В горах Гарц (или Харц — Harz) вот уже более 100 лет функционирует сеть узкоколеек с шириной колеи 1000мм. Сеть состоит из трёх основных, связанных между собой линий: Harzquerbahn, Brockenbahn и Selketalbahn. Общая протяженность сети составляет около 140 км. Особая достопримечательность узкоколейки — использование паровозов.
Остановлюсь на самой короткой и самой популярной линии — Brockenbahn. Длина ветки составляет лишь 18,9 км, которую поезд проходит за 49 минут. На линии на данный момент открыты всего лишь 3 остановки:
— «Bahnhof Drei Annen Hohne» (543 м над уровнем моря)
— «Schierke» (687 м над уровнем моря)
— «Broken» (1125 м над уровнем моря)
На линии эксплуатируются только паровозы, построенные преимущественно в 50-х годах.
Прокатиться вверх-вниз обоёдется взрослому 31 евро, ребенку 17 евро. Семейный билет (до 2 взрослых и до 3 детей) стоит 63 евро и действует целый день.
До вокзала «Drei Annen Hohne» очень удебно доехать на машине. Рядом с вокзалом имеется большая стоянка. До «Schierke» без особого разрешения презд закрыт. Машину можно оставить за пару км до станции. И идти минут 20-30 в гору. До Брокена — верхушки одноименной горы — можно даехать либо на поезде, либо пройтись пешком.
1. Ширке.
2. Ждём поезда.
3. A вот и он.
4. Прибывет.
5. Но поезд, однако не наш. Этот идет вниз. А нам надо бы наверх. Обратите внимание, сколько людей на перроне.
6. Вагоны тоже полные.
7. Паровоз повернут не в «ту сторону». Потому что на горе нет круга для разворота.
8. Еще чуть-чуть и...
9.Чух-чух-чух...
10. Взгляд назад.
11. Тю-тю...
12. Уехал. А мы решили в этот раз никуда не ехать и пошли вниз к машине пока ещё окончательно не стемнело.
13. 3 года спустя. «Drei Annen Hohne».
14. Паровоз смотрит в «правильную» сторону.
16. Садимся и едем. В вагоне сфотографировать не получилось — поезд был полон народу.
17. А вот и лысая гора — Брокен. С погодой повезло — дул легкий ветер, на термометре было всего −12.
18. Место «разворота» паровоза.
19. Встречают паровоз.
20. Поезд уехал вниз, а мы пошли гулять по горе.
21. Красиво, правда?
22. Моя тень.
23. Всё. Поезд ушёл. Когда ехади обратно, было уже темно.
Раз уж затронул тему Франконской Швейцарии, поделюсь еще несколькими фотками тамошней узкоколейки. Были там весной 2004 года, фотографировали мало. На полноценный фоторепортаж не тянет. :)
Спасибо, интересно. Но хотелось бы узнать, какова роль этих узкоколеек в транспортной жизни тех регионов?? Они чисто туристические, или всё-таки имеют значение, как транспорт?? Какова парность?? Каковы скорости?? Насколько точно выполняется расписание??
Увы, глядя на эту идиллию сразу вспоминается, сколько наших транспортных (например, Талицы - Переславль, Шатурская сеть) и потенциально туристических (например, Зарайск) узкоколеек у нас уже уничтожено или уничтожается. Кажется люди, от которых что-то зависит, перспективу узкой колеи видят только на ДЖД.
>какова роль этих узкоколеек в транспортной жизни тех регионов? Они чисто туристические, или всё-таки имеют значение, как транспорт??
Brokenbahn, о котором написано выше, - исключительно туристический маршрут. Это заметно даже по ценам на билеты.
В 2009 году фирмой HSB (которой принадлежит гарцевая сеть узкоколеек) перевезла 1,16 млн. пассажиров. Из низ 726 тыс. пришлось на линию до Брокена. Оборот компании составил более 10 млн. евро. Объем грузовых перевозок компании составил около 24 тыс. тонн.
Как я понял, узкоколейка всё же больше туристический атракцион. На страничке фирмы нигде не указана цена месячного проездного билета. Возможно, такого просто нет. Есть билет на 5 дней. Стоит 47 евро для взрослого и 23,50 евро для ребенка. Для сравнения, месячный единый проездной в г. Брауншвейге стоит от 45,80 евро для взрослого и 41,30 евро - ученический проездной.
>Какова парность??
По зимнему расписанию до Брокена ходят 4 регулярных состава ежедневно плюс еще один по выходным. С 4 по 21 апреля добавляется еще один поезд. По другим веткам поезда ходят намного чаще. Например, вот тут одно расписание. Выглядит очень запутанно. A, C, D, F, S - разные исключения, которых, как видно, даже больше, чем регулярных рейсов.
>Каковы скорости??
До 40 км/ч.
Кстати, вот интересный график - профиль высот:
>Насколько точно выполняется расписание??
С немецкой точностью. :-)
Конечно, из-за погоды иногда бывают задержки или поезда отменяют.
Этот знак означает "ждать". При сортировке вагонов перед этим знаком надо остановиться и ждать разрешения стрелочника. В общем, проезд без остановки и разрешения запрещён.