Петербургский метрополитен готовят к зональной оплате
Подготовка к введению позоновой оплаты проезда, похоже, входит в решающую стадию: ГУП «Петербургский метрополитен» объявил конкурс на модернизацию системы контроля оплаты проезда, после проведения которой турникеты всех станций должны быть готовы к зональной тарификации. В самой подземке сроки введения нового механизма оплаты не называют, однако, по условиям тендера, все работы нужно выполнить до конца 2011 года.
Конкурс на выполнение работ по модернизации системы контроля оплаты проезда был объявлен ещё в мае, однако информация о нём прошла незамеченной. Так, корреспондент «Фонтанки» обнаружил объявление о нём только на официальном сайте метро. Между тем, содержание документации по тендеру весьма любопытно и напрямую затрагивает всех горожан.
Согласно условиям конкурса, до конца 2011 года компания-победитель должна улучшить программное обеспечение всех турникетов, расположенных в питерском метро. Итогом проведения этих работ должна стать возможность дифференцированной оплаты проезда в зависимости от маршрута поездки — для этого пассажиру нужно будет прикладывать карту к считывающему устройству не только при входе на станцию, но и при выходе, чтобы система могла сама подсчитать, сколько он в итоге проехал, и списать необходимую сумму с его счета.
Планируется также, что новое программное обеспечение турникетов позволит дифференцировать оплату проезда не только в зависимости от дальности поездки, но и от времени. Как говорится в техническом задании конкурса, «здесь должны учитываться проходы в пиковое/не пиковое время, а также проходы в рабочие/нерабочие дни».
Наконец, у пассажиров должна появиться возможность оплачивать проезд, прикладывая к турникету банковскую карту стандарта EMV (этот стандарт позволяет использовать карты не только для банковских операций).
Для того, чтобы данная система заработала, компания-победитель должна установить на турникетах унифицированные блоки обработки проездных билетов, а в корпуса турникетов — поставить блоки управления с современным программным оборудованием. Стоимость работ оценивается в 62 млн рублей.
В метро сообщили, что точный срок, когда будет введена позоновая система оплаты, пока неизвестен. «Пока это только планы, это непростой вопрос. В России, по моим данным, такая система ещё нигде не введена, хотя за рубежом она уже давно действует», — заметил помощник начальника метро Дмитрий Руденко.
На сайте метрополитена опубликована информационная справка, в которой указано, что «предполагаемый срок внедрения системы — 2012 год». Любопытно также другое: несмотря на то, что официально вопрос о введении позоновой оплаты ещё не решён, до конца 2011 года все турникеты должны быть модернизированы и готовы к переходу на эту систему.
При этом, как планируют в метрополитене, устанавливать дополнительные турникеты на выходе со станций для того, чтобы система начала работать, не потребуется. Как говорят в подземке, пассажир должен будет сам приложить свою смарт-карту к специальному считывающему устройству, чтобы система списала ровно столько денег, на сколько он непосредственно проехал. Если же этого не будет сделано, то в будущем с него будет списана максимальная сумма одной поездки. Установить считывающие устройства на выходах. также планируется в рамках реализации этой программы.
Предполагается, что зон всего будет 3: центр и наиболее загруженные пересадочные станции, промышленный Петербург и спальные районы. Соответственно, будет введено несколько видов тарифов: поездка только в центральной зоне, поездка в одной периферийной зоне (во 2 или 3), поездка в двух, трёх или более чем в трёх зонах. При этом удорожание коснётся только 17,5% пассажиров, а для остальных людей стоимость проезда или не изменится, или даже уменьшится.
