Спешите видеть! Только 15 и 16 мая в честь 80-летнего юбилея Московского метрополитена на станции «Партизанская» впервые проводится выставка ретро-вагонов Народного музея метро. В этом репортаже — все представленные вагоны в мельчайших подробностях (хотя живьём они куда интереснее).
1. На открытие экспозиции выстроились участники клуба реконструкторов, одетые по исторической моде для создания необходимого антуража.
2
3. Начальник метро Дмитрий Пегов.
4
5. Теперь к самим виновникам торжества.
6. Это вагон типа А №1. Самый первый вагон московского метро, первее некуда. Чудом сохранён энтузиастами депо «Измайлово» (об этом я уже рассказывал), к этой выставке его существенно обновили.
7
8. Начальник метро остался доволен проделанной работой.
9
10
11. Как в тридцатые!
12. Этот мальчик — герой всех репортажей :)
13. Красота.
14
15. Плафоны-«колокольчики» на месте.
16. Все фотографируются.
17. Вторым вагоном выставки стал прицепной №1031, который после окончания пассажирской службы был переоборудован в дефектоскоп и в таком качестве использовался до девяностых, потом долгое время стоял в депо «Красная Пресня». Салона здесь фактически не было, его пришлось полностью восстанавливать.
18
19
20. Ох уж эта мода!
21. День открытых дверей.
22. Проведён титанический объём работ.
23
24. Следующий экспонат — вагон типа Г №530. До реставрации был в депо «Измайлово» библиотекой. Такие вагоны эксплуатировались на линиях Московского и Ленинградского метрополитенов.
25. Аскетичное рабочее место машиниста.
26. Щётки стеклоочистителей имели ручной привод — вот от такой ручки. Моторы появились позже.
27. Тёплый, ламповый салон.
28. А какие поручни!
29. До вагонов типа Е на окнах не было форточек, стёкла целиком сдвигались вниз при помощи вот таких колечек.
30. Уютное место у кабины.
31
32. Хит выставки — кумачово-красный путеизмеритель №806, его при реставрации в этом качестве и оставили (и правильно сделали).
33
34. Ах, какие надписи!
35. Здесь выводились графики соответствия путей заданным параметрам.
36. Часть вагона поделена перегородками на служебные помещения.
37
38
39
40
41
42. А это обычный серийный вагон типа Д №2037. Такие возили пассажиров с пятидесятых и аж до 1995 года, а измайловский грузовой поезд из этих вагонов дожил до нулевых.
43
44. В кабине не менее аскетично.
45. Стояночный тормоз. Крутишь «руль» до упора — колодки прижимаются к колёсам, после этого поезд никуда не денется.
46. Салон почти такой же, как на вагонах типа Г, но есть некоторые отличия.
47
48
49
50. Герой этих ваших интернетов — легендарный вагон типа Е №3605.
51. Последний вагон этого типа, снятый с эксплуатации в Москве и последний московский вагон с салоном, отделанным линкрустовыми обоями (на остальных вагонах их заменили на пластик по соображениям пожарной безопасности). Проработал до 2008 года, успел побывать на станции «Строгино».
52. На вагонах типа Е окна были хоть и с откидными форточками, но всё ещё разделёнными на две половины.
53
54
55
56
57. Линкруст реставраторы выбрали какого-то очень странного рисунка, тут он был совсем другой.
58. Заводская табличка, взята с другого вагона того же года выпуска. И я даже знаю у кого дома лежит родная (у кого лежит торцевой номерок тоже знаю).
59. Свежая краска так и блестит.
60. Замыкает экскурс в метровагонную историю уникальный для Москвы петербургский контактно-аккумуляторный электровоз ВЭКА. В Санкт-Петербурге их (заводские и переоборудованные силами депо) используют в маневровых целях. В Москве эта идея не прижилась, здесь исторически линейные вагоны тягают друг друга, и так будет продолжаться. Электровоз оказался не нужен, долгое время пылился в депо «Калужское», для выставки его всего лишь покрыли свежей краской, больше ничего делать не пришлось.
61. Салона нет, здесь всё заставлено аккумуляторами.
62. Кабина неожиданно скромная.
63. Ещё раз пройдёмся вдоль вагонов, посмотрим детали.
