27 марта в районе метро Бабушкинская полностью выгорел первый вагон системы 17-го маршрута.
Пожар случился в воскресенье в девять вечера. Немногочисленные пассажиры быстро покинули вагоны, поэтому обошлось без пострадавших. Причиной пожара стал сломанный полупантограф, который, зацепившись за контактный провод, оборвал его. Провод упал на крышу, задев расположенное на ней оборудование. Образовалось короткое замыкание.
Видео очевидцев. Начало пожара.
Пожарные долго не приступали к тушению, так как не могли убедиться, отключено ли напряжение в контактной сети.
Видео очевидцев. Часть 2
Потушенный вагон готовят к буксировке
На видео хорошо видно искры от короткого замыкания. По идее в таких случаях должна сработать автоматическая защита на подстанции. Однако, судя по тому, что короткое замыкание продолжалось непрерывно, в течение как минимум пяти минут, о наличии какой-либо защиты на подстанции даже речи быть не может. Когда-то давно я уже писал об этом в подобном репортаже(ситуация там абсолютно аналогичная, смотреть первый комментарий)
Действительно, за 5 минут можно было не раз даже вручную отключить напряжение! Мне кажется кто-то из диспетчеров или электриков, кто отвечает за подстанции, должен будет признан виновным в выгорании вагона.
Подстанцию _якобы_ отрубили через 2 минуты после сообщения о загорании (20:40 и 20:42 соотв.).
Вообще какой-то однобокий репортаж:( Даже в МГТ ещё не разобрались, а Вы сразу всю вину свалили на энергетиков. А про то, сколько уже 619КТ горело, ни слова...
budafok, странно они отрубили - на втором видео (четыре минуты с начала пожара) подряд идут вспышки. Скажем, с 0:54, в начале первой минуты, на 2-2:30 и т. д. Я бы на месте пожарных тоже водой поливать не стал.
По идее в таких случаях должна сработать автоматическая защита на подстанции. Однако, судя по тому, что короткое замыкание продолжалось непрерывно, в течение как минимум пяти минут, о наличии какой-либо защиты на подстанции даже речи быть не может
Может быть ток КЗ был просто недостаточен, чтобы отключить автоматическую защиту. Защита-то расчитана на запитывание нескольких двухвагонных систем в час пик, а это неплохие токи.
МГТ разбираться ни в чем не будет. Водитель виноват и всё. Тем более вагон звенел минут пять точно, значит АКБ и даже реверс не отключались, сеть судя по всему цела, а пантограф оттянуть и не пытались. Энергетики всё замнут и им всё простят. У меня так было при обрыве провода - минут 20 провод искрил на крыше впереди стоящего вагона и на путях, а мы отгоняли пешеходов. И пока диспетчеров матюгами не начали слать напряжение не сняли. Приехали контактники и даже разговаривать со мной не стали, почему пережог был и т.п. Хотя там сеть чуть выше висела. Через неделю сеть ночью опустили и следов не осталось. И таких случаев масса!
Я, честно говоря, в шоке. Вагон сгорел практически на ровном месте! Это можно было легко предотваратить.
mipt_stan: Может быть ток КЗ был просто недостаточен, чтобы отключить автоматическую защиту. Защита-то расчитана на запитывание нескольких двухвагонных систем в час пик, а это неплохие токи.
Не надо путать максимальную нагрузку и КЗ. При возникновении КЗ защита должна срабатывать практически моментально. Это чудо, что никто не сгорел заживо! Провод мог ведь и на людей упасть, а не просто на крышу вагона! Если тяговые подстанции МГТ отключаются только вручную, то увольте, я лучше пешком пройдусь или тачку поймаю, чем буду пользоваться таким электротранспортом. Учитывая, что КС в многих местах некисло провисает и болтается. Как бы мы живём в современном мире, даже на стиральные машинки и электроплиты УЗО ставятся, чтобы не убило людей. А тут такое серьёзное дело, как общественный транспорт.
Вот боянистое видео, на котором наглядно показано, как не допустить пожара в таких ситуациях. При разрушении пантографа, произошло падение КС на крышу состава с последующим КЗ, после чего моментально снялось напряжение.
А ещё есть такая вешь, как система аварийного опускания токоприёмника. Но це ж дорого! Наверное кауда дешевле чинить постоянно КС, списывать сгоревшие вагоны и терпеть убытки от простоя ПС. Но кто будет считать государственные деньги в ГУПе...
danilamaster, МГТ разбираться ни в чем не будет. Водитель виноват и всё.
