Метки: депо; измайлово; метровагоны; музей; ретро

Электродепо «Измайлово» и первый вагон московского метро

ТЧ-3 «Измайлово» открыто 14 января 1950 г. — буквально только что справило 65-й день рождения. Обслуживает Арбатско-Покровскую линию. Изначально было укомплектовано вагонами типов А и Б, в дальнейшем через это депо прошли почти все семейства вагонов метро (кроме «номерных»): В, Г, Д, Е и модификации. Теперь здесь обслуживаются «Русичи».

В «Измайлове» хранится самый первый вагон метро А №1, в своё время спасённый местными ремонтниками. В этом году 15 мая Московскому метрополитену стукнет 80 лет, и к солидному юбилею руководство метро решило сделать пассажирам особый подарок: этот и другие музейные вагоны будут бережно отреставрированы. Директор народного музея Константин Черкасский даже признался, что очень бы хотел сделать «Ашку» снова ходовой.

Удастся это или нет, мы с вами узнаем из следующих репортажей, а пока давайте осмотрим вагон в его нынешнем состоянии и прогуляемся по депо:

(эти же снимки, только крупнее)


1. Неприметная проходная депо спряталась за гаражами. Измайловский проспект должен был стать крупной автомобильной трассой, но в силу разных причин проект реализовать не удалось. Здесь он как раз и обрывается.


2. А вот и наш главный экспонат недалеко от входа.


3. Вагоны типов А и Б ходили по метро до 1975 года. После отстранения от пассажирской службы вагон №1 работал в качестве комнаты просвещения — внутри были установлены стенды с полезной для работников депо информацией.


4. Позже в депо нашлись энтузиасты, которые выкинули всё лишнее и восстановили первоначальный вид. Тогда были ещё оригинальные запасные детали, однако некоторых элементов сейчас недостаёт: в частности, в салоне неполный комплект светильников.


5. Окна, которые когда-то свободно сдвигались вверх и вниз, теперь намертво застряли.


6. В остальном — выглядит довольно аутентично, а все недостатки исправит реставрация. Вагон, к огромному счастью, никто не разграблял. Можете сравнить с репликой — номерным «Ретропоездом».


7. В кабине все приборы на месте. Пульт машиниста, мягко говоря, поскромнее будет, чем современные.


8. Здоровенный «руль», который смущал многих пассажиров — им конечно никто никуда не поворачивал, это всего лишь ручной привод стояночного тормоза.


9. Условия кажутся спартанскими. А ведь работали на этих поездах в том числе и женские локомотивные бригады!


10. Схема конца 70-х смотрится здесь не очень уместно, надо её убрать.


11. Стены пассажирского салона отделаны линкрустовыми обоями — особой плотной бумагой с красивыми рельефными узорами, которая покрывается обычной масляной краской. Линкруст из поездов московского метро начали массово убирать в 90-х по соображениям пожарной безопасности, хотя отельные вагоны проходили с ним до самого конца, в частности — самый последний и ставший благодаря этому культовым Е №3605.


12. Эта наклейка тоже лишняя, поскольку гербов на первой линии не было, они появились позже.


13. Вагон был дважды перекрашен — изначальная жёлто-песочная окраска использовалась лишь в первые годы после открытия метрополитена, затем перешли на сине-зелёную цветовую схему (как на этой знаменитой фотографии вагона типа «Г»). При ремонте вагону вернули родные цвета, но со временем краска облупилась, и начал просвечивать предыдущий слой. Наверное, теперь кузов вообще зачистят и покрасят поновой.


14


15. Ну а рядом кипит обычная жизнь депо. Поезда уходят на линию, и возвращаются с неё.


16


17


18


19. Встреча «дедушки» и «внука».


20


21. Традиционный ракурс из канавы.


22


23


24


25. По соседству стоит ещё один экспонат музея — вагон типа Еж №5170. Говорят, его выбирали по состоянию кузова (этот оказался наименее гнилой).


26. СССР давно уж нет, а лозунги решили оставить. (самые внимательные читатели также заметили Ленина на 13-й фотографии)


27


28. Следующим пунктом программы у нас будет посещение местного клуба, а на самом деле...


29. ...бывшего вестибюля станции метро «Первомайская»!


30. Я не оговорился, в самом деле с 1954 по 1961 год внутри депо располагалась временная конечная станция метро. Её закрыли после продления линии на восток, а название передали другой, уже полноценной станции.