Объявление этого конкурса совпало с появлением проекта закона «О метрополитенах и других видах внеуличного транспорта», который был разработан Министерством транспорта РФ. В части 2 статьи 16 этого проекта указано, что «стоимость поездки на внеуличном транспорте определяется на принципах дифференцирования в зависимости от категорий пассажиров, продолжительности поездки, количества оплаченных поездок и иных условий». Правда, в пресс-службе министерства пояснили: данное положение не означает, что в случае принятия закона позоновая оплата будет разрешена на федеральном уровне. «Здесь закреплены уже существующие нормы, согласно которым, если человек покупает билет с большим количеством поездок, то стоимость одной поездки снижается»
Напомним, что разговор о введении позоновой оплаты в петербургском метрополитене ведётся уже давно. А в начале апреля 2010 года метрополитен объявил конкурс на разработку проекта техобеспечения зональной системы оплаты проезда в петербургской подземке (АСКОПМ-5) стоимостью в 30,5 млн рублей. При этом, согласно условиям того конкурса, уже к концу ноября 2010 года, помимо рабочей документации и самого программного обеспечения, новую систему нужно было опробовать на одной из станций метрополитена. Правда, представитель подземки уклонился от ответа, состоялось ли тестирование этой системы или нет.
Удобные жетончики отменим, 100 миллионов освоим и устроим пассажирам лишний геморрой.
Изначально по своей конфигурации питерское метро подразумевает обслуживание именно дальних поездок с севера на юг и с периферии в центр. Увеличение цены на такой сегмент, во-первых, затронет отнюдь не 17,5 процентов пассажиров, а во-вторых, многие из затронутых реформой задумаются - не проще ли и не дешевле ли будет ездить на личном автомобиле?
Как говорят в подземке, пассажир должен будет сам приложить свою смарт-карту к специальному считывающему устройству.
В вестибюлях на выходе и так бывает не протолкнуться, а тут еще будет толпа перед считывающими устройствами.
Drozdov, к слову, площадь вестибюля между турникетами на выход и выходом из эскалаторов в не имеет вообще никакой накопительной площадки. Т.е. если представить, что в час пик внезапно выйдет из строя значительная часть турникетов или несколько человек замешкются на выходе, а поток с эскалатора продолжит прибывать и прибывать...
Очень часто вижу мнение что жетон это мега удобная вещь, вот в Москве их сколько лет уже нет и слава богу. Одна маленькая картонка, всяко лучше чем 5, 10, 15 жетонов в кармане. Тут приезжал в Питер, и первый же турникет съел жетон, но так меня и не пустил, удобства не заметил.
Одна маленькая картонка, всяко лучше чем 5, 10, 15 жетонов в кармане.
Вообще-то в Питере есть и карты, количество поездок на которых можно пополнять. Уж выбор карта или жетон всяко лучше того бреда, который нас ожидает.
Мда. В Петербурге все-таки решили ввести "зоналку" в метро. Большую гадость для пассажиров придумать трудно. Надеюсь, хоть в Москве до такого не додумаются (в остальных российских метрогородах не бог весть какая сеть, там-то пока точно зоналки не будет).
ramtamtager, Кстати в московском метро зайцев не так уж и много.
Вы мониторингом занимаетесь?
Сколько народу ездит по чужим льготным БСК? Сколько просто прыгают через турникеты (причём менты на этих прыгунов не реагируют совершенно)?
Ага, я таких уродов стараюсь отсекать, если не задумаюсь.
Наиболее прикольно, когда идёшь медленно, он приноравливается к твоей скорости, а ты при проходе турникета резко ускоряешься. В результате, на старых турникетах он получает по яйцам зажималкой, а в новых - закрытые перед носом створки.
>Надеюсь, хоть в Москве до такого не додумаются
Додумаются обязательно. Это вопрос времени и наличия альтернативных путей проезда. Будет ТПК — уже будут думать. А с БКЛ тем более сделают.
Сделаем всё, но не для людей! - Лозунг Петербургского метрополитена.
Надеюсь у нас в Москве до такого не додумаются, хотя всегда нужно быть наготове ко всякому говну.
многие из затронутых реформой задумаются - не проще ли и не дешевле ли будет ездить на личном автомобиле?
