РЖД нашли за рубежом нового партнера для развития скоростного сообщения. Вслед за покупкой немецких скоростных поездов «Velaro RUS» (названные «Сапсанами») у «Siemens» и французских поездов «Pendolino» (названные «Аллегро») у «Alstom» РЖД планируют закупить семь пассажирских поездов у испанского концерна «Patentes Talgo». РЖД вынуждены закупать поезда для скоростного сообщения за рубежом, так как в России такие пассажирские составы просто не производят.
РЖД могут купить у испанского концерна «Patentes Talgo» семь 20-вагонных пассажирских составов для скоростного сообщения, заявил президент компании Владимир Якунин по корпоративному телевидению. По его словам, эти поезда планируется пустить из Москвы в Минск, Киев, Ростов-на-Дону и Адлер, а также за рубеж и в те города, в которых будут проходить матчи чемпионата мира по футболу 2018 года.
В Испании пассажирские дизельные и электропоезда «Тальго», которые развивают скорость более 200 км/ч, используются на скоростных линиях, связывающих Мадрид и Барселону с различными городами за пределами Испании и внутри нее.
Российский перевозчик заинтересовался испанскими поездами потому, что в их конструкции используется система автоматического изменения ширины колесных пар. Эта система помогает поездам перестраиваться с испанской железнодорожной колеи (1668 мм) на европейскую (1485 мм). В России эта система позволит перестраиваться с российской колеи (1520 мм) на европейскую. Таким образом, поезда «Тальго» можно использовать при развитии международного скоростного сообщения. К примеру, ранее в РЖД говорили о возможности запустить испанские составы по направлениям Москва—Берлин, Москва—Варшава и Москва—Прага.
«Испания является единственной страной, обладающей многолетним опытом безаварийной эксплуатации подвижного состава с системой автоматического изменения ширины колеи», — говорил ранее Якунин.
РЖД и испанцы договорились совместно внедрять такие переводные системы для развития международных пассажирских перевозок ещё в 2008 году. В феврале прошлого года «Patentes Talgo» доставила в Россию тестовый состав из 4 вагонов для испытаний на магистралях Москва—Санкт-Петербург и Москва—Брест. Партнеры договорились до 2011 года проанализировать эффективность установки испанских переводных систем на российские вагоны.
Судя по всему, испанские поезда полностью удовлетворили РЖД, потому что в конце февраля этого года стороны подписали соглашение, по которому к июню этого года должны быть согласованы условия твёрдого контракта, в том числе уровень локализации производства.
РЖД вынуждены закупать поезда для скоростного сообщения за рубежом, потому что в России их просто не производят. «Да, у нас пока нет подвижного состава для скоростных перевозок, и его закупают за рубежом, но работа по его созданию в стране ведётся, и скоро он также будет закупаться нашими железнодорожниками», — говорит газете ВЗГЛЯД ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. По его словам, закупки иностранного подвижного состава происходят в тех сегментах, где нет соответствующей техники отечественного образца. «Если вы посмотрите на то, что закупается за границей, то увидите, что там нет локомотивов, грузовых и пассажирских вагонов, а есть лишь поезда для скоростного движения, к которым, собственно, и относятся поезда „Тальго“.»
В России только-только начались разработки в этом направлении, тогда как европейские компании уже более полувека работают над скоростным железнодорожным сообщением. Те же испанцы начали разработки системы автоматической перестановки колес ещё в 1965 году.
Проблемы в отрасли начались после распада СССР, в результате которого многие предприятия железнодорожного машиностроения остались за пределами России, в частности, в Украине и Грузии. После экономического кризиса 90-х годов, когда наблюдалось падение объемов перевозок, большинство подвижного состава сильно износилось. По данным РЖД на 2004 год, уровень износа российского подвижного состава составлял более 70%, уровень выбытия — около 30%. Тем не менее, предприятия были не загружены, не было инвестиций, что привело к потере производственного, научного и кадрового потенциала.
