С 1 февраля московских пассажиров, пользующихся городским общественным транспортом, ждет первая порция изменений, которая в итоге должна привести к кардинальной перестройке системы оплаты за проезд. Самые масштабные нововведения ждут нас со 2 апреля. Нет сомнений, что весной многие пассажиры ощутят на своих кошельках и нервах последствия многоходовых изменений, которые задумали столичные власти.
Тарифы стучатся дважды
Глава департамента транспорта, заместитель мэра по вопросам транспорта и развития Москвы Максим Ликсутов на днях пояснил москвичам, какие изменения стоимости проезда в общественном транспорте их ждут в этом году. Чиновник сообщил, что цены на билеты не только не вырастут, но и местами даже упадут, рассказал о расширяющихся опциях оплаты, и о том, что проезд в транспорте будет более удобным и комфортным.
Но подробное изучение постановления столичного правительства «Об утверждении тарифов на услуги по перевозке пассажиров и багажа общественным транспортом города Москвы» показало, что далеко не все задуманные перемены покажутся пассажирам приятными.
Осенью прошлого года столичный мэр Сергей Собянин объявил, что повышения тарифов на общественный транспорт в наступающем году не будет. Но в конце декабря появилось упомянутое постановление, содержащее сразу три сетки тарифов проезд в общественном транспорте. Это периоды 1—31 января (цены не отличаются от действующих сейчас), 1 февраля — 1 апреля, 2 апреля — 31 декабря.
С 1 февраля особых изменений не будет. Пожалуй, главным из них является появление универсальной карты. Проще говоря, билет на метро можно будет использовать не только в подземном, но и в наземном транспорте. Похвальная задумка, особенно с учетом постоянных пробок, которые образуют на входе в автобусы и троллейбусы пассажиры, приобретающие билеты у водителя.
Но изменения, которые ждут пассажиров 2 апреля, в комплексе скорее им не понравятся.
Одноразовый пассажир
Пока в инновациях московских властей активные интернет-пользователи усмотрели лишь отмену билетов на 1 и 2 поездки в метро. Со 2 апреля приобрести их можно будет только в автоматах по округленным ценам — 30 и 60 рублей соответственно. Получается, что такие поездки станут дороже более чем на 7%.
По окончанию трехмесячного переходного периода с 1 июля продавать разовые билеты и вовсе перестанут. Желающие прокатиться 1-2 раза должны будут покупать так называемый электронный кошелек (смарт-карта). Стоимость поездки — 28 рублей, но при приобретении карты придется оставить возвратный залог в 50 рублей.
Конечно, ничего ужасного в электронном кошельке нет. Такие средства платежа, кстати, распространены во многих странах, да и 50 рублей не жалко, если пользуешься услугами подземки время от времени. Тем более что кошелек пополняемый. Через банкоматы, терминалы или автоматы в метро на карту можно положить деньги.
Но однозначно нововведение будет неудобным для гостей столицы, которые используют ее как перевалочный пункт. Трудно представить, что обвешанный чемоданом транзитный пассажир, переезжающий, скажем, с одного вокзала на другой, обрадуется более сложной процедуре — ведь карту не только нужно купить, но и сдать, чтобы получить назад свой залог. Не в восторге будут и автомобилисты, которые время от времени спускаются под землю.
Желание истребить билеты на 1 и 2 поездки московские власти объясняют двумя причинами. Во-первых, билеты с чипами — дорогое удовольствие. Производство бумажных карт на 1 и 2 поездки просто не окупается. Во-вторых, власти всерьез решили бороться с очередями у касс. Во многом, кстати, они состоят из пассажиров, предпочитающих одноразовые билеты. Таких людей, по оценкам, четверть от всего потока. Ощущается в этом какое-то нарочитое отсутствие логики. Если таких пассажиров столь много, то было бы справедливо не ущемлять их интересы. Кроме того, многие такие люди уже давно покупают билеты в автоматах.
Но их ждет весьма небогатый выбор: или обзаводись электронным кошельком или покупай привычный бумажный билет, но на не менее чем 5 поездок. Этот билет, кстати, с апреля подорожает со 135 до 150 рублей, то есть на 11,1%.
Ограничение в поездках
На первый взгляд, чиновники последовательны в исполнении своих обещаний. У активных пассажиров, действительно, появляются новые возможности.
