Необычайное сооружение небесно-синего цвета выросло за прошлую ночь на Малой Морской улице по соседству с Невским проспектом.
Рядом с памятниками классицизма Л. Н. Бенуа, М. М. Перетятковича и В. И. Вандер-Гюхта этот «новодел» выглядел странно. Ещё накануне здесь стоял оранжевый подъёмный кран...
— Теперь мы замаскировались месяца на три, — объяснил, приглашая под овальные своды сооружения, Александр Комиссаров, начальник участка СМУ-11 «Метростроя». — Хочу отметить, что это первое такое «здание» в Петербурге и единственное пока в отечественном метростроении. Построено оно из воздуха и синтетических материалов, по принципу надувных палаток или надувных игровых площадок для детей.
— Роль несущих узлов и прогонов играют наполненные воздухом конструкции, — уточняет Комиссаров. — Подобные пневмомодули легко монтировать и разбирать в стеснённых условиях, местах проведения массовых мероприятий. Пневмокаркасные дома используют под склады, кафе и офисы, выставочные и развлекательные центры, автомойки, ангары для яхт и самолётов малой авиации, полевые госпитали и стадионы... Нас жизнь заставила использовать пневмокаркасы для строительства эскалаторного тоннеля «Адмиралтейской».
Идею эту предложил и внедрил главный инженер СМУ-11 Алексей Уханов. В «Метрострое» вообще взяли курс на обновление прежних технологий. На «Адмиралтейской», в частности, используется современный проходческий комплекс «Аврора», который в течение 45—50 дней может соорудить 116-метровой длины тоннель для четырёх эскалаторов. Но запустить этого электронного «крота» зимой на полную мощь пока нет возможности.
А проходческие комплексы круглые сутки должны подпитывать тюбингами, водой, цементным раствором. Шланги и другие коммуникации находятся практически на стылой земле. И в любой момент даже небольшой мороз может так прихватить цементный раствор в рукавах, что его потом никакими отбойными молотками не выковыряешь. Или, скажем, схватит мороз воду в шлангах, и под землёй всё остановится.
Есть различные способы организации строительства в зимних условиях. В том числе временные сооружения, тепляки. Но их надо соорудить из добротных и далеко не дешёвых стройматериалов, а затем, в сущности, выбросить на свалку.
Надувные конструкции, в отличие от традиционных прежних времянок, собираются легко, быстро, надёжно, с последующим неоднократным использованием. Лёгкие эстетические тканевые изделия из высокопрочного материала с полиуретановым покрытием рассчитаны на длительный срок службы, отличаются простотой, хотя могут принимать любую форму и эксплуатироваться при температуре от −50 до +50 градусов. Кстати, для участников всероссийского молодёжного инновационного форума «Селигер-2010» был построен целый пневмокаркасный город. Модули стыковались меж собой под различными углами, что позволяло осуществить самые неожиданные и смелые архитектурные решения.
Также подошли к решению пневмокаркасной проблемы и бригады СМУ-11 «Метростроя», коллектив которого является генеральным подрядчиком на строительстве «Адмиралтейской», разговор о которой идёт три десятилетия.
...В 15.00 12 января бригада Валерия Новикова разложила мягкие колонны, арочные конструкции кровли из полиуретана по всему периметру стройки. Затем включили эффективные компрессоры. И те стали гнать воздух, как в футбольный мяч. И колонны диаметром три метра и высотой до 20 метров начали оживать на глазах и вскоре заняли свои штатные места. Все конструкции автономны, но связаны между собой эластичными ремнями. В полночь над несущими стенами бригада Сергея Улитина подняла арочные детали кровли. А к восьми часам утра синий шатер площадью около трёх тысяч квадратных метров распахнулся и «спрятал» всё пятно застройки. Вчера же монтажники начали готовить для синего «шапито» нарядную белоснежную накидку, которая прикроет его до чёрного асфальта.
А внутри будет тепло и уютно. Сколько потребуется тепла, столько и дадут эффективные калориферы.
— Но самое главное, теперь мы сможем работать круглые сутки, — подчеркнул Александр Комиссаров. — В связи с законом о соблюдении тишины нам разрешалось прежде работать только до 23.00. В случае нарушения этого режима тут же являлись омоновцы и наводили порядок. Теперь мы никому не будем мешать и нас никто тревожить не будет.
— Теперь и нам созданы комфортные условия для проходки электронным щитом, — подтвердил начальник управления механизации Валерий Кузнецов. — Шесть первых пробных колец мы уже возвели в эскалаторном тоннеле. Начинается настоящая проходка, и мы, уверен, нагоним время, упущенное по различным причинам.
Пуск «Адмиралтейской» намечен на декабрь 2011 года.
А что, оригинальное и технически красивое решение. Если всё так, как здесь описано - и простота установки, и возможность повторного использования, и низкая стоимость, и т.п. - вполне жизнеспособная идея. Требуемые функции это сооружение выполняет, а то, что диссонирует с окружающей архитектурой - извиняйте, это всё-таки стройка, и это временно.
будем надеяться что эту отличную идею реализуют как следует, а не как у нас в России принято... То есть будем надеяться что это поможет более быстрому строительству
Скоро строительниые конторы и риэлторы начнуть терпеть убытки, люди себе будут надувать дачи, коттеджи и гаражи. )))) Потом дойдёт до квартир, а, лет через 20-30, построят первый надувной небоскрёб!