64
65
66
67
68
69
70
71
72. Вот и всё... хотя постойте!
73. Решил потом поймать Парад поездов, чтобы доснять упущенное вчера.
74. Ёжик с Лениным — однозначно звезда парада.
75. Внутри сделан очень аккуратный капремонт.
76
77. Задняя кабина обычная, без портретов.
78. Ну и завершим «Яузой». Когда-то давно «Яуза» уже была на Кольцевой — опытный состав обкатывали в 1996-1997 годах, но без пассажиров.
79. А знаете что внутри? Салон тупо покрасили масляной краской.
Figura, Последние годы эксплуатации таких сидений точно не было. А вот когда он только что пришёл с завода - не знаю, но думаю, что были. У многих Е-образных с номерами 4ххх они оставались до конца эксплуатации.
Работа по восстановлению проделана очень большая и, конечно, всё это сделано ненапрасно. Но всё-же выглядят эти вагоны немного неестественно, на ум приходит слово "бутафория". Линкруст в 3605 имеет рисунок совершенно не тот, который был раньше. Деревянные элементы отделки салонов всех вагонов, кажется тоже новые. Старые были покрыты глянцевым лаком. Диваны гораздо жёстче, чем были раньше. Для тех
...Для тех кто никогда не ездил в них, конечно, нет никакой разницы. Но я хорошо помню и вагоны Д и 3605, поэтому немного грустно, что не смогли полностью сохранить первоначальный вид
Const14, про бутафорию я тоже подумал когда всё это безобразие увидал. Но придираться грех - все эти вагоны могли вместо музея познакомиться с автогеном, как 3001, 3007, 2018, 10037, 001, 005 и так далее, список долгий.
У москвичей наконец появилась возможность прикоснуться к истории, которая раньше была только на разного качества чёрно-белых фотографиях.
quantum, мне нечего Вам возразить. Я согласен с Вами, придираться не стоит. Честно говоря, уже и не надеялся увидеть живой Д и уж тем более А. А тут всё и сразу!
Оно?
Я так понимаю, единственный производитель на данный момент. Просмотрел коллекцию — ИМХО, выбрали наиболее подходящий вариант. (Кстати, NB на цену – при желании, гуглится в Яндексе.)
В общем, молодцы! Придирки в сторону. ;-)
Не знаю, насколько это недурно, но из предложенных рисунков этот действительно сносный. Единственное, я бы всё-таки две разных фактуры взял - низ салона, например, вот с этим вариантом неплохо бы смотрелся.
Очень приятно, что это наконец-то свершилось. Позитивно очень. По поводу качества реставрации - это традиционный русский подход. Игнорируются детали, мелочи - народ не замечает и пофиг. Единственное, что меня реально поразило, это то, что в 3605, например, деревянные детали выбросили и поставили ламинированные из ДСП. Ну неужели нельзя было отшкурить старое дерево и покрыть лаком?! Ну и сидухи не те, конечно.
Выставка великолепная! И покзатели народоприсутствия и селфифотомейда в субботу лишь ещё один раз доказывают необходимость создания в Москве полноценного музея метро и/или транспорта. Сколько влюблённых, детей, людей всех поколений гуляло и фотографировалось в этих вагонах!
1935: Даёшь Метро!
2015: Даёшь музей Метро!
А вот реставрация... вызывает вопросы, не хотелось бы придираться к деталям, труд действительно титанический. Д, Е, второй А - восстанавливали с нуля, молодцы.
Но за "убийство" первого А ... да, понятно, пытались восстановить, типа каким он был.. но очередной слой краски на линкрусте, горчичный низ - лимонный верх, цвета пола и боковушек... так не делают, надо было сохранять каким он был всё это время, как говорится "предмет охраны". Так что это пожалуй единственный, хоть и печальный, минус выставки!
Привет любителям метро!!! А вот у кого сохранились подлинные снимки того линкруста хоть из каких источников, того жёлтого или бежевого цветов, которые были в "Г", "Д", как я помню, в основном на АПЛ и филёвской линии. В детстве (60-е годы) я считал разнообразие линкрустовых покрытий - выходило штук семь. Было бы интересно собрать коллекцию, хоть по любительским фото, а потом можно восстановить и в натуре в виде небольших панно.
