Метки: набережные челны; трамвай; экскурсия

Набережночелнинский трамвай — фотоэкскурсия, часть 1-я: Старый город и трамвайное депо

В 2011 году мной на Метроблоге был опубликован большой обзор трамвайной системы Нижнекамска – пожалуй, одной из лучших трамвайных систем на территории России. Рассказывая о Нижнекамске, мне не раз приходилось сравнивать этот город и его трамвай с ближайшим соседом — крупным промышленным городом Набережными Челнами. Расстояние между городами составляет всего немногим более 35 км.

Трамвай система Набережных Челнов ничуть не меньше Нижнекамской достойна считаться одной из лучших в стране. Трамвай здесь имеет большее, чем в Нижнекамске, количество маршрутов и трамвайных вагонов, а также на порядок большую протяжённость трамвайных путей, охватывающих абсолютно все районы города. Кроме этого имеются ряд интересных особенностей, отличающих Челнинскую систему не только от ближайшего соседа, но и от других городов России.



Но об этом будет сказано чуть ниже, а пока несколько слов о самом городе.

Набережные Челны — достаточно крупный город на Каме с более чем полумиллионным количеством жителей, занимающий третье место в России по численности населения среди городов, не являющихся административными центрами регионов (после Тольятти и Новокузнецка). Набережные Челны входят в топ-100 крупнейших городов Европы по количеству жителей, занимая в этом списке 91-е место.


Проспект Мира — одна из 4-х основных магистралей в Новом городе. Трамвайных линий здесь нет, в отличие от двух других основных проспектов Нового города — Сююмбике (ранее Ленинский) и Московский


Один из торговых центров города. Последние 5-7 лет торговые центры буквально заполонили город. Этот пожалуй самый крупный, и не смотря на это в этом году его площади планируют увеличить — добавив многозальный кинотеатр, боулинг и крытый каток.

Город своего рода уникальный, так как был построен по самым современным на тот момент градостроительным нормам (в том числе и сама трамвайная система), фактически в пустом поле всего за 2 десятилетия (в 1970-80-х гг).

Большинство тех, кто был в Челнах, поражены огромными пространствами, широкими проспектами, большим количеством подземных переходов, имеющихся на многих остановках, двухуровневыми безсветофорными развязками.


Пересечение проспекта Мира и Дружбы Народов в Новом городе. Клумбы на проспектах — одна из визитных карточек Набережных Челнов. Кто-кто, а Горзеленхоз в нашем городе отлично работает!

Но главный символ Набережных Челнов — это конечно автомобильный завод КамАЗ, благодаря которому, в общем-то, и появился и сам город, и трамвайная система.

Именно КамАЗу (а точнее его дочернему предприятию — ООО «Электротранспорт») принадлежит всё трамвайное хозяйство города. Трамвай в Набережных Челнах не является муниципальным видом транспорта: это самостоятельная коммерческая структура, не получающая из муниципального бюджета средств на своё содержание и обеспечивающая свою жизнедеятельность исключительно за счёт собственных средств — уникальный для трамвайных хозяйств России случай.


Главное административное здание ОАО «КАМАЗ». Администрация автозавода переехала в это новое здание в Новом городе несколько лет назад. Ранее основной офис КАМАЗА находился в Старой части города.


Сегодня трамвай в Набережных Челнах это:

• 13 маршрутов;
• более 100 километров путей в двухпутном исчислении (по этому показателю Челны занимают 17-е место в России), полностью соединяющих город от одного конца до другого, а также заводы КамАЗа (трамвайные пути в городе являются полностью выделенными, а некоторые участки близки к линиям скоростного трамвая);
• более 120 линейных вагонов, из которых около 100 вагонов — ежедневно выходят на линию (значительная часть из них это 71-605/605А выпуска середины 80-х — начала 90-х г), находятся в отличном техническом состоянии. Кроме этого, эксплуатируются шесть вагонов 71-608КМ, три 71-619КТ, и один асинхронный 71-619А);
• более 1200 человек, работающих в трамвайном предприятии ООО «Электротранспорт».



Теперь, после того, как мной было дано небольшое общее представление о городе и его трамвайной системе, предлагаю «пройтись» по Набережным Челнам, совершив виртуальную трамвайную фотоэксурсию по всем районам и частям города.

