Набережночелнинский трамвай — фотоэкскурсия, часть 2-я: Новый город и заводские линии.
Продолжаем экскурсию по трамвайной системе города Набережные Челны. В первой части обзора рассказ шёл о старой части города. Сегодня же мы пройдёмся по проспектам Нового города и посмотрим что же собой представляет трамвайная инфраструктура, ведущая к заводам КамАЗа.
Всех читателей Метроблога приветствует водитель 0135 вагона — Равиль Хабибуллин!
Итак, те, кто видел первую часть обзора, уже знают, что трамвайная линия попадает из Старой части города в Новую, проходя протяжённый участок, вынесенный далеко за жилые кварталы, идущий вдоль Федеральной трассы М-7 или — как её привыкли называть челнинцы — «Автодороги №1».
Трамвайная линия вдоль «Автодороги №1» (вдалеке видны несколько новых домов Нового города)
С данной Федеральной трассы трамвайные пути и вливаются в Новый город — причём, в двух местах: с улицы Беляева и с проспекта Вахитова. И начнем мы с улицы Беляева.
Но перед этим следует пояснить, что собой вообще представляет Новый город — где, собственно, и живу я, а также ещё порядка 300 тысяч челнинцев из общего числа более чем полумиллиона, проживающих на сегодняшний день в Набережных Челнах.
Новый город состоит примерно из 25 довольно больших «квадратов», границами которых служат: 4 главных продольных проспекта: — проспект Чулман (ранее Ленинградский), — проспект Сююмбике (ранее Ленинский), — проспект Мира, — проспект Московский.
Трамвайные пути проложены по двум из них — по Сююмбике и Московскому.
и 7 поперечных проспектов и улиц: — улица Академика Королёва, — проспект Дружбы Народов, — улица Раиса Беляева, — проспект Хасана Туфана, — проспект Вахитова, — проспект Автозаводский, — проспект Яшьлек.
Трамвайные пути проложены по трём из них — по улице Беляева, проспекту Вахитова и проспекту Яшьлек.
Схема трамвайных линий, а также проспекты Нового города, вдоль которых эти линии проложены
Внутри этих «квадратов» расположены жилые микрорайоны, именуемые «комплексами» (это кстати относится не только к Новому городу, но и к посёлкам ГЭС и ЗЯБ). Всего в Новом городе комплексов — чуть более 70-ти.
«Кусочек» Нового города, и... дома-«клоны»: 3D карта 44 и 45 комплексов (с сайта www.gorod3d.ru)
Для челнинцев ориентироваться по комплексам стало уже давно привычно и удобно. Поэтому если Вы спросите случайного прохожего жителя Челнов, где находится дом по адресу, к примеру «проспект Автозаводский, д. 36» — вряд ли получите внятный ответ, а между тем «проспект Автозаводский, д. 36», переводя на понятный челнинцам язык является домом «49/03», где «49» — номер комплекса, а «03» — номер дома. В каждом комплексе разное количество домов — где-то больше где-то меньше, а в среднем их около 15–20-ти (включая не только жилые дома, но и школы, детские сады, магазины, и другие учреждения, адреса которых также имеют подобный вид: 1/03, 7/20, 19/01, 65/13 и т.д.)
Типичная многоэтажная панельная застройка Нового города (на фото: 5-й, 6-й, 16-й комплексы), а также 25-ти этажная цилиндрическая башня Бизнес-центра «2.18» (некогда самого главного городского долгостроя) — реклама которой кстати, висит на торце одной из девятиэтажек на фото
Но продолжим рассказ о трамвае. Итак улица Беляева (ранее улица Космонавтов).
Начало улицы Беляева — остановка «ГИБДД» — здесь расположен диспетчерский пункт и разворотное кольцо со смотровой ямой
Вагоны на разворотном кольце на улице Беляева (позади видна часть Федеральной трассы М-7)
Вагон 0111 на кольце Беляева и здание ГИБДД
Через две остановки от кольца на улице Беляева развилка. Одна часть линии уходит на Московский проспект, другая — тянется дальше прямо по улице Беляева.
