 будут заменять 81-717.6к.
–9
Написал Kent 13 2009.07.17 13:20:13 Его комментарий скрыт
Kent 13, двери у "Русичей" финские, часть комплектующих тоже.
81-760 - это для ММ, на ближайшие годы - пока планируют собрать уже к следующему маю.
.6К - это под капиталку 714/717 и увеличение вагонного парка в связи с продлением линий. Оперативная мера, поскольку более подходящего ПС пока нет.
GrUser, из импорта на «Русиче» — кресло машиниста, табло лобовое, кнопки пульта, компрессор, кондиционеры и ещё что-то не шибко принципиальное. Более чем на 90 процентов это — отечественное изделие.
6К — не факт, что они будут. Я, по крайней мере, на это надеюсь. Улучшить вагон при капиталке можно и без установки дорогого и непрактичного пластикового салона, душной вентиляции и т. п.
–9
Написал МС 2009.07.17 18:22:34 Его комментарий скрыт
МС, буквально недавно вы были участником дискуссии, в которой могли рассмотреть, что в комплекте электрооборудования КАТП-1 импортными являются тормозной реостат (Чехия, Италия), линейный контактор (Швейцария), контроллеры БУТП (США), IGBT-модули, конденсатор фильтра (Германия), датчики тока (Швейцария) и другие менее важные составляющие. То же, что считается отечественным, собирается в основном из импортных комплектующих. Наддверные табло так же импортные (Словения).
А это в подтверждение моих слов. http://www.nppsarmat.ru/prod/inf_s/bnt.htm
Также есть ещё один момент. Не имеет значения где произведены компоненты. Имеет значение, где разработано и собрано. Именно по месту разработки и конечной сборки определяется страна производитель.
SHERIDAN, во-первых НПП "Сармат", во-вторых, по твоей логике весь комплект отечественный. Я не буду с этим спорить, в принципе это верно. Но утверждать, что "Русич" на 90% отечественное изделие глупо, ибо более половины всех комплектующих поставляется из-за бугра.
GrUser
Я где-то читал что у "Русичей" тележки или тяговые двигатели (а может и то и то) вроде как шведские, а это ведь очень значительная часть подвижного состава, не так ли? Так что насчёт 90 процентов мне кажется Вы погорячились. Хотя конечно же хотелось бы, чтобы наше делалось у нас полностью, а не собиралось из забугорных комплектующих или чтобы не прилаживались чужие узлы и агрегаты к нашим разработкам, разумеется если качество при этом будет не хуже. Ведь к примеру свой ICE3 ("Сапсан") мы сами к сожалению сделать не смогли. ((
> Я где-то читал что у "Русичей" тележки или тяговые двигатели
> (а может и то и то) вроде как шведские
Импортные движки есть только на составах с «Альстомом» (вагоны Бутовской линии) и на составах для Софии (привод «Хитачи»). А тележки — и вовсе только российские.
вечер добрый,
кто знает подробную информацию о совместной работе с фирмой штадлер?я сам в этой фирме работаю,но информация попадает в малых количествах,всё лишь догадки ,слухи,спекуляции....заранее благодарен за информацию.
с уважением,
Сергей