Когда перевозки стали расти, первое, что надо было сделать — это увеличить объемы производства подвижного состава. На разработку сил и денег явно не хватало. Основным производителем пассажирских вагонов в России является «Тверской вагоностроительный завод» (25% принадлежит «Трансмашхолиднг»). С 2005-го по 2008 год завод провел модернизацию производства и увеличил мощности до 1,2 тыс. штук в год, говорится в ежеквартальном отчете «Трансмашхолиднга» за четвертый квартал 2010 года. Теперь завод уже начал заниматься новыми для России продуктами, в частности, разрабатывать вагоны для движения на скоростях до 200 км/ч и вагоны с гладкой обшивкой кузова.
Российский завод начал тесное сотрудничество с французской «Альстом». «Тверской вагоностроительный завод» вместе с французами работают над созданием двухэтажных вагонов локомотивной тяги. По оценке «Трансмашхолдинга», прогнозируемый объём ежегодных закупок пассажирского подвижного состава пассажирскими операторами в перспективе составит 1,3–1,6 тысяч вагонов в год.
Испанский концерн «Тальго» — не единственный партнёр РЖД, помогающий развивать в России скоростное железнодорожное движение. С немцами из «Сименса» договор о поставке 8 скоростных поездов типа «Velaro RUS» был подписан ещё в 2006 году.
Эти поезда были названы в России «Сапсанами», которые теперь вполне успешно перевозят пассажиров из Москвы в Санкт-Петербург и Нижний Новгород. На покупку восьми «Сапсанов» у РЖД потратили 276 млн евро, плюс ещё 354,1 млн евро (11,8 млн евро в год) на 30-летнее обслуживание поездов.
«Сапсаны» стали фактически первыми и единственными пассажирскими поездами, которые приносят РЖД прибыль. Все остальные пассажирские перевозки убыточны, так как тарифы устанавливаются государством (Федеральной службой по тарифам) и слишком низкие.
В 2010 году, к примеру, убыток от пригородных перевозок составил 34 млрд рублей, от перевозок в поездах дальнего следования — 36 млрд рублей. Теперь в РЖД думают над закупкой ещё восьми «Сапсанов». На «Сапсаны» тарифы РЖД устанавливает самостоятельно. РЖД также сотрудничает с французским «Альстомом», выпускающим скоростные поезда «Pendolino» (у нас — «Аллегро»). В середине декабря прошлого года первые французские поезда начали ходить между Санкт-Петербургом и Хельсинки. Причем уже за первый месяц работы «Аллегро» достиг поставленных целей по количеству пассажиров: было перевезено 23 тыс. пассажиров (данные РЖД). В конце мая между Петербургом и Хельсинки начнут курсировать четыре пары высокоскоростных поездов, сейчас между городами курсируют только две пары составов.
Все классно конечно, только РЖД пора бы пересмотреть ценовую политику. Я уверен, что цена билетов до Берлина, Варшавы, Праги, в случае успешного внедрения данного типа ПС, будет сопоставима с ценой билета на самолёт.
Напрягает фраза "РЖД вынуждены закупать поезда для скоростного сообщения за рубежом, так как в России такие пассажирские составы просто не производят". Закупать Сапсаны решили тогда, когда допиливали Сокол до состояния реального использования, естественно не допилили. Грустно!
Spirit, Скажем так: не все любят самолёт. А Talgo - единственный ПС, вместе с локомотивом проходящий смену ширины колеи своим ходом (Talgo RD).
Время пути изменится в лучшую сторону.
Vokabre, ну вообще-то от Сокола отказались именно потому, что в нём было много проблем, которые не смогли решить конструкторы. От надёжности до комфортности. Не могу сказать, что там всё было плохо, но в итоге пришли к выводу, что Сокол - это тупиковая ветвь развития. Потому и начали скупать скоростные поезда в других странах, чтобы научиться самим их делать. Думаю, сейчас опыта поднаберёмся и через какое-то время сами начнём скоростные поезда строить.