Помимо уже упомянутого универсального билета для всех видов транспорта, ещё одна хорошая новость – проездные на 20 и 60 поездок подешевеют на 20 и 45 рублей соответственно. Экономия — примерно 0,4%. Но, как правило, хорошей новости всегда сопутствует плохая. Так, со 2 апреля исчезнут проездные на 30, 90 и 365 дней без лимита поездок, предназначенные только для метро.
Пояснение, правда, Ликсутов дал только по годовым абонементам — ими, мол, пользуется не больше 1% пассажиров.
Тем не менее, возможность приобрести за фиксированную цену получить право на безлимитный проезд на определенный срок сохранилась, и пользоваться ей можно будет для оплаты проезда не только в метро, но и на других видах общественного транспорта.
Предусмотрено 4 вида смарт-карт без лимита поездок: на сутки (200 рублей), на 30 дней (2200 рублей), на 90 дней (5200 рублей) и на 365 дней (17 000 рублей). Теперь сравним, как могут измениться расходы. Сейчас безлимитный проездной на год, которым можно пользоваться только в метро, обходится в 11 430 рублей, безлимитная годовая карта, которую можно будет купить со 2 апреля — 17 тысяч.
Если вы используете только метро, то покупать её разорительно. Вот самый элементарный расчет: в этом году 247 рабочих дней, постоянные пассажиры, по крайней мере, дважды в день, то есть 494 раза в год, прикладывают документ к турникету. Получается, что одна поездка сейчас стоит 23,13 рубля, а со 2 апреля подорожает до 34,41 рублей, то есть на 50% дороже. Дорого? Справедливости ради стоит заметить: если хотя бы дважды в день вы пользуетесь ещё и наземным транспортом, то одна поездка в комплексном варианте будет дешевле, чем сейчас, — чуть больше 17 рублей.
Ещё сильнее не повезет нынешним пассажирам, которые вовсе не желают стоят в очередях за билетами и используют банковские карты с транспортным приложением (это обычные дебетовые или кредитные карты, которыми можно расплачиваться в транспорте, приложив их к считывателю). Казалось бы, желая снять напряжение и разгрузить кассиров, нужно поддерживать людей, которые открыты к современным технологиям.
Но им подготовили неприятный сюрприз. Сейчас цена одной поездки уменьшается по мере увеличения количества поездок. Если сейчас вы совершили за месяц, например, 40 поездок (а они фиксируются, учитываются и списываются банком с карты в начале следующего месяца), поездка в метро обходится в 22,06 рубля, если 70 и более поездок – то 17,87 рублей.
Со 2 апреля за каждую из поездок на любом виде транспорта будут списывать по 26 рублей.
Водитель в розницу не торгует
И последний момент, касающийся пассажиров, которые изредка пользуются наземным транспортом. Со 2 апреля водитель в салоне продаст вам билет как минимум на 4 поездки за 100 рублей (25 рублей поездка). Казалось бы, это меньше, чем нынешние 28 рублей, но есть достаточно людей, прибегающих к услугам наземного транспорта раз в год.
Безусловно, логика в действиях транспортных чиновников есть. Заторы из пассажиров, которые приобретают билеты на входе, сильно задерживают движение. Поэтому власти хотят стимулировать людей реже покупать билеты. Все это так, но только пунктов продажи билетов в городе явно недостаточно, да и работают они в определенные часы.
Пожалуй, впервые транспортные чиновники попытались использовать в подготовке тарифов маркетинг, предлагая максимальное разнообразие опций. Но давно известно, что там, где маркетинг — жди подвоха. Не повышая тарифы, транспортники разработали такую схему, что многие возможности просто исчезнут, а что-то станет невыгодным.
Это уже хорошо знакомо нам по работе в технологичных сферах, где вас сначала просят перейти на новый тариф, хотя старый вам и привычней, и выгодней, а потом просто переводят сами.
Из новой, разработанной московским правительством сетки извлечь выгоду смогут только своего рода универсальные пассажиры, которые много и часто ездят и не пользуются современными технологиями. Но только люди редко бывают идеальными. Все хотят персональных планов, в том числе и тарифных.
Отмена скидки при оплате проезда банковскими картами - огромный шаг назад. Пытаются бороться с очередями, и сами же стимулируют появление этих очередей. Я, отказавшись от оплаты проезда по карте, буду покупать билет на 20 поездок, создавая собой очередь в кассе каждые 10 дней.
