Финансовые проблемы петербургского вагоностроительного завода «Вагонмаш» усугубляются: на прошлой неделе судебными приставами были арестованы счет предприятия и десять строящихся вагонов. Предприятие имеет задолженности не только перед поставщиками и банками, но и перед налоговой, и перед своими сотрудниками. По мнению аналитиков, город вряд ли окажет поддержку заводу, и в случае его продажи главным интересантом в приобретении «Вагонмаша» может стать «Трансмашхолдинг».
В конце прошлой недели судебные приставы Московского района арестовали имущество ЗАО «Вагонмаш» — на ответственном хранении теперь находятся десять вагонов и окрасочно-сушильная камера. К подобной мере приставы прибегли, арестовав счёт «Вагонмаша», на котором оказалось всего 59 тыс. рублей. При этом только по искам, по которым приставы взыскивают долги с компании, «Вагонмаш» должен своим поставщикам более 30 млн рублей. Задолженность вагоностроительного завода перед строительной компанией CIAS Eastern Europe составляет около 19 млн рублей, остальные деньги «Вагонмаш» должен компаниям «Элерон Полиформ» (поставщик пластиковых изделий), «Диал-Электролюкс» (производитель электронных компонентов) и частному лицу. Самый ранний иск от этих заявителей был подан в сентябре прошлого года.
Как сообщают в Управлении федеральной службы приставов по Санкт-Петербургу (УФСП), ответственное хранение арестованного имущества означает, что «Вагонмаш» не может продавать или передавать его. Если с имуществом что-то произойдет, руководитель предприятия, принявшего его на ответственное хранение, может быть наказан штрафом или сроком лишения свободы до двух лет.
«Вагонмаш» может обжаловать действия судебных приставов в течение десяти дней с момента ареста имущества.
— Если по истечении этого срока предприятие не расплатится со своими кредиторами, мы будем привлекать оценщика и продавать арестованное имущество на аукционе. Это долгая процедура, растягивающаяся на месяцы, — сообщили в пресс-службе УФСП.
По данным управления, «Вагонмаш» имеет миллионные задолженности перед налоговой службой и по заработной плате перед рабочими предприятия. Уточнить суммы этих задолженностей в УФСП в пятницу не смогли.
Председатель совета директоров ЗАО «Вагонмаш» Андрей Кабанов сообщил, что арестованные вагоны не достроены и находятся в разной стадии готовности.
— Эти вагоны запущены в производство под будущие заказы, и в настоящее время конкретному заказчику не предназначены. Наложенный арест не запрещает предприятию проводить дальнейшую работу по строительству вагонов и, после расчета по обязательствам, произвести их поставку потенциальному заказчику.
Размер задолженности «Вагонмаша» перед налоговой службой и сотрудниками завода, а также общий объем задолженностей предприятия Андрей Кабанов не назвал, сообщив, что предприятие продолжает работу по урегулированию вопросов погашения задолженности с кредиторами.
В настоящее время «Вагонмашем» подписан контракт с Киевским метрополитеном на поставку 50 вагонов на сумму более 1,5 млрд рублей, в производстве находятся почтово-багажные вагоны по заказу компании «ВТБ-лизинг» (осталось поставить восемь вагонов), продолжается работа по производству восьми вагонов для Новосибирского метрополитена.
По информации СПАРК, на конец третьего квартала 2011 года сумма долгосрочных займов «Вагонмаша» составляла 2,24 млрд рублей (в том числе кредит «Сбербанка» на сумму 1,44 млрд до 2014 года и кредит АКБ «Российский капитал» размером 0,55 млрд рублей), краткосрочных — 352 млн рублей, кредиторская задолженность — 1,2 млрд рублей. Выручка за девять месяцев 2011 года составила 714 млн рублей, чистый убыток — 436 млн рублей. Задолженность по облигационным займам объёмом 425 млн была просроченной.
Начальник аналитического отдела инвесткомпании БФА Денис Демин полагает, что нынешнее положение «Вагонмаша» является следствием слабости финансового менеджмента предприятия и уверенности компании в том, что Петербургский метрополитен всегда будет закупать технику у этого завода.
— Ещё осенью 2010 года Вагонмаш представлял проект вагонов «НеВа» как практически готовый, при этом он до сих пор проходит обкатку. «Вагонмаш» был уверен в том, что город точно закупит их вагоны. Расчёт на хорошие отношения с предыдущей администрацией города не оправдался: новая власть, не имея никаких договоренностей и обязательств перед заводом, закупает технику у «Трансмашхолдинга» (контракт на поставку 102 вагонов для метрополитена на сумму около 2,6 млрд рублей город заключил зимой с Октябрьским электровагоноремонтным заводом, входящим в состав «Трансмашхолдинга» — прим.). Это узкий рынок с точки зрения числа заказчиков, но рыночные законы действуют и на нём.
По мнению Демина, город вряд ли станет спасать «Вагонмаш», и в случае продажи предприятия было бы логичнее продавать его целиком, как действующую площадку по строительству вагонов. Потенциальным интересантом приобретения «Вагонмаша» Денис Демин называет «Трансмашхолдинг».
В «Трансмашхолдинге» сообщили, что в случае привлекательных условий продажи «Вагонмаша» в холдинге подумают над возможностью приобретения такого актива, однако сейчас группе достаточно собственных площадок по строительству вагонов метро (ОЭВРЗ и мытищинский «Метровагонмаш»).
Дмитрий Кумановский, начальник аналитического отдела инвесткомпании ЛМС, считает, что уход «Вагонмаша» не станет критическим для города, поскольку вклад предприятия в валовом региональном продукте составляет менее 1%.
— От успешности испытаний вагонов «НеВа», заканчивающихся в апреле, зависит судьба предприятия: в этот состав «Вагонмаш» вложил более 3 млрд рублей собственных средств. Поэтому при приёмке состава завод расплатится с кредиторами и продолжит существование, при неудаче — будет куплен конкурентами или будет обанкрочен. Хорошо понимают это и в городской администрации, прекратившей поддержку предприятия с приходом нового губернатора.
Влада Гасникова
Фото: Александр Коряков
«Коммерсант»
Нисколько не удивлён сей новости.
>в случае его продажи главным интересантом в приобретении «Вагонмаша» может стать «Трансмашхолдинг»
Было бы неплохо. Авось сделают в ТМХ из завода что-то худо-бедно цивилизованное...
Мих@N(model 81-740.1), и делать там будут кирпичи. Неужели непонятно, что если Вагонмаш накроется, то, по сути, конкуренции не станет, на Российском рынке? Пока Украинцы до нас дойдут - ТМХ навариться успеет так, что там всему руководству на 5 жизней каждому хватит.
Dimidroll : Неужели непонятно, что если Вагонмаш накроется, то, по сути, конкуренции не станет, на Российском рынке?
О какой конкуренции Вы говорите?) Вагонмаш не был конкурентом Трансмашхолдингу в области метро, если говорить о новых технологиях, новых моделях (мертворождённая чешская НеВа не в счёт). Мытищи по сути в одиночку хоть как-то осуществляют прогресс в области российского метровагоностроения: Яуза-Русич-760/780. Поэтому фактически конкуренции и не существовало, ибо Вагонмашу нечего было противопоставить что-то из своего тому же Русичу на протяжении последних лет. А потом, когда один мегаполис закупает исключительно мытищинские вагоны, а другой по традиции свои питерские – то конкуренцией это назвать никак нельзя. Капли заказов от других российских мегаполисов опять же не в счёт.