Метки: лвс-2005; лвс-2009; лм-2008; питер; птмз; трамвай

ОАО «ПТМЗ» о российским трамваестроении сегодня



Директор по продажам ОАО «ПТМЗ» Карпинский Сергей Валентинович о российском рынке трамваестроения вообще, и ПТМЗ — в частности.

В России есть три предприятия, которые занимаются трамваестроением: Усть-Катавский вагоностроительный завод, Уралтрансмаш и Петербургский трамвайно-механический завод. УКВЗ, как предприятие, входящее в структуру «Роскосмоса», выполняет заказы космической отрасли, производит оборудование для ТЭК, товары народного потребления. Производство здесь разделено. Для Уралтрансмаша, гиганта отечественного машиностроения, трамваи — это тоже одно из многих направлений производства. ПТМЗ — единственный в России завод, который занимается только трамваестроением.


Карпинский Сергей Валентинович (С.В.К.): На ПТМЗ в производство запущен совершенно новый модельный ряд, старые модели с производства сняты, как «морально устаревшие» и теперь идёт работа по созданию мобильного сервисного центра для обслуживания новых машин. Капитально — восстановительный ремонт сейчас не входит в основные виды нашей деятельности. Тем не менее, необходимая производственная база для производства КВР сохранена и предприятие способно выполнять подобные заказы. Правда, со стороны предприятий ГЭТ таких заказов всё меньше, поэтому основные усилия мы сосредоточили на снабжении комплектующими того большого количества трамваев старых моделей, которые ещё ходят в других городах.



Политика нашего предприятия — производить конкурентоспособные новые модели, так как общеевропейские тенденции и современный уровень развития технологий не позволяют оставаться на месте. Последние трамваи старых моделей мы поставили в июле 2008 года. Но даже у тех «Соло» на задней площадке был низкий уровень пола — 20 %.

Социальная составляющая современного общественного транспорта прописана законодательно. Общественным транспортом должны пользоваться все, а не только те, кто может преодолеть высокие ступеньки. «Низкопольность» становится обязательной для пассажирского транспорта.

ПТМЗ — это единственный завод, который производит трамваи только с асинхронным приводом. Трамваев с приводом постоянного тока здесь больше не производят, помня, что энергосбережение также является важным принципом современности. В Хабаровске провели эксперимент и убедились, что петербургские новые модели позволяют реально экономить на электроэнергии.

С.В.К.: На сегодняшний день нашему предприятию удалось создать модельный ряд трамваев по основным параметрам соответствующий европейскому уровню. Это трамваи с частично низким уровнем пола. Пока ни один российский производитель не может похвастаться таким модельным рядом, однако работы в этом направлении ведутся. Так УКВЗ создал трёхсекционный трамвай модели 71-630 с частично низким уровнем пола, который существует в единственном экземпляре. В ближайшем будущем должна появиться модель 71-623 — четырехосный трамвай с низким полом в средней части вагона. Мы располагаем информацией, что и «Уралтрансмаш» работает в этом направлении.

На предприятии в серийное производство на сегодняшний день запущено три модели, уже прошедшие все необходимые для этого этапы — проектирование, конструирование, изготовление опытных образцов, сдачу межведомственной комиссии (МВК) и получение актов разрешающих серийное производство.

Сочленённый вагон 71-152 ЛВС-2005 («Пионер»), где доля низкого пола более 60 процентов. Особое внимание уделено нуждам пассажиров с детскими колясками, инвалидов и пенсионеров — в вагонах предусмотрены широкие дверные проёмы и накопительные площадки в низкопольных частях трамвая, где высота пола для посадки составляет 35 см.[/b] В Санкт-Петербурге эксплуатируются уже 25 таких трамваев, приобретённых ГУП «Горэлектротранс» в течение 2007–2008 гг.



Обычный четырехосный вагон 71-153 ЛМ-2008, с долей низкого пола 40 процентов в средней части вагона. В мае 2008 года был завершён необходимый комплекс испытаний. Пока построено три таких вагона: один эксплуатируется в Туле, ещё два — в Санкт-Петербурге.



Трёхсекционный вагон 71-154 ЛВС-2009 разрабатывался специально для системы скоростного трамвая (Метротрам) в Волгограде. Этот уникальный трамвай соответствует требованиям безопасности, предъявляемых как к трамваю, который ходит по улицам города, так и к вагону, который эксплуатируется в метрополитене. Он имеет две кабины управления, обладает возможностью двустороннего (челночного) движения. Необходимость в разворотных кольцах в конце маршрута отпадает. Высадка — посадка пассажиров производится на обе стороны. Во всех трёх секциях есть низкопольные площадки.