А в "А" линкруст и вправду был синий?
Нет, конечно, первый опыт удался, учитывая, что ничего подобного раньше метрополитен не устраивал.
С другой стороны, есть куда двигаться — и в плане качества реставрации, и в смысле организации такого рода мероприятий.
Реставраторы срезались на деталях. В свободном доступе есть кинохроника, фотографии; ручки не в тех местах — самый удивительный косяк. Потом — что на «А» делают гербы СССР? Откуда лимонный цвет? Почему не смогли попасть в размер и шрифт таблички «Сокольники»? Что мешало набить на дверные стекла «Не прислоняться» в «А» и «Е», «Не мешайте входу и выходу» в «Д»; неужели так сложно было повесить в «Е» соответствующие периоду схемы метро?
Грустновато видеть, что за 80 лет метрополитен так и не научился управлять толпой: два дня вокруг вагонов довольно-таки бесцельно роились массы людей, почти каждый из которых фотографировал себя или друга на фоне фотографирующей толпы. А ведь в одном из «А» вполне можно было организовать цивилизованную зону для съемок, расставив на платформе ограничители с лентой и пустив змейкой очередь, чтобы люди могли делать памятные снимки в пустом вагоне, в пустой кабине. Ну или с актерами-реконструкторами, но без миллиона посторонних, лезущих в кадр. Да, для этого пришлось бы отстоять очередь. К услугам торопыг был бы второй вагон.
В конце экспозиции, в дальнем торце платформы, напрашивалась сувенирная лавка. Открытки, значки, книжки о метро имели бы огромный успех, люди получили бы возможность взять с собой осязаемую частичку праздника. Да, на фото с открытия заметны какие-то бумажные модельки, но их, видимо, получили единицы. Даже если торговлю по тем или иным причинам организовать было сложно, в каждом из экспонируемых вагонов могли бы установить стойку или карман с иллюстрированными раздаточными материалами об этих самых вагонах — наподобие того, как выкладывают промоматериалы в кассах кинотеатров. Дети точно были бы в восторге (gotta catch'em all!).
Странно, что эти организационные моменты вообще приходится артикулировать. Очевидные же вещи.
> В конце экспозиции, в дальнем торце платформы, напрашивалась сувенирная лавка.
Нет больше с нами Дмитрия Владимировича Гаева, а его дочка больше метросувенирами не торгует.
valkorn, реставрацией занимались люди, которые добивались визуальной цельности (что удалось на 100%) вместо того, чтобы задрачиваться над деталями и показывать народу полдела. А организацией занимались люди, которые не имеют такого опыта и не могут собой настолько жертвовать ради одного мероприятия из длинного списка всего, что готовилось к юбилею. В пресс-службе всё-таки конечное число сотрудников, и все они живые люди, а не роботы.
Хорошо хоть получилось то, что получилось, а ведь могло быть и хуже. Например, вагоны в старой облупленной краске, салоны недоделанные, кабины разграбленные, освещение выключено, внутрь никого не пускают. Я вполне допускал такой вариант, и даже при этом выставка бы произвела фурор.
quantum, цельность цельностью, а перед прикручиванием ручек люди могли свериться с фоточками, ну сириозли. Не спорю, что великий успех, с учетом обстоятельств и сроков, — об этом, собственно, тоже пишу. Но и на ляпы есть смысл обращать внимание, и где как не на Метроблоге.
А насчет бумажных моделек поездов я ошибся. Пресс-служба метро вон сообщает, что на разных станциях раздали свыше 70 тысяч штук. Мне просто не попались, ну бывает.
И, как мне кажется, главное - это понимание руководства метрополитена. Думаю, что не последний человек, от которого зависело это меропрятие -Начальник метрополитена.
Несмотря ни на что, хочется выразить благодарность тем людям которые непосредственно занимались восстановлением вагонов: всем кто изготавливал недостающие детали, клеил, красил, заворачавал саморезы, укладывал ленолиум, выбирал линкруст (пусть и неидентичный "натуральному"). Хочется всем сказать СПАСИБО и пожелать не останавливаться на достигнутом! А допущенные ошибки можно исправить, было бы время, желания и средства!