Для начала — официальная схема маршрутов в Набережных Челнах. Вот как она выглядит. Правда на ней пока ещё отсутствуют добавленные 2 июля 2012 года два новых маршута №16 и №17:


Схема трамвайных линий и маршрутов. Данная схема висит во всех трамваях города.

Начнем мы фотоэкскурсию со старой части города, одного из его районов — посёлка Сидоровка — так как первоначально именно эту часть города видят большинство приезжающих гостей Набережных Челнов. Здесь расположены ж/д и авто вокзалы, здесь же трасса, ведущая к международному аэропорту «Бегишево».

Итак, Сидоровка — небольшой, довольно унылый и не самый престижный с точки зрения жителей район города, именно отсюда исторически берет своё начало Челнинский трамвай. Здесь располагается конечная станция трамвая (именуемая с недавних пор «Колледж имени Л. Б. Васильева», вместо сущестовавшего много лет названия «Сидоровка») с разворотным кольцом и диспетчерским пунктом.


Конечная станция «Колледж имени Л. Б. Васильева» и приветствие от водителя 0139 вагона


Вагоны №071 и №025 на разворотном кольце в Сидоровке. Чуть более половины всех трамваев в городе ходят в рекламе. Остальная часть — в стандартной для 71-605 заводской красно-белой окраске.


Диспетчерский пункт


Вид на разворотное кольцо конечной станции на Сидоровке из кабины одного из вагонов 71-608КМ

Непосредственно следующая за «Колледжом» остановка (и последняя на Сидоровке) — «Автомеханический техникум» (или, как её называют многие жители города в соответствии с расположившейся по соседству автобусной остановкой — «Автостанция») — как раз именно здесь находятся два вокзала: авто и ж/д.


«Автомеханический техникум»

Далее линия пересекает мост через Федеральную трассу М-7 и продолжает тянуться уже по так называемому посёлку ГЭС — это основная и самая крупная часть Старого города.


Трамвайный вагон покидает Сидоровку, подъезжая к мосту через Федеральную трассу М-7. (Позади видна остановка «Автомеханический техникум», вагоны на разворотном кольце в Сидоровке а также терминал (башня) ж/д вокзала).

На протяжении всего посёлка ГЭС его пронзает основной проспект — имени Мусы Джалиля, сбоку от которого и проложена выделенная трамвайная линия. (Сам же проспект назван в честь великого татарского поэта, погибшего в Великую Отечественную войну).

Всего в части города, именуемой ГЭС, расположено 6 трамвайных остановок, это:

— Поликлиника №2
— Парк Культуры
— ДК Энергетик
— Студенческая (ул. Батенчука)
— Универсам
— Центральная

Чего-то особенного и интересного в этой части города найти сложно, поэтому особо заострять внимание здесь мы не будем.

Несколько фотографий этой части города:


Участок между остановками «Поликлиника» и «Парк культуры»


«Парк культуры», вагон №082 и один из немногих мужчин-водителей


Один из 4-х вагонов 619-й серии


Немного зимы. Трамвай-«снеговик» около остановки «Универсам»


Остановка «Центральная»

«Центральная» — последняя остановка в Старой части города — здесь находятся единственные в городе дома представляющие хоть какую-то историческую ценность а также речной порт, в последние годы, к сожалению, практически не используемый для перевозки пассажиров водным транспортом.


«Ракеты» у Челнинской пристани теперь остались лишь на фотографиях...

После «Центральной» — трамвайная линия пересекает ещё один мост — на этот раз через реку Мелекеска, и дальше проходит через район города, именуемый ЗЯБ (эта часть города названа в честь расположенного здесь одного из старейших предприятий города — Завода Ячеистых Бетонов). Отсюда же начинается и Набережночелнинский проспект, ведущий в Новый город.


Мост через реку Мелекеска

Первая и самая многолюдная остановка на ЗЯБи — «Микрорайон Бумажников», названная так в связи с тем, что здесь располагается множество домов, жителями которых являются работник местного Картонно-бумажного комбината, производящего помимо всего прочего и довольно известную в России марку туалетной бумаги.


Вагон №091 на «Микрорайоне Бумажников» в декабре 2009 года

После «Микрорайона Бумажников», трамвайные пути разветвляются — основная линия идёт дальше через посёлок ЗЯБ, а другая (служебная) пересекает Набережночелнинский проспект и уходит к трамвайному депо.


