К июню во всех городских автобусах Санкт-Петербурга должна заработать система электронного контроля оплаты проезда. Пока же дорогостоящие валидаторы висят в салонах без дела.
Через два месяца, как заверяют в городском комитете по транспорту, кондукторов вытеснят специальные устройства – валидаторы, установленные на поручнях. Пока же корреспонденты «НВ» разобрались в том, почему оборудование, на которое город потратил больше 110 миллионов рублей, почти год провисело в автобусах без дела – роль валидаторов по-прежнему исполняли кондуктора и водители, и зачастую недобросовестно.
Система оплаты проезда в социальных автобусах сегодня вызывает у многих горожан, мягко говоря, недоумение. На поручнях у каждой двери и в середине салона красуются горящие валидаторы, кондукторов нет, плату за проезд проверяет водитель, а пассажирам приходится стоять в длиннющей очереди на выход в первую дверь, что создает массу неудобств, особенно в часы пик. И становится уж совсем невыносимо, когда кто-нибудь из пассажиров надолго застревает у водительского окошка, выискивая в кошельке мелочь.
Как выяснил корреспондент «НВ», оплата проезда на выходе грубо нарушает правила пользования наземным пассажирским транспортом, утвержденные приказом комитета по транспорту № 332 от 18 декабря 1997 года. По этим правилам, пассажир должен платить за проезд как раз на входе в автобус.
– Действующих правил никто не отменял, – заявили в СПб ГУП «Пассажиравтотранс», которому принадлежит львиная доля социальных автобусных маршрутов.
По мнению транспортников, оплата проезда на выходе через переднюю дверь – пережитки 1990-х годов. Именно тогда было отменено компостирование талонов, и контроль за оплату проезда возложили на водителей. Последние же, к сожалению, выполняют свои обязанности не всегда добросовестно и зачастую не прикладывают считывающее устройство к проездному, пропуская «зайцев» с просроченной карточкой.
В «Пассажиравтотрансе» говорят, что повлиять на недобросовестных водителей могут лишь сами пассажиры.
– Если водители не проверяют карточки или не дают билет, необходимо записать номер маршрута, время, бортовой номер автобуса, фамилию водителя, которая указана на визитке, и сообщить в отдел претензий по телефону 576-55-55 или 458-75-74. Такие водители будут оштрафованы, – заверила официальный представитель транспортной компании Татьяна Клепикова.
При всём при этом почти в каждом автобусе уже установлены валидаторы. Но устройства, которые так дорого стоили городскому бюджету, работают лишь на четверти маршрутов. Почему?
В комитете по транспорту оправдываются: работа по созданию необходимой информационной инфраструктуры сложна и объёмна, да и персонал приходится обучать пользоваться новой системой. Однако чиновники пообещали, что через два месяца система заработает как надо.
Появлению электронных считывающих устройств в транспортном ведомстве придают большое значение. По данным комитета, более 75 процентов поездок в наземном городском пассажирском транспорте осуществляется именно по электронным проездным билетам. Поэтому город и не поскупился на электронную новинку. Один комплект бортового оборудования из пяти электронных компостеров обошелся в 90 тысяч рублей [интересно, а сколько стоит комплект с турникетом в Москве? - Сурок]. На сегодня ими оборудованы 1230 городских автобусов.
– Система позволит пассажирам свободно войти в салон транспортного средства и оплатить проезд даже в часы пик, не дожидаясь, пока к нему подойдёт кондуктор, – пояснили в комитете. – Для этого достаточно поднести свой электронный проездной билет к стационарному электронному компостеру и зафиксировать оплату проезда.
Вся информация с валидаторов учитывается и обрабатывается. При возвращении автобуса в парк данные об оплате проезда передаются через беспроводную сеть, установленную в автобусных парках, на сервер ГУ «Организатор перевозок» в зашифрованном виде. После проверки информация записывается в базу данных для распределения выручки между перевозчиками.
Оправдает ли надежды транспортников оборудование, на которое город потратил 110 миллионов 700 тысяч рублей, покажет время. Но пока на сознательность горожан, которые должны сами прикладывать проездные карточки к устройству, в комитете по транспорту не надеются. Через два месяца этот процесс станут отслеживать контролёры, переведенные из кондукторов.
То есть получается, что как было по кондуктору в каждом салоне, так и останется, только именоваться они будут гордо контролёрами? И при этом по 90 тыс. на машину, чтобы оснастить крутыми и удобными современными валидаторами? Кондукторам небось ещё и зарплату из-за этого снизят.
Ну в моём Тамбове выход через переднююю дверь так с 90-х никто и не отменял! :D Исключение - муниципалки (у нас их не так много). А вот на них тоже собираютс вводить валидаторы.
Одним словом, современно - да, высокотехнологично, но рационально ли это? И какая вообще от этого польза-то? Ну разве что отслеживание пассажиропотока. Но это бесполезно, пока валидаторы установлены не на всех автобусах.
Каким образом валидаторы избавят водителей от необходимости собирать оплату за проезд при отсутствии кондуктора? Валидатор будет продавать билеты? Т.е. кондуктор все равно нужен, так и какой смысл делать валидаторы?
Я вот не понимаю. Они сами в состоянии объяснить, нахрена пассажиру валидировать свой билет при каждом пользовании автобусом? Они могут потратить на эти валидаторы сколько угодно миллионов и миллиардов, но никогда не добьются такой же эффективности, как сбор платы кондуктором. Потому что прикладывать свои билеты к ним люди начнут лишь увидев заходящих в салон автобуса контролёров.