Развилка улица Беляева — Московский проспект. Вагон-сетеизмеритель поворачивает с Московского проспекта. Рядом видна линия, уходящая дальше по улице Беляева.
И, кстати, именно этот отрезок (тот который «дальше по улице Беляева») является самым новым трамвайным участком в городе. Он был открыт 8 октября 2008 года — в день 35-летнего юбилея Челнинского трамвая.
Вот как это было:
На фото: Рашид Шамсутдинов — директор ООО «Электротранспорт», Сергей Когогин — гендиректор ОАО «КамАЗ» (КамАЗ вложил в строительство ветки 48 миллионов рублей), Ильдар Халиков — в 2008 году мэр города (ныне премьер-министр Татарстана), и ещё два каких-то чиновника один из которых — чей-то зам из Минтранса РФ
В добрый путь!
Развилка Беляева — Московский с другого ракурса. Кстати, позже мы к этой развилке ещё вернёмся, обогнув Новый город по большому кольцу).
Далее (после пересечения с Московским проспектом) новые трамвайные пути на улице Беляева тянутся на протяжении более 2-х км — на этом участке расположены две остановки: «УВД» и «Сбербанк», а между ними — пересечение с проспектом Мира.
Вагон №0101 в районе остановки «УВД», здание которого, кстати, по каким-то непонятным мне причинам имеет розовый цвет, хотя кроме меня, по-моему на это никто не обращает внимания...
Поворот с улицы Беляева на проспект Сююмбике (до 1992 года — Ленинский). Здесь тоже трамвайные пути появились не так давно — в декабре 2006 года
Проспект Сююмбике — в соответствии с генеральным планом города, разработанным ещё в Советские времена — должен был стать центральным проспектом Нового города, но не случилось: помешал развал Советского Союза. Теперь вдоль значительной части проспекта — огромный пустырь, который всё ещё планируют превратить в Центр города, но уже по современным стандартам — здесь должен появится так называемый «Челны-Сity».
В районе остановки «Центр» и мэрии города (пересечение проспекта Сююмбике и Хасана Туфана (ранее проспект 50-ти летия СССР)
Ну и непосредственно сама остановка «Центр»
«Пушкинская» — следующая после «Центра» остановка. Кстати, именно здесь ежегодно 9 мая местные флешмоберы устраивают вот такое веселье. Ну, а на фото — два из трёх самых высоких зданий в городе. Первое — 82-х метровый 25-этажный жилой дом 19/01 — единственное сооружение, которое успели начать строить в предполагаемом старом генпланом Центре города, да и то много лет (с 1980-х гг.) этот дом стоял в недостроенном виде, привлекая местных бомжей, малолетних самоубийц и бейсджамперов. Окончательно его сдали в эксплуатацию лишь 4 года назад. Вообще по замыслу архитекторов — таких башен должно было быть 4 штуки — вот так. Ну, а на дальнем плане — 24-х этажная башня жилого комплекса «Сююмбике», появившаяся в 2009 году.
Остановка 45-й комплекс — здесь заканчивается Центральный район и участок новой трамвайной линии, построенной в 2006 году. Дальше — Автозаводский район и ещё одна двусторонняя развилка — одно направление на проспект Вахитова, другое продолжается по Сююмбике
Развилка «Вахитова-Сююмбике». На заднем плане — ещё одно напоминание о нереализованных планах Центра города — недостроенный широченный пешеходный мост. Именно отсюда и на протяжении всего Центра вдоль проспекта Сююмбике (до мэрии), по замыслу архитекторов, должна была тянуться широкая пешеходная зона — предполагаемое место традиционного проведения первомайских демонстраций.
Сразу после пересечения с Вахитова — остановка «Ледовый дворец», который собственно здесь и расположен. Вообще в Челнах подобного сооружения не было долгие годы, и лишь в середине 2000-х гг. город получил ледовую площадку с искусственным льдом. Опять возвращаюсь к тому что Челны — город нереализованных проектов — так как огромный дворец спорта, чуть ли не третий по размерам в Союзе начали строить в 1980-х гг, правда в другом месте на проспекте Ленинградский (ныне Чулман) -, но ...развал Советского Союза ... и о том дворце теперь напоминают лишь оставшиеся бетонные сваи да название остановки на проспекте Чулман, именуемая «Дворец спорта».
