Подготовка к военному параду в День Победы на Красной площади, где впервые с ноября 1990 года покажут новую боевую технику — сложная техническая задача для Москвы. Центр города уже плотно застроен, а на улицах техника столкнется с проблемой преодоления автомобильных развязок и тоннелей, которых не было семнадцать лет назад.
Мало того, придётся демонтировать десятки километров электролиний и троллейбусных проводов вдоль маршрута следования колонны.
Для начала технику доставят на Ходынское поле, где она должна будет пройти тщательную проверку перед парадом, правда, не без проблем — железнодорожные пути в этом районе были демонтированы два года назад.
Источники в МЖД сообщили «Известиям», что военные смогут выгрузить технику на ближайшей к Ходынке станции «Беговая-Товарная», откуда до места дислокации она доберется своим ходом. Благо ехать там всего несколько километров.
Здесь колонну ждёт новая преграда — многоуровневая авторазвязка в районе метро «Беговая». Ещё одна подобная развязка встретится на пути колонны на Ленинградском проспекте возле метро «Динамо». Проектировщики развязок, впрочем, уверяют, что мощные тягачи с «Тополями» без проблем преодолеют эти сооружения.
— 50 тысяч тонн «Тополя» — для тоннеля ерунда, — говорит автор инженерного проекта тоннеля на Ленинградке Вячеслав Варшавский из «Мосинжпроекта». — Так что мы никак его укреплять не будем: один раз построили, и на сто лет хватит. Даже если техника пойдет в этом месте Ленинградки не по земле, а по тоннелю, то его высоты в 5,25 метра хватит с запасом.
Переброску танков и ракет до Ходынки можно провести ночью, поэтому особых хлопот для городских транспортников она не доставит. А вот дневной марш-бросок по маршруту Ходынка — Красная площадь вызовет массу транспортных проблем.
По этому пути ходят четыре троллейбусных маршрута из Северного округа столицы до Белорусского вокзала, и два — до Пушкинской площади и Китай-города, их протяжённость придется сократить.
Пресс-служба «Мосгортранса» сообщила, что опыт снятия контактных сетей есть, их убирают на День города и другие праздники ради безопасности участников демонстраций.
— В этот раз задача посложнее, — рассказал «Известиям» руководитель отдела электротранспорта Виталий Люлько. — Обычно мы снимаем сеть на расстоянии пятисот метров от Тверской площади в сторону области и столько же — в сторону Кремля. Расстояние же до Ходынки гораздо больше, поэтому затраты многократно возрастают — и по времени, и по деньгам.
Дело в том, что провод — а это чистая дорогая медь, — назад не повесишь, нужно ставить новый. Также придется укорачивать маршруты троллейбусов. И заменять их автобусами. Правда, при условии, что высота «Тополя» — 4,5 метра, мы можем подумать над другим вариантом — например, не снимать провода, а обесточить их. Троллейбусные провода крепятся на высоте в 5,75 метра, и ее должно хватить для проезда техники.
Военные уже заявили, что дорожное полотно сильно не пострадает. 46-тонные танки Т-90 и другую гусеничную технику специально к параду «обуют» в гусеницы с резиновыми накладками, поэтому мощные машины не будут оставлять «следов» на асфальте.
Во сколько городу в целом обойдется провод техники по городу, пока не ясно — в московской мэрии отказываются от комментариев по этому поводу.
В советские времена троллейбусные провода тогда проходу техники не мешали. Но Воскресенские ворота не позволяли выводить войска на площадь двумя колоннами, и в 1931 году ворота, вставшие на пути танков, попросту снесли. Восстановили их и стоявшую некогда перед ними часовню Иверской иконы Божьей Матери только в 1995 году.
Богдан Степовой, Эдуард Воротников
«Известия», 1 февраля 2008 года.
На главный вопрос — а будет ли, собственно, техника, или это фантазия генерала Шаманова, статья ответа не предоставила.
У нас в Екатеринбурге, когда по улице Бардина надо было провезти цистерны для изготовление пива провода тоже мешались. Так там просто обесточили сеть и впереди ехали три крана, которые приподнимали провода... конечно дело двигалось медленно, но при этом ничего снимать не надо было и никто не пострадал - все счастливы.