Трамвай.
Трамвайная сеть по европейским меркам неразвитая. Фактически незамкнутое кольцо, три неглубоких ввода в центр города, три линии на окраины. Правда, трамвай приходит на все три основных транспортных узла города: Termini, Piramide, Flamino, то есть к трем тупиковым вокзалам пригородных и международных линий, подходит и основным туристическим местам в центре - к Колизею, к Ватикану, есть и ввод в самый центр - Argentina. Но... связаны все эти точки кружными маршрутами с пересадками, так что на трамвае я почти не поездил. Трамваи есть старые, для оборота которых требуются петли, и новые (новые ходят на Argentina). У вокзала Термини строится новая трамвайная станция, рядом с главным входом, через дорогу. Она должна заменить существующий оборот по петле вокруг кварталов (сейчас остановка трамвая в одном квартале от метро и вокзала). Трамвайные пути как совмещенка, так и выделенка (в основном по оси дороги, но есть боковая, причем вдоль самых жилых домов - линия на Argentina)
Обособленка на Viale De Trastevere
Конечная Argentina. Самый центр города. Перед конечной перекрестный съезд.
Трамвай в переулках на закольцовке у вокзала Термини
Трамвайные рельсы на резиновых прокладках
Трамвай у Porte Maggiore
Автобус.
Автобусов крайне много, такое ощущение, что это основной транспорт города. В центре города для движения автобусов выделены целые улицы Например по Via Del Corso - улице, где расположены основные бутики :) могут проехать только такси и автобусы, стоянка такси только в специально выделенных местах. Кстати, бутики не разорились и никуда не ушли. На многих улицах выделенные полосы для автобусов и такси. В городском парке - парке Виллы Боргезе есть аллеи, предназначенные для движения только автобусов и такси (Vle G. Washington, Vle Esculapio), по ним можно ходить достаточно спокойно и пешком, хотя с непривычки слегка напрягает.
В самом центре на Pza Venezia и Pza di San Silvestro автобусные конечные, каждая маршрутов на десять. Крупнейшая автостанция у вокзала Термини. Автобусы в основном большой вместимости, но есть и особо малые - электробусы, приспособленные для движения по маленьким римским улочкам. Они рассчитаны на восемь сидячих мест, расположенных визави, между которыми есть площадка для проезда стоя, довольно вместительная. Потолок в этих машинах высокий, дверь широкая, хотя размером они чуть больше газели.
Типичный автобус
Маленький электробус в парке виллы Боргезе
Он же на Via Del Corso (снято утром, на улице много развозных фургонов, доставляющих товар в бутики, потом они все исчезнут и улица станет пешеходно-автобусной)
Просто электробус
Табличка с указанием остановки
Выделенная автобусно-трамвайная полоса у метро Manzoni
Система оплаты проезда.
Карточка на все виды городского транспорта на 75 минут с момента первого прохода - 1 евро. Не действует в метро после автобуса или трамвая. Наоборот - пожалуйста.
Карточка на все виды городского транспорта на 1 день (до 23 часов 59 минут в день активирования) - 4 евро.
Есть также более длительные карточки.
В автобусах и трамваях установлены валидаторы (без турникетов, но точно такие же, как в Москве) и автоматы по продаже билетов. В метро - турникеты на вход и выход, но на выход билеты не проверяют, несмотря на ограниченный срок их действия. В метро билеты продаются в автоматах (я не смог догадаться, что монетку в 1 евро нужно не опускать в монетоприемник, а как бы подбрасывать вверх специальным рычажком). Чтобы такие как я не создавали толпу у автоматов, на основных "туристических" станциях (Colosseum, Termini и т.п.) висят огромные указатели "Билеты продаются в табачном киоске - 1 евро, 4 евро ...". Отдаешь деньги и получаешь из рук в руки точно такой же билетик, как в автомате, за те же деньги.
Пешеходы.
ПО РИМУ НАДО ХОДИТЬ ПЕШКОМ! Это прекрасный город, центр которого идеально приспособлен для пешеходов. Узкие улочки обладают удивительным очарованием, они настолько прекрасны, что проходя по ним, забываешь обо всем. Они извилисты и непредсказуемы. Идя по узенькой-преузенькой улочке ВДРУГ, соверненно неожиданно для себя, выскакиваешь на огромную площадь или оказываешься перед огромным фасадом собора эпохи барокко. Смена пространств, смена эпох, смена стилей - все это нужно почувствовать, гуляя по Риму пешком. И в современном Риме все сделано для этого. Практически все маленькие улочки - пешеходные зоны, исторические площади - тоже. Лишь с краю некоторых площадей (не по всему периметру!) ходит транспорт. Выходя из маленьких улиц на большие (за редким исключением - Corso Vittorio Emmanuele II) практически всегда имеется пешеходный переход, даже если следующий через 50 метров. Подземных переходов практически нет. Встретил два - один на Via Del Corso, но никто им не пользуется, другой, действующий, слева от площади Святого Петра у въезда в тоннель. Переходы, совмещенные с выходами метро дублируются наземными. Даже на достаточно оживленных улицах переходы без светофоров (переход от вестибюля станции метро Colosseo к Колизею). Вообще, светофоров настолько мало, что их перестаешь замечать, даже когда они есть в не слишком оживленном месте (что, впрочем, абсолютно безопасно, по крайней мере в центре). В некоторых местах, например перед замком Святого Ангела на набережной устроена пешеходная зона и мощный поток транспорта направляется в объезд по зигзагообразной улице вокруг всех его бастионов. Кстати, на набережных, которые в основном транспортные, для пешеходов отданы нижние ярусы, подходящие к самой воде, очень романтичные, отделенные от шума города, я бы сказал набережные для поцелуев.
Зарисовки пешеходного Рима
Пешеходная зона на набережной у замка Святого Ангела и объезд для автотранспорта вокруг нее
Нижняя набережная
Вокзал Термини.
Крупнейший транспортный узел - 2 линии метро, трамвай, автобусы такси с одной стороны, пригородные и междугородные поезда с другой. Кроме того, очень большой торговый центр - практически весь центральный зал - магазины. Из поездов к метро или автобусам мимо них не пройдешь. Тут же множество всяких кафе, пиццерий и т.п. Очень чисто. Разительный контраст при переходе из вокзала в метро - сразу становится грязно.
Стоянка такси у вокзала. Первых две линии, потом будут автобусы, а на личном авто можно подъехать лишь сбоку, или останавливаться совсем далеко
Вокзал действительно напоминает Курский. Хотя, на самом деле наооборот. Термини был построен существенно раньше, он был сдан в 1950 году (архитектор Angiolo Mazzoni), а вот Курский вокзал был сдан в 1972 году (арх. Волошинов И.Г.). Когда строился Курский вокзал, Термини считался образцом нового и прогрессивного. Скорее всего, многие идеи из проекта Термини и были использованы в проекте Курского вокзала. В частности, очень похожа конструкция покрытия главного зала, хотя имеются существенные и конструктивные различия, и различия в облике. http://it.wikipedia.org/wiki/Stazione_di_Roma_Termini http://ru.wikipedia.org/wiki/Курский_вокзал_в_Москве
ОТ Рима выгодно отличается от нашего: 1) Ходит часто и по расписанию, 2) Почти не стоит в пробках - есть выделенные полосы, 3) Билет не на количество поездок, а на время, 4) Обратите внимание, насколько лучше читается указатель маршрута. Намного ярче, чем у нас, буквы крупнее и видно издалека.