А вечером б__ автобус у них передаёт всю информацию на сервер для распределения доходов между перевозчиками... Ну твою мать! Чтобы перевозчики смогли удавиться за каждую копейку город тратит миллионы! Вместо того, чтоб делить копейки транспортникам не мешало бы заняться своими прямыми обязанностями - перевозкой пассажиров.
Идеальная системы оплаты проезда в ОТ - повременная, единая для всех видов транспорта с билетами на полчаса, час, день, месяц, год... Таким образом у большинства горожан, постоянно пользующихся транспортом уже есть оплаченный билет и валидировать его просто нет необходимости.
Деньги от оплаты проезда поступают в казну города, а не перевозчикам. Потому что работа транспортника не хапнуть как можно большее число пассажиров и состричь с них бабло, а выполнить перевозку в соответствии с выданным сверху планом. Работа перевозчика оплачивается в соответствии с количеством и качеством выполненной им работы из того же городского бюджета. В нормальных государствах прибыли от общественного транспорта не ждут - ждут работы.
Нет, кондукторы не останутся, будет вероятно классическая схема с выборочным контролем на остановках, когда входят контроллеры.
А вообще все как всегда через , так как нужно ставить автоматы по продаже-выдаче билетов, исключив вообще человека в продаже (механика), только контроль (тут уже нужен человек).
Scratch, Как это какая польза? Распил денег ещё никто не отменял. Но вот конкретно эта акция вызывает лично у меня наибезумнейшее недоумение, ибо это прямой показатель того, что чиновники считают людей за полоумных. От этих штук на поручнях вообще никакой пользы нет.. Неужели не ясно что почти все пассажиры будут просто класть болт на то, чтобы доставать карту и прикладывать её к =в а л и д а т о р а м= ? На лицо ведь очевидный распил... Берут автобус, покупают на него за 90000 этот =в а л и д а т о р =, затем называют кондуктора контролёром, снижают ему зарплату, а обязанность считать деньги вешают на водителя. Через год-полтора один такой автобус за счет сниженной зарплаты кондуктора окупает свой =в а л и д а т о р=, а ещё через год начинает приносить прибыль тем, кто этот =в а л и д а т о р= установил. Может прибыль и не такая большая, но это с одного автобуса, а если их целый город? А сколько денег и кому ушло на изобретение такого "велосипеда"? Инновации, чё...
BatonMedved, автоматы не решат проблему в целом, поскольку вряд ли всем пассажирам (в т. ч. пенсионерам) будет под силу разобраться с платежным терминалом, который к тому же зачастую отказывается принимать купюры или просто может поломаться. Альтернативный вариант - продавать билеты в киосках или на остановках, хотя это, наверное, тоже вариант не из лучших.
BatonMedved, помимо автоматов можно упросить систему продажи билета водителем, по подобию Берлина с автоматической машинкой по выдаче сдачи у водителя. Автоматы штука дорогая, место занимает, разве что в трамваях ставить.
Drozdov, в Москве почти на каждой более-менее крупной остановке поставили киоск, но это же дополнительная зарплата кассиршам, дополнительные деньги на установку этого киоска, да и остается огромное количество "голых" остановок. В Дрездене на остановках ставят автоматы, довольно мозговыносящие, без всяких экранов, закинул монетки, нажал кнопку, получил билет и сдачу, но чувствуется, что каким бы антивандальным автомат не был, в России долго многие из них не проживут. Очень нравится идея, реализованная в Бразилии с обеспечением посадки подобно метро - турникеты на вход на остановку, а сама остановка равно как и вход в автобусы, подняты над тротуаром, что залезть со стороны улицы должно быть неудобно. Но это кардинальное изменение всей инфраструктуры, остановок, автобусов, в России выльется в безумнейшие затраты с учетом распилов.
Vokabre,
В Дрездене на остановках ставят автоматы, довольно мозговыносящие, без всяких экранов, закинул монетки, нажал кнопку, получил билет и сдачу
Не знаю как в Дрездене (уже год как не был), а в других городах, автоматы принимают только монетки. При отсутствии монеток, приходится бегать, искать, где бы разменять банкноты. Очень не удобно.
Кста, трамваи тоже оборудованы автоматами. А в автобусах билеты продаёт водитель. Вот там с банкнотами проблем точно нет.
GA, да, только монетки. Раздражает, если их нет с собой. :) Но это лучше чем например автоматы, которые берут только кредитки на некоторых входах в Парижское метро.
Оплата телефоном - отличная на самом деле идея, её продвигают в Мосметро, нужна симка с подключаемой антенной, пока вроде продажи ещё не начались. Но вот например в айфон такое не запихнёшь, QR-код (или цифровой как Хендитикет) был бы логичнее. Но это для небольшого количества клиентов, много народу платить телефонами точно не будут.
Vokabre, чувствуется, что каким бы антивандальным автомат не был, в России долго многие из них не проживут.
Справедливости ради, терминалы мгновенной оплаты живут и здравствуют. Я сам удивлён, однако факт - маркерами расписывают, рекламой обклеивают, но работоспособность не портят.
Была пару лет назад эпичная история, про мужиков, укравших такой автомат, и не надумавших ничего лучше как взломав его, поплнить себе счет одной и той же купюрой на пару тысяч :-)
quantum, ну не везде. В подземных переходах часто вижу разбитые походу кувалдами машины, или просто с загаженным до максимума экраном. Терминалов просто много, они бьют вандалов количеством!