С.В.К.: Вообще, мы считаем, что наши технические специалисты, за полгода создав ЛВС-2009, совершили подвиг. Когда трамвай проходил обкатку в центре Петербурга, из иномарок выходили восхищённые люди и признавались, что с удовольствием бы пересели из своих автомобилей в такой трамвай.

Трёхсекционный трамвай пока построен один, второй мы должны поставить к лету следующего года, с учётом поправок заказчика, если таковые последуют. В дальнейшем мы планируем продолжить сотрудничество с Волгоградом. Потребность Волгоградского Метротрама в подвижном составе такого типа с момента запуска второй очереди составляет 16 трамваев.

Вообще же модель ЛВС-2009 будет интересна именно крупным городам, у которых есть потребность в скоростных трамваях.



Модель же ЛМ-2008 подходит для любого города. Для Санкт-Петербурга, например, вагоны были оснащены видеокамерами, чёрными ящиками, системой централизованной смазки. Но комплектация эта вариативна.



Сейчас этот модельный ряд трамваев нового поколения апробируется в российских условиях. В перспективе представляют интерес рынки стран СНГ. С европейскими производителями конкурировать пока сложно — в частности, по доли низкого пола. У ведущих европейских производителей она составляет 100%.

С.В.К.: Конкуренция на российском рынке трамваестроения достаточно жёсткая. Одна из причин объясняется маркетинговым понятием «любимой марки» — «Love mark»: Предприятия ГЭТ «привыкают» к вагонам определённого производителя — так удобнее в эксплуатации и меньше расходы на техническое обслуживание. Это приводит к тому, что занять нишу своего конкурента очень сложно. Думаю, что в перспективе предметом конкурентной борьбы за рынки будут те регионы, в которых эксплуатируются чешские «Татры», которые в большей своей части выработали установленный ресурс и подлежат замене. Кто из производителей докажет, что его продукция лучше, тот и займёт эти рынки.

Регионального же деления по производителям не существует: так, например, Кемерово и Прокопьевск (Кемеровская область) приобрели трамваи производства УКВЗ, а г. Осинники (Кемеровская область) — наши.

В московском Краснопресненском трамвайном депо, где апробируются практически все технические новинки, превалируют вагоны Усть–Катава, есть там и «Спектры» Уралтрансмаша, и чешские «Татры». Наших вагонов там 48, но это пока только старые модели.

В Санкт-Петербурге на сегодняшний день остались только трамваи ПТМЗ. В эксплуатации были вагоны Усть-Катава, но они выработали установленный ресурс и ушли на списание. Мы надеемся, что и в дальнейшем нам удастся удержать 100% долю рынка Санкт-Петербурга.

Нам часто задают вопрос о сравнении стоимости наших вагонов и трамваев других производителей. Будем объективными. Вагоны разного уровня должны стоить по-разному. Поэтому, я бы не спешил проводить таких сравнительных оценок. Конечно, при подготовке к аукционам мы ориентируемся на цены других производителей, но серьёзно об объективности таких оценок можно будет говорить тогда, когда на рынке появятся аналогичные модели — например, 71-623 УКВЗ.

Если говорить об объёмах производства в 2008 году, то в абсолютном исчислении мы отстаём, например, от УКВЗ. Однако, имея в серийном производстве двухсекционные и трёхсекционные трамваи, объём производства мы считаем не в штуках, а в погонных метрах. Поэтому кажущееся первоначально большим отставание на деле оказывается значительно меньше.



15 мая Петербургскому трамвайно-механическому заводу исполняется 75 лет. В этот день особое внимание мы уделим коллективу предприятия, а это не много — не мало — 530 человек.

К юбилею был приурочен ряд программ. Одна из них — это программа по техническому переоснащению предприятия. Мировой финансовый кризис сбавил темпы её реализации, но, тем не менее, продолжается закупка нового оборудования, современных обрабатывающих центров. Осуществляем ремонт зданий, цехов, площадок. Недавно на завод поступил современный лазерный центр. Уже введено в эксплуатацию новое стапельное оборудование. Такое оборудование — единственное в России. Технологическое совершенствование позволяет предприятию идти по пути производства конкурентоспособной продукции, достигать универсальности и оптимизировать свои затраты.

С.В.К.: С 18 по 20 июня — в период белых ночей — для партнёров, заказчиков и производителей подвижного состава мы планируем организовать конференцию при поддержке МАП ГЭТ. В прошлом году я был на юбилее УКВЗ. Мне понравились слова Михеева Виталия Николаевича: «Мы приглашаем к себе как производителей, так и наших заказчиков. Нам нечего и не от кого скрывать». Скрывать нам действительно нечего: три производителя в отсутствии монополии — это три концепции, заслуживающие нашего общего внимания. Общение будет полезно каждому из нас.

