Середина 90-х годов прошлого века — это золотой век Тверского автобуса. Открывались новые маршруты (наиболее значимые — 20 и 21-й), поступала новая техника, причём как б/у из-за границы (Scania CR112, Volvo Wiima N202, Heuliez, Mercedes O305, Икарусы разных модификаций), так и совершенно новенькие турецкие Mercedes O345 и O345G. Да, в этот период большие сокращения претерпела трамвайная сеть города, и это сказалось и на уменьшении протяжённости линий, и на массовом списании техники. Как раз во второй половине 90-х были выведены из эксплуатации практически все двухдверные Татры Т3. Но именно автобусные маршруты и были призваны возместить скоращение трамвайных маршрутов.
В истории транспорта Твери 1990-е годы навсегда останутся самым неоднозначным периодом, в котором были как большие успехи, так и эпизоды, о которых не хочется лишний раз вспоминать. Но есть и совсем неизвестные страницы, которые, возможно, так и останутся «белыми пятнами» в истории столицы Верхневолжья. Одним из таких незаслуженно забытых моментов стала работа в Твери трёх шведских автобусов Scania CR112. Данные о них в разных источниках расходятся, а фотографий их в работе, судя по всему, не существует. Всё, чем можно довольствоваться — несколько низкокачественных снимков и воспоминания очевидцев.
Итак, начнём. Три этих машины пришли в Тверь в марте 1995 года, получили госномера М 339 АЕ (парковый №347 — возможно), М 340 АЕ (парковый №349 — возможно) и М 341 АЕ (парковый №345) и были поставлены на 20 маршрут, проходящий от посёлка Мигалово до комбината Искож по трассе бывшего трамвайного маршрута №1. Любопытно,что самую лучшую технику всегда ставили на 20 маршрут, идущий через центр города по главной магистрали, а затем, по мере её старения, переводили на более отдалённые линии. Несмотря на то, что «Скании» были не первой свежести, их состояние было практически безупречным. Они и рассматривались как «имиджевые» автобусы города. Недаром на них борта были нанесены большие надписи «TVER CITY» и герб города. Если говорить о внешнем виде, то все три машины были оформлены одинаково: яркий жёлто-зелёный верх и синий низ (как у троллейбусов МТБ-82), и по бокам на синем фоне надписи «SCANIA» и «TVER CITY» белыми буквами. Первое время автобусы эти работали на 20 маршруте, а позже их перевели на 106-й от Цирка до посёлка Эммаус через Химинститут, то есть уже на пригородный маршрут. Возможно, хотя это и не подтверждено документально, что они работали на популярном в выходные маршруте 104 от деревни Александровка до центрального рынка. По воспоминаниям Веры Грибниковой, работавшей в то время водителем трамвая, у этих автобусов было провзище «Саня» или «Санёк» из-за большой надписи «SCANIA» на борту.
И тут всё исчезло. «Скании» пропали, как будто и не было их никогда. По неподтверждённой информации, две из них были отстранены от работы в 1999 и 2000 годах соответственно. Когда исчез с маршрутов третий автобус, точно не ясно, но он ненадолго пережил своих «собратьев». Последний раз его видели в мае 2011 года в «трупном ряду» парка. В начале июля последней «Скании» в ПАТП №1 уже не было. Удивительно, что за всё это время она ни разу не попала в объектив фотокамер и осталась одной из загадок Твери.
Транспортное хозяйство в начале 2000-х оказалось в глубоком кризисе, когда списывать технику было дешевле, чем ремонтировать и уж тем более, чем заказывать запчасти за границей. Автобусный парк ПАТП №1 в означенное время представлял собой удручающее зрелище: вереницы списанных и ржавеющих машин, которых было так много, что их даже не успевали утилизировать. В результате некоторые автобусы проводили «под забором» по 10 лет в ождании своей участи. На снимках 2005-2007 годов видно большое количество спианных турецких Мерседесов, даже ещё не отбегавших нормативный срок службы, соседствующих с древними ЛиАЗами-677, когда-то бегавшими по 6, 14 и 111 маршрутам. Со списанием «луноходов» в 2001-2002 годах движение по указанным маршрутам было прекращено. Городу оказалось невыгодно содержать многие маршруты автобусов, и постепенно это создало почву для бурного роста количества маршруток, впервые в современном виде в Твери появившихся в 1997 году.
За последние годы ситуация с транспортом стала налаживаться. Поступают новые автобусы МАЗ-107 и ЛиАЗ-5256. В 2010 году произошло массовое списание турецких Мерседесов, пришедших в город в 1996-97 годах, а чуть раньше были отставлены от работы все иностранные б/у машины. Возможно, Тверь идёт к тому, чтобы весь парк городских автобусов состоял из машин одной-двух модификаций. Это ведь гораздо дешевле и проще в обслуживании и эксплуатации. Ржев, второй по величине город Тверской области, как раз сделал ставку на монополию одной модели — ПАЗ-3205. Хотя раньше там использовались и ЛиАЗ-677, и Икарусы. Конечно, сейчас в Ржеве есть машины других марок — это ПАЗ «Аврора», один Икарус-260, один ЛиАЗ-5256 и одна Scania CL94, но они, как говорится, погоды не делают. Более того, Ржевские владельцы маршруток используют те же ПАЗики, что и муниципальный перевозчик! Конечно, экономические выгоды принципа одной марки понятны, но насколько же скучным это делает город!
А автобусыне маршурты в Твери продолжают скоращать в угоду «газелеводам». И остаётся только вспоминать о славных временах, когда белые Мерседесы, синие Скании и красные ЛиАЗы царили на тверских дорогах...
Автобусы Scania CR112 разных модификаций «в естественной среде обитания». Депо города Вестерос, Швеция, 16 мая 1993 года. Точно такие же автобусы работали и в Твери. (автор фото неизвестен)
Автобусы в парке. Scania CR112 отмечена красной стрелкой. Фотография из буклета «50 лет ПАТП №1», предположительно 1997 или 1998 год. (автор фото неизвестен)
Территория ПАТП №1. 3 мая 2011 года. Слева можно увидеть последнюю оставшуюся Сканию (борт 345, госномер М 341 АЕ 69), а справа — белый Mercedes-Benz O345G и за ним Mercedes-Benz O345, также списанный. В июле 2011 года Скании на терртории уже не было. (фото Артёма Тузова)
Жаль, что у нас в России вот так происходит...ИМХО, но не все старые автобусы обязательно под распил и т.п. можно некоторые хотя бы в музей запихнуть, а то наши дети и внуки вообще не будут знать, на чём мы простите ездили и что ездило у нас по улицам. а в России только так, как на последней фотке.
Тверь решила поддержать российского производителя? Похвально! Белорусов тоже не забыли, уже хорошо. У них недавно вышел хороший автобус МАЗ-205 (вот ссылка: http://www.maz.by/products/passenger_vehicle/1330/ ), хотелось бы чтобы они его купили
Не надо сгущать краски. В Твери конечно всё не супер, но подвижного состава хватает вполне. Было дело, убили много хороших автобусов, но это не значит, что их там вообще не осталось!