Метки: интервью; метрогипротранс; перспективы; шумаков

Ближайшая перспектива и планы на будущее



Главный архитектор «Метрогипротранса» Николай Шумаков рассказывает о новых станциях метро и других интересных объектах, проектированием которых занимается институт.


— Какие станции откроются для пассажиров в этом году?

— В этом году откроются три новые станции метрополитена на Митино-Строгинской линии. Две станции на Люблинско-Дмитровской линии: «Марьина Роща» и «Достоевская», переносятся на следующий год. Причём срок их сдачи точно не известен: пока называют две даты — либо майские праздники, либо День города. Кроме того, строительство станции «Мякинино» — одной из трёх, намеченных на нынешний год, сильно запаздывает в сравнении со станцией «Митино».

— С текущими станциями всё ясно. А что на бумаге? Над какими проектами метрополитена сейчас работаете?

— Мы по-прежнему проектируем много метрополитена. Причём проектирование находится на разных стадиях: от конкретных объектов до общих генеральных схем города. Последние мы делаем вместе с НИиПИ Генплана и Москомархитектурой, и планов у нас громадьё. В проекте мы увеличиваем схему метрополитена почти в два раза. Конечно, это такие радужные картинки, которые будут реализованы, только, может быть, при жизни будущих поколений. Но не при моей, к сожалению.

— На что же нам можно надеяться в ближайшие годы? За что возьмутся строители в первую очередь?

— Третий пересадочный контур и выходы за МКАД в Ново-Косино и Жулебино. Кстати, проект линии в Ново-Косино разрабатывается успешно и в срок. Стройплощадка уже огорожена. Более того, скоро строители приступят к проходке тоннеля из Ново-Косина в Москву. В Жулебине ситуация чуть сложнее, но проект в работе. И я думаю, что недолго осталось ждать, когда из Выхина в Жулебино можно будет благополучно доехать на метро. Следующая на очереди — многострадальная Солнцевская линия.

— Почему же многострадальная?

— В своё время её строительство уже начиналось, строители даже выходили на площадку. Был принят вариант провести линию «лёгкого» метрополитена от станции метро «Юго-Западная» до Солнцево, в Ново-Переделкино, а дальше в аэропорт «Внуково». Но один участок — от «Юго-Западной» до Олимпийской деревни — оказался слишком дорогим. Проект надолго замер.

А теперь выбран подземный способ строительства и новая трасса: от Делового центра до Парка Победы, далее по Минской улице и в Солнцево, а там, что опять же не исключено, в аэропорт «Внуково». Мы, проектируя терминал во «Внуково», заранее предусмотрели возможное место для прибытия поездов метрополитена. Поэтому при желании руководства аэропорта и правительства Москвы это возможно исполнить.

— Какие ещё линии получат продолжение?

— Люблинско-Дмитровская. Как только завершится строительство станции «Марьина Роща», мы «пойдём» на север в район Лихобор, к станции «Петровско-Разумовская». Кроме того, будет продлена Бутовская линия — от станции «Улица Старокачаловская» к границе МКАД и станции — «Лесопарковой», далее проходим под Битцевским лесопарком к станции «Битцевский парк».

— А как пройдёт третий пересадочный контур, о котором Вы упомянули в самом начале?

— От станции «Деловой центр» сначала через Большое Сити с двумя-тремя остановками к станции «Полежаевская», потом под Ходынским полем к станции «Динамо», а дальше на станцию «Савёловская». Таким образом, он соединит четыре «ветки» метрополитена. Хотя ещё возможны варианты.

Всё, что я назвал — это то, что намечено на ближайшую пятилетку и далее лет на 10-15. Лишь бы были деньги. Но нам нечего плакаться. В предыдущие кризисные годы институт устоял именно благодаря тому, что сумел переключиться на другие объекты. Так мы начали проектировать тоннели. Наш первый серьёзный объект — четырехуровневый подземный тоннель на пересечении ТТК и Кутузовского проспекта. Дальше были Лефортовский, Серебряноборский тоннели. Теперь заказчик ещё и с удовольствием идёт к нам с мостами, сложными подземно-надземными развязками.