Стоимость билета на 5 поездок не поддаётся никакой логике. Такой заградительный тариф - верный путь к оттоку случайных автомобилистов, решивших пересесть на метро, обратно на личные автомобили.
"Во-первых, билеты с чипами - дорогое удовольствие"
Ну наконец-то догадались! Сколько же лет потребовалось, чтобы это понять?
Но ход, я считаю, верный.
50 рублей за электронный кошелёк - не так и много, париться из-за этого не стоит. Купил один раз и пользуешься (даже если раз в год в метро надо).
Интересно, каков срок действия билетов на 4 поездки, что продают водители в салоне? Если не 3 дня с момента первого прохода, а хотя бы 45 дней, то это ещё куда бы ни шло. Но, думаю, лучше бы продавали по 50 рублей на 2 поездки.
И сколько же всё-таки будет стоить 1 поездка на метро по электронному кошельку? 26 или 28? На картинке написано 28, в тексте поста - 26.
Я так понял, что на электронный кошелек можно будет записывать любые виды билетов. Кладешь 2000 тысячи, 1200 уходит на проездной на 60 поездок, сколько-то там — на проездной МГТ. Остаток можно будет использовать потом.
У водителя вроде собирались реализовывать еще "90 минут", отменили ???
Если не возражаете, мое разъяснение ситуации:
Билет "90 минут" - Это единый проездной билет на все виды наземного транспорта в течении 90 минут и одного прохода в метро. Тот самый билет за 50 рублей. Вводится со 2.04.2013
Билет "Универсальный" - Это билет на все виды транспорта (метро-автобус-трамвай-троллейбус) со списанием одной поездки при каждой валидации. Впервые вводятся 1 февраля еще по ценам одной поездки на метрополитене, а начиная со 02.04.2013 - цена одной поездки с таких билетов в любом виде общественного транспорта на билетах емкостью до 5, подорожает до 30 рублей. Будет продаваться в метрополитеновских автоматах вместо билетов на метро на 1 и 2 поездки начиная с 1 февраля (сначала по 28 и 56, после 1 апреля по 30 и 60 рублей соответственно).
Соответственно, для каждого из этих билетов, будут существовать их электронные аналоги, предназначенные для зарядки на электронные кошельки: 44 - тот самый билет "90 минут" (или иначе называемый - Комплексный ), 28 рублей - Универсальный и 26 рублей - Мосгортрансовский)
Натурально убивает полное удаление из тарифного меню БИЛЕТОВ ТОЛЬКО НА МЕТРО, даже из тарифов на "Электронном кошельке": допустим, я хочу положить на свой будущий "Электронный Кошелек", а если быть точнее - на ЕТК (Единую Транспортную Карту Московского Региона) по одной поездке на автобус и на метро, с автобусом все понятно, его тариф остается, а для поездки на метро придется класть "Универсальный", одинаково применимый и на метро и в автобусе, правда по уже по более дорогой стоимости, а валидатор в автобусе-трамвае-троллейбусе может предпочесть для активации не свой, билет, а именно, более дорогой "Универсальный", припасённый для метро - про очередность списания билетов с ЕТК никто не объясняет. А если я кладу много билетов на НОТ и на метро, то получается форменная Русская Рулетка...
На мой взгляд, повышение цен (хоть и не в почти 2 раза) все-таки произойдет: цена поездки на автобусе с электронного кошелька - 26 рублей, тогда как сейчас, на магнитных носителях, судьба которых с 1 июля вилами по воде писана, только 25 рублей, и если магнитные билеты будут упразднены, то подорожание поездки на наземном транспорте на рубль (а то и на все три) станет фактом; будет отменен суточный проездной на наземном транспорте за 60 рублей и заменен суточным единым проездным уже за 200 рублей, то есть добавляя только один вид городского транспорта, суточный дорожает больше чем в 3 раза ? И, наконец, тот факт, что Универсальный билет на 5 поездок будет стоить со 2 апреля не 135 рублей, как с начала февраля, а 150 и вместе с заверениями о неподорожании стоимости проезда, убивает всякий оптимизм насчет этой "реформы" и сеет сомнения во все обещания, но особо трагичного ничего нет...
