Дмитрий Дадашев выпустился недавно из Bezalel Academy of Art and Design в Иерусалиме, где учился на факультете промышленного дизайна. Его дипломный проект под названием Panotram — новый взгляд на устройство трамвая.
Имя Panotram возникло от объединения двух слов — panorama (панорамный) и tram (собственно, трамвай). На таком трамвае можно не только передвигаться из пункта А в пункт Б, но и наслаждаться красивыми видами со специальных балкончиков (при наличии красивых видов, разумеется). Дизайнер говорит, что таким образом можно знакомиться с достопримечательностями города и различными запахами улиц.
Вид сверху и схема расположения кресел с балконами
Тело трамвая разбито на ячейки — закрытые и открытые (балконы), которые чередуются один за другим. Внутри есть мультимедийное оборудование, а также кондиционер. Снаружи – приятное времяпровождение, особенно в романтическое ночное время суток. Также во время передвижения в открытой ячейке можно спокойно курить или фотографировать.
Эскизы:
Сидячих мест, конечно, не так много (пожилые или ленивые молодые люди не будут от этого в восторге), но зато при помощи Panotram можно проводить экскурсии.
Фото макета:
Кстати, обратите внимание на сюжетные эскизы к проекту.
текст: Александр Краснов
фото, рисунки: Дмитрий Дадашев CarDesign.ru
Действительно красиво. И дело даже не в движках и колёсах - их современная техника научилась прятать задолго до идеи данного вагона, а в том, что этот экземпляр вряд ли где-то сможет пройти сертификацию на безопасность пассажиров. :-) Особенно на этих балкончиках.
А вы что хотели от дипломного проекта института дизайна?
ИванИванов, автор проект трамвая, вроде, делает? Вот и хотелось бы увидеть проект ТРАМВАЯ. А не красивой стекло-пластиковой коробочки с антенкой =)
Но за фантазию и визуализацию ставлю плюс. Автору проекта.
автор проект трамвая, вроде, делает? Вот и хотелось бы увидеть проект ТРАМВАЯ. А не красивой стекло-пластиковой коробочки с антенкой
Тут в подходах дело. За рубежом студентов обучающихся на промышленном или транспортном дизайне заставляют развивать фантазию, отрываться от реальности - что мы и видим. Очень свежая идея. Если идея дорастет до реализации - то и технологии подтянут.
В России наоборот. Загоняют студента в жесткие рамки нормативов, правил и текущих (устаревающих) технологий. Что в конечном счете приводит к ужасным монстрам на дорогах.
Какой из подходов более правильный судить не берусь.)
>их современная техника научилась прятать
Прости, куда прятать? Здесь уровень пола ниже высоты колеса, под колёса никаких арок не предусмотрено, движки под пола не поместятся, никаких ящиков под них нет и даже на крыше ничего нет… Нет, если они, конечно линейные, а колёса у него там диаметром с ролики от тумбочки…
Неплохой экскурсионный транспорт. Конечно, для работы в качестве ОТ он не подходит, это и Ежу понятно. А вот проложить какую-нибудь линию среди достопримечательностей, например, в Сочи, и катать по ней туристов - самое оно.
Автор делает не проект трамвая, а дизайн-проект идеи! Концепция - вот хорошее слово, и кстати официальная предпроектная стадия!
ИванИванов, идея красивая и красиво оформлена. С этим не поспоришь. Но, простите, концепция предполагает все же что её можно реализовать. У этой же штуки даже секции относительно друг-друга поворачиваются не более чем на несколько градусов - балконы мешают. Продуман только внешний дизайн. Стиль. Но этого не достаточно для реальной техники.
Зарубежные автомобилестроители строят фантастические концепт-кары. Но именно строят. И они, хоть и реализованы в единственном экземпляре - все же реализованы и РАБОТАЮТ. Так вот эту штуку в реале не сделаешь. Точнее, работать она не будет. Уж соответствовать задуманному - точно.
С тем же успехом мог космический корабль 3008 года постройки "смоделировать".
проводить с его помощью экскурсии тоже не особо удобно, ибо открытые площадки находятся с обеих сторон и вмещают малое количество людей.
на мой взгляд, совершенно непрактично.
но красиво, безусловно.
Слесарь К/Б,
Колёса можно спрятать под сиденья. Только они будут справа и слева стоять отдельно, по вершинам трапеции (см. дизайн салона).
Т.е. колесо расположено с внутренней стороны коробки под сиденьем, двигатель снаружи вагона. Размер колеса — стандартный. Колесо с резиновой вставкой, на него непосредственно установлен электродвигатель, конструкция подпружинена, колебания и изменения скорости компенсируются компьютером для придания движению особенную плавность. Вся электронная начинка вагона упрятана под толстую крышу (см. дизайн).
Если нельзя будет расположить колёса (скорее всего не ведущие, и, возможно, меньшего диаметра, со стороны балкончика), то можно предусмотреть узел сочленения, который бы поддерживал вагон в равновесии на смещенных др. отн др. колёсах, и при этом позволял бы поворачивать.
Если вагон выходит за стандартные габариты, то это потребует совершенно иных требований к пути:
1) Ширину колеи — возможно больше 1520 мм.
2) Радиусы кривых значительно больше стандарных трамвайных.
3) Расстояние между встречными путями больше стандартных, так как больше габарит.
Однако скорее всего столь компактный вагончик можно будет вписать в необходимые требования.
Безопасная скорость движения, ввиду наличия балкончика — 15-25 км/ч, с возможностью набрать до 35-45 км/ч.
Т.е. для меня проект вовсе не выглядит невыполнимым с технической точки зрения.
Такой трамвай годится только для выделенных линий. На обычные дороги выпускать его нельзя, поскольку он не соответствует элементарным нормам безопасности. Автомобиль при боковом столкновении может просто... проехать сквозь вагон, оставив груду костей и мяса.
Для экскурсии самый подходящий вариант, так как скорость маленькая и требования не такие жесткие как к подвижному составу городского электрического транспорта. Колеса также будут небольшими и спокойно спрячутся под полом. Ну а двигатель? Двигатель не обязательно должен быть на самом трамвае. Все было придумано задолго до появления сего чуда - канатный трамвай! Такая система до сих пор прекрасно работает в Сан-Франциско с 1873 года.