Отныне роль пассажирских перевозок в центре столицы нашего ближайшего соседа — Хельсинки — практически на 100% возложена на трамвай, на днях здесь открылся новый трамвайный маршрут. В центре Петербурга последние трамвайные рельсы были сняты несколько лет назад. Об особенностях «национальной езды» в двух северных городах — корреспондент «Фонтанки».
Регулярное движение по 9 маршруту началось 10 августа в 7:45 утра. Вагоны, согласно расписанию, которое незадолго до этого момента появилось на всех остановках, покатили по нешироким финским улочкам. Символическое движение по новому маршруту открыл трёхсекционный ретро-трамвай 1975 года постройки. До поступления 2 года назад в Хельсинки он работал в немецком Мангейме. Около трёх километров трассы нового маршрута проходит по вновь проложенным путям в районах Пасила и Сёрняйнен. Южное «кольцо» расположилось в самом центре Хельсинки – в начале проспекта Маннерхейминтие, а северная - возле железнодорожной станции Пасила. Возле этого транспортного узла расположен крупнейший выставочный и деловой центр Хельсинки. В результате развития трамвайной сети города через центральный пересадочный узел в начале проспекта Маннерхейминтие проходят 6 из 9 трамвайных маршрутов.
Подготовка к открытию новой линии началась ещё весной 2006 года. На значительном протяжении будущей трассы была проведена замена подземных коммуникаций, с последующей прокладкой трамвайных путей. Перед пуском «девятки» несколько трамвайных узлов были полностью реконструированы для повышения пропускной способности и увеличения скорости движения вагонов. Ряд кривых заменили на кривые с большим радиусом для облегчения пропуска современных сочленённых поездов. Одновременно с открытием нового трамвайного маршрута было прекращено движение работавшего по параллельной ему трассе автобуса 17 маршрута, а трассы автобусов 14 и 14В в центре продлили для компенсации полностью утраченного участка бывшего 17-го.
Столь длинная трамвайная линия открывается в Хельсинки впервые более чем за 70 лет. Существуют дальнейшие планы по развитию сети, в том числе с участками лёгкого рельсового транспорта. Уже одобрен проект новой трассы в район Лааясало со строительством нового моста через залив. Сооружение ее начнётся в 2010 году и обойдётся в 125 млн. евро. Кроме этого сейчас в Хельсинки заканчивается строительство новых путей в самом центре города для кольцевых маршрутов 3В и 3Т, которые называются «туристическими» и рекомендуются гостям города даже в путеводителях, распространяемых туристическим бюро города Хельсинки. В результате строительных работ трамвайные маршруты пойдут мимо нового торгово-офисного центра Кампи, с организацией удобной пересадки на две станции метро и подземный автовокзал в Кампи, а также автобусы, отправляющиеся от железнодорожного вокзала. А улица Миконкату, возле вокзала, станет трамвайно-пешеходной.
Столичный регион включает в себя пригороды Эспоо, Ванта и Кауниайнен, насчитывает чуть более миллиона человек, однако плотность населения при этом очень низкая. Всё это приводит к возникновению определенных транспортных проблем. Тем не менее, многие специалисты говорят о том, что открытие нового маршрута могло состояться и раньше.
Система оплаты в городском транспорте финской столицы тоже весьма интересна. На обслуживающий персонал и аппаратуру, к которым привык каждый петербуржец, денег почти не тратится. Билеты продаются в специальных автоматах. А на входе в метрополитен нет турникетов. Однако не стоит рассчитывать, что система построена на доверии. Всё дело в том, что в случае неоплаченного проезда грозит немаленький штраф. Билеты тоже не совсем обычные. Точнее по форме это обычная бумажка, на которой пропечатано время и место продажи, тип билета, а также период действия. Можно купить билет за 2 евро, который будет действовать в течение часа независимо от количества пересадок на любом виде транспорта - будь то автобус, трамвай, метро или даже паром. Есть ещё один вариант – купить так называемый гостевой или туристический билет стоимостью 6 евро. Он будет действовать 24 часа, то есть даже на следующий день вы сможете проехать по нему неограниченное количество раз. Если же вы решите по русской привычке сэкономить, то в случае появления контролёров ваш карман опустеет на 80 евро. Местные жители пользуются многоразовыми проездными на основе пластиковых карт, соответственно и тарифы на проезд для них несколько иные.