31. Платформа стала одним из рабочих нефов депо, в вестибюле теперь актовый зал, а за этой стенкой — спортивные тренажёры.


32. Местная самодеятельность.


33. На сцене обнаружился настоящий дореволюционный рояль братьев Дидерихс! (Diederichs Freres)


34. Пройдёмся по депо ещё немного.


35


36. Этот брутальный агрегат — роторный снегоочиститель.


37. Списанный «номерной».


38. Ещё один раритет — вагон типа Е №4812. Не музейный (в музей попал уже упомянутый 3605).


39. Используется как склад.


40


41


42


43


44


45. В конце экскурсии заглянем к действующему советскому автомату с газводой.


46. Что ж, пора и честь знать. Спасибо за внимание!


47. Напоследок не мог удержаться, показываю вам стоящий на улице у проходной сарай, сделанный из уникального вагона типа Д №2018. На нём в качестве эксперимента были впервые применены полосы гофрирования (здесь они непривычно широкие), которые увеличивают прочность стенок кузова. Все остальные вагоны Д имели абсолютно плоские борта, а уже на следующих типах гофры стали обязательным элементом.


48. Рядом стоит ещё один, совершенно обычный кузов вагона Д, только в нём устроили будку шиномонтажников.
67
Написал quantum 2015.02.24 11:38:30
Рейтинг:
Круто! Жаль нет полноценных ретро-составов. Хотя-бы по 3 вагона...
14
Написал Spirit 2015.02.24 16:28:10

6 фото - бросается в глаза отсутствие закруглений на окнах.
0
Написал jihor 2015.02.24 17:35:49

Очень хочется, чтобы они были действительно отреставрированы и именно бережно, а то появится вместо настоящего линруста его пластиковый аналог, и тогда всё!
3
Написал Const14 2015.02.24 21:42:40

Были ли вагоны Еж и Еж1 отделаны линкрустом?
0
Написал Jamis 2015.02.25 04:50:07

В вагонах старой серии "Не прислоняться" было же написано курсивом
0
Написал taiga 2015.02.25 06:43:12

Схему 70-х я бы оставил - в ней же столько шарма и духа эпохи :)
4
Написал Водитель паровоза 2015.02.25 09:41:45

мне кажется, было бы лучше, если б сохраняли не по одному вагону, а составами.

вообще, конечно, грустно смотреть, во что превратилась бывшая станция Первомайская. нет, конечно тотальной разрухи и грязи там нет... но для столичного депо 21 века, тем более с такой историей, на мой взгляд, вид позорный. уж могли бы отполировать или заменить плитку, убрать гирлянды проводов со стен, оттереть грязь со шкафов... ну и тренажеры в зале - это конечно вообще треш...

по хорошему давно пора из этого депо сделать музей московского метро с полным капремонтом.
а еще жалко вагон переделанный под уличный сарай - насколько я понимаю, он ведь уникальный.
3
Написал uldra 2015.02.25 17:11:33

uldra, ну, так он хоть в виде сарая остался и его всегда можно увидеть на этом месте, а могли и порезать.
3
Написал Dmitry 2015.02.25 21:22:35

Вообще, А, конечно, ценный экспонат и его нужно реставрировать, но он хотя бы выглядит преемлимо. И его и фотографируют и вообще ему практически грех жаловаться на недостаток внимания.
А вот те же Д-ешки- сараюшки - их надо приводить в чувство. Это не так пафосно, денег на это требуется в разы больше, тем более надо как-то выгонять шиномонтаж, но и цель и результат воистину оправданы. Пока ещё есть возможность подарить метрополитену практически аутентичные Д-ешки. По крупицам, по деталям восстановленные. Это могла бы быть красивая история, достойная всяких реставраторских премий.
Это было бы очень здорово.
5
Написал Brunellesky 2015.02.25 22:35:32

Jamis, не были.

taiga, витиеватые надписи точно в Петербурге применялись.
0
Написал quantum 2015.02.26 11:26:22

Хотя бы один старенький вагон на ходу должен быть. Это память. Об ушедшем, которое не вернуть. Молодцы, что не порезали его на металл.
2
Написал razor 2015.02.28 00:01:53

Спасибо за интересный репортаж!
3
Написал pnikolaev 2015.02.28 13:14:22

>>гербов на первой линии не было, они появились позже

Это очень интересный вопрос, насколько позже, учитывая этот снимок: https://trainpix.org/photo/84205/
0
Написал valkorn 2015.05.11 12:38:25

Пишите письма: metronews@mail.ru