Вагон №012 поворачивает в депо


Тоже самое делает вагон №016. На заднем плане здание 4-й городской поликлиники

Предлагаю уделить немного внимания трамвайному депо и затем продолжим экскурсию по посёлку ЗЯБ.
Единственное в Набережных Челнах депо, образованное в 1972 году, располагается в старой части города, на берегу реки Челнинка.


Центральный въезд в трамвайное депо

В Челнинском депо производятся все необходимые виды ремонтов подвижного состава, путевого хозяйства, энергохозяйства и технологического оборудования.


Выезд трамвайного вагона с линий мойки в цех ремонта электрооборудования


Цех ремонта подвижного состава. Цех производит текущий и капитальный ремонты, а также капитально-восстановительный ремонт и осуществляют заготовку изделий, узлов и агрегатов для основных подразделений ООО «Электротранспорт»


Вагон 026 «принимает душ»


Веер трамвайного депо

Но вернемся к трамвайной линии, идущей через посёлок ЗЯБ.

Первая после депо остановка именуется «Пединститут».


Трамвай 8-го маршрута подъезжает к остановке «Пединститут». В Челнах в праздники вагоны украшают флажками. Здесь их поввесили ко Дню Победы 2012 года


Вагон 027 на остановке «Пединститут» на фоне здания общежития данного учебного заведения

«Пединститут» характеризуется довольно большим пассажиропотоком (в основном это, правда, касается автобусов). Кроме того, именно здесь пути трамваев и маршрутных автобусов расходятся (до этого они следовали параллельно друг другу от самого посёлка Сидоровка). Автобусы и значительная часть другого транспорта следует напрямую в Новую часть города, трамвайная же линия попадает в Новый город иным, более длинным путём. Сначала она уходит в сторону, мимо посёлка ЗЯБ, затем выходит за город — на пустынные длинные просторы вдоль Федеральной трассы М-7, где расположено довольно много предприятий и организаций. И только лишь обогнув огромную часть города вдоль вышеуказанной Федеральной трассы, трамвайная линия попадает в Новый город.

Такое положение дел, конечно, не лучшим образом влияет на выбор жителями города вида транспорта для поездок из Старой в Новую часть города. Подавляющее большинство жителей Челнов естественно делает выбор в пользу автобусов, путь которых в Новую часть города значительно короче, чем у трамвая. Но, к счастью, в этом отношении в ближайшее время город ожидают большие изменения: в 2008-2012 гг. подготовлен проект строительства новой трамвайной ветки, соединяющей Новую и Старую части города напрямую, как и у автобусов. Разработка только самого проекта обошлась в 8 млн. рублей. Затраты же на строительство, превысят по предварительным подсчетам 500 млн. руб. Сейчас ведутся переговоры о включении этого проекта в Республиканские либо Федеральные программы финансирования.


Проект ветки, соединяющей новую и старую части города

После «Пединститута» трамваи проезжают остановки «Военкомат» и «Санэпидемстанция», на которых посёлок ЗЯБ и заканчивается. Впереди длинный прямой участок (почти линия скоростного трамвая) вдоль Федеральной трассы М-7.


Вагон №099 покидает посёлок ЗЯБ — впереди линия вдоль Федеральной трассы М-7 и Новый город.

На участке вдоль Федеральной трассы имеются следующие остановки: «ЭКСПРО», «Автодорстрой», «Прудонакопитель», «Орловка», «Центр слуха» и «Гараж 500», после чего трамвайные пути упираются в развилку с разворотным кольцом и диспетчерским пунктом. Отсюда одна часть трамвайных путей начинает тянуться в Новую часть города, другая продолжает идти вдоль Федеральной трассы, уходя уже на следующей развилке либо также в Новый город, либо к заводам КамАЗа.


Трамвайные пути вдоль Федеральной трассы М-7

На этом пока всё. Во второй части обзора речь пойдет о трамвайных линиях в Новом городе — как и следует из названия, самой новой части Набережных Челнов, где проживает 2/3 всего населения и расположены все значимые административные, культурные, спортивные, торгово-развлекательные объекты города. Ну и обязательно посмотрим что собой представляют протяжённые заводские линии, ведущие к КамАЗовским цехам.

