Метки: жд; испания; транспортные решения

Путевые заметки: немного о транспорте Каталонии

Здравствуйте. Начну с заметок о транспорте испанской автономии Каталония, где я побывал в августе 2008 года. Один знакомый просил меня выложить фотографии, посвящённые железнодорожному транспорту Каталонии, а я, решив, что это может быть интересно кому-то ещё, размещаю их здесь в составе отчёта о транспорте Каталонии вообще, уделив, правда, основное внимание железнодорожному. Итак, не хотите ли немного прогуляться по каталонскому побережью с осмотром некоторых транспортных объектов?

Разрешите мне сначала немного позанудствовать (не разрешаете — переходите сразу к фотографиям). :-)

Каталония — испанская автономия, и ключевое слово здесь не «испанская», а «автономия»: каталонцы никогда не называют себя испанцами, да и современный каталонский язык не постигла судьба мордовского или марийского, он очень употребителен, многие названия и указатели подписываются в этой части Испании на каталанском. И говорят на каталанском не только в каких-нибудь горных деревнях, а в столице Каталонии Барселоне. Нет, по-испански в Барселоне тоже говорят, так что если вы планируете посетить Каталонию и по прочтении этих строк решили выбросить испанский разговорник в мусорную корзину, вы собираетесь сделать это совершенно зря. Просто будьте готовы к тому, что при прогулках по Барселоне вы встретите именно каталанские слова (например, на транспортных указателях).

Нынешнее южнокаталонское курортное побережье (Ла-Пинеда – Салоу – Камбрилс) когда-то покрывали сосновые леса; в 1970-х на их месте возникли отели, и на набережной какой-нибудь La Pined’ы (на русский язык переводится примерно как «Сосновка») проще встретить не настоящие Pined’ы, а какое-нибудь их искусственное подобие вроде вот этого:



Курортный район связан с административным центром автономии прекрасными автодорогами (самые лучшие – платные автобаны) и железными дорогами. Основная железнодорожная станция курортного побережья находится в Салоу (Salou), городе, набережная которого «списана» с набережной в Каннах. Покинув оживленную набережную, идёшь минут пять мимо торговых павильоничиков – и вот уже станция.

По путевому развитию станции вроде Кубинки или Луги дадут фору курортному Салоу; но летом здесь очень значительный пассажиропоток. Дома стоят почти вплотную к путям, поэтому на миг может показаться, что ты пересекаешь линию трамвая (правда, различия между трамваем и железной дорогой в Западной Европе часто довольно условны; да и вспомнить стрельнинскую линию в Петербурге со старыми креплениями контактной сети – уверен, не я один при первом взгляде на неё оказывался в заблуждении: да какой же это трамвай?). Но первый взгляд на путевое развитие развеивает все сомнения: перед нами – настоящая железнодорожная станция:



А теперь пройдём на платформу. Как видите, станция четырёхпутная. Она кажется вам пустынной? Смотрите, вот и электричка пришла:



Надпись renfe на вагоне - название основной компании, занимающейся пассажирскими железнодорожными перевозками в Испании (www.renfe.es).

Это электричка местного сообщения, ходит по маршруту Тортоса – Камбрилс – Салоу – Таррагона - Барселона. Чтобы дать представление о размерах движения, привожу фрагмент расписания (за качество прошу не бить):



Мы находимся в Salou, это две остановки «влево» от станции Tarragona. Электрички ходят порой реже, чем раз в час, но от Таррагоны до Барселоны электричек больше. В Барселону мы отправимся чуть попозже, а пока осмотрим станцию. После отхода электрички платформа наполнилась людьми. На фото видна и сама электричка, уезжающая в сторону Таррагоны. Этот снимок сделан в стороному переезда, откуда мы и пришли.



Почти все платформы в Каталонии низкие, но если что – из электрички падать невысоко :-), нижняя ступенька выше платформы лишь на несколько сантиметров. Это у нас и при высокой платформе можно покалечиться (щели порой настолько велики, что в них может упасть не только, скажем, сумка с продуктами, но и маленький ребёнок).

Первый поезд пришёл в Салоу в первой половине 19 века. Для указания точной даты надо рыться в путеводителе. Не заставляйте меня делать это. Лучше взгляните, какой памятник в Салоу поставили поезду, доставившему на побережье из города Реуса первых пассажиров:



Это памятник и одновременно фонтан. Судя по надписи на борту, вагон второго класса.

А теперь пересместимся в административный центр провинции – Таррагону. Это довольно крупный город с населением в 134 тыс. человек. Существовал, между прочим, ещё во времена Древнего Рима и был известен Полибию и Тациту под именем Таррако. Когда-то в Таррако были резиденции императоров Августа и Адриана, теперь же здесь несколько музеев и вкуснейшее мороженое на улице Rambla Vella. Современная Таррагона стоит на возвышении, а остатки древнеримского Таррако очутились совсем рядом с железной дорогой, у моря. На фото они находятся слева, за краем кадра.



Железная дорога отделяет город от пляжа (не правда ли, немного напоминает Мацесту – Хосту – Шепси?). Выйти к пляжу можно только через переезд за вокзалом. На самом же вокзале нет ни малейшего намёка на какой бы то ни было переход в сторону пляжа. Чёртовы испанцы! Нагуляешься тут по вашим знаменитым развалинам, жара + 30, так извольте пройти к переезду. Неужели вам самим это удобно? Ну ладно, оставим ругательства. К пляжу не пройти, но зато на него можно вдоволь налюбоваться с откоса, а заодно и на порт с вокзалом:



Нас с вами больше интересует вокзал, поэтому сделаем увеличение… Вот так!



