Как известно, новую линию в метрополитене северной столицы так нормально и не открыли. Задержка с пуском последней станции — «Спасской» — связана с эскалаторами. Нет, дело не в кризисе и волнениях среди гастарбайтеров. И дело не в сложных грунтах, как это было с Дубровкой в Москве, например.
Всё куда сложнее. Начальство метрополитена проводило конкурс на строительство компактного четырёхниточного наклонного хода в габаритах, привычных для трёхниточных. Проще говоря, стояла задача в тоннель для трёх эскалаторов впихнуть четыре.
Традиционный поставщик эскалаторов ЭЛЭС отказался от участия в конкурсе, а выиграл его... изобретатель Виктор Христич со своей загадочной машиной, буквально потрясающей устои отечественной эскалаторной школы. На словах его изобретение выглядит серьёзно и обнадёживающе, однако дьявол кроется в деталях. И деталей этих так много и сами они таковы, что по-тихоньку начался нешуточный скандал. В механизм заложено несколько решений, принципиально затрудняющих его техобслуживание, а ещё хуже — ряд «часовых бомб», которые, по заявлениям специалистов (или считающих себя таковыми), могут привести к серьёзной катастрофе и человеческим жертвам.
А в лучшем случае машины просто не заработают, что уже было с Христичем, и не раз. Если быть точнее, то ни один из построенных по его проекту эскалаторов (а их можно посчитать на пальцах одной руки) не смог работать как положено.
На данный момент идёт тяжёлый процесс сертификации уже установленных и вроде бы отлаженных эскалаторов «Спасской». Местное отделение «Ростехнадзора» отказалось принимать их в эскплуатацию, поскольку у них нет достаточных полномочий (слишком много несовпадений с текущими правилами технической эксплуатации), и все документы отправлены в Москву.
Когда увидил рекламные материалы Христича удивился как д.т.н. предлогает такое решение, достаточно посмотеть на 10 рисунок в статье (первая ссылка в статье) что бы понять всю пролему этого решения. Раньше вся нагрузка на тяговой звёздочке была распределена равномерно по всей звёздочке (чтонее по 2/3 её). В решении Хрустича таговое усилие приходится на один зубец!!! Серьёзно увеличиваются нагрузки на саму звёздочку более чем в 10 раз, малейший брак в литье (раковина или что-то подобное), ну или усталость метала может дать повреждение зуба, в результате этого эскалатор проскочит зубец и произойдёт удар в соседний зубец (сила в 1,5-3 раза выше номинала), если повезёт то произойдёт рывок, если не повезёт (или сразу не выклчат) то мы получим мясо на нижней ступеньке.
Но есть ещё одно место на котором увеличивается усилие в столько же раз это на звене цепи которое находится в соприкосновении со звёздочкой это звено необходимо усиливать что приведёт к утяжелению самих ступенек эскалатора.
Ещё мне кажется что у автора изобретения была некоторая проблема с вылетом цепи из звёздочки, значит нужны прижимные валы, для замены которых потребуется разбор всего эскалатора, а служить они будут не много.
Ну и на последок поломка звена цепи если раньше не ощущалась никак, то сейчас это приведёт опять же к мясу на нижней ступеньки.
При всех этих недостатках понятно отсутствие тормоза на приводном вале, если что-то случится то вал будет не соединён с эскалатором и затормозить эскалатор этим тормозом будет невозможно.
Цитата Трагический пример — пожар на эскалаторе станции Kings Cross в Лондоне, унесший жизнь 31 пассажира, возник от искры (при трении неисправного бегунка о реборду), воспламенившей «смазанные» тяговые цепи с налипшим на поверхностях пылью и мелким мусором — подобие пороха.
А разве там не бычок кинули, который довольно долго лежал и тлел? Вроде как смазка там была весьма трудновоспламеняющаяся...
(По данным программы Seconds to disaster от BBC)
Идея разместить больше эсккалаторов в существующем пространстве +100! Нормативы метрополитенов закладывались в начале 30-х годов прошлошо (УЖЕ ДАВНО ПРОШЛОГО) века.Материалы и технологии изменились. А никто в торговых центрах не ездил на узких эскалаторах? (проблема только в возможностях небольшой высоты подъема). А никто не видел тупых (с современной точки зрения) промежутках между эскалаторами в метро? А никто не видел, как наверх эскалатор везет только половину возможного пассажиропотока (за исключением редких случаев)? Проблема только в организации проектирования. Посади таких хрустичей в проектное бюро, рядом с ними посади технических практиков, кто будет бить по рукам за технические лажи и получим быстроокупаемый вариантСОВРЕМЕННЫХ и практичных эскалаторов. В современном трехэскалаторном проеме мы сможем увидеть 7 (семь!) эскалаторов. Из них 1 (один) широкий вниз (для желающих не только стоять, но и идти) и 6 (шесть) узких, где может стоять только один человек - для вариации встречных потоков.
–18
Написал Alex_007 2009.02.16 17:03:29 Его комментарий скрыт
Alex_007, с точки зрения обывателя это всё красиво выглядит, конечно. Но эскалаторы ещё как-то эксплуатировать надо. Москва не собирается переходить на узкобалюстрадные эскалаторы, ибо внутри балюстрад находятся ходки, с которых можно оперативно ремонтировать полотно стометровой длины. Если балюстрада узкая, то сделать это намного сложнее.
alti, мне кажется, такую проблему можно решить, скажем установкой нескольких приводов один за другим, а если и это не помогает, то пропусканием цепи плотной змейкой между ними.