Пообщаться же мы сможем и раньше — на первой российской специализированной выставке продукции, технологий и услуг для предприятий городского общественного транспорта «Общественный Транспорт 2009», которая пройдёт 11-13 марта на ВВЦ в Москве. На эту выставку мы намерены привезти ЛМ-2008.



Появление такой выставки свидетельствует о том, что и в России начинают задумываться о необходимости активного развития общественного транспорта, среди которого самым экономичным, безопасным и экологически чистым считается трамвай. А это значит, что будущее — за нами!

Источник: 600volt.ru
57
Написал GAS 2009.02.17 01:56:18
Рейтинг:
Интересно, какой вагон выберет Мосгортранс: ЛМ-2008 или 71-623?
7
Написал GAS 2009.02.17 13:39:32

Измерение выпуска трамвая в погонных метрах - это нечто новое!

А вопрос, касающийся Москвы, звучит неверно - правильнее спрашивать, будут ли поставляться вместе с 71-623 ЛМы, или нет.
8
Написал GrUser 2009.02.17 19:59:49

Да уж… Хорошо в погонных метрах измерять трамваи. Даже в этом тексте:
"Потребность … с момента запуска второй очереди составляет чуть больше полукилометра трамваев."
4
Написал array 2009.02.17 21:29:37

Хороший трамвай. С точки зрения пассажира: быстрый, удобный, теплый)))) Плюс двери абсолютно бесшумно открываются))
–2
Написал NiKiSh 2009.02.17 22:19:45

Амбициозная, но ничем не подкреплённая статься. ПТМЗ преподносит низкопольность в 40-60% как какое-то фантастическое достижение инженерной мысли. В Западной Европе уже давно никого не удивляют 100% низкопольные трамваи. И остаётся очень посочувствовать Москве, если помимо КТМов будут закупаться ЛМы, отношение людей к рельсовому транспорту резко изменится в худшую сторону. Волгоград уже один раз купил трамвай-памятник (ЛМ-93), вот сейчас на очереди ещё один, очень прискорбно если МГТ пойдёт по такому же пути.
2
Написал Cypok 2009.02.17 22:37:57

МГТ уже был опыт - купили кучу ЛМ-99, по прозвищу «битое стекло» ;) Но говорят, что последние модели ПТМЗ очень даже неплохие. Посмотрим.
8
Написал Tassadar 2009.02.18 09:57:19

Честно говоря продукция ПТМЗ у меня сразу ассоциируется с ЛВС - "ленинградский вагон-сарай". )))) ЛМ 99 тоже жесткие погремушки, единственное, что в них является шагом вперед это уход от РКСУ. КТМы тоже не люблю с детства, не зря это расшифровывают как "кривой трамвайный металлолом". Мне кажется, что во многом из-за КТМов в Москве негативно относсятся к трамваю. Потому что в них неприятно ездить. Гремиит все так, что не слышно ничего. Я понимаю, что это из-за рельс, но рельсы убиваются тележками тех же КТМов. Недавно довелось мне проехаться на МТТЧ по строгинской сети. Настолько мягко и тихо он идет. Никаккого сравнения с КТМ. Хорошо, если появится конкуренция между российскими производителями трамваев. Может это даст толчок к повышению качества и появлению новых моделей. Производство одних и тех же гробов десятилетиями, изменяя только дизайн, неприемлимо в 21 веке.
10
Написал Spirit 2009.02.18 19:13:51

Красивые трамваи, посмотрим, каковы они будут в эксплуатации.
4
Написал Измайловский 2009.02.18 19:44:56

Spirit, дребезжит всё от того, что рельсы не шлифуют. Не знаю чьи тележки быстрее рельсы портят, но пресненская служба пути - молодцы.
4
Написал Tassadar 2009.02.18 22:04:15

Не спорю, что молодцы. Шлифовать там бесполезно, там и стыки с большими зазорами и варьирующаяся ширина колеи и высота рельсов. У КТМов тележки жесткие очень, вот они активно и убивают рельсы. У Татр мягче почему-то.
9
Написал Spirit 2009.02.18 22:24:08

Странно это, по идее, и у Татр мостовые, и у КТМов, и вроде бы как вторые - потомки первых..
9
Написал kry177 2009.02.19 02:55:16

Я не спорю, что потомки. Вопрос только в руках, которые это делали. Никто же не копировал 100%. Наверняка применялись другие материалы и технологии, может даже "рационализаторские предложения" при изготовлении тележек. Вот и получилось, что вроде конструкцию скопировали, а работает она по-другому.
6
Написал Spirit 2009.02.19 10:59:00

Пишите письма: metronews@mail.ru