P.S: Для меня самым лучшим временем реформы будет промежуток между 1 февраля и по 1 апреля: все-таки Универсальный билет - это ОЧЕНЬ удобная штука, и если бы они оставили Универсальный-5 по цене 135 рублей, то именно этот билет, по-моему мнению, мог-бы стать настоящим хитом продаж
Проблема 1-2 поездочных назревала с самого начала: больно жирно делать "электронное устройство" для оплаты 1 поездки. Может быть бы стоило поискать другой способ решения этой проблемы: или возврат залога за сданный при выходе билет, который потом возвращается в кассу, как это сделано в Сеульском метро или печатать на бумажных билетах QR-Коды как в Праге Наверное, возможно что-то еще...
Не очень понимаю, чего они хотят добиться: создают проблемы тем, кто ездит 1-2 раза, также создают проблемы тем, кто ездит постоянно. Они хотят оправдать лярды, вложенные в строительство автодорог, ожидая что люди, устав от идиотизма метро, купят себе машину или что?
Ну кроме завуалированного повышения цен, разумеется.
возврат залога за сданный при выходе билет, который потом возвращается в кассу, как это сделано в Сеульском метро
В Китае проще: покупаете жетон на 1-N поездок, при израсходовании последней, при выходе, опускаете свой жетон в автомат, без этого вас не выпустят (у них турникеты на входе и выходе, мостик на дифференцированную от времени-расстояния стоимость проезда). Жетон по типу пластиковой карты, продают обычно уже потёрные (ну, кроме Сианя, там метро только недавно запустили, оно прямо сияет :-) ), ну и фиг с ними.
> Не очень понимаю, чего они хотят добиться: создают проблемы тем, кто ездит 1-2 раза, также создают проблемы тем, кто ездит постоянно.
Отвадить от касс всех кто покупал на 1-2 поездки без особых на то причин. Я вот тоже: всегда покупал именно по 1 поездке, а теперь прикинул, и получается, что мне отлично подойдет Универсальный-11
Те кто покупал билет на 1-2 поездки, могли делать это в автомате (если он работал). Сейчас они будут покупать универсальную карту, а затем сдавать её. Вместо 1 обращения в кассу, у них будет 2. Или цена поездки для них будет не 26 рублей, а 76 (на 200% дороже!). С учётом вечных очередей в кассы метро и отстутсвия касс в холлах на выход на вокзалах верно второе.
Приезжие не смогут воспользоваться банковской картой с метрочипом потому что в России такие карты эмиссироваться не будут по причине отсутствия спроса.
Те кто покупал метро на месяц-квартал-год - теперь будут платить наполовину дороже при том же количестве обращений в кассу и том же количестве потребляемых услуг.
Каких пассажиров в метро больше: тех кто на 1-2 поездки или тех кто по длительным проездным? Сдаётся мне что цель - повышение тарифов на 50%.
По тарифной политике метро всё ближе к РЖД:
- Москва-Мытищи = 693 руб.
- Мытищи-Ивантеевка = 693 руб.
- Москва-Ивантеевка = 1885 руб. (!!!)
- Москва-Болшево + большая Москва (все дни) = 1080 руб.
- Москва-Болшево (только будни) = 1400 руб. (!!!)
В 5-ую зону входит напр. три станции: покупая абонемент до 3-ей (последней) можно выходить на всех трёх, покупая только до первой - только на первой.
Покупая билет "до Москвы" норовят вместо до "Москвы-Яр" продать до "Москвы-3" чтобы на "Москва-Яр" отдать ещё 100 рублей в кассе на выход (и никого не интересует что Москвы-3 проезд оплачен, а на Москве-3 нет ни автоматов, ни касс). А если взял купленный билетик в руки утверждают что возврату проданные билеты не подлежат, если не взял - подлежат.
И тоже, вроде бы, сплошная экономия... Только башка уже пухнет от таких "инноваций" и приходится все их подлянки, подставы, наё**ки, обман и пр. записывать.
Разобраться в новых тарифах вообще нереально. Нужно консультантов на каждой станции ставить со 2 апреля. Сложней, чем кредит взять...
Но в целом я наверное буду брать "90 минут" на 60 поездок, со сроком действия 3 месяца. Вообще очень радует, что теперь все билеты >=5 поездок действуют 90 дней.
Или цена поездки для них будет не 26 рублей, а 76 (на 200% дороже!).
Две монеты, залоговая стоимость за транспортную карту в размере 50 рублей возвращается при сдаче её в кассу. Поэтому удорожания проезда на 200% не будет.
