Электродепо «Измайлово» и первый вагон московского метро
ТЧ-3 «Измайлово» открыто 14 января 1950 г. — буквально только что справило 65-й день рождения. Обслуживает Арбатско-Покровскую линию. Изначально было укомплектовано вагонами типов А и Б, в дальнейшем через это депо прошли почти все семейства вагонов метро (кроме «номерных»): В, Г, Д, Е и модификации. Теперь здесь обслуживаются «Русичи».
В «Измайлове» хранится самый первый вагон метро А №1, в своё время спасённый местными ремонтниками. В этом году 15 мая Московскому метрополитену стукнет 80 лет, и к солидному юбилею руководство метро решило сделать пассажирам особый подарок: этот и другие музейные вагоны будут бережно отреставрированы. Директор народного музея Константин Черкасский даже признался, что очень бы хотел сделать «Ашку» снова ходовой.
Удастся это или нет, мы с вами узнаем из следующих репортажей, а пока давайте осмотрим вагон в его нынешнем состоянии и прогуляемся по депо:
1. Неприметная проходная депо спряталась за гаражами. Измайловский проспект должен был стать крупной автомобильной трассой, но в силу разных причин проект реализовать не удалось. Здесь он как раз и обрывается.
2. А вот и наш главный экспонат недалеко от входа.
3. Вагоны типов А и Б ходили по метро до 1975 года. После отстранения от пассажирской службы вагон №1 работал в качестве комнаты просвещения — внутри были установлены стенды с полезной для работников депо информацией.
4. Позже в депо нашлись энтузиасты, которые выкинули всё лишнее и восстановили первоначальный вид. Тогда были ещё оригинальные запасные детали, однако некоторых элементов сейчас недостаёт: в частности, в салоне неполный комплект светильников.
5. Окна, которые когда-то свободно сдвигались вверх и вниз, теперь намертво застряли.
6. В остальном — выглядит довольно аутентично, а все недостатки исправит реставрация. Вагон, к огромному счастью, никто не разграблял. Можете сравнить с репликой — номерным «Ретропоездом».
7. В кабине все приборы на месте. Пульт машиниста, мягко говоря, поскромнее будет, чем современные.
8. Здоровенный «руль», который смущал многих пассажиров — им конечно никто никуда не поворачивал, это всего лишь ручной привод стояночного тормоза.
10. Схема конца 70-х смотрится здесь не очень уместно, надо её убрать.
11. Стены пассажирского салона отделаны линкрустовыми обоями — особой плотной бумагой с красивыми рельефными узорами, которая покрывается обычной масляной краской. Линкруст из поездов московского метро начали массово убирать в 90-х по соображениям пожарной безопасности, хотя отельные вагоны проходили с ним до самого конца, в частности — самый последний и ставший благодаря этому культовым Е №3605.
12. Эта наклейка тоже лишняя, поскольку гербов на первой линии не было, они появились позже.
13. Вагон был дважды перекрашен — изначальная жёлто-песочная окраска использовалась лишь в первые годы после открытия метрополитена, затем перешли на сине-зелёную цветовую схему (как на этой знаменитой фотографии вагона типа «Г»). При ремонте вагону вернули родные цвета, но со временем краска облупилась, и начал просвечивать предыдущий слой. Наверное, теперь кузов вообще зачистят и покрасят поновой.
14
15. Ну а рядом кипит обычная жизнь депо. Поезда уходят на линию, и возвращаются с неё.
16
17
18
19. Встреча «дедушки» и «внука».
20
21. Традиционный ракурс из канавы.
22
23
24
25. По соседству стоит ещё один экспонат музея — вагон типа Еж №5170. Говорят, его выбирали по состоянию кузова (этот оказался наименее гнилой).
26. СССР давно уж нет, а лозунги решили оставить. (самые внимательные читатели также заметили Ленина на 13-й фотографии)
27
28. Следующим пунктом программы у нас будет посещение местного клуба, а на самом деле...
29. ...бывшего вестибюля станции метро «Первомайская»!
30. Я не оговорился, в самом деле с 1954 по 1961 год внутри депо располагалась временная конечная станция метро. Её закрыли после продления линии на восток, а название передали другой, уже полноценной станции.
31. Платформа стала одним из рабочих нефов депо, в вестибюле теперь актовый зал, а за этой стенкой — спортивные тренажёры.
32. Местная самодеятельность.
33. На сцене обнаружился настоящий дореволюционный рояль братьев Дидерихс! (Diederichs Freres)
34. Пройдёмся по депо ещё немного.
35
36. Этот брутальный агрегат — роторный снегоочиститель.
37. Списанный «номерной».
38. Ещё один раритет — вагон типа Е №4812. Не музейный (в музей попал уже упомянутый 3605).
39. Используется как склад.
40
41
42
43
44
45. В конце экскурсии заглянем к действующему советскому автомату с газводой.
46. Что ж, пора и честь знать. Спасибо за внимание!
47. Напоследок не мог удержаться, показываю вам стоящий на улице у проходной сарай, сделанный из уникального вагона типа Д №2018. На нём в качестве эксперимента были впервые применены полосы гофрирования (здесь они непривычно широкие), которые увеличивают прочность стенок кузова. Все остальные вагоны Д имели абсолютно плоские борта, а уже на следующих типах гофры стали обязательным элементом.
48. Рядом стоит ещё один, совершенно обычный кузов вагона Д, только в нём устроили будку шиномонтажников.
Очень хочется, чтобы они были действительно отреставрированы и именно бережно, а то появится вместо настоящего линруста его пластиковый аналог, и тогда всё!
мне кажется, было бы лучше, если б сохраняли не по одному вагону, а составами.
вообще, конечно, грустно смотреть, во что превратилась бывшая станция Первомайская. нет, конечно тотальной разрухи и грязи там нет... но для столичного депо 21 века, тем более с такой историей, на мой взгляд, вид позорный. уж могли бы отполировать или заменить плитку, убрать гирлянды проводов со стен, оттереть грязь со шкафов... ну и тренажеры в зале - это конечно вообще треш...
по хорошему давно пора из этого депо сделать музей московского метро с полным капремонтом.
а еще жалко вагон переделанный под уличный сарай - насколько я понимаю, он ведь уникальный.
Вообще, А, конечно, ценный экспонат и его нужно реставрировать, но он хотя бы выглядит преемлимо. И его и фотографируют и вообще ему практически грех жаловаться на недостаток внимания.
А вот те же Д-ешки- сараюшки - их надо приводить в чувство. Это не так пафосно, денег на это требуется в разы больше, тем более надо как-то выгонять шиномонтаж, но и цель и результат воистину оправданы. Пока ещё есть возможность подарить метрополитену практически аутентичные Д-ешки. По крупицам, по деталям восстановленные. Это могла бы быть красивая история, достойная всяких реставраторских премий.
Это было бы очень здорово.