Тут всё очень сильно зависит от конкретного депо. Например, в №3 без разбора водителей выгоняют, а в №2 наоборот, покрывают водителя даже там, где явно он виноват. 2105 тому яркий пример. Нашли какого-то мифического бомжа... Ну и некоторые ещё сильно заинтересованы в каких-то случаях списать на вину завода, а в каких-то наоборот.
Вот кстати был недавно похожая история на Войковской:
Провод упал и на крышу и на корпус в районе первой двери (см. характерный след на фото), чуть поискрил и напряжение снялось.
Кстати, а могут быть проблемы из-за системы рекуперации, когда напряжения в сети нет, но из-за тормозящих вагонов подъезжающих в пробку ток время от времени идёт?
Ладно, не сработала автоматика, но диспетчер-то чем занимался? Почему не отключили сеть сразу? Или они вообще не в курсе, что у них на линии творится?
Так можно было и второй вагон сжечь дотла.
Кстати, этот случай реально доказывает, что от пожарных у нас мало толку: кроме воды, у них ничего нет. Долбанули бы порошковой струёй хотя бы.
D-d-d, Отключена же не вся сеть, а только одна подстанция. При подходе на обесточенный участок вагоны едут на выбеге и очевидно не сразу останавливаются. Так что 3-5 вагонов с каждой стороны точно будут тормозить уже на обесточенном участке и если у них есть рекуперация, они вернут энергию торможения обратно в сеть (у всех 71-619А, вроде бы, она есть). Другое дело хватит ли этого тока чтобы какой-то пожар вызвать...
razor: Кстати, этот случай реально доказывает, что от пожарных у нас мало толку: кроме воды, у них ничего нет. Долбанули бы порошковой струёй хотя бы.
А что толку то? Сначала нужно обесточить КС, иначе ни хрена не потушишь. Оно так и будет гореть. Во-вторых пожарные не камикадзе. Сам бы полез тушить что-либо под напругой? Первое что произойдёт - зайчика словишь хорошего, не видно будет даже куда струю пускать.
D-d-d, Есть ЕДТ а есть режим когда электродвигатель работает как динамо машина, вырабатывая ток и этим создаётся тормозное усилие... Но я не спец, поправите если не прав.
D-d-d, все 619-ые КТМы должны тормозить электродинамикой при отсутствии напряжения в КС. Другое дело, в некоторых 619К не работает цепь аварийного электродинамического торможения, когда обмотка двигателя, штатно питающаяся от КС, при его пропадании переключается с помощью специального реле на питание от АКБ. А у 619А и КТ обмотки и так всё время питаются от аккумуляторов.
Spirit, интересно, а как тогда вообще тушить, если некому напряжение снять? Пусть дотла выгорает всё, что ли? Не знаю. Чем-то блокировать очаг возгорания в принципе можно в любом случае.
А если и снять некому - есть же кусачки специальные для высоковольток.
Не надо оправдывать чьё-то бездействие.
razor, да что там кусачки для высоковольтных линий, если вышка контактной сети приехала на место, когда уже всё потушили (то есть примерно спустя минимум минут 40- час после возгорания).
D-d-d, при электродинамическом торможении, как был выше сказано, электродвигатели начинают работать в режиме генератора, то есть сами вырабатывают электроэнергию.
Прежде на более старых моделях электровозов, электропоездов, вагонов метро, трамваев и троллейбусов эта энергия сжигалась на тормозных реостатах, т.е. электрическая энергия превращается в тепловую. Это неэкономично и практично никак не используется, разве что в зимний период обдув пуско-тормозных является практически главным способом отопления салона троллейбуса ЗиУ (старые модификации с мотор-вентилятором).
А рекуперация позволяет всю энергию, выработанную тяговыми двигателями при ЭДТ, вернуть обратно в контактную сеть. Эта электроэнергия идёт обратно на подстанцию или передаётся другим потребителям, если они находятся на том же участке, что и "производитель" этой самой электроэнергии.
Так что версия имеет право на жизнь.
P.S.: если что не так сказал- поправьте)
Меня удивила информация, что даже при обесточке трамваи всё равно тормозят ЭДТ...
Так и должно быть. При отсутствии напряжения в сети и при напряжении, но отсутствии потребителей, вся вырабатываемая энергия должна гаситься в тормозных реостатах. Другой вопрос, как Канопус это всё реализовал в своём приводе.