В конечном итоге - все равно не проще и не дешевле. Люди с головой посчитают и, скрипя зубами, все равно будут платить - по времени и деньгам оно по-любому выгоднее, даже если тачка уже есть. Второй вопрос, что не все живут по законам логики, и каждая такая подлянка от властей - для многих лишний повод пересесть на четыре колеса под задницей.
Не знаю как насчет зональной оплаты, но система оплаты картами в метро в той же Москве далеко не самая лучшая. Например, в Лондоне все гораздо проще - нет сроков поездок, нет количества поездок на карте - просто закидываешь деньги, а они уже списываются при входе/выходе. При этом цена точно так же снижается, если совершаешь несколько поездок в день. А постоянно думать "сколько у меня там поездок осталось", "когда закончится срок действия проездного", "где бы лучше купить новый проездной, чтобы не торчать час в очереди" уж точно удовольствия от поездки не прибавляет. Не говоря уж о возможности пополнения карты через интернет...
Hrzan, в каком конечном итоге? Стоимость пользования автомобилем (непосредственные ежедневные затраты из кармана) - зачастую меньше, чем на общественный транспорт, особенно если ездить с пересадками (автобус-метро). Посчитайте расход. Бензин относительно дешевый, парковки бесплатные и де-факто почти везде разрешены. Катайся - не хочу. Купить авто может любой нищеброд.
Метро, которое изначально строилось, как фактически бесплатный транспорт для народа, силами этого народа и на деньги этого народа, теперь быстро превращается в успешное коммерческое предприятие с проездом дороже, чем на своем автомобиле.
Собираются брать деньги за время, за дальность, за пересадки... Потом будут брать за свет, за воздух, за скорость...
Кстати, например, лавочки на станциях можно тоже сделать платными и засекать время седения. Типа сел на лавочку в час пик - дороже, а в выходной можно и подешевле посидеть. Потом на выходе деньги списывать с карточек.
Чиновники и олигархи почему-то считают, что это их страна, их города, их метро. Все это их активы, из которых они обязаны извлекать максимально возможную прибыль. Хотя они метро не строили и на метро не ездят, т.е. даже свои "пять копееек" не инвестируют.
За свои деньги сам народ построил для себя метро и теперь какие-то "коммерческие директора" ежегодно выдумывают новые способы отъема максимально возможного количества денег у этого же народа в этом же метро.
Стоимость пользования автомобилем (непосредственные ежедневные затраты из кармана) - зачастую меньше, чем на общественный транспорт, особенно если ездить с пересадками (автобус-метро). Посчитайте расход.
Расход?
Да он и так понятен - непосредственные расходы составляют примерно 3-4 рубля за километр (это если тачка уже есть, т.е. ее покупка, страховка и прочее так и так оплачивается). В Москве ежедневно будешь проезжать в лучшем случае километров 50, т.е. на 150-200 руб. И что можно наездить с пересадками на такую сумму?
Это не говоря о том, что для постоянных пользователей ОТ есть проездные, а на машине никаких скидок нет, хоть ты проезжай и тысячу километров в неделю.
У меня, к примеру, расходы на транспорт укладываются в примерно 15К в год. На один бензин уходит минимум вдвое больше, при том, что в подавлающем большинстве случаев в будни я езжу на метро.
Только того добьются, что люди пересядут на личные машины, или на автобусы-маршрутки. Сел - и поехал. Глупости всё это.
Надо ещё за пересадку с линии на линию деньги брать, странно, что они до сих пор до этого не додумались.
Лично я не вижу в дифференциации оплаты от расстояния чего-то такого уж особенно страшного.
Опять в мой карман полезут? Дык они и так в него лазят регулярно, не моргнув глазом накидывая каждый год к стоимости проезда по несколько рублей. Но почему-то это вызывает намного меньше возмущения. То есть сколько захотят они так с нас вытянут. Тут бы возмутиться тому, что никто не знает, на что собственно тратятся эти деньги, и почему именно так а не иначе, вот конкретно, а не общими словами типа "энергоносители подорожали"... А форма расчета оплаты может быть любой, в том числе и дифференцированной от расстояния. Для больших систем последнее в чем-то даже справедливее.