1. схема с возвратом карт уже много лет работает для проездных на электрички и метро. Только чтобы вернуть карту нужно всю жизнь таскать с собой чек, в котором указано что действительно 50 рублей потрачены на её покупку.
2. вы часто бываете у касс вокзалов? Там аншлаг в любое время дня, особенно утром. Кассы открываются одновременно с метро, а поезда приходят всю ночь - люди ночуют в переходах и с 4-ёх ночи занимают очередь к кассам. Да, можно поставить автоматы продажи билетов в переходе и решить проблему, но во-первых это не территория метро, а во-вторых у тех кто принимает решение уже много лет чёткое мнение, что Люди на метро не ездят, только быдло, и общаться с ним этим сбродом нужно как с быдлом.
Отдельные личности не помнут и не выбросят чек, потратят "90 минут" в двух очередях и проедут действительно за 26 рублей, но для большинства поездка станет 76.
Пидорасы, что еще сказать. На метро ездить становится разорительнее и геморройнее, пересадка на машину не вариант - город и так уже практически встал.
Они, видимо, очень хотят висеть на кремлевских елочках - вот и стараются, раззадоривают народ.
–14
Написал Jorian 2013.01.23 13:35:01 Его комментарий скрыт
Не понятно, что с 90 минутным за 50 рублей, его в метро можно будет купить? Или только в наземном ОТ? Просто все обсуждают, что сложно купить карту за 50 да ещё + поездка 28 итого 78 рублей, а ведь проще купить 90 минутный билет.
Есть маленькая мысль о том, что до кого-то дошла одна простая вещь: использовать недешёвые ультралайты до одной-двух поездок и потом их тупо выбрасывать - это слишком шикарно. Себестоимость билета сжирает изрядный процент уплаченного пассажиром, да ещё потом приходится вывозить из вестибюлей тонны макулатуры и платить за утилизацию.
А идея того, чтобы турникеты "съедали" одноразовые билеты, чтобы их можно было пускать в повторный оборот, сочтена нецелесообразной - наверняка не в последнюю очередь из-за цены переоборудования турникетов, усложнения и удорожания обслуживания, а заодно и уменьшения пропускной способности турникетов. Да и билеты пришлось бы делать не картонными, а пластиковыми, что тоже влетит в копеечку.
Пошли по пути наименьшего гиммороя и финансовых затрат.
Крайними оказались пассажиры.
Напоминает Мосгортранс: проезд по БСК стоит ровно столько же, сколько по обычному билету, хотя Мосгортрансу это обходится явно намного дешевле - БСК можно заряжать постоянно, а не покупать одноразовые бланки, пусть и на какое-то количество поездок. Да и проход по БСК через турникет заметно быстрее, чем по обычному билету, т.е. автобусу/троллебусу/трамваю меньше времени нужно на посадку пассажиров.
Но при этом обычный билет можно купить где угодно, а БСК заряжается только в отдельных ларьках, а не во всех и расположение этих ларьков зачастую оставляет желать лучшего. Да ещё впридачу печатается чек не на дешёвой чековой бумаге, а на обычном бланке билета. Недавно побывал на открытии "Пятницкого шоссе". Ларёк с аппаратом зарядки БСК оказался не у метро - там везде оказались обычные ларьки, а до него ещё надо было добираться на отдельную остановку автобуса в самом районе и не на самую проходную с точки зрения пассажиропотока.
Даа... Решили прикрыть лавочку по обогащению производителя Ультралайтов. Но в качестве компенсации отменили и самые удобные билеты, а банковские карты сделали почти бесполезными. Разве что ездить на метро по ним в кредит. :)
Две монеты, в Санкт-Петербурге лет десять назад, если мне память не изменяет, как раз была такая система: покупаешь поездки на метро, тебе их записывают на пластиковую карту. При каждом проходе в метро ты эту карту опускаешь в турникет. Если поездок на карте осталось больше одной, турникет карту возвращает, списывая один проход. Но затем эта система была переоборудована на комбинацию жетонов и бесконтактных карт.
Жетоны удобны для разовых входов и туристов, карты для резидентов. Впрочем, гхкм, одна иностранная леди меня поставила в тупик вопросом, можно ли купить поездки на метро по пластиковой карте. Я был вынужден признать, что нет. А в голове отметил, что, пожалуй, нигде в России нельзя купить поездки или оплатить проезд банковской картой вместо наличных.