А это то, что было построено в середине 2000-х гг. — скромная полуторотысячная ледовая площадка
Дальше проспект Сююмбике уходит в совсем уж спальные районы: 49-й, 50-й, 51-й комплекса и заканчивается малоэтажно частной застройкой.
В конце проспекта Сююмбике — разворотное кольцо с диспетчерским пунктом. Ну, а дальше линия уходит на проспект Яшьлек (ранее Комсомольский) — здесь Северо-восточная окраина города.
Голубые «ревизорские» (служебные) вагоны на кольце Сююмбике
Начало проспекта Яшьлек (позади виден поворот трамвайной линии с проспекта Сююмбике)
Это же место, с другого ракурса — впереди проспект Яшьлек (Молодёжный в переводе с тат.)
Чего-то интересного на проспекте Яшьлек вряд ли можно найти — это, как я уже говорил, по сути самый конец города — хотя последние годы это место постепенно оживает: здесь был построен крупнейший в городе продовольственный гипермаркет «Эссен», под крышей которого разместился и один из 33-х действющих в России магазинов электроники немецкой сети Media Markt. Также в настоящее время здесь строится большой новый микрорайон на 17 тысяч жителей (65-й комплекс).
Пересечение проспектов Яшьлек и Мира
Остановка «Рембыттехника»
После «Рембыттехники» часть трамвайных путей уходит дальше прямо по проспекту Яшьлек, который затем переходит в улицу Моторную и промышленныю зону с Заводом двигателей КамАЗа и Кузнечным заводом:
Ну, а другая часть линии делает поворот на Московский проспект, по которому мы и продолжим нашу экскурсию:
Московский проспект — один из четырёх основных проспектов Нового города, протяжённостью около 6 км (трамвайные пути имеются на протяжении 4 км), получил своё название в честь московских строителей, возводивших в 1970-х гг. часть жилых домов на этой магистрали. Является одним из немногих проспектов, не подвергшихся переименованию в 1990-х гг.
Одна из самых многолюдных остановок на Московском проспекте — «Рынок». Вдалеке видна двухуровневая безсветофорная развязка с проспектом Вахитова, далее через остановку имеется ещё одна точно такая же -, но только с проспектом Хасана Туфана
Спуск по мост
Под мостом
Выезд из под моста
Остановка «Ак Мечеть»
Ну и в итоге трамвайные пути на Московском проспекте упираются в пересечение с улицей Беляева. То есть как раз в ту точку, вернуться в которую, сделав большой круг, я обещал выше.
Вагон 072 поворачивает с проспекта Московский на улицу Беляева
Вот такой круговой маршрут мы с Вами только что проделали по Новгородским проспектам, по которым проложены трамвайные пути.
Не заглянули, правда мы ещё на проспекта Вахитова — давайте сделаем это, и далее перейдём к заводским КамАЗовским путям.
Вагон 090 спускается под мост. На Вахитова также имеется двухуровневая развязка (с проспектом Мира)
Тот же спуск, но с другой стороны
Местная шутка: только в Челнах трамваи могут ездить через океан. Вагон 026 у остановки магазин «Океан» и...суровые Челнинские мужчины-водители)
Но давайте теперь покинем город и отправимся в промышленную зону, к заводам КамАЗа — крупнейшего на территории бывшего СССР комплекса предприятий по производству грузовых автомобилей, тракторов, дизельных двигателей и комплектующих.
Строительство комплекса заводов началось в конце 1960-х — начале 1970-х гг. КамАЗ строили всей страной, на строительной площадке работало до 100 тыс. человек. Население некогда небольшого города — Набережных Челнов — росло стремительными темпами — с 30 тыс. в 1960-е гг. до полумиллиона к концу 1980-х гг.! Завод был рассчитан на производство 150 тыс. большегрузных автомобилей и 250 тыс. двигателей в год.
