Вторая линия Екатеринбургского метро будет двухэтажной
Недавно в Екатеринбурге прошло совещание по вопросу подготовки к строительству второй линии метрополитена. Непосредственно рабочее проектирование специалисты планируют начать в декабре этого года, что даст возможность приступить к строительным работам уже в 2014 году.
За основу будет взят опыт метро Барселоны, где, в отличие от классической схемы (два независимых однопутных тоннеля пятиметрового диаметра), метростроевцы практикуют вариант, при котором под землей прорубается единый тоннель, а при этом укладка путей для движения поездов в разных направлениях осуществляется друг над другом. Именно такую схему организации движения специалисты считают наиболее актуальной для Екатеринбурга.
По сравнению с классическим вариантом, данный способ требует меньшего объема раскопок и инженерных коммуникаций. Это позволяет сократить количество и площадь уличных перекрытий, что особенно актуально на территории плотной городской застройки, где и будет проложена первая очередь второй линии екатеринбургского метрополитена, которая должна связать западную и восточную части города.
Метро будущего: 1 и 2 — поезда, один из которых поедет в восточную часть Екатеринбурга, второй — в западную; 3 и 4 — платформы; 5 — переход между уровнями; 6 — эскалаторы.
«Объект очень дорогой...»
Теперь всё зависит от финансирования проекта, а оно — от того, достанутся ли Екатеринбургу чемпионат мира по футболу и всемирная выставка ЭКСПО-2020. Если город проведения последней станет известно только через год, то о месте ЧМ-2018 мы узнаем уже на следующей неделе.
Хотя, как рассказал председатель комитета по строительству администрации Екатеринбурга Антон Шафаростов, даже если город останется без крупных мероприятий, второй линии метро всё равно быть — вопрос только в сроках.
— Первую линию город строил за свои деньги долго и мучительно — 32 года. Вторую реально построить за шесть лет — это максимум. Если появятся деньги, можно строить быстрее. Объект очень дорогой, нельзя просто так залезть в него, не понимая дальнейших действий. Сейчас вторая линия метро оценивается приблизительно в 32 миллиарда рублей (в расчётах на нынешний год). В эту цену входят четыре станции, перегоны между ними, тоннели, работа тоннелепроходческого комплекса и весь огромный строительный объём работ.
В заявке Екатеринбурга как города проведения игр чемпионата мира по футболу было обещание построить как минимум четыре новых станции. Сегодня известны их названия и расположение: «Уральских коммунаров» (перекресток Московская-Ленина), «Татищевская» (Татищева-Токарей) и «Металлургическая» (Викулова-Крауля), а также пересадочная станция «Площадь 1905 года».
Если же сбудутся самые благоприятные прогнозы и городу достанется также и ЭКСПО-2020, линя будет длиннее ещё на две станции: «Верх-Исетскую» и «Западную».
При строительстве не будет пробок
На данный момент в качестве рабочего принят вариант метро с двухэтажными тоннелями — так построено метро в Барселоне: в двенадцатиметровом двухпутном тоннеле поезда движутся друг над другом. Фактически в таком случае в тоннеле строится «мост» — бетонная конструкция, которая должна будет выдерживать движение составов, идущих на верхнем ярусе.
Сообщение о том, что метро будет строиться по «барселонской» модели, прозвучало в прошлом месяце и вызвало живой отклик у горожан. В целом, екатеринбуржцы настороженно отнеслись к грядущим нововведениям. Сомнению подверглась безопасность двухэтажных тоннелей. Кроме того, возник вполне резонный вопрос: зачем пытаться вводить не опробованные до сих пор технологии строительства, если уже есть хорошо зарекомендовавшая себя советская модель метро — два однопутных тоннеля и платформы между ними?