P.S. Выражаю благодарность друзьям-коллегам из Набережночелнинского трамвайного сообщества за разрешение использовать их фотографии в данном обзоре.
Авторы фотографий: Андрей Смирнягин, Эдуар Вольман, Григорий Мариничев, Рамиль Фаррахов, Алексей Иванов, Александр Леонидович.
83
Написал Женя Павлов 2012.07.19 13:21:19
Рейтинг:
Спасибо большое. Но на фото у пристани вроде Метеор или даже Комета.
0
Написал Карданный Вал 2012.07.19 15:32:31

А это только мне кажется, что на предприятии какое-то дикое количество работников? По 10 человек на вагон, даже если считать неходовые вагоны. Положим, 2 человека - водители. Ещё 2 - кондукторы (если они в Набережных Челнах есть). Ещё в среднем 1 человек на вагон - техобслуживание (ремонтник, путеец, обслуга контактной сети). А остальная половина кто - разнообразные начальники и нахлебники?
0
Написал mipt_stan 2012.07.19 18:32:57

Спасибо большое за обзор, очень интересно! Полотно уходит в горизонт, обособленная линия - виды просто ммм... Сегодня сам ехал на 27 трамвае от "Дмитровской" до "Войковской", так что положительное впечатление от просмотра увеличилось.

>Проспект Мира — одна из 4-х основных магистралей в Новом городе. Трамвайных линий здесь нет, в отличие
>от двух других основных проспектов Нового города — Сююмбике (ранее Ленинский) и Московский


А жаль; прям так и напрашивается отобрать у автомобилей по полполосы в каждом направлении и сделать в центре проспекта ещё одну линию с подземными переходами. =)
Ещё раз подчеркну, что очень интересный обзор, спасибо Вам. Ждём вторую часть и желаем процветания трамваю, проектам и городу! Спасибо.
3
Написал Metro2033 2012.07.19 21:55:26

Сидоровка - знакомое место
0
Написал Scheer 2012.07.19 22:12:36

Metro2033, прям так и напрашивается отобрать у автомобилей по полполосы в каждом направлении и сделать в центре проспекта ещё одну линию с подземными переходами

Так не было на нём трамвая по плану застройки города. Обратите внимание: "трамвайные" проспекты идут через один. И подземные переходы строились сразу с учётом выходов к будущим трамвайным остановкам. И сегодня есть ещё такие "пустые" выходы с учётом будущих трамвайных линий - в т.ч. числе той, что красным пунктиром на схеме
3
Написал budafok 2012.07.19 22:35:54

Супер - кстати, палитра трамваев намного разнообразнее по окраске, чем в Коломне :)
2
Написал razor 2012.07.19 23:50:31

Благодарю за добрые отзывы. И, пожалуй добавлю несколько слов к вышеизложенному.

1. Действительно, проектом строительства города – никогда не предусматривалось размещение трамвайных путей по проспекту Мира.
Да и вообще, стоит отметить довольно малоизвестный факт о том, что в самом начале 1970-х гг. когда перед руководством молодого строящегося города встал вопрос о выборе вида городского транспорта – первоначально предпочтение отдавалось троллейбусу (т.к. – цитата: «руководство было против засорения города трамвайными путями»).
Но уж не знаю, как и кому удалось настоять на строительстве именно трамвая, но он был всё-таки построен в 1973 году, став по сути последней крупной городской трамвайной системой на территории России. После 1973 года трамваем обзавелись лишь Старый Оскол, Усть-Илимск и Черёмушки.

2. Интересно, что успешное строительство трамвая, не мешало периодически рассматривать планы и по троллейбусному сообщению в городе. Вот именно проспект Мира в Новом городе – идеально бы подошёл для этого вида транспорта – широкая проезжая часть, и малое количество перекрёстков – могли бы стать неплохой основой для появления здесь троллейбуса.
И…возможно это бы рано или поздно случилось – но грянули смутные 90-е годы… в 1993 году полностью сгорел завод двигателей КАМАЗа, город переживал самые тяжёлые годы в своей небольшой истории. Вот так.
Хотя идея о троллейбусе до сих пор витает в Набережных Челнах – в 2010 году в городе приезжала белорусская делегация из «Белкоммунмаша» и … обсуждался с руководством города вопрос о возможном сотрудничестве по вопросу появления троллейбуса в Набережных Челнах. Но нужен ли теперь он теперь Челнам? Наверное всё-таки нет. Кстати, сегодня Набережные Челны наряду с Тюменью - два крупнейших города в России без троллейбусного сообщения.