Закладка первого камня в основание будущего завода. Фотография, обошедшая все Советские и многие мировые СМИ и ставшая уже легендарной
В советские годы на предприятии работало около 100 тыс. человек. И естественно рабочих нужно был каким-то образом доставлять на заводы. Для этого в 1973 году и было запущено трамвайное движение. Первой появилась линия до Ремонтно-инструментального завода (РИЗа), затем строились участки на Литейный, Кузнечный, Прессово-рамный заводы (ПРЗ).
1973 год — открытие движение до РИЗа (фото из архива трамвайного управления КамАЗа (ООО «Электротранспорт»)
На сегодняшний день к заводским цехам КамАЗа на трамвае можно добраться по трём веткам:
1) От проспекта Яшьлек, далее переходящей в улицу Моторную — к Заводу Двигателей и Кузнечному заводу.
От развилки (Узла) Хасана Туфана:
2) к Автомобильному, Автосборочному, Прессово-рамному заводам, а также ЗМА (бывший завод микролитражных автомобилей, выпускавший «Оку», а ныне завод «Соллерс»).
3) к Ремонтно-инструментальному и Литейному заводам.
Улица моторная. Направление к Заводу двигателей
Ещё этот же участок. Позади жилые массивы Нового города
Две системы заводских СМЕ: 0100+098 и 0123+0125 в районе конечной Завода двигателей. В Татарстане системы остались лишь в Челнах — ни к Казани, ни в соседнем Нижнекамске их нет.
Кстати с Заводом двигателей связана самая трагическая страница истории КамАЗа, да и всего города. 14-го апреля 1993-го года случился страшный пожар — в течение пяти часов огромное предприятие площадью 200 тысяч кв. м. выгорело практически полностью (!). После обрушения кровли вся территория завода превратилась в кучу искореженного металла. Ущерб составил более 350-ти миллиардов рублей (для примера: по тем временам годовой бюджет города сравнимым с Набережными Челнами — численностью 500 тыс. человек — составлял около 2-х миллиардов рублей).
Апрель 1993 года — всё что осталось от крупнейшего завода. Другие фото этой трагедии можно посмотреть здесь
В результате произошедшего из производственной цепочки всего автомобильного завода КамАЗ выпало важное основообразующее звено. Встал вопрос о дальнейшем существовании КамАЗа, да и пожалуй всего города, так как это предприятие является градообразующим. Трагедия тем или иным образом отразилась практически на каждом жителе города. Набережные Челны переживали самые тяжёлые годы в своей истории.
В феврале 1996 года объявили забастовку водители Челнинского трамвая. Люди были доведены до крайности систематической (более полугода) невыплатой заработной платы. Доходило до того, что многие женщины, работники трамвайного управления просто-напросто падали в голодный обморок. Через две недели забастовки долги по зарплате стали частично погашать. Забастовка завершилась, оставшись единственной за всю почти 40-летнюю историю Челнинского трамвая.
Благодаря поддержке правительства России и Татарстана, завод двигателей всё-таки был восстановлен. Однако несмотря на это, спрос на КамАЗы продолжал падать, долги завода росли. Тысячами с завода стали уходить квалифицированные работники. В 1998 году выпуск упал до самого низкого уровня — собрали всего 3,3 тыс. машин (для примера в 2011 году собрано 45 тыс. грузовиков). Большую часть 1998 года завод вообще стоял. Нужно было незамедлительно предпринимать какие-то действия. Опять помогло правительство России и Республики, благодаря чему удалось конвертировать долг КамАЗа — 1 млрд. долларов (!) — в акции. Это совпало с началом общего подъема экономики страны — тогда как раз пошли в рост мировые цены на нефть. Вслед за нефтянкой ожила строительная отрасль, соответственно вырос и спрос на тяжелые грузовики. Уже с 1999 года продажи КамАЗов начали увеличиваться, а спустя пару лет завод смог выйти на режим безубыточности.
...но продолжим о трамвае:
Узел Хасана Туфана. Развилка в Новый город, посёлок ГЭС, а чуть подальше — также на две заводские линии к Литейному заводу и ПРЗ.