Может быть ток КЗ был просто недостаточен, чтобы отключить автоматическую защиту. Защита-то расчитана на запитывание нескольких двухвагонных систем в час пик, а это неплохие токи.
В таких случаях делают более короткие фидерные участки, с питанием нескольких из них от одной подстанции.
D-d-d, То есть – версия о том, что «благодаря» рекуперации ток мог появляться в сети – имеет право на жизнь?
Нет, по той простой причине, что ближайшие вагоны остановились на очень большом расстоянии от места происшествия. На фидерный участок, на котором произошло КЗ въехало не более трёх вагонов, среди которых один 619А. Не думаю, что процесс его торможения продолжался в течение 7 минут:)
razor: Spirit, интересно, а как тогда вообще тушить, если некому напряжение снять? Пусть дотла выгорает всё, что ли? Не знаю. Чем-то блокировать очаг возгорания в принципе можно в любом случае.
А если и снять некому - есть же кусачки специальные для высоковольток.
Не надо оправдывать чьё-то бездействие.
Кого я оправдываю? Диспетчеров, которые так долго не снимали высокое? Что Вы несёте? Какие нафиг кусачки? Пожарные не имеют права этого делать. Прежде чем "умные" мысли писать, ознакомьтесь с инструкциями по пожарной безопасности. Дугу никто не тушит, если конечно хочет жить. ОБЖ в школе проходили? Первое, что надо сделать при пожаре, это позвонить 01 и всё по возможности обесточить, а потом туши себе на здоровье. Это касается не только трамваев. Поэтому, когда горит что-то высоковольтное под напругой, то никто тушить ничего не будет, пока не убедится в снятии напряжения. Если напряжение не снимают по каким-либо-причинам, или его нельзя снять, то гореть будет, пока не догорит до тла. А пожарные будут не допускать распространение огня на другие объекты, заливая всё вокруг водой.
Spirit, умные мысли, говорите? Секундочку, а какое напряжение в контактной сети? Неужто несколько сот вольт (простите, точнее не скажу - нет желания влезать в спецлитературу) пробьют кусачки? И "не какие нафиг" - такой инструмент есть в арсенале МЧС, и если я ничего не путаю, то пожарные являются одним из их подразделений.
Что касается недопущения распространения огня, то в данном случае интересно, что им надо было в округе поливать? Второй трамвай? Или землю вокруг?
И ещё вопрос. А за каким тогда вообще существуют пенные и порошковые огнетушители? Для мебели? А если в вашем офисе заполыхает распределительный щит, а рубильник и предохранители в подвале за семью замками? Пусть весь офис горит, да?
razor, Я ещё раз пишу: почитайте инструкции по пожарной безопасности, там много интересного, в частности про пенные огнетушители. Вы сейчас как ребёнок рассуждаете. Вы хоть различаете напряжение от тока? Убивает именно ток, а не напряжение. для справки: искры в волосах могут иметь напряжение до нескольких тысяч вольт. Вы участвовали в тушении хотя-бы одного пожара? Я участвовал, у нас 2 офиса горело в 2005 и в 2006 годах. И в обоих случаях сначала всё обесточивалось, потом тушилось.
А если в вашем офисе заполыхает распределительный щит, а рубильник и предохранители в подвале за семью замками?
А если заполыхает, то электрики или дежурные сначала отключат напругу, а потом полезут тушить. Потому что все щиты находятся в доступности. Нам жалко своё здание, а вот МГТ свои трамваи, судя по всему, нет. А если у кого-то щиты за семью замками, или заставлены чем-то, то сами виноваты. Это запрещено правилами.
Spirit, напряжение от тока отличаю ;), убивает и автомобильный аккумулятор с двенадцатью вольтами и 60А пускового тока. Я в курсе, физику не только в школе изучал, равно как и электротехнику.
Хорошо, раз вы так настаиваете, рассмотрим экстренный случай: частичное обрушение здания и доступ к щиту невозможен. Ваши действия?
>>27 МАРТА В РАЙОНЕ МЕТРО БАБУШКИНСКАЯ ПОЛНОСТЬЮ ВЫГОРЕЛ ПЕРВЫЙ ВАГОН СИСТЕМЫ 17-ГО МАРШРУТА )))) >> ))))
Я под столом. [spoiler]1 апреля такое 1 апреля[/spoiler]