Нельзя обойти вниманием и тот факт, что некоторые пассажиронапряженные направления по-прежнему обслуживаются автобусами. Однако для их беспрепятственного передвижения выделены специальные полосы, подобные тем, что недавно начали появляться в Петербурге, например, на Петроградской стороне. В Хельсинки они существуют не фиктивно, а действуют. На некоторых улицах параллельно идут выделенные линии трамвая и автобуса. Пока такое сложно представить в Петербурге. Один только Лиговский проспект до сих пор вызывает злобу в сердцах многих автомобилистов, которые мечтают о дополнительных полосах для движения своего личного авто и не видят смысла в существовании «выделенок» для общественного транспорта. Вскоре личная полоса для общественного транспорта появится и на Невском.
Почему в центре Хельсинки мало машин? Причина кроется именно в работающей как хорошие швейцарские часы системе общественного транспорта, а также очень дорогой парковке в центральной части финской столицы. Бесплатных парковок нет в принципе, а вся территория старого города разделена на зоны. За оплатой и соблюдением установленных ограничений по времени следят муниципальные служащие в красных куртках. Где они прячутся и откуда возникают в тот момент, когда у вас закончилось время парковки – остаётся загадкой. Тем не менее, штрафы очень большие, даже для финнов. Найти место для парковки тоже довольно сложно, несмотря на наличие платы за неё. Поэтому многие предпочитают добираться на общественном транспорте. Все новые трамваи оснащены системой кондиционирования, поэтому они мало чем уступают комфортной поездке на личном авто. Пожалуй, только музыки нет, впрочем, как нет и давки. Сохранение микроклимата обеспечивается открыванием дверей только по требованию пассажиров. Хотите войти или выйти – нажмите на красную кнопку.
Для туристов, которые прибывают в Хельсинки на личных автомобилях, наиболее оптимальным выглядит схема, когда авто оставляется на перехватывающей парковке или возле отеля. Перехватывающие парковки, в отличие от единственной петербургской на проспекте Энергетиков, расположены в непосредственной близости от железнодорожных станций или метро. Линии железной дороги также входят в единую транспортную систему Хельсинки, и на них также действуют проездные билеты.
Отныне роль пассажирских перевозок в центре столицы нашего ближайшего соседа — Хельсинки - практически на 100% возложена на трамвай, на днях здесь открылся новый трамвайный маршрут.
Автобусные маршруты имеются в центре (честно говоря не ясно, что имеет в виду автор под словом "центр Хельсинки") и достаточно востребованы.
Почему в центре Хельсинки мало машин?
Вероятно автор был там в выходной день. В будни очень даже немало и парковки забиты, несмотря на дороговизну.
Не отмечен еще один интересный факт: большое количество любителей велосипедов. У вокзала Хельсинки находится огромная оборудованная стоянка для велосипедов. Утром финны приезжают на поезде, оседлывают велосипед и едут до офиса (места обучения), вечером - в обратном направлении.
Да, насчёт велосипедов верно подмечено. И это при такой же холодной зиме как в Москве и Петербурге! А наши власти делают это основным аргументом против...
Закрадывается сомнение, что все приведенные "Фонтанка.Ру" фото из Хельсинки.
На нижнем явно видно название остановки "Zoologiska museet" (Зоологический музей), но такого музея в Хельсинки нет. Да и остановки такой тоже нет
(см. http://www.hel2.fi/HKL/aikataulukirja/aikataulukirja0809/raitiolinjat.pdf)
–6
Написал Grid 2008.08.20 17:23:16 Его комментарий скрыт