— Самое время и нам переключиться с метро на другие объекты.

— Да, как раз сейчас половина нашего отдела в институте занята аэровокзальным комплексом «Внуково-1». В этом году строители намечают сдать и пустить первый этап. Поэтому мы ускоренно доделываем всю документацию, что крайне тяжело.

Кроме того, сейчас ждём отмашки, когда сможем приступить к проектированию Западного речного порта. Это шикарный проект, который мы уже утвердили в Москомархитектуре и на Общественном совете.

Во-первых, это будет огромный логистический центр для ММДЦ «Москва-Сити». Помимо функций самого порта, здесь появится железная дорога. С её помощью в порт будут доставлять контейнеры для снабжения Сити. Тут же расположится автостоянка на 8 тыс. машиномест, в котором так нуждается деловой центр. А для автовладельцев, оставивших здесь свои машины, нам придётся проложить ещё и ветку метрополитена от станции «Международная». Более того, здесь запланировано строительство тоннеля для контейнеров с грузами, перевозить которые будут составы на базе вагонов метрополитена.

Западный речной порт превратится в огромного многофункционального монстра. Кроме того, на его территории, возможно, появится подземный выставочный зал, где расположится музей-галерея современного искусства.

— Музей? Для Метрогипротранса это, по-моему, несколько экзотично.

— Более того. У нас на сегодняшний день в работе ещё два музея. Вот прямо передо мной на столе лежат бумаги по Бахметьевскому гаражу. Это объект культурного наследия 1926 года — архитектора Мельникова. Сейчас там находится выставочный комплекс «Гараж». А наша задача создать в нём Музей толерантности — музей о жизни евреев в России. Работы находятся на предпроектной стадии. У музея будет достаточно большая подземная часть, за счёт чего его площадь увеличится в два раза.

Ещё один Музей современного искусства — перевёрнутая пирамида на Воробьёвых горах рядом с одноимённым метро. Он появится на правом берегу Москвы-реки на месте эскалаторной галереи, которая давно не работает. Три ленты эскалаторов будут восстановлены, а на них на ребро обопрётся «пирамида» общей площадью около 50 тыс. кв. метров.

— В 60-е годы Никита Сергеевич Хрущёв начал борьбу с излишествами в архитектуре. Можно ли сказать, что сейчас время таких запретов прошло?

— Никаких излишеств в архитектуре не бывает. Всё пространство, которое создаёт архитектор, организовано с единственной целью — поместить человека в комфортную среду. В осмысленное, художественно и архитектурно организованное пространство, где человек бы жил и развивался гармонично.

Но борьба с ними существует и в наш злосчастный «праздник» кризиса. Причём это порой является борьбой за копейки. Она происходит на самой последней стадии реализации проекта, когда все деньги уже «съедены». Ведь основные средства при строительстве метрополитена уходят совсем не на архитектуру. На отделку остаётся 5, а на самом деле 2,5 — 3 процента. Поэтому экономить на архитектуре просто неприлично. К тому же мы наносим урон прежде всего себе. В результате такой борьбы мы получаем те несчастные объекты, над которыми потом долгие годы льём слёзы.

Приведу пример — станция «Волоколамская». Недавно из соображений экономии нам пришлось отказаться от шикарных световых фонарей для наземных вестибюлей. Ну да ладно. Только вот под фонарями у нас были запланированы зимние сады с фонтанами. Для этого мы пригласили одного из лучших скульпторов Москвы — Александра Рукавишникова. Утвердили проект, согласовали его в Москомархитектуре. Но всё оказалось напрасно.

Ещё пример борьбы с излишествами. Метромост через Москву-реку от станции «Мякинино» к станции «Волоколамская». Он представлял собой основную несущую конструкцию, которая была убрана в красивую чечевицеобразную оболочку для придания современного облика инженерному сооружению. Эта «чечевица» украшала объект и создавала комфортную среду на всей трассе метрополитена: поезд, выезжая из тёплого тоннеля в зимнее пространство, оказывался защищённым от контрастного климата.

Но у нас опять сэкономили и убрали «чечевицу» с моста. В итоге объект получился, по меньшей мере, странным: основная конструкция согласно проекту была спрятана внутри. Сейчас она же выставлена на всеобщее обозрение.

