Вчера бригады «Метростроя» завершили сооружение эскалаторного тоннеля самой глубокой в стране станции «Адмиралтейская». До её открытия осталось около восьми месяцев
— А где же выбранная порода? — с недоумением оглядывая пятачок стройплощадки, спрашиваю начальника строительства «Адмиралтейской» Александра Комиссарова из СМУ-11.
— Опоздали, товарищ репортер, мы её уже вывезли! — широко улыбаясь, отвечает Александр.
— Вот на таких самосвалах! — дополняет его подчиненный Михаил Самборский, показывая на высоченный грузовик.
Он подкатывает задним ходом под ковш красного экскаватора. Ковш плавно несёт к самосвалу тёмно-зелёное тесто.
— Далеко возите?
— Во Всеволожский район на бывшие разработки кирпичного завода.
Пока мы разговаривали, рабочий теплой водой из шланга обмыл борта и колёса машины. И она нарядная выкатилась на Малую Морскую.
А на её место уже въезжает другой самосвал, водителю которого подаёт команды человек в ярко-зелёной куртке.
— На автобазе «Метростроя» я 37 лет отработал, многие станции метро строил, — поясняет Борис Семёнов. — Здесь как бы в роли регулировщика. Стоянки машин нет. Центр города всё-таки. Самосвалы отстаиваются на Исаакиевской площади. Я по телефону звоню шоферу, и тот быстренько подъезжает сюда.
Семёнова слушаются не только водители «Метростроя», но и все автомобилисты, когда он выходит на Малую Морскую и «заруливает» самосвалы на «Адмиралтейскую». Каждый стык кузова самосвала обработан уплотнительной резиной. Так что кембрийская пульпа на асфальт не прольется. А в смену водители увозят до двухсот кубометров кембрия, пласты которого штурмовали пилоты горнопроходческого комплекса «Аврора».
Управляют этой техникой, кстати, молодые ребята — Константин Богатырёв, Андрей Черкасов, Валерий Михайлюк. Только Вячеслав Срыбный несколько постарше. Даже шефу-инструктору немецкой фирмы-изготовителя «Авроры» Михаилу Козлову всего 35.
А сменные мастера Кирилл Котов, Игорь Филиппов ещё и тридцатник не распечатали. Управляет тюбингоукладчиком комплекса «Аврора» Игорь Гольцев — тоже их ровесник.
Эта бригада хорошо проявила себя на проходке наклонного хода «Обводного канала». На «Адмиралтейской», которую долгие годы называли «станцией-призраком», пришлось тяжелее. Тоннель с помощью электронного «крота» приходилось строить в сложнейших геологических условиях. На-гора выдали тысячи кубометров горной породы. Её на глубине превращали в пульпу и гнали по трубопроводам в специальное корыто на Малой Морской. Откуда другие механизмы «крота» принимали традиционные тюбинги и доставляли их на глубину. Там машина собирала из восьми тюбингов кольца тоннеля на четыре эскалатора. 928 тюбингов, 116 колец...
— И каждое давалось как никогда трудно, — говорит директор управления механизации «Метростроя» Валерий Кузнецов. — Незадолго до финиша оказались в 10-метровой валунно-гравийной зоне. Потоптались изрядно, но тем не менее и это препятствие преодолели.
Даже «Аврора» порой не выдерживала, но обслуживающие специалисты всякий раз умело настраивали проходческий комплекс на работу в сложнейших условиях горных выработок. И «Аврора» снова перемалывала булыжники. Их ведь не отправишь сразу по трубопроводам. Надо сначала расколоть, растереть в порошок и вместе с пульпой выгнать наверх. А вот огромные валуны «Аврора» просто выдавливала в соседние мягкие грунты.
— Условия были небывалые, самый центр исторического Петербурга, где требуется величайшая осторожность. Были усилены фундаменты, а кое-где и другие несущие конструкции зданий, — поясняет гендиректор «Метростроя» Вадим Александров.
Вчера бригады СМУ-11 начали готовить объект к приемке «Авроры» на земле. Механизаторы просят два месяца для того, чтобы поднять горнопроходческий комплекс наверх и перевезти на базу для подготовки к работам на «Спасской», — уточнил начальник строительства станции Александр Комиссаров. — Я попросил сократить этот срок на две недели, до 1 июня. И тогда я гарантирую, что наземный вестибюль «Адмиралтейской» мы сдадим в декабре этого года. Новое здание торгового комплекса целиком и полностью будет повторять облик прежнего 6-этажного дома, стоявшего здесь. Только по Кирпичному переулку появится группа входных дверей, в том числе и выход из метро.
Сегодня новый эскалаторный тоннель отделяет от переходного коридора «Адмиралтейской» небольшая перегородка горной породы. Вскоре и она исчезнет.
«Адмиралтейская» станет одной из самых глубоких в мире, утверждают проектировщики. На территории бывшего СССР и России точно глубже нет. Где-то на 70-метровой глубине, сойдя с большого эскалатора, пассажиры пройдут по дугообразному 112-метровому коридору, а затем малым эскалатором (15 м) спустятся в огромный адмиральский зал.
Ну понтов много, а разница всего лишь в 1 метр с Парком Победы, и то еще точно доказать надо. Хотя это, конечно, для задротов и буквоедов, для остальных глубина значения не имеет.