Что же до конкуренции с личным транспортом, то ОТ сильнее всего проигрывает именно на коротких плечах, где бензина уходит немного, а билет такой же дорогой. Так что здесь скидка только в плюс. А на длинных плечах авто по-любому дороже будет.
Другое дело, что у нас последнее время просто патологически не умеют что-либо делать разумно и удобно. И чем дальше тем хуже. Поэтому по поводу того, как это все будет организовано, есть нехорошие предчувствия. Как справедливо отмечалось выше, толкучка народа на выходе, со всех сторон лезущих, отталкивая друг друга со своими карточками к "гасящей машинке" (ну или 3-4 толкучки по числу развешанных машинок, а больше их особо и пихать некуда) уже вызывает опасения. В тех метрополитенах, где наши чиновники подглядели эту систему, все же во много раз ниже пассажиропотоки.
Varanas, просто все понимают в какой стране мы живём и во что это выльется в итоге. Т.к. скорее всего сделают цену 1 зоны процентов на 10-20 ниже нынешней стоимости 1 поездки. В результате единицы чуток сэкономят, а основная масса людей,ездящая ежедневно через 2-3 зоны, будет платить в 1.5-2 раза больше.
Такое, например, уже было с МГТС, когда под предлогом заботы об абонентах вместо одного безлимитного тарифа ввели выбор из трех тарифов. В теории кто-то там мог сэкономить копейку, если в месяц разговаривал по телефону только пару-тройку часов. А на практике это просто означало, что для подавляющего числа москвичей телефон подрожал сразу в 2 раза. Поэтому и ежегодное подорожание проезда на 20% на этом фоне и кажется мелочью.
akrus, и думать, на сколько ты ушёл в минус. При этом надо помнить, что неплохо бы проверить баланс в терминале и при необходимости пополнить карту - ровно то же, что сейчас в Москве.
На новость не тянет...но факт просто возмутительный.
Санкт-Петербург. Инвалидам проезд в метро запрещен с 16.06.2011. http://annakomarova.livejournal.com/81685.html
"Знаете, меня сегодня не пустили в метро, когда я сдала зачет и собиралась ехать домой из института. Вышло распоряжение, согласно которому инвалидов с коляской в метро пускать запрещено, т.к. метрополитен не приспособлен для этого."
Пара вопросов:
1. Если я турист и вхожу в метро 2-3 раза - как мне платить за проезд? Сейчас работают жетоны, в будущем их отменят. Будет ли какое-то одноразовое средство оплаты? Или все должны покупать бесконтактную карту?
2. Если я вышел из той же станции, на которую зашёл - сколько у меня спишется с карты? :)
>для подавляющего числа москвичей телефон подрожал сразу в 2 раза
Он подорожал только для тех, кто поленился сменить тариф. Сами себе злобные буратины.
–16
Написал KVentz 2011.06.20 19:27:18 Его комментарий скрыт
quantum, про разницу выше же писал... просто я к тому, что "постоянно задумываться" приходится намного меньше, т.к. нет сроков, можно пополнять счет через интернет и т.д.
ramtamtager, ну это вообще дожили до светлых дней. Интересно, а у нас что-нибудь для людей с ограниченными возможностями приспособлено? Похоже, нет. Потому что "нам здесь больные не нужны"(с)
ramtamtager, до заявлений Ворюгина вот такая версия звучала:
Правда, внутреннего распоряжения о закрытии питерского метро для инвалидов-колясочников, пока нет. Но существует распоряжение по которому сотрудники метрополитена должны предложить инвалиду на коляске воспользоваться другим общественным транспортом или «социальным такси».
Согласитесь, что "предложить" это не то же самое, что "запретить".