На одном из центральных путей стоит электричка. Сверху она кажется девятивагонной, но на самом деле она состоит из трёх секций. Как видите, грузовое движение в Испании тоже имеется. :-) Местные электровозы мне отдалённо напомнили ВЛ8. Как вам – не знаю; потом я размещу более крупное фото электровоза.

Спускаемся чуть ниже, вот ещё один ракурс:



Но не многовато ли общих видов одной и той же станции? Даже такому транспортному маньяку как кажется, что многовато. Поэтому пройдя через заросли цветущих агав и прочей средиземноморской ботанической экзотики и пропустив ещё несколько подобных «восхитительных» ракурсов, подходим к самой станции.

Я вам не вру, мы действительно находимся в Таррагоне:



Обратите внимание: уровень дверей электрички не сильно выше уровня платформы.

Оказывается, на станции стоит не одна, а целых две электрички. На заднем плане вы видите сцепленные секции.



Мы подошли к вокзалу. Надо бы проверить, когда ближайшая электричка обратно в Salou. Они ведь, напомню, ходят не очень часто.

Полупустое вокзальное здание, в кассовом зале тишина, ни души у окошка.
-Two tickets to Salou, please.
-Oh, the next train will be at 7 o’clock.
- OK.

Ждать ещё полтора часа. За это время можно прогуляться в сторону пляжа. А ещё ведь надо осмотреть все интересности около здания вокзала.

Ну, этим-то в Западной Европе никого не удивишь:



Люди приезжают на станцию, оставляют велосипеды, едут куда им надо, а по возвращении в Таррагону забирают велосипеды.

Рядом со станцией несколько на вид довольно старых вагонов:



Граффити удручает. У нас на РЖД такое встретишь всё-таки реже. Нет, это, конечно, не Дарница :-), но в "процветающей Испании"… Ладно, что у нас дальше?



Тепловоз. TAKRAF – это что за зверь, интересно, - модель или фирма-владелец?

И вид на платформу:



Идём в сторону пляжа. Вон он, тот переезд, о котором я писал выше, - единственная нить, связывающая центральную часть Таррагоны с пляжем:



А это вид в сторону станции:



Около перезда вот такое современное здание:



Около здания уже слышно, как волны бьются о пирс. Пляж. После долгой прогулки по иссушенному жарой городу искупаться более чем приятно.

Ох, что-то устал я набирать. Море я себе обеспечить сейчас не смогу, но вот душ – запросто. За сим до встречи! Продолжение, я надеюсь, следует.
83
Написал Станислав Лаврентьев 2008.11.04 02:12:37
Рейтинг:
Станислав, не знаю как всем остальным, а мне очень не хватило фотографий этих электричек изнутри.

Зато теперь понятно откуда наши содрали технологию резиновых переездов - выглядят точь-в-точь как у нас. :-) Ну а всё остальное просто Другое. На то он и Запад, что там привыкли задумываются о "мелочах" вроде ширины проёма между платформой и ступенькой поезда или не дают даже возможности перейти железнодорожные пути в неположенном месте...

Спасибо за репортаж!
2
Написал Kardail 2008.11.04 12:44:34

> Тепловоз. TAKRAF – это что за зверь, интересно, - модель или фирма-владелец?

Очевидно, что это железнодорожный кран. По борта выносные опоры, если присмотреться, то можно различить просвет между поворотной частью и платформой, а так же стрелу, из гидравлики телескопа которой подтекает масло.
13
Написал Lift-man 2008.11.04 13:14:23

Илья, фотография салона электропоезда изнутри будет в следующей части отчёта (я решил её добавить в кач-ве иллюстрации к рассказу о поездке в Барселону). Пока не было сказано ни слова о прочем транспорте, но постраюсь рассказать также немного о трамвае, автобусе и метро.
6
Написал Станислав Лаврентьев 2008.11.04 13:21:01

Очень понравилось.

но
Местные электровозы мне отдалённо напомнили ВЛ8. Как вам – не знаю; потом я размещу более крупное фото электровоза.
я что то просмотрел? не было вроде :)
8
Написал VolkoDuFF 2008.11.04 13:24:59

Lift-man, спасибо за пояснение! Вероятно, Вы правы, - как я вижу, этот самый TAKRAF является достаточно крупным немецким производителем кранов, причём не только железнодорожных. Впрочем, вагоны специального назначения эта фирма тоже производит. Вот статья на немецком: http://de.wikipedia.org/wiki/TAKRAF. По ссылке можно перейти на менее подробный английский вариант.
2
Написал Станислав Лаврентьев 2008.11.04 13:30:29

VolkoDuFF, нет-нет, Вы ничего не упустили. :) Электровоз там на станции Tarragona стоит, просто сверху действительно подробностей не видно.
–2
Написал Станислав Лаврентьев 2008.11.04 13:32:13

Эххх, вспоминаю старые времена - в 2000 году я тоже отдыхал в Каталонии, в Барселоне... И тоже катался на местной электричке!))
>>Рядом со станцией несколько на вид довольно старых вагонов. Заметьте: дверь в торце вагона вам ничего не напоминает?))
–2
Написал Мих@N(model 81-740.1) 2008.11.04 15:52:18

>Заметьте: дверь в торце вагона вам ничего не напоминает

Похожие двери в торцах товарных вагонов можно наблюдать в американских фильмах. А напоминать она может что угодно. Например, возникают ассоциации с дверями в наших ЗиУ.
–2
Написал Станислав Лаврентьев 2008.11.04 18:14:31

Пишите письма: metronews@mail.ru