— Если посмотреть статистику, по миру сейчас строятся двухэтажные станции, — объясняет Антон Шафаростов. — Преимущества видны уже на этапе строительства: при классической модели приходится выкапывать два тоннеля, в таком случае возникают огромные котлованы, значительные перекрытия улиц. Учитывая, что станции будут строиться в районе крупных транспортных узлов, при традиционном способе город встанет в пробках через пару дней. Барселонская модель позволяет прокопать один тоннель, который впоследствии станет двухэтажным, и на него, как на некий шампур, насаживать станции. В таком случае будет гораздо меньше неудобств и транспортная схема не будет ломаться.
Обойдутся без пышных декораций
Что касается безопасности, то, как заверил нас глава стройкомитета, в случае ЧП покинуть вагон можно будет также как и в обычных тоннелях. Более того, барселонская модель обеспечивает большую гибкость и разнообразие — например, возможно будет перейти на другой этаж по специальным лестницам в тоннелях.
— Может ли обрушиться в случае теракта (не дай бог, конечно) верхний этаж на нижний, что приведет к удвоенному количеству жертв? — переадресуем вам вопрос наших читателей.
— Это слишком абстрактный вопрос, — пожимает плечами Антон Шафаростов. — Если взорвать взрывпакет, тоннель не обрушится, если бомбу — то в любой модели разрушения будут большими... Здесь уже вопрос вероятности: насколько возможно появление бомбы такой мощности в тоннеле.
Другое нововведение — повышенная автоматизация. Сейчас определяется её оптимальный и допустимый уровень — насколько метростроители готовы довериться программе.
— Автоматизация позволяет поездам ходить быстрее. Автоматика рассчитывает движение поездов так, что тот же объем пассажиров перевозится при меньшем количестве вагонов.
Ещё один общемировой тренд, которому последуют при строительстве новой ветки метро, — отказ от пышного декора станций. Дизайн второй линии будет упрощённым: подземных дворцов можно не ждать. Хотя отделка составляет 5-7 процентов от стоимости объекта, власти постараются выбрать варианты поскромнее и не тратить лишние деньги на помпезное оформление.
добавлю, что при подобной организации станций можно делать для каждого пути две платформы. на станциях с интенсивным потоков это позволяет выпускать людей с одной стороны, и одновременно запускать с другой. См. станцию Marienplatz мюнхенского S-Bahn.
Беглым взглядом на картинку — т.е. объём выработки увеличится?
Т.е. в Ебурге решили, что их нынешний темп, 1 станция в 5-6 лет, слишком быстрый и решили его ещё замедлить? :)
>метростроевцы практикуют вариант, при котором под землей прорубается единый тоннель, а при этом укладка путей для движения поездов в разных направлениях осуществляется друг над другом. Именно такую схему организации движения специалисты считают наиболее актуальной для Екатеринбурга.
сразу вспомнились Севастопольская-Каховская, какая вибрация и звук от прибывающего/уходящего каховского поезда на Севастопольской у перехода, а тут ещё и по всей длине друг над другом пути
Какой богатый город Екатеринбург оказывается. У него наверное решены все проблемы? По городу ездят сплошь современные автобусы, троллейбусы и трамваи? Если нет, то неужели Екб решил закопать очередные десятки миллиардов в землю без результата? Скорость строительства в 2 станции за 10 лет никого не смущают?
Ничего личного, только математика: 2 периметра диаметром по 5 метров=31,4м. 1 периметр диаметром 12 метров=37,7м. (Раазница по расходам на обделку + 20% в пользу 5-ти метровых тоннелей). 2 площади сечения пятиметровых тоннелей около 40 квадратных метров. Площадь сечения 12-ти метрового тоннеля 113 кв.м., т.е. почти в три раза больше. Считайте сами: расходы и на чугун для обделки и объёмы земляных работ с удалением из тоннеля грунта и прочее гораздо выше для "Барселонской" проходки. И нафиг нам "берег испанский"? Финансировать надо вовремя и долбаных олигархов потрясти - вот вам метро на тарелочке с голубой каёмочкой.