— Но есть же современные станции, на которых задумка архитектора воплощена полностью?

— Те, что уже построены, как раз такие. «Славянский бульвар», «Строгино», «Сретенский бульвар», «Трубная» — здесь наши скромные творческие потуги реализованы в полном объёме.

Марина Кекина,
«Московская перспектива», 26.05.2009
73
Написал МС 2009.05.27 12:31:06
Рейтинг:
БОЛЬШОЕ спасибо за статью, очень интересно!
И, кстати, заметьте, он упоминает станцию «Деловой центр», то есть они тоже ещё не привыкли.
–1
Написал Metro2033 2009.05.27 13:03:01

Имеется в виду «Деловой центр» новый, «ради которого» переименовали «Деловой центр» существующий.
7
Написал МС 2009.05.27 13:12:16

Дааа, насчет Западного речного порта мощно задвинули, прям наполеоновские планы.
7
Написал Spirit 2009.05.27 14:17:35

 
–18
Написал серж1983 2009.05.27 14:51:13
Его комментарий скрыт

 
–11
Написал Metro2033 2009.05.27 16:02:37
Его комментарий скрыт

 
–15
Написал Fedor81 2009.05.27 16:57:10
Его комментарий скрыт

Интервью получилось прямо-таки диссидентское. Особенно резко контрастирует с тоном интервью политработника со стажем тов. Гаева.
4
Написал A.K. 2009.05.27 22:56:57

A.K., а что с него взять - вечно прибедняющаяся и вечно разочарованная в любой власти творческая интеллигенция...
–2
Написал quantum 2009.05.27 22:59:37

>Открывать станции на день города становится традицией...
Очень удобно приходится: конец отпускного сезона и всегда выходной. И вообще, на праздник принято дарить подарки. :)
33
Написал KVentz 2009.05.27 23:07:27

Отчасти я его понимаю, лучше попросить в разы больше, что-бы хоть что-то дали на архитектурное оформление, т. о. человек своё дело знает и действует абсолютно правильно.
1
Написал Cypok 2009.05.28 02:15:41

Fedor81, а какая вам разница-то? Хотят, типа, подарок городу сделать в день его рождения, и что в этом плохого? И что плохого вы усматриваете в этой советской традиции? Именно в таких традициях было построено лучшее в мире метро, на котором вы теперь радостно катаетесь.
И вообще, вам самим-то эти мантры про "совок" не надоели? Разве вам еще не понятно, что именно во время, так называемого, "совка" было сделано то, что при нынешней системе даже повторить не удается. В том числе, например, темпы строительства метро были на порядок выше нынешних, и это при том уровне развития техники и технологий.
10
Написал tirl 2009.05.29 21:03:18

>В том числе, например, темпы строительства метро были на порядок выше нынешних
Порядок — это в 10 раз. Хм…

Кстати, помимо Дня города есть ещё две удобные даты: майские и новогодние праздники. Много выходных, меньше проблем из-за сбитого графика, который в день открытия обычно летит напрочь. Сначала из-за задержки движения, связанной с самим открытием, потом после него. Уже этого достаточно, чтобы открывать новые станции хотя бы просто по выходным, а не в понедельник в утренний час пик. Наличие длинных выходных или сниженного из-за отпусков пассажиропотока только добавляет преимуществ к открытию станций по праздникам.

Кроме того, открытие новых станций — это событие. Вы, конечно, будете плеваться (нафиг оно нам надо, открыли бы и всё, к чёрту всякие ленточки и прочий пафос), но на событии должно присутствовать разнообразное руководство, а согласовать их графики не так-то просто. В рамках праздничных мероприятий это сделать проще. Ну и пиар-эффект «подарок к празднику», разумеется: для многих это приятно.
0
Написал KVentz 2009.05.31 12:49:05

KVentz, особенно с учётом того, что местные жители устраивают митинги и праздничные шествия. Поди отпросись с работы "мне на митинг по поводу открытия метро надо", ага.
7
Написал quantum 2009.05.31 14:12:31

Пишите письма: metronews@mail.ru