В районе остановки «Узел Хасана Туфана». По этой трамвайной ветке ходят маршруты 2,3,5,14, 16 и 17. На фото рельсы ведут с Прессово-рамного завода (ПРЗ) в Новый город
Два 71–605 на «Узле Хасана Туфана»
СМЕ 051+050 в районе Узла Хасана
Вагон 012 отъезжает от Узла Хасана Туфана и движется в сторону Литейного завода
71–619КТ на линии, ведущей к литейному заводу
Улица Металлургическая. Служебный вагон №074 везёт обед на конечную Литейного завода
Конечная станция «Литейный завод»
Там же
Линия на завод двигателей
На конечной станции Прессово-рамного завода (ПРЗ)
Кольцо Ремонтно-инструментального завода (РИЗа)... и небо окутанное проводами
Там же
Ну и ещё пару фотографий с кольца Кузнечного завода:
На этом пожалуй всё.
Вместо эпилога.
8 октября 2012 года Челнинский трамвай отметил своё 39-летие. Следующий год станет юбилейным. У КамАЗовского трамвая хорошая история — бурный рост сети в 1970-х — 80-х, успешное преодоление тяжёлых 90-х, и в целом хорошие 2000-е (два новых участка, премия «Золотая Колесница»). И вроде бы казалось в связи с этим есть надежда смотреть в будущее с оптимизмом. Но... к сожалению определённой уверенности в дальнейшем успешном развитии трамвая в Челнах всё же нет...
Дело в том, что автозавод КамАЗ, в чьей собственности находится трамвай, взял курс на избавление от принадлежащего ему «балласта» (так называемых «непрофильных активов» — то есть всего того, что напрямую не связано с основной деятельностью предприятия) или значительного сокращения расходов на него, в соответствии с разработанной и принятой «Стратегией повышения эффективности бизнеса», согласно которой расходы компании к концу 2013 года должны сократиться на 16,5 млрд руб. Это уже коснулось аэропорта «Бегишево», футбольного клуба «КАМАЗ», отправленного в болото второго дивизиона. Кроме этого сейчас идёт процесс сокращения офисных работников, число которых уменьшится от 1,5 тыс. до 3 тыс. человек.
Трамвай пока остается в собственности КамАЗа..., но с учётом всего вышеизложенного ни о каком его развитии (покупки новых вагонов, финансирование новой ветки от 16-го комплекса до «Пединститута») речь уже не идёт. Но Бог с ним с развитием, по большому счету даже просто свести концы с концами у ООО «Электротранспорт» не всегда получается. В марте 2012 года стоял вопрос об отключении электроэнергии за долги перед энергетиками. 90% парка подвижного состава — это изношенные 25–28 летние вагоны 71–605, которые к чести сотрудников Трамвайного управления всё же удается поддерживать в более-менее хорошем состоянии. Но сколько лет ещё можно латать вагоны прошлого века.
Позиция КамАЗа — Трамвайщики сами должны зарабатывать на своё существование, иностранные партнёры, в частности тот же Daimler (у него 11% акций), просто не поймут если КамАЗ будет вкладывать деньги не в модернизацию своего оборудования, а в покупку новых трамваев. Вот так то.
Некоторое время назад администрация города проявила инициативу по передачи трамвайного хозяйства в собственность города. Сейчас ведутся переговоры. КамАЗ готов отдать трамвай муниципалитету, но с условием предоставления гарантии, того, что город обеспечит бесперебойную доставку трамваями 50-ти тысяч работников автозавода на свои рабочие места. В общем легкой жизни трамвая в городе на Каме ближайшие годы не будет... Но, а пока, пока в автограде — осень...
До встречи!
P.S. Выражаю благодарность всем Челнинским авторам, в том числе друзьям-коллегам из Набережночелнинского трамвайного сообщества за разрешение использовать их фотографии в данном обзоре.
Авторы фотографий: Александр Белоусов, Алексей Иванов, Андрей Смирнягин, Владимир Наконечников, Влад Комиссаров, Григорий Мариничев, Ильяс Нурутдинов, Михаил Владимирович, Рамиль Фаррахов, Эдуар Вольман.