Мне кажется, по одной картинке сложно что-то сказать.
Гаев тоже вроде хотел ЭТХ... Может с ним поговорить на эту тему по "Скайпу" и обрисовать картину с этим Христичем (Гаев-то не специалист в эскалаторах)? :)))
kummel, если использовать несколько двигателей, то их надо очень точно синхронизировать, иначе возможно набегание цепи, если предыдущий будет работать хоть чуть-чуть быстрее, чем следующий.
Иона Новоясенев, это решается синхронизирующим валом с весьма высокой точностью. Ещё им можно страховать отказ двигателя.
Кроме того: (1)Христич писал, что у него батарея двигателей. (2)В других подобных импортных моделях так же скорее всего стоят батареи двигателей.
Иона Новоясенев, в части принципиального отказа от любых узкобаллюстрадников - все-таки imho перегибают палку. Далеко не все станции у нас зарыты на 30-50 метров, кроме того, есть проблема межстанционных переходов, у которых высота подъема не слишком велика, а трафик просто огромный.
На Западе как-то эксплуатируют в метро и узкобаллюстрадные эксалаторы, и эскалаторы, выходящие прямо под открытое небо и поэтому подвергающиеся воздействию осадков... А у нас - сразу категоричное нельзя.
A.K.: "эскалаторы, выходящие прямо под открытое небо и поэтому подвергающиеся воздействию осадков... "
А потом строят над ними навесы, потому что эскалаторы портятся. Я в Вашингтоне такое видел.
Раз такой большой срач в интернете, может настала пора выпи... э... создать в Википедии соответствующую статью по ЭТХ? Тем более, раз есть столько ссылок.
Один зуб звёздочки не выдержит , говорите? Мало того, что реально там цепи держат более четырёх зубьев, так ещё и в разных, значительно удалённых друг от друга точках они там держат разные участки цепей.
Если железку такого сечения, как зуб вы считаете слабым, ненадёжным местом, то как тогда в обычных,более динных эскалаторах, которым десятки лет, железки гораздо меньшего сечения ( а именно сами звенья цепей) выдерживают гораздо большие нагрузки ?Отчего быть мязу на площадках, когда есть подхватывающие устройства ( читайте - тормоза) , которым плевать на поломки привода, т.к. они останавливают саму ленту?
metrofanoff, просто тебя пока не окатила волна популярности анонимуса. И это хорошо, потому что использование его не на чанах свидетельствует о полном не понимании сути...
kummel, ну, во-первых, баллюстрады и тут немаленькие. А во-вторых, у нас немножко другое метро и с такими эскалаторами едва ли получится что-то толковое - дюже они узкие.
Кстати, вспоминается, что опыт создания если не узкобаллюстрадных, то, по крайней мере, зауженных эскалаторов был. В "Детском мире" стояли такие агрегаты.
kummel, так я про то, что опыт создания зауженных эскалаторов есть, пусть и со стандартными баллюстрадами.
quantum, рак не на чанах, рак уже тут. Он повсюду в интернетах. И ты рак, и я - уже потому, что пишем это. Но мне очень грустно, что чанов без рака уже нет, а идеалы анонимуса забыты и не воспринимаются ньюфагами с должным почтением.
А тем временем ещё один представитель завоевавших умы метрополитеновцев и метроблоговцев узких эскалаторов попался мне сегодня совершенно случайно в Музее Победы на Поклонной горе. Сделано в России.
Подозреваю, конечно, что конкретно эта конструкция не может быть установлена в метро либо по соображениям надёжности, либо исходя из ограничений по высоте - но факт есть факт - существуют такие эскалаторы отечественного производства и работать они умеют...
между прочим, узкобаллюстрадные эскалаторы успешно эксплуатируются в Питере, например, на узле Площадь Восстания - Маяковская. Но они классической конструкции.
Ребята, не ссортесь.... Дай бог чтобы у Христича что-то получилось, но не дай бог от этого потом пострадают люди......
Кто знает- напомню, кто не знает расскажу...
Как его поэтажники в Киеве в ТЦ "ГЛОБУС", что на "Площади независимости" проработали пару дней, а далее 3 года простояли гробами по которым люди ходили пешком...
а ст. Академгородок в Киевском метрополитене, в которой также 2-его тоннельных эскалатора по "особой конструкции" при попытке ввода в эксплуатацию получили немного не мало ==== 800!!!!!!!!!!!!!!! с лишним замечаний от Проматомнадзора.... И за 4 с небольшим годом, превратились просто в подобие саркофага Чернобыля.... с оставшимися 352 замечаниями....
Теперь желаю метрополитенам, которые об этих эскалаторах также задумывались (называть не буду), не сделать подобных ошибок...
Что касается Москвичей, то не беспокойтесь, ребята Московского метрополитена с головой дружат, такого казуса у них не будет... И жаль, что некоторые политики лезут в вопросы в которых они не компетентны... (Имею ввиду Матвиенко, по решению которой Питер и попался на крючок Хпистича)...
Ладно... Ждем офф. решения...