3. Что касается четвертого основного проспекта Нового города – Чулман (ранее Ленинградский) – он наряду с проспектом Мира не является трамвайным. Хотя ещё советскими планами развития трамвая в Челнах – появления трамвая там было предусмотрено – правда не на всей его протяжённости. Но тем не менее.
Сейчас же руководство города прямо заявляет о том, что необходимости трамвая на этом проспекте нет и строительство путей вряд ли когда-то там начнется. Что я думаю и неудивительно. Это проспект Нового города с самым небольшим пассажиропотоком из 4-х основных параллельных проспектов (Чулман, Сююмбике, Мира, Московский). Трамвай в современных рыночных условиях там просто не окупится.
Но о Новом городе поговорим в следующем обзоре – там трамвайная система намного разветвлённей, имеются совсем новые линии (построенные в 2006-2008 гг) и, соответственно, всё это выглядит гораздо интересней Старой части города – где проходит всего одна линия.
21
Написал Женя Павлов 2012.07.20 13:22:40

Эх, побольше бы таких постов.
3
Написал Tassadar 2012.07.20 18:37:31

Женя Павлов, спасибо огромное, очень хороший рассказ.
Мне в связи с ним почему-то вспомнились годы моей учёбы в институте. Начало 90-х годов. На занятиях по истории Советской архитектуры нам рассказывали о Тольятти: какой это прекрасный и современный город с широкими проспектами, многоярусными развязками, разноуровневыми переходами - город целиком ориентированный на современного человека, т.е. на владельца личного автомобиля. Практически Тольятти превозносился как образец того, что должны в будущем проектировать молодые российские архитекторы, а о Набережных Челнах говорили, что они в общем похожи на Тольятти, у них много общего, но никогда не было никаких подробностей. Думаю, это из-за трамвая.
Так что отсутствие трамвая на главном проспекте вполне объяснимо. Тогда многие города, даже делавшие ставку на трамвай, с реконструированных главных улиц его частенько убирали, чтобы открыточные виды не портил. Даже когда ширины проезжей части вполне хватало, и можно было наоборот его обособить.
5
Написал kostik 2012.07.20 21:09:42

Начало - как всегда Челны Головного мозга.
А так хорошо! +
1
Написал VarS 2012.07.23 00:48:53

VarS, Димар, а давай наконец может на какие-нибудь выходные в Челны? Покатаемся с Андреем Смирнягиным по городу, ...на "литейку" съездим - я сам там уже 100 лет не был... а?
0
Написал Женя Павлов 2012.07.23 12:32:01

Спасибо за репортаж! Рельсы то какие ровные! Эх, ещё бы вагоны посовременней для полноты картины!
5
Написал Spirit 2012.07.23 15:37:57

Кстати, смотрю, основной парк - КТМки 5 и 8... ЛВС нет?
0
Написал razor 2012.07.23 23:19:10

razor, Вы всё с Коломной пытаетесь сравнить Набережные Челны)... ЛВСов вообще мало в каких городах можно встретить - Челны с Нижнекамском всегда были исключительно "КТМными" городами. Хотя Нижнекамск начинал с РВЗ-6 - но этот период был скоротечным - предпочтение почти сразу же было отдано вагонам 71-605.


Spirit,
не всегда и не везде к сожалению пути в Наб. Челнах такие уж ровные, но общее впечатление они оставляют лучшее чем например в соседнем Нижнекамске - отсюда и более высокая средняя эксплуатационная скорость в Челнах нежели в Нижнекамске.



Вот один из действительно образцовых участков пути в Набережных Челнах (фото Олега Иванова, Казань, с сайта СТТС)
5
Написал Женя Павлов 2012.07.24 09:52:37

Стыки сваривать надо
0
Написал VarS 2012.07.24 23:15:06

Женя Павлов, если я и поеду в Челны, то я никому из вас об этом не скажу. Упаси бог вам сказать.
0
Написал VarS 2012.07.24 23:15:47

Пишите письма: metronews@mail.ru